Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

№ пп Индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать уметь владеть
1. ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания   основополагающие нормативные правовые акты регламентирующие профессиональную деятельность принимать юридически обоснованные решения в точном соответствии с Конституцией РФ и отраслевом законодательством, на высоком профессиональном уровне.   навыками профессионального правосознания и профессионального мастерства юриста
2. ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности основы применения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности навыками обеспечения соблюдения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
3. ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства основы обеспечения соблюдения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства обеспечивать соблюдение законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства навыками обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
4. ПК-4; способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступления и иные правонарушения выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения навыками выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
5. ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения основы антикоррупционного поведения выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению навыками выявления коррупционного поведения и его пресечения

Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП

Цель курса: формирование систематизированных знаний о судебной практике применения уголовного закона. Главное внимание уделено изучению наиболее общих черт и характерных особенностей сложных и казусных проблем применения уголовного закона основываясь на изучении судебной практики, которая составляет основу эмпирического материала диссертации.

Задачи курса:

- развитие способности к самостоятельной работе материалами судебной практики на основе применения знаний, умений и навыков;

- овладение новыми компетенциями при осуществлении профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области юриспруденции;

- приобретение навыков дискуссии по основным проблемам разрешения судебных прецедентов;

- приобретение навыков работы и использования судебных документов, относящихся к профессиональной, педагогической и научно-исследовательской деятельности.

- осуществление подготовки к государственной итоговой аттестации.

Дисциплина «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» при обучении в очной форме читается на 2 курсе в 4 семестре, при заочной форме обучения на 2 курсе и дает общие практические положения дисциплин уголовно-правовой направленности.

Дисциплина базируется на материалах базовой части профессионального цикла (Б3): «Уголовное право» «Уголовный процесс» для магистратуры.

Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины

Изучению судебной практики по уголовным делам предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

При изучении дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» учитывается, что магистрантами изучены дисциплины: «Уголовное право», «Актуальные проблемы уголовного права», «Теория государства и права», «Уголовно-процессуальное право», «Криминология», «Криминалистика».

Общенаучной основой изучения судебной практики по уголовным делам является философия, логика, экономика, социология и психология.

Теоретико-правовой основой судебной практики по уголовным делам служат уголовное право, актуальные проблемы уголовного права, теория государства и права.

Взаимосвязь с последующими дисциплинами

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.

Судебная практика по уголовным делам вооружает студентов-магистров:

• способностью соотносить нормы других отраслей права с Уголовным кодексом Российской Федерации, выявлять проблемные правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации, международно-правовым актам; применять нормы Уголовного кодекса Российской Федерации;

• способностью толковать нормы уголовного права с учетом базовых уголовно-правовых;

• способностью руководствоваться правовыми ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению законности;

• навыками учета и систематизации правовых позиций Верховного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;

После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения магистерской диссертации.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

(1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)

Вид учебной работы Трудоемкость в акад.час
По очной форме По заочной форме
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Контрольные работы    
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка докладов
Презентация    
Подготовка к выполнению тестовых заданий
Составление конспектов
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем.
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  
Общая трудоемкость час з.е.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

Курс

Семестр

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона  
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности.  
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике.  
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике  
           
  Итого

Заочная форма обучения

Курс

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона  
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности.  
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике.  
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике  
  зачет      
  Итого

ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ

Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Практические занятия

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Наименование практических работ Трудо-емкость в часах
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач 2/2
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач 2/2
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач 6/2
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач 6/2

4.4. Самостоятельная работа студента-магистра

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Наименование СРС Трудо-емкость в часах
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений 8/10
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений 8/10
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений 20/20
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений 20/20

Содержание разделов и тем

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.

Темы конспектов

1. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений;

2. Место и правовая природа актов, издаваемых Верховным Судом РФ, имеющих разъяснительное значение.

3. Деятельность судебной власти РФ при вынесении судебных решений;

4. Правовые вопросы, связанные с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ;

5. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Общей части уголовного закона;

6. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Особенной части уголовного закона.

