Применимое право к договору.
К ВЭД применяются закон автономии води сторон и закон наиболее тесной связи. Законодательства большинства государств позволяет сторонам договора самостоятельно избирать право, которое будет подлежать применению к их обязательствам.
v Принцип автономии воли сторон
- получил широкое распространение в международной практике. Он находит свое проявление не только в национальном законодательстве, но и в основополагающих международных документах, которые содержат унифицированные правила в отношении отдельных видов договора.
Применяется в Римской конвенции о праве, применимом к договорных обязательствам (1980 г.): выбор права сторонами д.б. прямо выражен в условиях договора или определенно следовать из обстоятельств дел. Если стороны не определили в договоре применимое право, то конвенция допускает возможность учесть молчаливую волю сторон, которая может проявляться в определенных конклюдентных действиях.
Соглашения, заключенные в рамках СНГ, и двусторонние соглашения о правовой помощи.
РФ в полной мере признает данный принцип, при этом на основе ст. 1210 ГК РФ с учетом практики применения данного принципа, можно сформулировать правила в отношении выбора сторонами применимого права:
· основной способ – включение положений о выборе права в текст контракта. Вместе с тем, соглашение будет считаться достигнутым, если из каких-либо действий сторон будет вытекать вывод о наличии между ними соглашения. Например, если стороны во время спора ссылаются в обоснование своей позиции на нормы одного и того же права – это будет расценено как заключение соглашения.
· воля сторон д.б. выражена достаточно определенно, в противном случае соглашение о выборе права считается незаключенным.
· выбор сторонами компетентного органа для рассмотрения их спора не означает автоматически, что стороны договорились о применении права страны суда.
· в случае отсутствия соглашения сторон о применимом праве, право будет применяться на основе коллизионных норм.
v Принцип наиболее тесной связи
Основополагающие положения данного принципа – ст. 1211 ГК РФ. Все коллизионные привязки, предусмотренные данной нормой подлежать применению, если иное не вытекает из закона, условий и существа договора.
Статья устанавливает коллизионные привязки для основных видов договоров, при этом п. 3 ст. закрепляет наиболее тесную связь на основе общих правил, а п. 4 ст. определяет наиболее тесную связь в зависимости от вида договора.
В целом ст. отражает современные, характерные для МЧП. Коллизионное регулирование в данном случае является достаточно гибким, т.к. осуществляется сочетание общих и специальных подходов, которые определяются спецификой договорных отношений.
Новое для российского законодательства – установление спе2циальных коллизионных норм в отношении права, подлежащего применению к договорам – ст. 1212 ГК – защита потребителя как слабой стороны договора.
Т.о., нормы ГК о праве, применимом к договорам, носят общий характер, т.е. не исходят из деления договоров на внешнеэкономические и иные, также они расширяют действие принципа автономии воли сторон и широко использует гибкие коллизионные нормы.
Обязательственный статут договора (ОСД).
- право, подлежащее применению к обязательственным отношениям, возникающим в силу сделок.
Сфера применения обязательственного статута (ст. 1215 ГК РФ):
· толкование договора
· права и обязанности сторон договора
· исполнение договора
· последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора
· прекращение договора
· последствия недействительности договора
Не исчерпывающий перечень: м.б. и другие вопросы (из практики):
· возникновение и прекращение вещных прав на предмет договора
· допустимость уступки требования по договору
· взаимоотношения между цессионарием и должником
· отношения по уплате % (ст. 1218)
· вопросы исковой давности
· момент перехода риска случайной гибели имущества
· дискуссионный вопрос – вопрос о признании договора недействительным???
любая гражданско-правовая сделка м.б. признана недействительной по основаниям, которые установлены национальным правом => право, применимое к признанию сделки недействительной, должно определяться в зависимости от основания недействительности (порок содержания, субъекта, воли и формы). В соответствии с 4 видами оснований выделяются следующие коллизионные правила:
1) в связи с пороком воли – определяется обязательственным статутом;
2) для определения порока субъектного состава – применяется личный закон (ФЛ или ЮЛ)
3) в связи с пороками формы – определяется по законодательству РФ
4) при пороке содержания – исходя из конкретной ситуации.
При этом по общему правилу, данные отношения охватываются обязательственным статутом, но д.б. учтены сверхимперативные нормы права страны суда, а также право третьих стран, с которыми сделка имеет тесную связь.
Еще один вопрос – проблема, возникающая, когда применимое право приводит к недействительности договора. Существуют 2 полярные позиции:
С од. ст., стороны должны сами отвечать за последствия сделанного ими выбора. С др. ст., в момент заключения договора стороны могли не знать о возможных последствиях, и их главной целью было заключение договора.
В практике МКАС сложились четкие правила:
1) если стороны выбрали применимое право, при этом стороны – лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность – они как профессиональные участники гражданского оборота несут все последствия, связанные с незнанием избранного права.
2) если стороны договора не являются предпринимателями, либо если применимое право было установлено не на основании соглашения сторон, то суд должен избрать другое применимое право, которое не будет влечь за собой недействительность контракта.