Тема 1: Понятие налогов и их система, функции, принципы. Источники налогового права

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Методические рекомендации

по направлению подготовки 40.03.01

«Юриспруденция»

Калининград

Налоговое право: Методические рекомендации. /Авт.-сост. Гусев В.А. - г. Калининград: МФЮА, 2016 – 51 с.

Методические рекомендации учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. N 464 и учебного плана дисциплины по направлению подготовки «Юриспруденция».

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин протокол №____ « «__________________ 2016 г.

  © Гусев В.А., 2016 © Кафедра гражданско-правовых дисциплин, 2016 © Калининградский филиал МФЮА, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка …………………………………………………………..…4

2.Тематический план…………………………………………………………..……...7

3.Методические рекомендации по изучению дисциплины…………………….….8

4.Вопросы к экзамену……………….…….…………………………………………43

5.Словарь терминов (глоссарий)……………………………………………………45

6.Литература.……..………………………………………………………………......50

Пояснительная записка

Программа дисциплины составлена на основе действующего обновленного законодательства РФ, Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов. Получение студентами глубоких знаний в области арбитражного процесса, а также смежных с ним дисциплин является необходимым условием формирования квалифицированного корпуса юристов.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

знать:

· сущность, содержание и особенности институтов и понятий налогового права, их правовое регулирование по действующему законодательству РФ;

уметь:

· проводить анализ налоговых норм, применять их в практической деятельности;

· составлять проекты основных документов.

Цель дисциплины:

формирование знаний в области налогового права, а также выработка умений по применению налогового законодательства РФ в последующей профессиональной деятельности юристов.

Задачи дисциплины:

  1. Освоение сущности, содержания и особенностей институтов и понятий налогового права, их правовое регулирование по действующему законодательству РФ;
  2. Проведение анализа налоговых норм, применение их в практической деятельности;
  3. Приобретение навыков в составлении проектов основных процессуальных документов.

Среди новых явлений в современной России наблюдается бур­ное развитие налогового права. Активно формируется норматив­но-правовая основа регулирования налоговых отношений, резко возрос интерес к налоговому праву со стороны органов государст­венной власти и местного самоуправления, предпринимателей и рядовых граждан. Эти внешние признаки обусловлены глубин­ными преобразованиями, происходящими в нашей стране.

Налоги — это динамичный инструмент финансово-правовой политики, являющийся основой пополнения бюджетов всех уровней. В России налоговая система претерпевает постоянные изменения, обусловленные становлением рынка. На рубеже но­вого тысячелетия стала очевидной необходимость укрепления финансовой и налоговой дисциплины, появилась (как никогда раньше) потребность в нормах права, направленных на регули­рование отношений между государством и налогоплательщика­ми, обеспечивающих эффективность функционирования нало­гового законодательства.

Нало­говое законодательство России содержит основные экономиче­ские и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогообложения, поэтому систем­ный курс налогового права особенно важен.

Настоящий материал подготовлен в соответствии с обяза­тельными требованиями профессионального высшего образования и методическими требования­ми. Вопросы, изложен­ные в данной программе, соответствуют учебной программе по курсу «Налоговое право».

Нормативной базой являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, иные федеральные нормативные право­вые акты, финансово-правовые нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Изучение этого курса в высших юридических учебных заве­дениях предполагает необходимость знания не только важней­ших актов налогового законодательства, но и теоретических ос­нов налогового права как самостоятельной дисциплины в рос­сийском правовом образовании. При этом следует иметь в виду, что к теоретическому обоснованию налогово-правовых принци­пов и институтов предъявляются повышенные требования в связи с развитием налогообложения как одного из признаков государства, формы государственного управления и доходного важнейшего источника бюджетов всех уровней.

Дисциплина "Налоговое право" предусматривает формирование у студентов систематизированных знаний налоговой правовой теории, правовых норм налогового законодательства и особенностей их применения в современных условиях экономики и ставит целью раскрыть технику организации налогообложения в Российской Федерации.

Значительное место в обучении занимает самостоятельная работа, в ходе которой изучаются проблемные вопросы дисциплины, опираясь на ключевые положения и рекомендации, полученные на лекциях. Текущий контроль знаний студентов проводится во время аудиторных занятий в форме, избранной преподавателем (тестирование, контрольные опросы и др.).

Видами учебных занятий по изучению дисциплины являются лекции, семинары. Порядок проведения семинарских занятий подробно излагается в соответствующих планах, где содержится расширенный перечень учебной и методической литературы, законодательных и иных нормативных актов, и других документов РФ по каждой теме курса, а также учебные вопросы, рассматриваемые на занятиях.

Содержание и структура учебной дисциплины, состоит из десяти тем, рассчитанных на 64 учебных часа и заканчивается сдачей экзамена.

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Налоговое право» является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат).

Дисциплина «Налоговое право» базируется на знаниях, полученных в рамках курса «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и других дисциплин профессионального образования.

