Ст 151 УПК. Следователи и дознаватели

Наиболее сложная и ответственная форма расследования преступлений – предварительное следствие, осуществляемое следователями. Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а так же иные полномочия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.
Предварительное следствие по уголовным делам проводится следователями:
1. прокуратуры;
2. органов внутренних дел;

3.федеральной службы безопасности;

4.Федеральной службы наркоконтроля

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях.
Кроме того, следователи прокуратуры расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами представительных органов субъектов РФ, депутатами выборных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления. Следователям поручается проведение расследования о преступлениях совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, таможенных органов и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.
Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны Российской Федерации.


Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях.
К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство, о незаконном обороте наркотиков, о нарушениях правил противопожарной безопасности, транспортных правил, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и других.


Следователи Федеральной службы безопасности расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной тайны, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.


Следователи Госнарконтроля России расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (рецидив, крупный размер, тяжкие последствия).


Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится.
В организационном плане деятельность следователей направляется соответствующими следственными подразделениями:
– в прокуратуре - Главным следственным управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и следственными управлениями (отделами) прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур;
– в органах внутренних дел - Следственным комитетом МВД Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственными отделами (отделениями) районных, городских органов внутренних дел;
– в органах федеральной службы безопасности - Следственным комитетом ФСБ Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов Российской Федерации, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках;
- в органах нарконтроля России –Следственным управлением Федеральной службы наркоконтроля и следственными управлениями (отделами) нарконтроля в субъектах РФ.

57 вопрос: Органы дознания: назначение, общая характеристика, виды.

Органы дознания призваны осуществлять одну из форм предварительного расследования – дознание. Согласно п.8) ст.5 УПК, дознание– форма ПР, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Смысл введения дознания состоит в том, чтобы обеспечить более быструю подготовку к судебному производству дел о менее опасных преступлениях.

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся:

-органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

-органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ --- Директор Иванов В.П.

- иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (СВР, ФСО, ФСИН и др.);

- органы Федеральной службы судебных приставов;

- начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

-органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

- органы ФСБ --- Директор Бортников А.В.

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские подразделения и организации (далее - военно-медицинские организации), военно-строительные подразделения и иные организации и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности)

-таможенные органы, пограничные органы;

Таким образом, в одном случае закон наделил полномочиями учреждение, а в другом – начальников учреждений.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Процессуальные полномочия, т.е. функции органов дознания:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст.157 УПК);

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

П.4) ч.2 ст.38 УПК. Исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;

4) осуществление ОРД;

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Утратил силу. -

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание, как правило, производится дознавателями. Дознаватель – должностное лицо органа дознания, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Дознаватель уполномочен:

- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Наши рекомендации