Федеральные органы налоговой полиции
Налоговая полиция - относительно новый для России правоохранительный орган. Ее создание было обусловлено реформой экономических отношений и связанного с ней реформирования налоговой системы. Государственная налоговая служба РФ, созданная в 1991 г. только как система контроля за соблюдением налогового законодательства, не была приспособлена к ведению борьбы с противоправными, в том числе преступными, посягательствами на налоговую систему. Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ, при государственных налоговых инспекциях на местах были образованы подразделения налоговых расследований, которыми руководило Главное управление налоговых расследований. Кроме выполнения функций налоговой службы, эти подразделения обязаны были осуществлять меры по предупреждению и пресечению нарушений налогового законодательства, обеспечивать безопасность деятельности налоговых инспекций и их должностных лиц. При этом полномочия подразделений налоговых расследова-
258 Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
ний были ограниченными. Они могли лишь проводить собирание первичных материалов о преступных нарушениях налогового законодательства и затем передавать их в органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел и расследования преступлений.
В июле 1992 г. подразделениям налоговых расследований было предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности и дознания по делам о налоговых преступлениях1. Однако нахождение подразделений налоговых преступлений в системе государственных налоговых инспекций не способствовало эффективности борьбы с налоговыми преступлениями. Практика настоятельно требовала создания самостоятельного, независимого правоохранительного органа, специализирующегося на выполнении функций борьбы с противоправными нарушениями налогового законодательства. И такой орган был создан. Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» органы налоговых расследований были реорганизованы в федеральные органы налоговой полиции, ставшие таким образом правопреемниками Главного управления налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях с сохранением за ними функций по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и проведению дознания. Федеральным законом от 17 декабря 1995 г.2 на федеральные органы налоговой полиции была возложена еще одна функция - проведение предварительного следствия по делам о налоговых преступлениях.
В настоящее время федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации (ст. 1 Закона от 24 июня 1993 г.). Они призваны решать следующие основные задачи:
выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции и их близких;
1 Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3181-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", Закон РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 1912.
2 Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. (17 декабря 1995 г.) № 200-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ-1995. №51. Ст. 4973.
Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 259
выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции.
На них не могут быть возложены задачи, не предусмотренные законом.
Деятельность органов налоговой полиции осуществляется на основе общеправовых принципов: законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; недопустимости в органах налоговой полиции создания и деятельности политических партий и других общественных объединений; осуществления деятельности в тесном взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Для организации и деятельности этих органов характерны также специальные принципы: единства и централизации; сочетания гласных и негласных форм деятельности.
Федеральные органы налоговой полиции представляют собой единую централизованную систему с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Система органов налоговой полиции трехуровневая (трехзвенная).
Возглавляет ее Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ). Второй уровень образуют органы ФСНП РФ (главные управления, управления, отделы) по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам - территориальные органы.
Третий уровень образуют местные органы налоговой полиции к которым относятся органы налоговой полиции (управления, отделы) районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений (отделов) налоговой полиции, отделы ФСНП РФ.
Федеральная служба налоговой полиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, защиты ее экономических интересов и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов налоговой полиции1. Она возглавляет систему федеральных органов налоговой полиции. Ею руководит Директор (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Он осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему органов налоговой полиции и координацию их деятельности с деятельностью других
См. п. 1 Положения о Федеральной службе налоговой полиции Российской Феде-Рации (СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4590).
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
правоохранительных, налоговых и иных государственных органов. Директор ФСНП РФ имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В качестве совещательного органа в ФСНП России образуется коллегия, которая рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов налоговой полиции. Решения Коллегии, как правило, объявляются приказом Директора ФСНП.
Основные направления деятельности органов налоговой полиции определяются поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по следующим направлениям:
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;
осуществление административной деятельности; проведение оперативно-розыскной деятельности; производство предварительного расследования.
