Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | основополагающие нормативные правовые акты регламентирующие профессиональную деятельность | принимать юридически обоснованные решения в точном соответствии с Конституцией РФ и отраслевом законодательством, на высоком профессиональном уровне. | навыками профессионального правосознания и профессионального мастерства юриста |
2. | ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | основы применения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | обеспечивать соблюдение нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | навыками обеспечения соблюдения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
3. | ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | основы обеспечения соблюдения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | обеспечивать соблюдение законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | навыками обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
4. | ПК-4; | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступления и иные правонарушения | выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения | навыками выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения |
5. | ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | основы антикоррупционного поведения | выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | навыками выявления коррупционного поведения и его пресечения |
Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП
Цель курса: формирование систематизированных знаний о судебной практике применения уголовного закона. Главное внимание уделено изучению наиболее общих черт и характерных особенностей сложных и казусных проблем применения уголовного закона основываясь на изучении судебной практики, которая составляет основу эмпирического материала диссертации.
Задачи курса:
- развитие способности к самостоятельной работе материалами судебной практики на основе применения знаний, умений и навыков;
- овладение новыми компетенциями при осуществлении профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области юриспруденции;
- приобретение навыков дискуссии по основным проблемам разрешения судебных прецедентов;
- приобретение навыков работы и использования судебных документов, относящихся к профессиональной, педагогической и научно-исследовательской деятельности.
- осуществление подготовки к государственной итоговой аттестации.
Дисциплина «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» при обучении в очной форме читается на 2 курсе в 4 семестре, при заочной форме обучения на 2 курсе и дает общие практические положения дисциплин уголовно-правовой направленности.
Дисциплина базируется на материалах базовой части профессионального цикла (Б3): «Уголовное право» «Уголовный процесс» для магистратуры.
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины
Изучению судебной практики по уголовным делам предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.
При изучении дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» учитывается, что магистрантами изучены дисциплины: «Уголовное право», «Актуальные проблемы уголовного права», «Теория государства и права», «Уголовно-процессуальное право», «Криминология», «Криминалистика».
Общенаучной основой изучения судебной практики по уголовным делам является философия, логика, экономика, социология и психология.
Теоретико-правовой основой судебной практики по уголовным делам служат уголовное право, актуальные проблемы уголовного права, теория государства и права.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.
Судебная практика по уголовным делам вооружает студентов-магистров:
• способностью соотносить нормы других отраслей права с Уголовным кодексом Российской Федерации, выявлять проблемные правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации, международно-правовым актам; применять нормы Уголовного кодекса Российской Федерации;
• способностью толковать нормы уголовного права с учетом базовых уголовно-правовых;
• способностью руководствоваться правовыми ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению законности;
• навыками учета и систематизации правовых позиций Верховного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;
После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения магистерской диссертации.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.
(1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад.час | |
По очной форме | По заочной форме | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Контрольные работы | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Подготовка докладов | ||
Презентация | ||
Подготовка к выполнению тестовых заданий | ||
Составление конспектов | ||
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | ||
Общая трудоемкость час з.е. | ||
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
Курс
Семестр
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона | |||||
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. | |||||
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. | |||||
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике | |||||
Итого |
Заочная форма обучения
Курс
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона | |||||
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. | |||||
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. | |||||
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике | |||||
зачет | |||||
Итого |
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.
Практические занятия
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах |
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона | Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач | 2/2 | |
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. | Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач | 2/2 | |
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. | Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач | 6/2 | |
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике | Ответы на вопросы темы раздела (блока) Решение тестовых заданий Решение практических задач | 6/2 |
4.4. Самостоятельная работа студента-магистра
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование СРС | Трудо-емкость в часах |
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона | Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений | 8/10 | |
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. | Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений | 8/10 | |
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. | Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений | 20/20 | |
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике | Изучение студентами теоретического материала, подготовка практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений | 20/20 |
Содержание разделов и тем
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
Темы конспектов
1. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений;
2. Место и правовая природа актов, издаваемых Верховным Судом РФ, имеющих разъяснительное значение.
3. Деятельность судебной власти РФ при вынесении судебных решений;
4. Правовые вопросы, связанные с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ;
5. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Общей части уголовного закона;
6. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Особенной части уголовного закона.
