Обобщающе-аналитическая часть
Обобщающей эта часть называется потому, что содержит оценку состояния законности (обязательно должен быть сделан вывод о том, как исполняется законодательство данной организацией).
Затем указываются сведения о количестве выявленных нарушений; о размере вреда от нарушений; о динамике правонарушений (для этого настоящее состояние сравнивается с аналогичным периодом прошлых лет); о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений; о виновных лицах.
Описание нарушений должно сопровождаться мотивировкой (юридической – указание на нарушенную норму и её краткое содержание, и фактической).
3) заключительная часть
В ней формулируются требования прокурора:
§ предложение об устранении нарушений, а также причин и условий, способствующих
их совершению
§ конкретные предложения (какие мероприятия следует провести),
проведение которых, по мнению прокурора, позволит устранить нарушения
§ предложение о незамедлительном рассмотрении представления и
сообщении о результатах рассмотрения в прокуратуру.
Представление составляется в 3-х экземплярах (себе, адресату и в вышестоящую прокуратуру).
После внесения представления прокурором, его рассмотрения и получения по нему ответа ответ должен быть проанализирован на соответствие его предъявляемым прокурором требованиям.
Прокурор должен проследить за своевременностью рассмотрения представления и проверить реальность принятых для устранения нарушений мер – для этого существуют контрольные проверки (они проводятся через некоторый промежуток времени).
Постановление прокурора
Постановление прокурора – это средство реагирования не на нарушение, а на нарушителя.
Виды постановления прокурора:
1) постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
2) постановление о возбуждении уголовного дела
3) постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному аресту по решению несудебных органов.
Постановление прокурора выносится при наличии в действиях лица состава преступления или административного правонарушения.
По своему содержанию постановление прокурора не является властным актом, а только возбуждает производство. Меры воздействия принимают компетентные органы (суд или иные).
К постановлению прокурора по КоАП предъявляются те же требования, что и к протоколу в деле об административном правонарушении.
Постановление прокурора содержит информацию о нарушении, о нарушителе, о свидетелях нарушения, объяснения нарушителя.
При вынесении постановления прокурор должен учитывать сроки давности привлечения к ответственности (т.е. для вынесения постановления прокурором не должны истечь сроки давности привлечения к ответственности).
Перед вынесением постановления должна быть произведена проверка, истребованы объяснения у правонарушителя, опрошены свидетели.
Постановление прокурора состоит из 4-х частей:
Вступительная часть
Содержит:
ü наименование акта
ü указывается должностное лицо, вынесшее постановление (фамилия, должность,
классный чин)
ü указывается, в связи с чем проводилась проверка, в процессе которой были
установлены фактические обстоятельства и юридические факты
Описательная часть
После слова «установил» кратко описываются основные обстоятельства (признаки) правонарушения, его суть (в чём заключалось правонарушение). Приводятся данные, полученные из объяснений правонарушителя и свидетелей.
Мотивировочная часть
В ней обосновывается наличие в действиях лица состава административного правонарушения или преступления со ссылкой на норму закона, предусматривающую ответственность за совершение этих действий. Норма закона в постановлении должна быть обязательно раскрыта (ссылки на неё недостаточно). При административном правонарушении делается ссылка на закон «О прокуратуре РФ», если заведено уголовное дело – ссылка на статью Уголовного кодекса. Эта часть заканчивается словом «постановил».
Постановочная часть
В ней содержится:
ü вывод – решение прокурора о возбуждении производства
ü указывается, куда для рассмотрения или для расследования направляется
данное Постановление и материалы проверки
ü постановление содержит положение о необходимости сообщения о результатах
рассмотрения в прокуратуру.
Постановление составляется в 3-х экземплярах:
1) один экземпляр направляется в орган, осуществляющий расследование, или в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса
2) второй экземпляр остаётся в прокуратуре
3) третий экземпляр направляется в вышестоящую прокуратуру.
Сроки рассмотрения установлены в КоАП, сроки расследования – в УПК.
Предостережение о недопустимости нарушения закона
Выносится на основании ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ».
Предостережение выносится в целях предупреждения правонарушителей при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Смысл предостережения – состоит в том, что лицу, которое готовится совершить правонарушение, разъясняется ответственность за подобные действия, т.е. лицо под роспись предупреждается о недопустимости совершения правонарушения. Если лицо впоследствии совершает правонарушение, оно подвергается ответственности.
Предостережение выносится только должностным лицом (юридическими и физическими лицами предостережения выноситься не могут).
ü форма предостережения
ü порядок применения предостережения
установлены Указанием генерального прокурора № 39/7 от 6 июля 1999 г.
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»
В прокуратуре применяются готовые бланки.
Структура предостережения:
1) вступительная часть:
- наименование документа
- дата составления
- кем вынесено предостережение
2) описательная часть (описание событий)
3) заключительная часть (лицо предупреждается о недопустимости совершения правонарушения под угрозой применения к нему соответствующих мер государственного воздействия).
Заявления прокурора и
исковые заявления прокурора
Направляются в суд в защиту охраняемых законом интересов общества, государства, отдельных юридических или физических лиц, чьи права или законные интересы нарушены.
Акты прокурорского реагирования должны соответствовать определённым требованиям, содержащимся в ГПК РФ.
Требования к актам прокурорского реагирования:
1) это должны быть документы литературно грамотные
2) мотивированность (обоснованность). Документы должны содержать в себе ссылки на нормы закона. Нормы закона в содержании документа должны раскрываться.
3) необходимо соблюдать форму акта
Формы актов предусмотрены законом либо выработаны практикой прокурорского надзора.