Магистерская программа «Магистр частного права»

Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения:очная, очно-заочная (вечерняя), заочная

Москва

Программа одобрена на заседании кафедры

гражданского права

«___» ______ 2017 г., протокол № ___

Автор:

Богданова Е.Е.– доктор юридических наук, и.о. заведующей кафедрой гражданского права

Рецензент:

Актуальные проблемы частного права:

рабочая программа / Е.Е. Богданова. – М., 2017. – 71 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению подготовки 030900 Юриспруденция

(квалификация (степень) магистр)

© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017

Оглавление: с.

1.Цели освоения учебной дисциплины………………………………..4

2.Место учебной дисциплины в структуре ОП ……………………...6

3.Структура и содержание учебной дисциплины…………………….8

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)……………….15

3.2. Лекции……………………………………………………………18

3.3. Практические занятия…………………………………………...19

3.4. Самостоятельная работа………………………………………...37

4.Образовательные технологии……………………………………….44

5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

и учебно-методическое обеспечение самостоятельной

работы студентов…………………………………………………….47

6.Планируемые результаты освоения учебной дисциплины……... 51

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебной дисциплины ……... ………………………………………..57

1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» являются получение студентами магистратуры углубленных научных и практических правовых знаний об основных проблемах современного частного права, направленных на формирование и развитие навыков юридического анализа, обобщения, разрешения и прогнозирования различных, в том числе нестандартных правовых ситуаций, а также усвоение разных форм организации научной работы.

Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

1) в области обучения:

- знать основные правовые категории частного права, систему доктринальных подходов и точек зрения, образующих содержание науки частного права, основные тенденции развития отечественного гражданского и семейного законодательства;

-сформировать способность анализировать различные точки зрения на существующие проблемы, изучить действующее законодательство применительно к учебной дисциплине и возможные пути его развития, систематизировать судебно-арбитражную практику, выявляя характерные черты разрешения типовых проблем;

- ознакомиться с происхождением, сущностью, современным состоянием и тенденциями развития частного права;

2) в области воспитания:

– сформировать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, культуру мышления, повысить уровень правосознания, актуализировать мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности, сформировать этику юриста, научного работника.

3) в области развития:

­ - развить организаторские способности студента, необходимые для успешного применения полученных знаний при осуществлении профессиональной деятельности, аналитические качества для решения правовых споров в суде, а также общие интеллектуальные способности для занятия научной и педагогической деятельностью.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:

– правотворческая;

– правоприменительная;

– экспертно-консультационная;

– организационно-управленческая;

– научно-исследовательская.

– педагогическая.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

- основные научные проблемы и дискуссионные вопросы частного права;

- основные правовые категории частного права, систему доктринальных подходов и точек зрения, образующих содержание науки частного права, основные тенденции развития отечественного гражданского и семейного законодательства;

2) Уметь:

- критически оценивать законодательные новеллы; применять теоретические знания к решению конкретных правоприменительных задач; аргументировано излагать содержание основных научных проблем; вести научную дискуссию, обобщать и анализировать материалы правоприменительной практики, статистические и иные эмпирические данные;

- теоретически аргументировать и формулировать собственное мнение по спорным проблемам российского гражданского и семейного права, а также по сравнительно-правовой научной проблематике; выбирать и правильно применять необходимые методы сравнительно-правового исследования; применять теоретические знания к решению конкретных правоприменительных задач;

- последовательно и аргументировано излагать содержание научных проблем; вести научную дискуссию, анализировать материалы правоприменительной практики, выявлять несовершенство законодательной основы правоприменения и ошибочное истолкование гражданско-правовых норм на практике;

- осуществлять самостоятельно правовую квалификацию частноправовых явлений;

- применять теоретические знания к осмыслению и возможностям решения конкретных правоприменительных задач, используя потенциал теории и практики гражданского и семейного права.

- овладевать курсами гражданского и семейного права, не ограничиваясь изучением только учебников, статей, монографий и научных журналов, а аналитически и постоянно использовать такие важнейшие правовые источники как: федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления и решения Правительства, а также другие нормативные правовые акты, регулирующие частноправовые отношения. При изучении гражданского права крайне важно пользоваться данными статистики и материалами судебной практики;

- последовательно и обосновано излагать содержание основных понятий, научных проблем;

3) Владеть:

- навыками самостоятельного научного анализа нормативных актов и актов правоприменения, осуществления правовой квалификации отношений, возникающих в рамках гражданского оборота;

-способностями самостоятельной подготовки текстов юридических документов;

-навыками сотрудничества с другими участниками гражданского оборота;

-опытом анализа материалов судебной практики;

-навыками критической оценки теоретических концепций в области частного права.

Указанные знания, умения и навыки позволят студенту продвинуться в получении следующих обязательных общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способность к разработке и реализации правовых норм (ПК-1);

-способность проводить научные исследования и вырабатывать научные правовые концепции, коррелирующие с эволюционными процессами в нормативно-правовом регулировании(ПК-2);

-способности квалифицированно применять нормативные правовые акты в юридической деятельности (ПК –2);

- готовность к образовательной и воспитательной деятельности по правовым дисциплинам (ПК-3);

способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

способности принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных актов (ПК-8).