5.2 Вопросы для подготовки к лабораторным работам
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
5.3.Темы для определения понятийного аппарата исследования
1. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и их значение для квалификации преступлений;
2. Место и правовая природа актов, издаваемых Верховным Судом РФ, имеющих разъяснительное значение.
3. Деятельность судебной власти РФ при вынесении судебных решений;
4. Правовые вопросы, связанные с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ;
5. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Общей части уголовного закона;
6. Постановления Пленума Верховного Суда, направленные на применение Особенной части уголовного закона.
5.4.вопросы для подготовки к практическому занятию
1. Обзор судебной практики по уголовным делам различной категории (по выбору обучающегося)
2. Разъяснения Пленума Верховного Суда по уголовным делам о применении Общей или Особенной части Уголовного кодекса РФ (по выбору обучающегося)
3. Выборка судебных решений по теме диссертационного исследования
4. Судебная практика по делам о преступлениях против жизни и здоровья.
5. Судебная практика по делам о преступлениях против свободы личности.
6. Судебная практика по делам о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности личности.
7. Судебная практика по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
8. Судебная практика по делам о преступлениях против семьи и несовершеннолетних.
9. Судебная практика по делам о преступлениях против собственности.
10. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.
11. Судебная практика по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях
12. Судебная практика по делам о преступлениях против общественного порядка и общественной безопасности.
13. Судебная практика по делам о преступлениях против общественной безопасности.
14. Судебная практика по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности.
15. Судебная практика по делам об экологических преступлениях.
16. Судебная практика по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
17. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации.
18. Судебная практика по делам о преступлениях против государственной власти.
19. Судебная практика по делам о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства.
20. Судебная практика по делам о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
21. Судебная практика по делам о преступлениях против правосудия.
22. Судебная практика по делам о преступлениях против военной службы.
5.5 Темы научных статей:
Тему научной статьи студент формулирует самостоятельно, исходя из темы, выбранной для определения понятийного аппарата исследования.
Для текущего контроля
Темы конспектов.
Представлены в разделе 5.1.
Тестовые задания.
1.Убийство по конструкции объективной стороны относится к преступлениям …
1. с формальным составом;
2. с материальным составом;
3. с усеченным составом;
4. с альтернативным составом;
2. В уголовном праве России выделяются следующие виды убийств:
1. однократное и неоднократное;
2. простое; квалифицированное; с привилегированным составом;
3. умышленное, предумышленное и неосторожное;
4. простое и сложное;
3.По УК РФ лицо, совершившее убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного, например, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего…
1. освобождается от ответственности, т.к. действовало в состоянии необходимой обороны;
2. освобождается от ответственности, т.к. действовало в состоянии крайней необходимости;
3. несет ответственность за простое убийство
4. несет ответственность за привелегированное убийство
4. В ст. 106 УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка) новорожденным ребенок считается в течение …
1. одних суток
2. одного месяца
3. одной недели
4. одного года
5. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности - это:
1{деяния, посягающие на честь и достоинство личности, выраженные в неприличной форме};
2{деяния, непосредственно посягающие на личную свободу человека, честь и достоинство личности, на наиболее ценные блага, принадлежащие любому человеку с рождения};
3{деяния, посягающие на половую свободу, половую неприкосновенность человека, условия нормального сексуального развития малолетних, с применением насилия или без такового};
4{деяния, посягающие на сексуальную свободу, честь и достоинство личности, как наиболее ценные блага, принадлежащие любому человеку с рождения}.
6. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности возможны:
1{только с умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла};
2{как с умышленной, так и неосторожной формами вины};
3{только с умышленной формой вины в виде косвенного умысла};
4{только с умышленной формой вины в виде прямого умысла}.
Задания для лабораторных работ.
Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.
Темы для определения понятийного аппарата исследования.
Представлены в разделе 5.3.
Вопросы для подготовки к практическому занятию.
Представлены в разделе 5.4.
Темы научных статей.
Представлены в разделе 5.5.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Правила оформления конспектов.
Представлены в методических рекомендациях по организации самостоятельной работы (стр. 2).
Подготовка научных статей.
Научная статья включает в себя следующие составные части:
- титульный лист;
- план;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы.
