Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

№ пп Индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать уметь владеть
1. ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания   основополагающие нормативные правовые акты регламентирующие профессиональную деятельность принимать юридически обоснованные решения в точном соответствии с Конституцией РФ и законодательством, на высоком профессиональном уровне.   навыками профессионального правосознания и профессионального мастерства юриста
2. ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения   методы обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения   использовать методы обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения   методами обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения
3. ОК-4 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь   сущность и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина. Основания и порядок ограничения на практике использовать современные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина навыками профессиональной защиты чести и достоинства, прав и законных интересов человека и гражданина
4. ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры   правовые категории, понятия и юридические закономерности, характеризующие развитый уровень профессионального правосознания на основе высокого уровня правосознания реализовывать юридические знания в социально-активном правомерном поведении навыками логического правового мышления при осуществлении своей профессиональной деятельности
5. ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства   основы юридически правильного процесса квалификации юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства навыками юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП

Цель курса: изучить и понять состав преступления как законодательную модель, закрепленную в уголовном праве.

Задачи курса:

· Научиться через понятие состав преступления правильно квалифицировать совершенные общественно опасные деяния

· Правильно решать вопросы привлечения лиц совершивших преступления к уголовной ответственности.

· На основе состава преступления выносить обвинительный приговор с назначением уголовного наказания

· Знания состава преступления помогут избежать судебных ошибок и нарушения законности в деятельности работников правоприменительных органов.

Дисциплина относится к профессиональному циклу, дисциплины по выбору (М2.В.ДВ.1). Курс «Учение о составе преступления» связан с дисциплинами уголовного права, ориентирован на лучшее теоретическое усвоение и практическое применение студентами-юристами основных положений и особенностей современного уголовного права.

После изучения дисциплины, обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

(1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)

Вид учебной работы Трудоемкость в акад.час
По очной форме По заочной форме
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Контрольные работы - -
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка докладов    
Презентация  
Подготовка к выполнению тестовых заданий
Составление конспектов
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем.
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  
Общая трудоемкость час з.е.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

Курс

Семестр

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления  
Тема 2. Учение об объекте преступления    
Тема 3. Учение об объективной стороне преступления      
Тема 4. Учение о субъекте преступления      
Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления      
Тема 6. Состав преступления и квалификация преступлений      
  Итого

Заочная форма обучения

Курс

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 15. Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства  
Тема 16. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
Тема 17. Правительство РФ – Высший орган исполнительной власти
Тема 18. Конституционные основы судебной власти.        
Тема 19Конституционно-правовой статус Прокуратуры Российской Федерации.    
Тема 20. . Конституционно-правовые основы местного самоуправления и его органов    
  Зачет      
Итого

ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ

Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Практические занятия

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Наименование практических работ Трудо-емкость в часах
1. Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления
2. Тема 2.   Учение об объекте преступления
3. Тема 3. Учение об объективной стороне преступления  
4. Тема 4.   Учение о субъекте преступления
Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления  
Тема 6.   Состав преступления и квалификация преступлений

4.4. Самостоятельная работа студента

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Виды СРС Трудо-емкость в часах (очная/ заочная)
1. Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления Письменный план подготовительных мероприятий, предшествующих звукозаписи при производстве следственных действий 8/12
Тема 2. Учение об объекте преступления   Письменный план подготовительных мероприятий, предшествующих видеозаписи при производстве следственных действий  
Тема 3. Учение об объективной стороне преступления   Письменно сформулировать алгоритм работы со следами орудий взлома 8/12
Тема 4. Учение о субъекте преступления   Письменно сформулировать алгоритм работы со следами транспортных средств  
Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления   Проект постановления о назначении почерковедческой экспертизы 8/12
Тема 6. Состав преступления и квалификация преступлений   Проект постановления о назначении автороведческой экспертизы  

Содержание разделов и тем

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.

Темы конспектов

Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления.

Тема 2. Учение об объекте преступления.

Тема 3. Учение об объективной стороне преступления.

Тема 4. Учение о субъекте преступления.

Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления.

Тема 6. Состав преступления и квалификация преступлений.

5.2Вопросы для подготовки к лабораторным работам

Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.

