Тема 8. Проблемы теории исключительных прав (1 ч.)
Содержание (план) практического занятия:
1. Особенности правовой природы объектов исключительных прав.
2. Понятие и правовая природа исключительного права.
3. Содержание исключительных прав. Срочный характер исключительных прав.
4. Особенности защиты исключительных прав.
5. Исключительное право и сложный объект в праве интеллектуальной собственности.
6. Категория «исключительное право» а) в законодательстве об авторском праве; б) в патентном законодательстве и др.
Задание для подготовки к практическому занятию:
Для подготовки к каждому практическому занятию необходимо изучить соответствующие главы основной рекомендованной литературы; ознакомиться с соответствующими разделами дополнительной учебной литературы, изучить необходимые нормативно-правовые акты; подбор судебной практики и выполнить дополнительные задания для самостоятельной работы.
1. На основании анализа ГК РФ составить справку о соотношении категорий «личные неимущественные права авторов» и «исключительные права».
2. Подготовиться к дискуссии на тему: «Пределы и ограничения исключительных прав».
3. Составьте аналитическую записку о практике определения судами размера компенсации в случаях нарушения исключительного права правообладателя с учетом позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу.
4. Подготовиться к дискуссии на тему: «Способы защиты исключительных прав».
3.4. Самостоятельная работа студента
Конкретные задания самостоятельной работы студента по отдельным разделам и темам курса применительно к отдельным формам обучения определяет преподаватель. В процессе самостоятельной работы студента используются также такие виды оценочных средств, как эссе, реферат, коллоквиум.
3.4.1. Виды самостоятельной работы
1. изучение и анализ положений нормативных актов;
2. изучение и анализ положений судебной практики;
3. подготовка обзора учебной, монографической литературы по дисциплине;
4. разработка сравнительных таблиц, схем;
5. подготовка эссе и рефератов, курсовых работ;
6. подготовка к коллоквиумам;
7. разработка проектов документов;
8. подготовка портфолио;
9. подготовка докладов и сообщений на заданную тему;
10. подготовка к дискуссии, дебатам, обсуждению в рамках круглого стола;
11. подготовка к обучающей игре и работе в малых группах.
3.4.2. Задания для самостоятельной работы:
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по всем разделам курса
1) Подготовка обзора основной и дополнительной монографической литературы, основных правовых актов по учебной дисциплине (основным темам).
2) Подготовка обзора научных статей из периодической печати по актуальным проблемам частного права.
3) Подготовить обзор публикаций в специальных юридических изданиях об изменениях в регулировании частноправовых отношений в свете реформы Гражданского кодекса РФ и готовящейся реформы Семейного кодека РФ, а также с учетом тенденций, формирующихся в судебной практике.
4) Подготовка доклада с электронной презентацией по проблемной теме курса (тема определяется преподавателем).
5) Подготовка проектов документов, опосредующих отношения, возникающие в сфере частноправового регулирования (вид определяется преподавателем), работа с типовыми формами документов.
