Принципы международных коммерческих контрактов.

Принципы УНИДРУА.

В 2004 г. принята новая редакция принципов.

Многие ученые полагают, что этот документ является материализацией концепции Lex mercatoria.

Принципы призваны заменить бессистемный массив различных регуляторов и материализовать в доступном виде концепцию Lex mercatoria,

В западной доктрине принципы отождествляются с Lex mercatoria. Они не принадлежат ни к какому национальному порядку, не отражают правила и принципы какой-либо правовой системы, а сформулированы для глобального применения к международным контрактам.

Принципы устанавливают «общие нормы для международных контрактов» и основаны на общих принципах права цивилизованных народов, наиболее приспособленных для особых потребностей международной торговли.

Принципы могут применяться в случаях:

- стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими принципами;

- стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права, Lex mercatoria» или аналогичными положениями;

- стороны не выбрали ни какого закона, чтобы регулировать контракт;

- чтобы интерпретировать или пополнить международное, общепринятое право;

- для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;

- в качестве модели для национального и международного законодательства.

Принципы УНИДРУА закрепляют свободу договора, его добросовестность и обязательность, формулируют специфические условия международных контрактов, разрешают противоречия между стандартными и неожиданными условиями, устанавливают возможность наличия подразумеваемых обязательств.

Принципы изначально не планировались как обязательный документ, стороны в любой момент могут отказаться от него или изменить любое положение. Однако некоторые императивные положения. Однако некоторые положение не могут отменяться или изменяться, прим. честная деловая практика в международных коммерческих отношениях.

В принципах УНИДРУА 2004 г. расширен круг регламентируемых вопросов. Эта редакция содержит 5 новых глав, устанавливает новые условия о непоследовательном поведении и приспособлена к потребностям заключения контрактов в электронной форме.

На основе принципов УНИДРУА в 1995 г. были разработаны Принципы Европейского контрактного права (Европейские принципы).

Этот документ разработан в рамках подготовки общеевропейского кодекса частного права.

Сфера действия Европейских принципов это международные сделки и сделки внутреннего характера. Принципы имеют статус «мягкого» права, их принудительное соблюдение государством не обеспечивается.

ИНКОТЕРМС.

Он представляет собой сборник унифицированных торговых правил, определенных специфическими терминами, каждый из которых обозначает принятие на себя продавцом и покупателем определенных обязанностей в рамках договора международной купли-продажи (в т.ч. по доставке товара, его страхованию, погрузке и т.д.).

Впервые сборник был издан Международной торговой палатой в 1936 г. в целях предотвращения различных толкований торговых терминов, встречающихся в торговых обычаях и используемых сторонами в договоре.

Впоследствии, в целях приведения правил в соответствие с изменениями в международной торговой практике в них вносились изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг. В настоящее время с 1.01.11. действует редакция 2010 г.

По своей природе ИНКОТЕРМС не является собственно источником права, однако он юридически обязателен для сторон договора, если они на него сослались.

п.6 ст.1211 ГК – «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласованно применение к их отношениям обычаев делового оборота обозначаемых соответствующими терминами». В подобной ситуации ИНКОТЕРМС приобретает свойство источника права в субъективном смысле, т.е. соответствующие условия, становясь частью договора, становятся источниками субъективных прав и обязанностей сторон.

ИНКОТЕРМС состоит из разделенных на 4 группы 11 терминов (ИНКОТЕРМС 2000 их было 13). Каждый термин представляет собой аббревиатуру из 3-х букв, которая в случае согласования сторонами соответствующих условий подлежит включению в договор купли-продажи. Для удобства термины можно разделит на 4 группы (E,F,C,D). Кроме того термины можно разделить на 2 большие группы: применяемые при любом виде перевозки и применяемые исключительно при морской перевозке.

Группы терминов:

- Группа E «место отправки»;
В рамках данной группы выделяется один термин – EXW (с завода). В соответствии с этим терминов продавец обязан в обусловленный договором срок предоставить товар в месте своего нахождения, при этом товар должен быть индивидуализирован, соответствующим образом упакован, затарен, взвешен, подсчитан и проверен на соответствие качеству. С момента предоставления товара в распоряжение покупателя продавец считается исполнившим свои обязательства и их не на покупателя переходят все риски случайной гибели или порчи товара.

- Группа F «основная перевозка не оплачена»;

· FCA - доставка до перевозчика покупателя.

Продавец, считается исполнившим свои обязанности по договору купли-продажи с того момента как он предоставил прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику в названном месте, при этом таможенная очистка означает, что товар прошел таможню и на него оформлены все необходимые сопроводительные документы. Таможенная очистка осуществляется только для экспорта товара. Под перевозчиком понимается любое лицо, в том числе экспедитор, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара любым видом транспорта или комбинацией видов транспорта.

· FAS (+порт погрузки) – товар доставляется к кораблю заказчика.

Продавец считается выполнившем поставку с того момента когда товар расположен на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузке. С этого момента все расходы, риски и потери переходят на покупателя. На продавца также возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. По ИНКОТЕРМС 2000 это была обязанность покупателя.