5.3.Темы для определения понятийного аппарата исследования

Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления.

Тема 2. Учение об объекте преступления.

Тема 3. Учение об объективной стороне преступления.

Тема 4. Учение о субъекте преступления.

Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления.

Тема 6. Состав преступления и квалификация преступлений.

Темы научных статей

Тему научной статьи студент формулирует самостоятельно, исходя из темы, выбранной для определения понятийного аппарата исследования.

Темы конспектов.

Представлены в разделе 5.1.

Тестовые задания.

Задания для лабораторных работ.

Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Темы для определения понятийного аппарата исследования.

Представлены в разделе 5.3.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму.

Представлены в разделе 5.4.

Темы научных статей.

Представлены в разделе 5.5.

Задача №1

Булкин обвинялся в том, что в канун Нового года в лесопарковой зоне Санкт-Петербурга вырубил без лесорубочного билета несколько елей для продажи на сумму 2500 рублей по таксовым ценам. При попытке вывезти он был задержан и привлечен к уголовной ответственности по ст. 260 УК РФ.

Каковы признаки преступления по уголовному праву России?

Имеются ли в действиях Булкина признаки преступления?

Задача № 2

Студент одного из ВУЗов Хвастунов решил продемонстрировать своей знакомой Вериной, умение управлять автомобилем. С этой целью он завладел находящейся на стоянке автомашиной, принадлежащей его знакомому, студенту того же ВУЗа. Проехав на машине некоторое расстояние, Хвастунов предложил Вериной прокатиться. Верина согласилась, но спустя 15 минут, недалеко от ВУЗа они были задержаны. Через некоторое время Хвастунов и Верина были привлечены к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ.

Имеются ли основания привлечения к уголовной ответственности Хвастунова и Вериной?

Задача № 3

Сараев, проходя по улице, увидел стоящую автомашину, которая была незакрытой. Он открыл дверцу и похитил автомагнитолу. Отойдя от места преступления, он увидел гражданина Печкина, который сказал, что видел, как Сараев совершил хищение из машины и что ему необходимо заплатить за молчание Печкина. Сараев ударил Печкина в грудь финским ножом и убежал. Потерпевший был доставлен в больницу, но там от полученной травмы скончался.

Определите виды объектов совершенных преступлений.

Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций

Таблица 8

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения
Неудовлетворитель но Удовлетворитель но хорошо отлично
ЗНАТЬ: отсутствие знаний или фрагментарные знания общие, но не структурированные знания сформирован-ные, но содержащие отдельные пробелы знания сформирован-ные систематические знания
УМЕТЬ: отсутствие умений или частично освоенное умение в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение сформирован-ное умение  
ВЛАДЕТЬ: отсутствие навыков или фрагментарное применение современного   в целом успешное, но не систематическое применение в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение   успешное и систематическое применение

Подготовка научных статей.

Научная статья включает в себя следующие составные части:

- титульный лист;

- план;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список литературы.

Титульный лист научной статьи должен быть аккуратно оформлен. На нем указывается: наименование учебного заведения, кафедры, фамилия, имя, отчество студента, какой курс, номер группы, точное наименование темы работы, фамилия (для дневного обучения) научного руководителя, домашний адрес (для студентов заочного обучения) и дата сдачи работы.

После титульного листа помещают план работы, который раскрывает внутреннюю структуру письменного сочинения. План должен быть строго выдержан логически, поэтому составление его – ответственный и важный этап в подготовке и написании работы.

Как правило, развернутый рабочий план представляет собой перечень согласующих между собой вопросов и подвопросов, количество которых определяется самим автором исходя из существа темы. Практика показывает, что довольно подробный план позволяет обучаемому более основательно без повторений проанализировать и раскрыть тему работы. И наоборот, примитивный и обыденный план ставит автора в весьма затруднительное положение, лишает его возможности наполнить статью более богатым и глубоким содержанием.

Рабочий план может в процессе написания работы уточняться, дополняться, изменяться, т.е. корректироваться, разумеется, не до бесконечности, а в разумных пределах. Поэтому план должен быть обязательно согласован с научным руководителем, который либо одобряет его, либо вносит соответствующие поправки и дополнения.