Первое направление деятельности органов налоговой полиции обусловлено тем обстоятельством, что они вместе с налоговыми органами Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. В рамках этого направления деятельности органы налоговой полиции проводят налоговые проверки самостоятельно либо совместно с налоговыми органами. В необходимых случаях они вправе проводить проверки налогоплательщиков, в том числе и контрольные, после проверок, проведенных налоговыми органами. При этом они пользуются правами, представленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля (п. 2 ст. 11 Закона от 24 июня 1993 г.). В случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, органы налоговой полиции могут приостановить операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца.
Административная деятельность налоговой полиции осуществляется в пределах ее компетенции, связанной с производством по делам о налоговых правонарушениях. В соответствии с новым Кодексом РФ об административных правонарушениях, введенным в действие с 1 июля 2002 г.1, на органы налоговой полиции, в частности, возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про-
Кодекс РФ об административных правонарушениях принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»-
Глава 14. Налоговые органы и органы налоговой полиции 261
дукции (ст. 14.16); нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1); несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций (ст. 15.2) и др.
При наличии оснований подозревать в совершении административного правонарушения сотрудники органов налоговой полиции вправе проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, доставлять граждан в налоговые органы для составления административного протокола, осуществлять административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств, налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (ст. 27.1 КоАПРФ).
Оперативно-розыскная деятельность федеральными органами налоговой полиции проводится в строгих рамках Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и осуществляется гласно и негласно. При этом они вправе проводить опрос граждан, наводить справки, проводить сбор образцов для сравнительного исследования и контрольные закупки, вести наблюдение, обследовать помещения, осуществлять другие действия, предусмотренные законом.
Законом от 24 июня 1993 г. особо выделен ряд специфических направлений оперативной работы в деятельности налоговой полиции. Так, они вправе привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству на конфиденциальной основе. В особых случаях, когда получение иными способами необходимой информации невозможно, органы налоговой полиции вправе внедрять в соответствующие криминальные структуры своих сотрудников. Разрешение на такое внедрение дает директор ФСНП РФ или его первый заместитель.
Производство предварительного расследования -важнейшее направление правоохранительной деятельности органов налоговой полиции. Первоначально налоговая полиция проводила расследование только в форме дознания, а в декабре 1995 г. была наделена полномочиями по производству предварительного следствия, для чего в системе ФСНП РФ были созданы следственные подразделения.
В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, введенном в действие с 1 июля 2002 г., полномочия органов налоговой полиции по производству дознания и предварительного следствия сохранены.
Органы налоговой полиции предварительное расследование производят по делам о налоговых преступлениях: ст. 198 УК РФ (уклонение граждан от уплаты налогов); ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организаций).
Дознаватели органов налоговой полиции, кроме того, при обнаружении признаков преступления, по которому обязательно производство предвари-
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
тельного следствия, вправе возбудить уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия с последующей передачей дела следователю (ст. 157 УПК РФ).
Следователи органов налоговой полиции могут, кроме дел о налоговых преступлениях, расследовать и иные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, если они их выявили.
В случае обнаружения преступления, отнесенного к их компетенции, дознаватели и следователи органов налоговой полиции возбуждают дело и расследуют его в полном объеме, принимают предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств.
Органы налоговой полиции в пределах своей компетенции исполняют определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывают им содействие в производстве отдельных процессуальных действий. В случае выявления экономических преступлений, не относящихся к их подследственности, органы налоговой полиции сообщают об этом в соответствующие правоохранительные органы.
Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми и иными государственными органами.
На службу в налоговую полицию принимаются граждане Российской Федерации, достигшие 20-летнего возраста, способные по своим деловым и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять служебные обязанности. Сотрудникам налоговой полиции присваиваются специальные звания в зависимости от занимаемой должности и стажа работы в органах налоговой полиции. Принятые на службу сотрудники принимают присягу.
Сотрудникам налоговой полиции запрещается выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), заниматься индивидуальной либо предпринимательской деятельностью.
Законные требования сотрудника налоговой полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Законом определена система мер правовой, социальной защиты сотрудников налоговой полиции. Они обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.
Глава 15. Таможенные органы