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной формы обучения
Номер темы | Тема | Виды самостоятельной работы студента |
Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей. | Поиск и изучение научных материалов о проблемах разделения права на сферу частного и публичного права. Поиск и изучение материалов о предмете и методе гражданского и семейного права в российском и зарубежном праве, подготовка сообщений по данной тематике, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подбор примеров норм права, применяемых по аналогии закона (права), изучение рекомендованной литературы, подготовка реферата (эссе) по теме «Особенности применения аналогии закона в частном праве» | |
Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Анализ и обобщение практики применения судами законодательства об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным. Подготовка проектов судебных решений о признании гражданина недееспособным. Составление по указанию преподавателя документов, связанных с образованием и деятельностью юридического лица, анализ практики применения законодательства, обобщение судебной практики, а также подготовка к деловой игре по теме «Ликвидация юридического лица», «Банкротство» и других, подготовка к деловой игре по теме «Проведение общего собрания участников ООО». | |
Тема 3. Общее учение об объекте правоотношения в частном праве | Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Составление образцов документов по заданию преподавателя, подборка статей Гражданского кодекса, в которых термин «имущество» используется в различных значениях, изучение предложений по развитию гражданского законодательства. Подготовка схемы «Классификация вещей», сравнительной таблицы «Виды ценных бумаг» и других по указанию преподавателя. | |
Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подготовка схемы «Формы злоупотребления правом», обобщение судебной практики, подготовка образцов документов, подготовка к case-study «Оспаривание недобросовестных сделок». Составление сравнительной таблицы «Виды сроков защиты субъективных прав» | |
Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | Поиск и изучение научных материалов о владении и владельческой защите, подготовка сообщений по данной тематике Поиск и изучение существующих доктринальных материалов о сущности и признаках вещных прав. Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подготовка таблицы «Классификация оснований прекращения права собственности» Изучение судебной и деловой практики, подготовка проекта соглашения о разделе общего имущества супругов. | |
Развёрнутое схематическое изображение системы сервитутов. Разработка проекта соглашения об установлении сервитута. Составление проекта виндикационного иска, негаторного иска, анализ судебной практики по вопросу о соотношении виндикации и реституции. | ||
Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах | Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики по теме "Общие положения об обязательственном праве и обязательстве" и подготовка письменного обзора, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подготовка таблиц (схем): «Классификация обязательств», «Основания возникновения обязательств», «Альтернативные и факультативные обязательства» Подготовка докладов по темам: «Денежные обязательства», «Основные тенденции развития обязательственного права» «Развитие принципа добросовестного исполнения обязательств» и др. Подготовка образцов документов: «Соглашение об уступке права требования», «Соглашение о переводе долга» | |
Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав | Изучение рекомендованной литературы и судебной практики, решение задач, разработка проекта искового заявления о компенсации морального вреда за причинение вреда здоровью. Подготовка докладов по темам: «проблема конфликта личных неимущественных прав», «Соотношение категорий личных неимущественных прав и нематериальных благ» и др. | |
8. | Тема 8. Проблемы теории исключительных прав | Изучение рекомендованной литературы и судебной практики, письменное решение задач, подготовка к диспутам (деловым играм) по темам «Защита авторских прав на музыкальные произведения», «Авторское право и Интернете» и других по рекомендации преподавателя, подготовка сообщений (докладов) по теме «История регулирования прав на аудиовизуальное произведение» и другим по рекомендации преподавателя. Ознакомление с образцами договоров и иными документами на сайте Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (http://www.rao.ru/ ) Ознакомление с образцами патентов на сайте ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (http://www1.fips.ru , раздел «Информационно-поисковая система»). |
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Номер темы | Тема | Виды самостоятельной работы студента |
Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей. | Поиск и изучение научных материалов о проблемах разделения права на сферу частного и публичного права. Поиск и изучение материалов о предмете и методе гражданского и семейного права в российском и зарубежном праве, подготовка сообщений по данной тематике, изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, выяснение наиболее значимых позиций по спорным вопросам. Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подбор примеров норм права, применяемых по аналогии закона (права), изучение рекомендованной литературы, подготовка реферата (эссе) по теме «Особенности применения аналогии закона в частном праве» Подготовка таблицы с анализом о субсидиарной применении норм ГК РФ к семейным правоотношениям. Подготовка сравнительной таблицы «Принципы частного права» | |
Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | Письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Анализ и обобщение практики применения судами законодательства об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным. Подготовка проектов судебных решений о признании гражданина недееспособным. Составление по указанию преподавателя документов, связанных с образованием и деятельностью юридического лица, анализ практики применения законодательства, обобщение судебной практики, а также подготовка к деловой игре по теме «Ликвидация юридического лица», «Банкротство» и других, подготовка к деловой игре по теме «Проведение общего собрания участников ООО». Подготовка сравнительной таблицы «Виды юридических лиц» Подготовка реферата (эссе) по теме, предложенной преподавателем. | |
Тема 3. Общее учение об объекте правоотношения в частном праве | Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Составление образцов документов по заданию преподавателя, подборка статей Гражданского кодекса, в которых термин «имущество» используется в различных значениях, изучение предложений по развитию гражданского законодательства. Подготовка схемы «Классификация вещей», сравнительной таблицы «Виды ценных бумаг» и других по указанию преподавателя. Составление сравнительной таблицы «Виды имущественных комплексов». Составление схемы стадии регистрации права на недвижимое имущество. | |
Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подготовка схемы «Формы злоупотребления правом», обобщение судебной практики, подготовка образцов документов, подготовка к case-study «Оспаривание недобросовестных сделок». Составление сравнительной таблицы «Виды сроков защиты субъективных прав» Составление сравнительной таблицы «Виды представительства в частном праве». Составление схемы «Виды доверенностей». | |
Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | Поиск и изучение научных материалов о владении и владельческой защите, подготовка сообщений по данной тематике Поиск и изучение существующих доктринальных материалов о сущности и признаках вещных прав. Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подготовка таблицы «Классификация оснований прекращения права собственности» Изучение судебной и деловой практики, подготовка проекта соглашения о разделе общего имущества супругов. Развёрнутое схематическое изображение системы сервитутов. Разработка проекта соглашения об установлении сервитута. Составление сравнительной таблица «право оперативного управления и хозяйственного ведения». Составление проекта виндикационного иска, негаторного иска, анализ судебной практики по вопросу о соотношении виндикации и реституции. Составление схемы «Владение и владельческая защита» | |
Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах | Изучение рекомендованной учебной и дополнительной литературы, обобщение судебной практики по теме "Общие положения об обязательственном праве и обязательстве" и подготовка письменного обзора, письменное решение рекомендованных преподавателем задач. Подготовка таблиц (схем): «Классификация обязательств», «Основания возникновения обязательств», «Альтернативные и факультативные обязательства», «Натуральные обязательства». Подготовка докладов по темам: «Денежные обязательства», «Основные тенденции развития обязательственного права» «Развитие принципа добросовестного исполнения обязательств» и др. Подготовка образцов документов: «Соглашение об уступке права требования», «Соглашение о переводе долга» Составление сравнительной таблицы «Обязательства с множественностью лиц». | |
Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав | Изучение рекомендованной литературы и судебной практики, решение задач, разработка проекта искового заявления о компенсации морального вреда вследствие причинения вреда здоровью. Подготовка докладов по темам: «проблема конфликта личных неимущественных прав», «Соотношение категорий личных неимущественных прав и нематериальных благ» и др. Составление проекта искового заявления о защите чести и достоинства. | |
8. | Тема 8. Проблемы теории исключительных прав | Изучение рекомендованной литературы и судебной практики, письменное решение задач, подготовка к диспутам (деловым играм) по темам «Защита авторских прав на музыкальные произведения», «Авторское право и Интернете» и других по рекомендации преподавателя, подготовка сообщений (докладов) по теме «История регулирования прав на аудиовизуальное произведение» и другим по рекомендации преподавателя. Ознакомление с образцами договоров и иными документами на сайте Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (http://www.rao.ru/ ) Ознакомление с образцами патентов на сайте ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (http://www1.fips.ru , раздел «Информационно-поисковая система»). |
Образовательные технологии
Общий банк данных применяемых образовательных технологий
1. Подготовка проектов документов, работа с типовыми формами документов.
2. Интерактивные формы проведения занятий («мозговой штурм», разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп, работа в малых группах, электронные презентации, вузовские и межвузовские телеконференциии др.).
3. Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации, электронное дистанционное тестирование).
4. Встречи с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателями и практикующими юристами, адвокатского и судейского корпуса, в т. ч. для проведения мастер-классов и круглых столов.
5. СЦЕНАРИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОБРАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ПАПКЕ – ПРИЛОЖЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ.
