Признание права на земельный участок
Правовое регулирование: ст. 12 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ, ФЗ «О гос. регистрации», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ГПК РФ.
Согласно ст. 12 ГК РФ признание права является одним из общегражданских способов защиты гражданских прав. Данный способ очень распространен на практике, например, он применяется при самовольном занятии земельного участка третьими лицами, нарушении межевых знаков и т.п. Он конкретизируется в ст. 59 ЗК РФ посредством указания на исключительно судебный характер процедуры признания прав на земельный участок.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы Росреестра обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ «О гос. регистрации».
Предметом иска о признании права собственности выступает требование подтвердить, что право собственности у истца уже существует или должно появиться на основании решения суда.
Среди особенностей применения данного способа защиты необходимо выделить следующие:
1. Данный способ защиты может осуществляться как самостоятельно, так и в совокупности с другими способами;
2. Защита прав на земельный участок посредством требования о признании права осуществляется только законными правообладателями земельных участков, а также в силу приобретательной давности.
По сути, это весь ответ на вопрос. Дальше материал только, чтобы расширить ответ и для «вау-эффекта» и одобрительных киваний головой.
***Эта позиция подтверждается в п. 19 ППВС и ВАС N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Согласно нему возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
В случаях, когда прежний собственник недвижимого имущества не был и не должен был быть известен давностному владельцу, он вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности. В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлекается государственный регистратор.
Однако не все поддерживают данную точку зрения о возможности признания права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, опираясь на практику применения положений о приобретательной давности. Многие суды отказывают в принятии таких исковых заявлений, мотивируя свой отказ тем, что ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ утверждают, что все земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, принадлежат государству. Это исключает возможность признания права собственности на земельный участок по такому основанию, как приобретательная давность.***
Плата за землю
Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.
Согласно ст. 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являютсяземельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Платность использования земли есть конкретизация общего принципа платности пользования природными ресурсами (землей, недрами, водными ресурсами, лесами, животным миром и др.).
Учреждение платы за пользование природными ресурсами стало возможным после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие природные ресурсы и введения их в гражданский оборот.
Основными целями платности пользования природными ресурсами являются: повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании земель и других природных ресурсов; создание материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов; изыскание дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие виды платы за землю:
1. Плата за предоставление (приобретение) земельных участков в собственность (при купле-продаже);
2. Плата за использование земли (это земельный налог и арендная плата).
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается кодексом и НПА представительных органов муниципального образования, и обязателен к уплате на территориях этих образований. ***Вроде как земельный налог будет действовать до тех пор, пока не будет введен налог на недвижимость.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, или праве пожизненного наследуемого владения (т.е. государство взимает за свою же собственную землю земельный налог).
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
Не признаются объектами налогообложения земельные участки:
1. Изъятые из оборота;
2. Ограниченные в обороте;
Таким образом, лица, обладающие земельными участками на вещном праве, уплачивают земельный налог, сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, который является налоговым периодом.
Налоговая ставка устанавливается правовыми актами представительных органов муниципального образования, и колеблется от 0,3% за земли сельскохозяйственного назначения, земли жилищного фонда, ЛПХ, садоводства до 1,5% в отношении прочих ЗУ.
Арендная плата является формой платы за использование земли.
В п. 4 ст. 65 ЗК РФ устанавливается, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Согласно п. 12 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. При недостижении сторонами соглашения о размере арендной платы по договору аренды земельного участка такой договор не считается заключенным.
Изменился порядок определения арендной платы, он зависит от порядка заключения договора:
1. Если договор заключен на аукционе, то арендная плата определяется по результатам аукциона;
2. Если в аукционе участвовало одно лицо, то размер арендной платы устанавливается исходя из начальной цены предмета аукциона;
3. Если договор заключен без торгов, размер арендной платы определяется органами власти субъекта РФ или местного самоуправления.
4. Плата может определяться в договоре.
Она может быть как в натуральном, так и в денежном выражении.
Плата за сервитут
В п. 5 ст. 274 ГК РФ указано, что собственник участка, обремененного сервитутом вправе, если иное не предусмотрено законом требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут соразмерную плату за пользование участком.
Правовой основой, регулирующей плату за сервитут, являются Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденные приказом Росземкадастра (его уже нет) 17.03.2004 г.
80. Стоимость (оценка) земли
Кадастровая цена земли
Государственная кадастровая оценка земли - это комплекс правовых, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определённую дату для целей определения платы за землю и осуществления государственного регулирования оборота земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в отношении земельных участков различного целевого назначения. Правовое значение заключается в создании налоговой базы для исчисления земельного налога.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению, проводится с учетом зонирования территории на всей территории РФ по единой системе. Территория РФ для этих целей разделена условно на кадастровые районы и кварталы.
Правовую базу кадастровой оценки составляет ЗК РФ и Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
Кадастровую оценку осуществляют:
1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
2. Независимые оценщики (ИП и юридические лица), имеющие лицензию на право осуществления кадастровых работ (кадастровый инженер).
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже 1 раза в 5 лет. В основу определения стоимости земельного участка заложена расчетная величина, т.е. условная стоимость 1 кв. м. той или иной категории. Результаты государственной оценки вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Поручением Правительства РФ от 20.05.2010 г. предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание условий введения местного налога на недвижимость в РФ. План реализации таких мероприятий готовит совместно Минфин и Минэкономразвития РФ.
На территории Ивановской области в 2012 году завершены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости за исключением земельных участков. Перечень объектов составлен на 10.12.2011 г. Государственная кадастровая оценка земельных участков продолжается.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка носят открытый характер.