5.2 Вопросы для подготовки к лабораторным работам

Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

5.3.Темы для определения понятийного аппарата исследования

1. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений;

2. Место и правовая природа актов, издаваемых Верховным Судом РФ, имеющих разъяснительное значение.

3. Деятельность судебной власти РФ при вынесении судебных решений;

4. Правовые вопросы, связанные с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ;

5. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Общей части уголовного закона;

6. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Особенной части уголовного закона.

5.4.вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Обзор судебной практики по уголовным делам различной категории (по выбору обучающегося)

2. Разъяснения Пленума Верховного Суда по уголовным делам о применении Общей или Особенной части Уголовного кодекса РФ (по выбору обучающегося)

3. Выборка судебных решений по теме диссертационного исследования

4. Судебная практика по делам о преступлениях против жизни и здоровья.

5. Судебная практика по делам о преступлениях против свободы личности.

6. Судебная практика по делам о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности личности.

7. Судебная практика по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

8. Судебная практика по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних.

9. Судебная практика по делам о преступлениях против собственности.

10. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

11. Судебная практика по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях

12. Судебная практика по делам о преступлениях против общественного порядка и общественной безопасности.

13. Судебная практика по делам о преступлениях против общественной безопасности.

14. Судебная практика по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.

15. Судебная практика по делам об экологических преступлениях.

16. Судебная практика по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

17. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации.

18. Судебная практика по делам о преступлениях против государственной власти.

19. Судебная практика по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства.

20. Судебная практика по делам о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

21. Судебная практика по делам о преступлениях против правосудия.

22. Судебная практика по делам о преступлениях против военной службы.

5.5 Темы научных статей:

Тему научной статьи студент формулирует самостоятельно, исходя из темы, выбранной для определения понятийного аппарата исследования.

Для текущего контроля

Темы конспектов.

Представлены в разделе 5.1.

Тестовые задания.

1.Убийство по конструкции объективной стороны относится к преступлениям …

1. с формальным составом;

2. с материальным составом;

3. с усеченным составом;

4. с альтернативным составом;

2. В уголовном праве России выделяются следующие виды убийств:

1. однократное и неоднократное;

2. простое; квалифицированное; с привилегированным составом;

3. умышленное, предумышленное и неосторожное;

4. простое и сложное;

3.По УК РФ лицо, совершившее убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного, например, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего…

1. освобождается от ответственности, т.к. действовало в состоянии необходимой обороны;

2. освобождается от ответственности, т.к. действовало в состоянии крайней необходимости;

3. несет ответственность за простое убийство

4. несет ответственность за привелегированное убийство

4. В ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка) новорожденным ребенок считается в течение …

1. одних суток

2. одного месяца

3. одной недели

4. одного года

5. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности - это:

1{деяния, посягающие на честь и достоинство личности, выраженные в неприличной форме};

2{деяния, непосредственно посягающие на личную свободу человека, честь и достоинство личности, на наиболее ценные блага, принадлежащие любому человеку с рождения};

3{деяния, посягающие на половую свободу, половую неприкосновенность человека, условия нормального сексуального развития малолетних, с применением насилия или без такового};

4{деяния, посягающие на сексуальную свободу, честь и достоинство личности, как наиболее ценные блага, принадлежащие любому человеку с рождения}.

6. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности возможны:

1{только с умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла};

2{как с умышленной, так и неосторожной формами вины};

3{только с умышленной формой вины в виде косвенного умысла};

4{только с умышленной формой вины в виде прямого умысла}.

Задания для лабораторных работ.

Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Темы для определения понятийного аппарата исследования.

Представлены в разделе 5.3.

Вопросы для подготовки к практическому занятию.

Представлены в разделе 5.4.

Темы научных статей.

Представлены в разделе 5.5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Правила оформления конспектов.

Представлены в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы (стр. 2).

Подготовка научных статей.

Научная статья включает в себя следующие составные части:

- титульный лист;

- план;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список литературы.

Титульный лист научной статьи должен быть аккуратно оформлен. На нем указывается: наименование учебного заведения, кафедры, фамилия, имя, отчество студента, какой курс, номер группы, точное наименование темы работы, фамилия (для дневного обучения) научного руководителя, домашний адрес (для студентов заочного обучения) и дата сдачи работы.