Дисциплина «Налоговое право» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех юридических дисциплин, входящих в ООП бакалавра юриспруденции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

3. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

4. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

5. обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

6. имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): в нормотворческой деятельности:

1. способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

2. в правоприменительной деятельности:

3. способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

4. способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

5. способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

6. способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

7. способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

1. готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

2. способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

3. способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

4. в экспертно-консультационной деятельности:

5. способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

6. способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

7. способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

2.Тематический план

по дисциплине «Налоговое право»

№ п/п Название темы Всего часов Всего аудитор. занятий   Количество часов по видам занятий Сам работа
Лекции Семинары Практич. занятия
  1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1:Понятие налогов и их система, функции, принципы. Источники налогового права      
  2. Тема 2: Участники налоговых правоотношений и их правовой статус          
3. Тема 3:Исполнение налоговой обязанности по уплате налогов и сборов
4. Тема 4:Понятие, формы и виды налогового контроля  
5. Тема 5: Налоговая ответственность: понятие, функции, принципы и стадии  
6. Тема 6: Налоговые, административные и уголовные правонарушения, и их характеристика
  7. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема 7: Федеральные налоги и сборы        
8. Тема 8: Региональные и местные налоги и сборы    
9. Тема 9: Специальные налоговые режимы
  ИТОГО: Форма контроля - экзамен

3.Методические рекомендации по изучению дисциплины

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Налоговые преступления.

Особенная часть

Глава 22. Акцизы

Глава 25.2. Водный налог

Акциз

Акциз является федеральным косвенным налогом, который урегулирован гл. 22 НК РФ, действующей с 1 января 2001 г. Ранее акциз уплачивался на основании Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 "Об акцизах", который ныне утратил силу. При этом, гл. 22 НК РФ обозначена, как "Акцизы", хотя речь в ней идет, очевидно, об одном налоге - акцизе.

Само слово "акциз" (англ. - excise), предположительно, происходит от латинского excidere - отсекать, отрезать; так как благодаря налогу часть товара как бы отсекается, что могло исполняться и буквально относительно некоторых товаров при господстве натуральных налогов*(1158).

Согласно п. 1 ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации; индивидуальные предприниматели; а также лица, признаваемые налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объект налогообложения акцизом, наиболее часто возникающий в деятельности налогоплательщиков данного налога, предусмотрен в подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ: реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров (т.е. применительно к "внутреннему" акцизу). В целях исчисления акциза передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров. Другой важнейший объект налогообложения, как и в НДС, - ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ), что соответствует "таможенному" акцизу.

В ст. 193 НК РФ установлены ставки акциза. Ставки акциза могут быть подразделены на три группы:

- твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), например, на 2015 г.: для алкогольной продукции (с объемной долей этилового спирта свыше 9%) - 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах; для игристых вин (шампанских) - 25 руб. за 1 литр; для сигар - 128 руб. за 1 шт.; для автомобильного бензина класса "3" - 7300 руб. за тонну; для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 150 л.с. - 365 руб. за 1 л.с.

- адвалорные (в процентах от стоимости) налоговые ставки: в настоящее время не установлены;

- комбинированные (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах от стоимости) налоговые ставки, например, на 2015 г. для сигарет и папирос: 960 руб. за 1000 штук + 11% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1330 руб. за 1000 штук.

Налоговая база (ст. 187 НК РФ) в общем случае исчисляется:

- как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

- как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, без учета акциза, НДС - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки (не используется в силу отсутствия в настоящее время адвалорных ставок);

- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Акциз, как следует из общей нормы (п. 1 ст. 52 НК РФ), исчисляется только налогоплательщиками.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций в общем случае признаются: российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (п. 1 ст. 246 НК РФ).

С 1 января 2012 г. организации для целей налога на прибыль могут добровольно объединяться в консолидированную группу налогоплательщиков (КГН), вследствие чего для них начинают действовать особые правила исчисления и уплаты налога, а также декларирования и проверок. В п. 2.7.1 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указано, что в настоящее время в налоговых органах зарегистрировано 15 КГН. В основном, объединение крупных налогоплательщиков в группы произошло в нефтегазовом секторе, металлургии и связи.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Прибылью в общем случае признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ (например - дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российской организации).

Классификация доходов дана в п. 1 ст. 248 НК РФ:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации, регламентированы ст. 249 НК РФ);

2) внереализационные доходы (урегулированы в ст. 250 НК РФ).

Примером дохода от реализации может служить выручка от реализации товаров (работ, услуг) - п. 1 ст. 249 НК РФ; примером внереализационных доходов - проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада - п. 6 ст. 250 НК РФ. Очевидно, что получение внереализационных доходов не является объектом налогообложения НДС (ст. 146 НК РФ).

Как следует из п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговый кодекс в ст. 284 предусматривает налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида облагаемой прибыли (дохода), а также от вида налогоплательщика. Основными налоговыми ставками являются:

- 20% - стандартная;

- 10%, 15%, 9% - в отношении различных видов доходов и плательщиков;

- 0% - для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность; для сельскохозяйственных товаропроизводителей и др.