При составлении плана необходимо выделить главные вопросы, а не второстепенные, т.е. уметь определять общее и частное, брать во главу угла основные положения темы, а не отвлеченные вопросы. Строго логически составной план с четкими формулировками его вопросов при избежании громоздкости и в то же время малоразвернутости является хорошим залогом успешного написания статьи.

После плана идет «Введение», которое должно быть общим объемом 1-2 страницы компьютерного текста. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научное и практическое значение для дальнейшей работы, мотивы, которыми руководствовалось лицо при выборе темы.

Характерной ошибкой обучаемых является слишком распространенное введение (вступление), в котором они зачастую пытаются раскрывать содержание темы, либо, вообще игнорируя его, раскрывают актуальность проблемы в первом вопросе плана, а иногда и в заключении.

В основной части раскрывается содержание работы при общем объеме (с сохранением на каждой странице полей шириной примерно 2-3 см) не более 20-25 страниц компьютерного текста. На полях рецензент делает свои замечания и отмечает ошибки автора. Одно из главных требований к содержанию работы заключается в том, чтобы автор сумел показать знание им основных источников научной и учебной литературы, а также действующего и нового уголовного законодательства, иллюстрируя теоретические положения материалами судебно-следственной практики или результатами своих исследований.

Таким образом, важнейшее требование, предъявляемое к работе – это тесная связь темы с жизнью, практической деятельностью правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Хорошее впечатление производят собственные обобщения, мысли и выводы автора по поводу проведенных им лично исследований, что свидетельствует о самостоятельном творческом подходе к данной проблеме, его способности к исследовательской работе.

Каждый основной вопрос плана должен заканчиваться краткими выводами.

Логическим продолжением всей работы является «Заключение», в котором целесообразно сформулировать общие выводы и обобщения по работе, а также по, возможности, в зависимости от темы проведенных исследований внести соответствующие рекомендации или предложения по совершенствованию действующего уголовного законодательства и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Заключение, как правило, не должно превышать трех страниц стандартного листа.

Наибольшую ценность представляют собственные, а не переписанные из источников выводы автора. Заключение, если можно так образно сказать, венец всей работы, и оно должно быть тщательно продумано и аргументировано.

Статья не должна превышать требуемого объема. Наиболее приемлемым, как показывает практика, принято считать объем 20-25 страниц компьютерного текста, напечатанного через полтора интервала, или текста, выполненного от руки. Текс должен быть разборчив и читаем.

Каждая страница должна иметь нумерацию и поля. При использовании в тексте работы любого источника внизу страницы должны быть сделаны сноски на него.

К работе прилагается также список использованной литературы, который может быть расположен в следующем порядке:

· Законы Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью;

· Постановления Правительства Российской Федерации, отражающие вопросы борьбы с преступностью;

· указы Президента Российской Федерации;

· другие законодательные и нормативные акты;

· монографическая литература;

· учебная литература.

Законодательные и нормативные акты располагаются в хронологическом порядке, а монографическая литература в алфавитном порядке, причем источник указывается полностью как в сноске на страницах курсовой работы, так и в перечне использованной литературы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Учебная и научная литература по курсу. Видеозаписи, связанные с программой курса, компьютерные демонстрации, технические возможности для их просмотра и прослушивания. Свободный доступ в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения.

Операционные системы: семейства Windows (не ниже Windows XP), Linux.

Требования к программному обеспечению учебного процесса

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Наименования программы Тип программы (расчетная, обучающая, контролирующая)
1. Блоки дисциплины 1-4 Справочно-правовая система «Консультант Плюс учебный» Справочно-правовая система «Гарант» Справочно-правовая система «Право.ru» Обучающая

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

· Microsoft Word;

· Microsoft Excel;

· Microsoft Visio.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Мультимедийный комплекс, в составе которого:

1. персональный компьютер;

2. интерактивная доска ActivBord;