После титульного листа помещают план работы, который раскрывает внутреннюю структуру письменного сочинения. План должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его – ответственный и важный этап в подготовке и написании работы.

Как правило, развернутый рабочий план представляет собой перечень согласующих между собой вопросов и подвопросов, количество которых определяется самим автором исходя из существа темы. Практика показывает, что довольно подробный план позволяет обучаемому более основательно без повторений проанализировать и раскрыть тему работы. И наоборот, примитивный и обыденный план ставит автора в весьма затруднительное положение, лишает его возможности наполнить статью более богатым и глубоким содержанием.

Рабочий план может в процессе написания работы уточняться, дополняться, изменяться, т.е. корректироваться, разумеется, не до бесконечности, а в разумных пределах. Поэтому план должен быть обязательно согласован с научным руководителем, который либо одобряет его, либо вносит соответствующие поправки и дополнения.

При составлении плана необходимо выделить главные вопросы, а не второстепенные, т.е. уметь определять общее и частное, брать во главу угла основные положения темы, а не отвлеченные вопросы. Строго логически составной план с четкими формулировками его вопросов при избежании громоздкости и в то же время малоразвернутости является хорошим залогом успешного написания статьи.

После плана идет «Введение», которое должно быть общим объемом 1-2 страницы компьютерного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научное и практическое значение для дальнейшей работы, мотивы, которыми руководствовалось лицо при выборе темы.

Характерной ошибкой обучаемых является слишком распространенное введение (вступление), в котором они зачастую пытаются раскрывать содержание темы, либо, вообще игнорируя его, раскрывают актуальность проблемы в первом вопросе плана, а иногда и в заключении.

В основной части раскрывается содержание работы при общем объеме (с сохранением на каждой странице полей шириной примерно 2-3 см) не более 20-25 страниц компьютерного текста. На полях рецензент делает свои замечания и отмечает ошибки автора. Одно из главных требований к содержанию работы заключается в том, чтобы автор сумел показать знание им основных источников научной и учебной литературы, а также действующего и нового уголовного законодательства, иллюстрируя теоретические положения материалами судебно-следственной практики или результатами своих исследований.

Таким образом, важнейшее требование, предъявляемое к работе – это тесная связь темы с жизнью, практической деятельностью правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Хорошее впечатление производят собственные обобщения, мысли и выводы автора по поводу проведенных им лично исследований, что свидетельствует о самостоятельном творческом подходе к данной проблеме, его способности к исследовательской работе.

Каждый основной вопрос плана должен заканчиваться краткими выводами.

Логическим продолжением всей работы является «Заключение», в котором целесообразно сформулировать общие выводы и обобщения по работе, а также по, возможности, в зависимости от темы проведенных исследований внести соответствующие рекомендации или предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Заключение, как правило, не должно превышать трех страниц стандартного листа.

Наибольшую ценность представляют собственные, а не переписанные из источников выводы автора. Заключение, если можно так образно сказать, венец всей работы, и оно должно быть тщательно продумано и аргументировано.

Статья не должна превышать требуемого объема. Наиболее приемлемым, как показывает практика, принято считать объем 20-25 страниц компьютерного текста, напечатанного через полтора интервала, или текста, выполненного от руки. Текс должен быть разборчив и читаем.

Каждая страница должна иметь нумерацию и поля. При использовании в тексте работы любого источника внизу страницы должны быть сделаны сноски на него.

К работе прилагается также список использованной литературы, который может быть расположен в следующем порядке:

· Законы Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью;

· Постановления Правительства Российской Федерации, отражающие вопросы борьбы с преступностью;

· указы Президента Российской Федерации;

· другие законодательные и нормативные акты;

· монографическая литература;

· учебная литература.

Законодательные и нормативные акты располагаются в хронологическом порядке, а монографическая литература в алфавитном порядке, причем источник указывается полностью как в сноске на страницах курсовой работы, так и в перечне использованной литературы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Учебная и научная литература по курсу. Видеозаписи, связанные с программой курса, компьютерные демонстрации, технические возможности для их просмотра и прослушивания. Свободный доступ в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения.