Титульный лист научной статьи должен быть аккуратно оформлен. На нем указывается: наименование учебного заведения, кафедры, фамилия, имя, отчество студента, какой курс, номер группы, точное наименование темы работы, фамилия (для дневного обучения) научного руководителя, домашний адрес (для студентов заочного обучения) и дата сдачи работы.
После титульного листа помещают план работы, который раскрывает внутреннюю структуру письменного сочинения. План должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его – ответственный и важный этап в подготовке и написании работы.
Как правило, развернутый рабочий план представляет собой перечень согласующих между собой вопросов и подвопросов, количество которых определяется самим автором исходя из существа темы. Практика показывает, что довольно подробный план позволяет обучаемому более основательно без повторений проанализировать и раскрыть тему работы. И наоборот, примитивный и обыденный план ставит автора в весьма затруднительное положение, лишает его возможности наполнить статью более богатым и глубоким содержанием.
Рабочий план может в процессе написания работы уточняться, дополняться, изменяться, т.е. корректироваться, разумеется, не до бесконечности, а в разумных пределах. Поэтому план должен быть обязательно согласован с научным руководителем, который либо одобряет его, либо вносит соответствующие поправки и дополнения.
При составлении плана необходимо выделить главные вопросы, а не второстепенные, т.е. уметь определять общее и частное, брать во главу угла основные положения темы, а не отвлеченные вопросы. Строго логически составной план с четкими формулировками его вопросов при избежании громоздкости и в то же время малоразвернутости является хорошим залогом успешного написания статьи.
После плана идет «Введение», которое должно быть общим объемом 1-2 страницы компьютерного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научное и практическое значение для дальнейшей работы, мотивы, которыми руководствовалось лицо при выборе темы.
Характерной ошибкой обучаемых является слишком распространенное введение (вступление), в котором они зачастую пытаются раскрывать содержание темы, либо, вообще игнорируя его, раскрывают актуальность проблемы в первом вопросе плана, а иногда и в заключении.
В основной части раскрывается содержание работы при общем объеме (с сохранением на каждой странице полей шириной примерно 2-3 см) не более 20-25 страниц компьютерного текста. На полях рецензент делает свои замечания и отмечает ошибки автора. Одно из главных требований к содержанию работы заключается в том, чтобы автор сумел показать знание им основных источников научной и учебной литературы, а также действующего и нового уголовного законодательства, иллюстрируя теоретические положения материалами судебно-следственной практики или результатами своих исследований.
Таким образом, важнейшее требование, предъявляемое к работе – это тесная связь темы с жизнью, практической деятельностью правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Хорошее впечатление производят собственные обобщения, мысли и выводы автора по поводу проведенных им лично исследований, что свидетельствует о самостоятельном творческом подходе к данной проблеме, его способности к исследовательской работе.
Каждый основной вопрос плана должен заканчиваться краткими выводами.
Логическим продолжением всей работы является «Заключение», в котором целесообразно сформулировать общие выводы и обобщения по работе, а также по, возможности, в зависимости от темы проведенных исследований внести соответствующие рекомендации или предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Заключение, как правило, не должно превышать трех страниц стандартного листа.
Наибольшую ценность представляют собственные, а не переписанные из источников выводы автора. Заключение, если можно так образно сказать, венец всей работы, и оно должно быть тщательно продумано и аргументировано.
Статья не должна превышать требуемого объема. Наиболее приемлемым, как показывает практика, принято считать объем 20-25 страниц компьютерного текста, напечатанного через полтора интервала, или текста, выполненного от руки. Текс должен быть разборчив и читаем.
Каждая страница должна иметь нумерацию и поля. При использовании в тексте работы любого источника внизу страницы должны быть сделаны сноски на него.
К работе прилагается также список использованной литературы, который может быть расположен в следующем порядке:
· Законы Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью;
· Постановления Правительства Российской Федерации, отражающие вопросы борьбы с преступностью;
· указы Президента Российской Федерации;
· другие законодательные и нормативные акты;
· монографическая литература;
· учебная литература.
Законодательные и нормативные акты располагаются в хронологическом порядке, а монографическая литература в алфавитном порядке, причем источник указывается полностью как в сноске на страницах курсовой работы, так и в перечне использованной литературы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Учебная и научная литература по курсу. Видеозаписи, связанные с программой курса, компьютерные демонстрации, технические возможности для их просмотра и прослушивания. Свободный доступ в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения.