6.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество Часов |
Лекции | |||
Тема № 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей. | Лекция – дискуссия С применением технических средств (презентация) и обратная связь. | 1/1/1 | |
Практические занятия | |||
Тема № 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | Семинар-дискуссия. Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре). Подготовка творческого задания: анализ тенденций изменений законодательства, регулирующего юридические лица. | 2/2/1 | |
Тема № 3. Общее учение об объекте в частном праве | Семинар-дискуссия Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Подготовка творческого задания: поиск судебного решения по теме практического задания, его анализ и обсуждение на семинаре. | 2/2/1 | |
Тема № 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | Семинар-дискуссия по методу «мозгового штурма» Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Работа в малых группах. Анализ заранее подготовленных преподавателем судебных решений по теме практического задания (case study). Обсуждение полученных результатов. Подготовка творческого задания: поиск судебного решения по теме практического задания, его анализ и обсуждение на семинаре. | 2/2/1 | |
Тема № 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | Семинар-дискуссия по методу «мозгового штурма» Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Работа в малых группах. Анализ заранее подготовленных преподавателем судебных решений по теме практического задания (case study). Обсуждение полученных результатов. Анализ и обсуждение научной статьи по теме занятия. | 2/2/1 | |
Тема № 6. Проблемы общего учения об обязательствах | Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашения об уступке требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение результатов. Работа в малых группах. Анализ заранее подготовленных преподавателем судебных решений по теме практического задания (case study). Обсуждение полученных результатов. Подготовка творческого задания: поиск судебного решения по теме практического задания, его анализ и обсуждение на семинаре | 2/2/1 | |
Тема № 7. Проблемы теории личных неимущественных прав | Семинар-дискуссия по методу «мозгового штурма» Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Работа в малых группах. Анализ заранее подготовленных преподавателем судебных решений по теме практического задания (case study). Обсуждение полученных результатов. Подготовка творческого задания: поиск судебного решения по теме практического задания, его анализ и обсуждение на семинаре. | 2/1/1 | |
Тема 8. Проблемы теории исключительных прав | Семинар-дискуссия по методу «мозгового штурма» Обсуждение теоретических и практических проблем (часть проблем сформулированы заранее, часть проблем даются на семинаре) Работа в малых группах. Анализ заранее подготовленных преподавателем судебных решений по теме практического задания (case study). Обсуждение полученных результатов. | 2/1/1 | |
Итого: | 15/13/8 |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Текущий контроль осуществляется путем проведения преподавателем классического опроса студентов по теме практического занятия, подготовки докладов, эссе и рефератов, текстового задания по пройденному материалу или самостоятельной работы по изучаемой теме.
Итоговый контроль осуществляется при проведении экзаменационного зачета в устной форме.
Вопросы к зачету по дисциплине «Актуальные проблемы частного
Прав»
1. Проблема разделения права на сферу частного и публичного права. Проблема дуализма частного права.
2. Гражданское право в системе частного и публичного права. Взаимодействие гражданского права с другими отраслями права.
3. Проблемы системы источников гражданского права.
4. Сущность гражданско-правового регулирования. Механизм гражданско-правового регулирования.
5. Проблемы предмета гражданского права: содержания имущественных отношений; значение личных неимущественных отношений; роль корпоративных отношений в предмете гражданского права.
6. Особенности проявления организационных отношений в сфере частного права.
7. Современное доктринальное представление о методе гражданско-правового регулирования.
8. Принципы гражданско-правового регулирования: понятие, проблемы классификации принципов в гражданском праве.
9. Семейное право в системе права. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права. Система семейного права
10. В чем значение классификации субъектов гражданского права?
11. Проблемы «зависимого» субъекта, «сложного» субъекта», «фиктивного» субъекта, «будущего» субъекта, «специального» субъекта.
12. Учение о юридических лицах в гражданском праве.
13. Субъекты семейного права Проблема определения категории «семьи» в частном праве.
14. Проблемы определения понятия «объекта правоотношения» в частном праве.
15. Определите значение легальных классификаций объектов в гражданском праве.
16. В чем особенности применения теории фикции при определении режимов некоторых объектов гражданского права?
17.Особенности осуществления гражданских представительства.
18.Проблемы злоупотребления правом. Формы злоупотребления правом. Обход закона.
19.Пределы осуществления гражданских прав. Принцип и презумпция добросовестности.
20. Соотношение мер охраны и мер защиты в гражданско-правовых институтах.
21.Учение о сроках в частном праве.
22.Классификация сроков в частном праве. Значение и виды сроков защиты субъективных прав.
23.Понятие и система вещных прав
24.Понятие, признаки и содержание ограниченных вещных прав по действующему российскому законодательству.
25.Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом: понятие и содержание.
26.Понятие и характеристика владения в частном праве. Особенности защиты владения.
27.Основные модели права собственности: особенности и содержание.
28.Особенности режима общей собственности.
29.Ограничения и обременения права собственности.
30. Особенности виндикационной защиты вещных прав.