3. проектор.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

№ пп Индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать уметь владеть
1. ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания   основополагающие нормативные правовые акты регламентирующие профессиональную деятельность принимать юридически обоснованные решения в точном соответствии с Конституцией РФ и законодательством, на высоком профессиональном уровне.   навыками профессионального правосознания и профессионального мастерства юриста
2. ОК-3 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения   методы обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения   использовать методы обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения   методами обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения
3. ОК-4 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь   сущность и содержание конституционно-правового статуса человека и гражданина. Основания и порядок ограничения на практике использовать современные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина навыками профессиональной защиты чести и достоинства, прав и законных интересов человека и гражданина
4. ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры   правовые категории, понятия и юридические закономерности, характеризующие развитый уровень профессионального правосознания на основе высокого уровня правосознания реализовывать юридические знания в социально-активном правомерном поведении навыками логического правового мышления при осуществлении своей профессиональной деятельности
5. ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства   основы юридически правильного процесса квалификации юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства навыками юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

Место ДИСЦИПЛИНЫ В структуре ОП

Цель курса: изучить и понять состав преступления как законодательную модель, закрепленную в уголовном праве.

Задачи курса:

· Научиться через понятие состав преступления правильно квалифицировать совершенные общественно опасные деяния

· Правильно решать вопросы привлечения лиц совершивших преступления к уголовной ответственности.

· На основе состава преступления выносить обвинительный приговор с назначением уголовного наказания

· Знания состава преступления помогут избежать судебных ошибок и нарушения законности в деятельности работников правоприменительных органов.

Дисциплина относится к профессиональному циклу, дисциплины по выбору (М2.В.ДВ.1). Курс «Учение о составе преступления» связан с дисциплинами уголовного права, ориентирован на лучшее теоретическое усвоение и практическое применение студентами-юристами основных положений и особенностей современного уголовного права.

После изучения дисциплины, обучающиеся смогут использовать сформированные компетенции в процессе выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР).

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

(1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам)

Вид учебной работы Трудоемкость в акад.час
По очной форме По заочной форме
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Контрольные работы - -
Подготовка к практическим занятиям
Подготовка докладов    
Презентация  
Подготовка к выполнению тестовых заданий
Составление конспектов
Определение понятийного аппарата исследования по одной из тем.
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  
Общая трудоемкость час з.е.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

Курс

Семестр

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления  
Тема 2. Учение об объекте преступления    
Тема 3. Учение об объективной стороне преступления      
Тема 4. Учение о субъекте преступления      
Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления      
Тема 6. Состав преступления и квалификация преступлений      
  Итого

Заочная форма обучения

Курс

№ п/п Номера и название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
В том числе
Лекции Практические занятия
Тема 15. Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства  
Тема 16. Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
Тема 17. Правительство РФ – Высший орган исполнительной власти
Тема 18. Конституционные основы судебной власти.        
Тема 19Конституционно-правовой статус Прокуратуры Российской Федерации.    
Тема 20. . Конституционно-правовые основы местного самоуправления и его органов    
  Зачет      
Итого

ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ

Лабораторные занятия по дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Практические занятия

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Наименование практических работ Трудо-емкость в часах
1. Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления
2. Тема 2.   Учение об объекте преступления
3. Тема 3. Учение об объективной стороне преступления  
4. Тема 4.   Учение о субъекте преступления
Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления  
Тема 6.   Состав преступления и квалификация преступлений

4.4. Самостоятельная работа студента

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Виды СРС Трудо-емкость в часах (очная/ заочная)
1. Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления Письменный план подготовительных мероприятий, предшествующих звукозаписи при производстве следственных действий 8/12
Тема 2. Учение об объекте преступления   Письменный план подготовительных мероприятий, предшествующих видеозаписи при производстве следственных действий  
Тема 3. Учение об объективной стороне преступления   Письменно сформулировать алгоритм работы со следами орудий взлома 8/12
Тема 4. Учение о субъекте преступления   Письменно сформулировать алгоритм работы со следами транспортных средств  
Тема 5. Учение о субъективной стороне преступления   Проект постановления о назначении почерковедческой экспертизы 8/12
Тема 6. Состав преступления и квалификация преступлений   Проект постановления о назначении автороведческой экспертизы  

Содержание разделов и тем

Тема 1. Теоретические основы учения о составе преступления.

Состав преступления как единственное основание уголовной ответственности

Классификация признаков состава преступления

Конструкция составов преступлений и ее значение для квалификации

Наши рекомендации