· FOB (+ порт) - продавец считается выполнившим поставку с того момента, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки, с этого момента все риски лежат на покупателе. На продавце лежит обязанность обеспечить расходы, связанные с погрузкой товара, после этого все расходы несет покупатель.

- Группа C (основная перевозка оплачена до…);

· CFR (+ порт заказчика) – продавец считается выполнившим поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Однако на продавце лежит обязанность заключить договор перевозки до согласованного порта. Выгрузку товара продавец не оплачивает. Риск потери, повреждения товара и любые дополнительные расходы, после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям данного термина на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Термин применим только для морской перевозки.

· CIF – продавец считается выполнившем поставку когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. По сравнению с CFR на продавца дополнительно возлагается обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозке. Прочие обязанности как в термине CFR.

· CIP – перевозка и страхование оплачены до … (согласованное место). Продавец доставит товар названному им перевозчику, кроме того продавец оплачивает все издержки по доставке товара до этого перевозчика. По условиям CIP на продавца возлагается обязанность страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. Как в этом, так и предыдущем терминах страхование должно осуществляться с минимальным покрытием, если покупатель желает приобрести более расширенное страхование он должен, либо специально договориться с продавцом, либо обеспечить это самостоятельно.

· CPT – перевозка уплачено до … (место назначения). Обязанности как в термине CIP за исключением обязанности по страхованию.

- Термины группы D (термины доставки);

По ИНКОТЕРМС 2000:

· DDU (пошлины не оплачены) – термин применяется при любом виде перевозке – продавец, считается выполнившим все обязанности также как или аналогично термину DDP, за исключением того, что он не уплачивает налоги и иные официальные сборы, взимаемые при ввозе товара;

· DEQ (поставка с причала) – поставка с причала с оплатой пошлины – в обязанность продавца входит передача товара в распоряжение покупателя на пристани или на причале согласованного порта назначения, т.е. в обязанность продавца входит разгрузка товара на пристани в принимающей стране. В результате товар пересекает таможенную границу принимающей страны, что соответственно влечет возникновение у продавца обязанности произвести, помимо экспортной и транзитной таможенной очистки, оформление все необходимых документов, которые требуются для ввоза товара в принимающую страну. По просьбе продавца покупатель оказывает ему содействие при получении импортной лицензии, необходиомой для ввоза товара;

· DES (поставка с судна) – по объему обязанностей продавца и покупателя повторяет термин DAV, однако т.к. пунктом доставки считается пункт прибытия соответственно моментом поставки и моментом перехода риска случайной гибели считается момент предоставления товара в распоряжение покупателя на борту прибывшего судна. Разгрузка товара является обязанностью покупателя поскольку товар таможенную границу не пересекает;

· DAV ( применяется при перевозке любым видом транспорта; доставка до границы) – используется, как правило, при железнодорожных и автомобильных перевозках – продавец выполняет свою обязанность с момента как прошедший таможенную очистку для вывоза товар прибывает в согласованный пункт на границе, однако не пересекает таможенную границу принимающего государства.

Основными обязанностями продавца являются: поставить товар и предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям договора, передать товар покупателю в согласованном пункте на границе в согласованную дату или период, выполнить все официальные и таможенные формальности необходимые для вывоза товара до указанного места на границе и при транзите через третьи страны, заключить за свой счет договор перевозки, включая транзит до согласованного места на границе, нести все риски и все расходы до момента передачи товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте на границе, известить покупателя о доставке и передать ему транспортные и товаросопроводительные документы.

Основные обязанности покупателя: принять поставку товара в согласованном пункте на границе, оплатить товар, выполнить все необходимые таможенные и официальные формальности необходимые для ввоз товара, нести все риски и все расходы с того момента когда товар предоставлен в его распоряжение в согласованном пункте на границе.

Эти термины не попали в ИНКОТЕРМС 2010 не попали.

· DDP (поставка с оплатой таможенных пошлин) – по объему прав и обязанностей этот термин аналогичен термину DEQ, но применяется на всех видах транспорта . Продавец считается исполнившим свои обязанности с момента предоставления товара в распоряжение покупателя в согласованном месте страны ввоза товара, при этом продавец несет все расходы до момента доставки товара. Таким образом, продавец несет не только все риски и расходы, связанные с перевозкой и транзитом, но также обязан уплатить все издержки, связанные с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, которые взимаются при возе товара

ИНКОТЕРМС 2010:

· DAP (поставка в пункте) – термин применяется при любом виде транспорта – продавец считается исполнившем свою обязанность по поставке товара с момента доставки его до согласованного места назначения, если товар предоставлен в готовом к разгрузке транспортном средстве. Этот базис поставки возлагает на продавца обязанность по экспортной таможенной очистке товара и может применяться в смешанных перевозках;

· DAT – продавец считается выполнившим обязательства, когда товар выпущенный в таможенном режиме экспорта доставлен в согласованный терминал указанного места назначения. При этом под термином терминал понимается любое место, в том числе железнодорожный, авиатерминал, причал и т.д. Базис поставки возлагает на продавца обязанность нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара и его разгрузкой на терминале, включая, если потребуется, любые сборы для экспорта из страны происхождения. Под словом сборы понимается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также оплата таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов. Данный термин может применяется в том числе при поставке смешанным видом транспорта.

Наши рекомендации