Налог на прибыль организаций исчисляется:

- налогоплательщиками - в общем случае самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 286 НК РФ);

- налоговыми агентами (п. 4, 5 ст. 286 НК РФ).

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ).

Общий срок уплаты налога на прибыль организаций по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Для налоговых агентов предусмотрены собственные сроки перечисления удержанного налога (п. 2, 4 ст. 287 НК РФ).

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ).

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 333.1 НК РФ).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов..." разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с указанным Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Сумма сбора определяется как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира (п. 1 ст. 333.4 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 333.5 НК РФ плательщики сумму сбора за пользование объектами животного мира уплачивают при получении разрешения на добычу объектов животного мира.

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В силу п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов также признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Налоговый кодекс РФ предусматривает случаи, в которых сбор не уплачивается, либо уплачивается в меньшем размере. Пункт 6 ст. 333.3 НК РФ устанавливает, что ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях. Согласно п. 7, 9 данной статьи ставки сбора для некоторых организаций и предпринимателей, в т.ч. для рыболовецких артелей (колхозов) устанавливаются в размере 15% от общеустановленных.

Сумма сбора определяется как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения (п. 2 ст. 333.4 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных гл. 25.1 НК РФ, - единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%.

Водный налог

Водный налог является федеральным прямым (ресурсным) налогом, предусмотренным гл. 25.2 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.), действовавшим до 1 января 2007 г., нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями данного Водного кодекса; а пользование подземными водными объектами - на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями Закона о недрах. Таким образом, плательщиками водного налога до 1 января 2007 г. являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.

Соответственно, в силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Объектом налогообложения водным налогом в силу п. 1 ст. 333.9 НК РФ признаются четыре вида пользования водными объектами (водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В п. 2 данной статьи приведен перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения (в том числе забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты).

Исходя из ст. 333.10 НК РФ, налоговая база по водному налогу исчисляется по различным правилам в зависимости от вида водопользования:

1) при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;

2) при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства;

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговый кодекс РФ в ст. 333.12 предусматривает различные налоговые ставки, отличающиеся в зависимости от вида водопользования, вида водного объекта (поверхностный или подземный), соблюдения разрешенного (предельно допустимого) водоотбора, а также территории, где оно осуществляется.

Примеры налоговых ставок:

1) при заборе воды из поверхностных водных объектов водопользования в Волго-Вятском экономическом районе из бассейна реки Волга - 282 руб. за 1 тыс. куб. м воды; в Восточно-Сибирском экономическом районе из бассейна озера Байкал - 576 руб. за 1 тыс. куб. м воды. Если же забор воды в данных примерах производится из подземных водных объектов, то ставки налога составят 336 руб. и 678 руб. за 1 тыс. куб. м воды соответственно. При заборе воды из Балтийского моря ставка налога составит 8,28 руб. за 1 тыс. куб. м морской воды.

2) при использовании акватории поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, в Волго-Вятском экономическом районе - 29,04 тыс. руб. в год за 1 кв. км используемой акватории;

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики в бассейне реки Волга - 9,84 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии; в бассейне реки Северная Двина - 8,76 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии; в бассейне реки Дон - 9,72 руб. за 1 тыс. кВт. ч электроэнергии;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях в бассейне реки Нева - 1656 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.

Исчисляется водный налог только самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 333.13 НК РФ).

Государственная пошлина

Государственная пошлина - федеральный сбор, урегулированный гл. 25.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г.

Согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;

2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, ВС РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины.

Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать:

- при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды;

- при обращении в КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

- при обращении за совершением нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

- за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

- за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Налогоплательщиками НДПИ в силу ст. 334 НК РФ в общем случае являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения НДПИ на основании п. 1 ст. 336 НК РФ признаются три вида добытых (извлеченных) полезных ископаемых. Это полезные ископаемые:

1) добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

3) добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

При этом принципиальное значение имеет общее определение добытого полезного ископаемого, которое дано в п. 1 ст. 337 НК РФ: полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Налоговая база по НДПИ, согласно п. 2, 3 ст. 338 НК РФ определяется в следующем порядке:

1) как стоимость добытых полезных ископаемых (по правилам ст. 340 НК РФ);

2) как стоимость добытых полезных ископаемых (по правилам ст. 340 и 340.1 НК РФ), при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья до истечения сроков и на специально определенных территориях;

3) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (по правилам ст. 339 НК РФ) при добыче угля и углеводородного сырья.

Ставки НДПИ предусмотрены в ст. 342 НК РФ и различаются в зависимости от вида полезного ископаемого (а иногда - и места добычи). В качестве примеров можно привести:

- 0% (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.;

- от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;

Региональные налоги

Глава 28. Транспортный налог

Глава 29. Налог на игорный бизнес

Глава 30. Налог на имущество организаций

Местные налоги и сборы

Глава 31. Земельный налог

Глава 33. Торговый сбор

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным прямым (поимущественным) налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ.

Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков - организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств.

Налогоплательщиками транспортного налога, на основании ст. 357 НК РФ, признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, хотя и подлежат регистрации, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощно

Наши рекомендации