Операционные системы: семейства Windows (не ниже Windows XP), Linux.

Требования к программному обеспечению учебного процесса

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Наименования программы Тип программы (расчетная, обучающая, контролирующая)
1. Блоки дисциплины 1-5 Справочно-правовая система «Консультант Плюс учебный» Справочно-правовая система «Гарант» Справочно-правовая система «Право.ru» Обучающая

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

· Microsoft Word;

· Microsoft Excel;

· Microsoft Visio.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Мультимедийный комплекс, в составе которого:

1. персональный компьютер;

2. интерактивная доска ActivBord;

3. проектор.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

№ пп Индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать уметь владеть
1. ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания   основополагающие нормативные правовые акты регламентирующие профессиональную деятельность принимать юридически обоснованные решения в точном соответствии с Конституцией РФ и отраслевом законодательством, на высоком профессиональном уровне.   навыками профессионального правосознания и профессионального мастерства юриста
2. ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности основы применения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности навыками обеспечения соблюдения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
3. ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства основы обеспечения соблюдения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства обеспечивать соблюдение законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства навыками обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
4. ПК-4; способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступления и иные правонарушения выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения навыками выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
5. ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения основы антикоррупционного поведения выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению навыками выявления коррупционного поведения и его пресечения

Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП

Цель курса: формирование систематизированных знаний о судебной практике применения уголовного закона. Главное внимание уделено изучению наиболее общих черт и характерных особенностей сложных и казусных проблем применения уголовного закона основываясь на изучении судебной практики, которая составляет основу эмпирического материала диссертации.

Задачи курса:

- развитие способности к самостоятельной работе материалами судебной практики на основе применения знаний, умений и навыков;

- овладение новыми компетенциями при осуществлении профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области юриспруденции;

- приобретение навыков дискуссии по основным проблемам разрешения судебных прецедентов;

- приобретение навыков работы и использования судебных документов, относящихся к профессиональной, педагогической и научно-исследовательской деятельности.

- осуществление подготовки к государственной итоговой аттестации.

Дисциплина «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» при обучении в очной форме читается на 2 курсе в 4 семестре, при заочной форме обучения на 2 курсе и дает общие практические положения дисциплин уголовно-правовой направленности.

Дисциплина базируется на материалах базовой части профессионального цикла (Б3): «Уголовное право» «Уголовный процесс» для магистратуры.

Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины

Изучению судебной практики по уголовным делам предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.

При изучении дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» учитывается, что магистрантами изучены дисциплины: «Уголовное право», «Актуальные проблемы уголовного права», «Теория государства и права», «Уголовно-процессуальное право», «Криминология», «Криминалистика».

Общенаучной основой изучения судебной практики по уголовным делам является философия, логика, экономика, социология и психология.

Теоретико-правовой основой судебной практики по уголовным делам служат уголовное право, актуальные проблемы уголовного права, теория государства и права.

Взаимосвязь с последующими дисциплинами

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.

Судебная практика по уголовным делам вооружает студентов-магистров:

• способностью соотносить нормы других отраслей права с Уголовным кодексом Российской Федерации, выявлять проблемные правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации, международно-правовым актам; применять нормы Уголовного кодекса Российской Федерации;

• способностью толковать нормы уголовного права с учетом базовых уголовно-правовых;

• способностью руководствоваться правовыми ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению законности;

• навыками учета и систематизации правовых позиций Верховного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;

После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения магистерской диссертации.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

(1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)

Вид учебной работы Трудоемкость в акад.час
По очной форме По заочной форме
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Контрольные работы    
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка докладов
Презентация    
Подготовка к выполнению тестовых заданий
Составление конспектов
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем.
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  
Общая трудоемкость час з.е.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

Курс

Семестр

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона  
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности.  
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике.  
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике  
           
  Итого

Заочная форма обучения

Курс

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона  
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности.  
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике.  
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике

Наши рекомендации