31. Особенности негаторной защиты права собственности.
32. Применение самозащиты при нарушении вещных прав.
33. Понятие обязательства и обязательственного права.
34. Основные тенденции развития обязательственного права.
35. Основания возникновения обязательств. Классификация обязательств в зависимости от оснований возникновения.
36. Субъекты обязательств. Множественность лиц в обязательствах.
37. Перемена лиц в обязательстве, соотношение с общим понятием правопреемства. Уступка права требования. Перевод долга.
38. Виды обязательств. Проблема натуральных обязательств в гражданском праве.
39.Актуальные проблемы внедоговорных обязательств. Деликтные и кондикционные обязательства.
40.Понятие и правовая природа личных прав. Виды личных неимущественных прав.
41.Соотношение категорий личных неимущественных прав и нематериальных благ.
42.Особенности защиты личных неимущественных прав в случае их нарушения: формы и способы защиты.
43.Компенсация морального вреда при нарушении личных неимущественных прав: проблемы определения размера.
44.Конфликт личных неимущественных прав: теоретические и практические проблемы разрешения.
45.Особенности правовой природы объектов исключительных прав. Характеристика отношений, возникающих по поводу объектов исключительных прав.
46.Понятие и правовая природа исключительного права.
47.Личные неимущественные права авторов и исключительные права: проблемы соотношения.
48.Содержание исключительных прав. Срочный характер исключительных прав.
49.Пределы и ограничения исключительного права.
50.Особенности защиты исключительных прав в частном праве.
51.Категория «исключительное право» а) в законодательстве об авторском праве; б) в патентном законодательстве и др.
52.Права на средства индивидуализации и их место в системе исключительных прав.
Примерные темы письменных работ: рефератов (эссе):
Реферат (эссе)
В целях повышения эффективности изучаемой дисциплины магистрант может выбрать любую тему из предложенного преподавателем списка для подготовки реферата (эссе) по исследуемой проблеме. При домашней подготовке письменной работы магистрант должен решить следующие задачи:
— обосновать актуальность и значимость темы;
— ознакомиться с литературой и сделать её анализ;
— собрать необходимый материал для исследования;
— провести систематизацию и анализ собранных данных;
— изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам по теме исследования;
— по результатам полученных данных сделать выводы.
Реферат (эссе) должен быть оформлен: напечатан, подписан и сдан преподавателю. Работа оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа, выполняется на бумаге формата А4, шрифт – 14 Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, границы полей: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм. Оптимальный объём реферата – 10-15 страниц.
Темы рефератов (эссе)
1. Проблемы основного разделения права на сферы частного и публичного права.
2. Проблема дуализма частного права. Роль и значение предпринимательских отношений в сфере частного права.
3. Принцип и презумпция добросовестности в институтах частного права.
4. Проблемы источников частного права
5. Учение о гражданском правоотношении.
6. Проблемы правового статуса субъектов частного права
7. Круг субъектов семейного права.
8. Проблемы правового режима объектов частного права.
9. Проблемы осуществления и защиты прав субъектов в частноправовой сфере.
10. Особенности осуществления гражданских прав и обязанностей недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.
11. Развитие правосубъектности юридического лица в частном праве.
12. Участие государства в частно-правовых отношениях в условиях рыночной экономики.
13. Вещи и имущество: понятия, сравнительная характеристика.
14. Представительство и посредничество: соотношение понятий в сфере частного права.
15. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности и тайны личной жизни: проблема конфликта личных неимущественных прав.
16. Обязательство, сделка, договор: соотношение понятий и взаимодействие.
17. Проблема натуральных обязательств в частном праве.
18. Соотношение закона и договора в частном праве.
19. Защита прав потребителей и принципы частного права.
20. Организационные договоры: понятие, особенности, классификация.
21. Теоретические и практические проблемы возмещения морального вреда.
22. Категория личных прав в частном праве.
23. Правовые аспекты использования и защиты некоторых объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет.