Операционные системы: семейства Windows (не ниже Windows XP), Linux.
Требования к программному обеспечению учебного процесса
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименования программы | Тип программы (расчетная, обучающая, контролирующая) |
1. | Блоки дисциплины 1-5 | Справочно-правовая система «Консультант Плюс учебный» Справочно-правовая система «Гарант» Справочно-правовая система «Право.ru» | Обучающая |
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
· Microsoft Word;
· Microsoft Excel;
· Microsoft Visio.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | основополагающие нормативные правовые акты регламентирующие профессиональную деятельность | принимать юридически обоснованные решения в точном соответствии с Конституцией РФ и отраслевом законодательством, на высоком профессиональном уровне. | навыками профессионального правосознания и профессионального мастерства юриста |
2. | ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | основы применения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | обеспечивать соблюдение нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | навыками обеспечения соблюдения нормативно- правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
3. | ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | основы обеспечения соблюдения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | обеспечивать соблюдение законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | навыками обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
4. | ПК-4; | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступления и иные правонарушения | выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения | навыками выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения |
5. | ПК-6 | способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | основы антикоррупционного поведения | выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | навыками выявления коррупционного поведения и его пресечения |
Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП
Цель курса: формирование систематизированных знаний о судебной практике применения уголовного закона. Главное внимание уделено изучению наиболее общих черт и характерных особенностей сложных и казусных проблем применения уголовного закона основываясь на изучении судебной практики, которая составляет основу эмпирического материала диссертации.
Задачи курса:
- развитие способности к самостоятельной работе материалами судебной практики на основе применения знаний, умений и навыков;
- овладение новыми компетенциями при осуществлении профессиональной, научно-исследовательской и педагогической деятельности в области юриспруденции;
- приобретение навыков дискуссии по основным проблемам разрешения судебных прецедентов;
- приобретение навыков работы и использования судебных документов, относящихся к профессиональной, педагогической и научно-исследовательской деятельности.
- осуществление подготовки к государственной итоговой аттестации.
Дисциплина «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» при обучении в очной форме читается на 2 курсе в 4 семестре, при заочной форме обучения на 2 курсе и дает общие практические положения дисциплин уголовно-правовой направленности.
Дисциплина базируется на материалах базовой части профессионального цикла (Б3): «Уголовное право» «Уголовный процесс» для магистратуры.
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины
Изучению судебной практики по уголовным делам предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками.
При изучении дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» учитывается, что магистрантами изучены дисциплины: «Уголовное право», «Актуальные проблемы уголовного права», «Теория государства и права», «Уголовно-процессуальное право», «Криминология», «Криминалистика».
Общенаучной основой изучения судебной практики по уголовным делам является философия, логика, экономика, социология и психология.
Теоретико-правовой основой судебной практики по уголовным делам служат уголовное право, актуальные проблемы уголовного права, теория государства и права.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Судебная практика по уголовным делам (материальный аспект)» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста.
Судебная практика по уголовным делам вооружает студентов-магистров:
• способностью соотносить нормы других отраслей права с Уголовным кодексом Российской Федерации, выявлять проблемные правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации, международно-правовым актам; применять нормы Уголовного кодекса Российской Федерации;
• способностью толковать нормы уголовного права с учетом базовых уголовно-правовых;
• способностью руководствоваться правовыми ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению законности;
• навыками учета и систематизации правовых позиций Верховного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях;
После изучения дисциплины обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения магистерской диссертации.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.
(1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад.час | |
По очной форме | По заочной форме | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Контрольные работы | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Подготовка докладов | ||
Презентация | ||
Подготовка к выполнению тестовых заданий | ||
Составление конспектов | ||
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем. | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | ||
Общая трудоемкость час з.е. | ||
4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
Курс
Семестр
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона | |||||
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. | |||||
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. | |||||
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике | |||||
Итого |
Заочная форма обучения
Курс
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Тема 1. Судебная практика по уголовным делам. Ее место в системе судебного толкования уголовного закона | |||||
Тема 2. Общие вопросы судебной деятельности. | |||||
Тема 3. Применение Общей части уголовного закона в судебной практике. | |||||
Тема 4. Применение Особенной части уголовного закона в судебной практике |