Преподавание учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» ориентировано на освоение студентами следующих видов профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции, включающая организацию и проведение научных исследований (в том числе, междисциплинарного и прикладного характера, в составе коллектива), а также подготовку научно-обоснованных заключений в правотворческой и иной правоприменительной сфере;

2. Место учебной дисциплины в структуре ОП

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы частного права» относится к профессиональному циклу ОП по направлению подготовки 030900 юриспруденция и входит в структуру базовой (основной) части магистерской программы «Магистр частного права», являясь обязательной дисциплиной. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла как «Гражданское и торговое право зарубежных стран», «Вещное право: проблемы и тенденции развития», «Проблемы договорного права».

Изучение учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» предполагает наличие у студента базовых познаний в области теории права, гражданского права, семейного право, в частности, студент должен: понимать значение таких понятий как «правоотношение», «обязательство», «ответственность», «защита гражданских прав», «вещное право», «исключительное право», ориентироваться в судебной практике.

Освоение учебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права» необходимо, как предшествующее изучению дисциплин вариативной части программы «Магистр частного права».

Структурно-логические связиучебной дисциплины «Актуальные проблемы частного права»

Учебные дисциплины, на которые опирается содержание данной учебной дисциплины Учебные дисциплины, для которых содержание данной учебной дисциплины выступает опорой
-Гражданское право; -Семейное право: -Гражданское и торговое право зарубежных стран; -Проблемы договорного права; -Вещное право: проблемы и тенденции развития   -Гражданско-правовая ответственность в российском и зарубежном праве; -Исключительные права в гражданском обороте; -Сделки и представительство в частном праве

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3зачетные единицы, 108 часов для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы частного права» изучается в течение одного семестра. Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена.

3.1. Содержание дисциплины (программа курса)

3.1.1. Содержание дисциплины (программы курса) для студентов очной формы обучения

№№№ п/п Тема учебной дисциплины Лекция Практическиезанятия СРС* Образовательные технологии Формы текущего контроля Всего часов (без экзамена)
  Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей         Лекция читается с применением технических средств (презентация) и обратной связи. коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности       Занятие проводится в диалоговом режиме. коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Тема 3. Общее учение об объекте в частном праве       Практическое занятие в диалоговом режиме, Работа в малых группах. Занятие проводится с применением технических средств ерешение практи-ческих ситуаций, тест    
  Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом.       коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). коллок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности   коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах   Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашение об уступки требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение итогов исследовательской работы. Занятие проводится с применением технических средств. кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав     Практическое занятие в диалоговом режиме. коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 8. Проблемы теории исключительных прав   коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Итого:   экзамен  

*- задания для самостоятельной работы студента определяет преподаватель на основе банка данных раздела 3.4, 5 Программы.

3.1.2. Содержание дисциплины (программы курса) для студентов очно-заочной формы обучения

№№№ п/п Тема учебной дисциплины Лекция Практическиезанятия СРС* Образовательные технологии Формы текущего контроля Всего часов (без экзамена)
  Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей.         Лекция читается с применением технических средств (презентация) и обратной связи. коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности       Занятие проводится в диалоговом режиме. коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Тема 3. Общее учение об объекте в частном праве     Практическое занятие в диалоговом режиме, Работа в малых группах. Занятие проводится с применением технических средств ерешение практи-ческих ситуаций, тест    
  Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом.       коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). коллок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности   коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах   Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашение об уступки требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение итогов исследовательской работы. Занятие проводится с применением технических средств. кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав     Практическое занятие в диалоговом режиме. коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 8. Проблемы теории исключительных прав   коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Итого:   экзамен  

*- задания для самостоятельной работы студента определяет преподаватель на основе банка данных раздела 3.4, 5 Программы.

3.1.3 Содержание дисциплины (программы курса) для студентов заочной формы обучения

№№№ п/п Тема учебной дисциплины Лекция Практическиезанятия СРС* Образовательные технологии Формы текущего контроля Всего часов (без экзамена)
  Тема 1. Проблемы основного разделения права. Системообразующие признаки (критерии) отрасли гражданского права и отрасли семейного права как частно-правовых отраслей         Лекция читается с применением технических средств (презентация) и обратной связи. коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Тема 2. Проблемы правового статуса субъектов гражданского и семейного права. Юридическое лицо: проблема производной личности     Занятие проводится в диалоговом режиме. коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Тема 3. Общее учение об объекте правоотношения в частном праве     Практическое занятие в диалоговом режиме, Работа в малых группах. Занятие проводится с применением технических средств ерешение практи-ческих ситуаций, тест    
  Тема 4. Актуальные проблемы осуществления гражданских и семейных прав. Злоупотребление правом.       коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). коллок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 5. Общее учение о вещных правах и праве собственности   коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 6. Проблемы общего учения об обязательствах   Работа в малых группах с элементами ролевой игры: составление соглашение об уступки требования и соглашения о переводе долга. Обсуждение итогов исследовательской работы. Занятие проводится с применением технических средств. кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 7. Проблемы теории личных неимущественных прав     Практическое занятие в диалоговом режиме. коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). кколлок-виум,решение практи-ческих итуаций, тест  
  Тема 8. Проблемы теории исключительных прав   коллективное обсуждение, дискуссия, «мозговой штурм», сase-study (анализ конкретных, практических ситуаций). коллок-виум, эссе, реферат, тест.    
  Итого:   экзамен  

*- задания для самостоятельной работы студента определяет преподаватель на основе банка данных раздела 3.4, 5 Программы.

Содержание дисциплины:

Наши рекомендации