24. Особенности правовой природы исключительных прав.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
Тема № 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей. | ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 ДПК-4 | 1) Знать: - понятия частного и публичного права; -значение гражданского права в системе частного и публичного права. - принципы взаимодействия гражданского права с другими отраслями сферы частного права. - систему источников гражданского права 2) Уметь: - толковать нормативные акты, предмета, принципов правового регулирования частноправовых отношений; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по проблемам применения гражданского, семейного законодательства. 3) Владеть: - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области частного права в целом и по проблемам системообразующих признаков отраслей гражданского, семейного права, в частности. | |
Тема № 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности | ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 | 1) Знать: - понятие и признаки субъекта гражданского и семейного права; - содержание категорий право и дееспособность; содержание гражданской правосубъектности физических лиц. - особенности правового статуса индивидуального предпринимателя: его гражданско-правовую и межотраслевую. характеристики. - тенденции развития законодательства о юридических лицах как субъектах гражданского права на современном этапе. - особенности гражданской правосубъектности юридических лиц. - особенности законодательной классификации юридических лиц. Особенности правовой природы органа юридического лица. - содержание гражданской правосубъектности публично-правовых образований; -особенности статуса субъектов семейного права 2) Уметь: - толковать нормативные акты, определяющие правовой статус субъектов гражданского и семейного права; - составлять проекты документов, сопровождающих создание и деятельность юридических лиц; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по спорам о субъекте гражданского и семейного права. 3) Владеть: - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области частного права в целом и по проблемам правового статуса субъектов гражданского и семейного права, в частности. | |
Тема № 3. Общее учение об объекте в частном праве | ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 | 1) Знать: -понятие объекта правоотношения в частном праве. - особенности классификации объектов в частном праве, виды объектов в частном праве. - особенности объектов семейных прав. - особенности правового режима отдельных объектов гражданских прав. - особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество. - понятие и признаки ценной бумаги. -виды ценных бумаг в гражданском праве. -особенности статуса имущественных комплексов в частном праве: понятие и виды. 2) Уметь: - толковать нормативные акты, устанавливающие особенности правового режима объектов частного права ; - - составлять проекты документов, касающихся объектов частного права, в том числе недвижимого имущества; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по спорам, вытекающим из оборота объектов гражданских прав. 3) Владеть: - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области регулирования объектов частного права. | |
Тема № 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом. | ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 | 1) Знать: - особенности личного осуществления гражданских и семейных прав и исполнения обязанностей. - особенности осуществление прав и исполнение обязанностей через представителя. -последствия выхода представителя за пределы полномочия. - виды представительства; -особенности коммерческого представительства. -понятие и виды пределов осуществления гражданских и семейных прав. -принцип добросовестности и запрет на злоупотребление правом. -особенности защиты гражданских и семейных прав. 2) Уметь: - толковать нормативные акты, касающиеся прекращения договорного обязательства; - юридически грамотно организовывать деятельность по осуществлению гражданских и семейных прав; - составлять проекты документов, сопровождающих осуществление гражданских и семейных прав; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по спорам о защите прав, недопущении злоупотребления правами; 3) Владеть: - способностями самостоятельной подготовки документов, опосредующих осуществление гражданских прав, в том числе доверенностей; - навыками сотрудничества с контрагентами; - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области осуществления и защиты субъективных прав. | |
Тема № 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности | ОК-2 ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 | 1)Знать: - понятие и признаки вещного права. - особенности классификации вещных прав. - особенности владения как субъективное право и фактическое состояние; - проблема добросовестного и недобросовестного владения. -содержание права собственности. - ограничение и обременение права собственности. - особенности приобретения и прекращения права собственности. - понятие и способы возникновения права общей собственности; - особенности защиты права собственности. 2) Уметь: - толковать нормативные акты, возникновения, осуществления и прекращения вещных прав; -составлять проекты документов, сопровождающих возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав; - проводить правовую экспертизу соответствующих документов; - анализировать решения судов по спорам, касающимся вещных прав; 3) Владеть: - способностями самостоятельной подготовки документов, сопровождающих возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав; - опытом анализа материалов судебной практики; - навыками критической оценки теоретических концепций в области вещных прав, в целом, и защиты вещных прав, в частности. | |
Тема № 6. Проблемы общего учения об обязательствах | ОК-2 ПК-2 ПК-4, ПК-7 ПК-8 ДПК-1 ДПК-2 ДПК-3 < |