Федеральные органы государственной охраны
Государственную охрану в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной охраны. На них возложено непосредственное осуществление государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц.
Предназначение государственной охраны и полномочия федеральных органов государственной охраны установлены Федеральным законом от
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
24 апреля 1996 г. «О государственной охране»1 (с изменениями от 13 июня 1997 г., 7 ноября 2000 г.). Закон определяет содержание государственной охраны, ее правовую основу, принципы, задачи и меры ее осуществления, объекты охраны, органы, осуществляющие государственную охрану, их правовое положение, статус сотрудников и гражданского персонала федеральных органов государственной охраны, контроль и надзор за деятельностью этих органов.
Для характеристики деятельности органов государственной охраны существенное значение имеют такие определенные Законом основные понятия, как государственная охрана, объекты государственной охраны, охраняемые объекты, охранные мероприятия и пропускной режим. Под государственной охраной понимается функция федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объектами государственной охраны являются лица, подлежащие охране в соответствии с Законом о государственной охране. К охраняемым объектам отнесены здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны. Охранные мероприятия представляют собой совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других органов обеспечения безопасности. Пропускной режим - это порядок прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса и провоза вещей на охраняемые объекты, устанавливаемый соответствующими должностными лицами федеральных органов государственной власти совместно с органами государственной охраны.
Правовую основу государственной охраны образуют Конституция Российской Федерации, Закон о государственной охране, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры. В основе государственной охраны и деятельности органов, ее осуществляющих, лежат принципы: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; централизованного руководства; взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности; непрерывности; сочетания гласных и негласных методов деятельности; подконтрольности и поднадзорности.
Глава 13. Органы обеспечения безопасности
1 СЗ РФ. 1996.№ 22. Ст. 2594.
Государственная охрана реализуется путем осуществления следующей I системы мер:
- предоставления объектам государственной охраны персональной ох-
|раны, специальной связи и транспортного обслуживания, а также информации об угрозе их безопасности;
- осуществления в соответствии с федеральным законодательством опе-I ративно-розыскной деятельности;
- проведения охранных мероприятий и поддержания общественного по-
I рядка в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны;
- поддержания порядка, установленного уполномоченными на то должностными лицами, и пропускного режима на охраняемых объектах.
Законом предусмотрено, что в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, внутренних дел и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы, пограничная служба и иные государственные органы обеспечения безопасности.
К объектам государственной охраны отнесены: Президент Российской Федерации, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие, подлежащие охране в соответствии с Законом о государственной охране, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Президенту Российской Федерации государственная охрана предоставляется со дня официального объявления о его избрании в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных ст. 4 названного Закона. В течение срока своих полномочий он не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока его полномочий государственная охрана предоставляется ему пожизненно. Членам семьи Президента РФ, проживающим совместно или сопровождающим его, государственная охрана предоставляется в течение срока полномочий Президента.
Государственная охрана предоставляется также следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий: Председателю Правительства РФ; Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Председателю Верховного Суда , РФ; Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральному прокурору.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
Закон устанавливает, что при необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации (за исключением указанных в ст. 8 Закона), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим. Меры по обеспечению государственной охраны этих лиц принимаются исходя из характера и реальности угрозы их безопасности на основании распоряжений Президента РФ.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств обеспечивается безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации. Государственная охрана иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ.
Федеральные органы государственной охраны создаются, реорганизуются и упраздняются Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством. Руководство ими осуществляют Президент РФ, а также Правительство РФ в пределах своих полномочий. Положения о федеральных органах государственной охраны утверждает Президент РФ.
Федеральные органы государственной охраны решают следующие основные задачи:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по ее предотвращению;
- обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- защита охраняемых объектов;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
В соответствии с Законом к основным обязанностям федеральных органов государственной охраны отнесены:
- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
- организация и проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;
- поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного
Глава 13. Органы обеспечения безопасности
или временного пребывания, устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;
- обеспечение в необходимых случаях сопровождения или эскортирования автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
- проведение шифровальных работ;
- организация и проведение на охраняемых объектах, а также в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технического, санитарно-гигиенического, экологического, радиационного и противоэпидемического контроля;
- осуществление во взаимодействии с федеральными органами правительственной связи и информации мер по противодействию утечки информации по техническим каналам;
- осуществление сношений со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств.
Для решения возложенных на них задач федеральным органам государственной охраны предоставлены следующие основные права:
- привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;
- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;
- задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны или действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям сотрудников федеральных органов государственной охраны, а также связанные с проникновением или попыткой проникновения на охраняемый объект;
- вносить в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов;
- использовать в служебных целях средства связи, включая и специальные, принадлежащие организациям (независимо от форм собственности), а в неотложных случаях - и гражданам;
- использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности (за исключением
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
Глава 13. Органы обеспечения безопасности
транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях - и гражданам, для предотвращения преступлений, для преследования и задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, для доставления лица, нуждающегося в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия;
- беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций (независимо от форм собственности) при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектам государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них фаждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов;
- принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и фаждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств;
- разрешать сотрудникам федеральных органов государственной охраны хранение, ношение и использование оружия и специальных средств;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов государственной охраны, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств;
- принимать в пределах своих полномочий предусмотренные федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами меры защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников федеральных органов государственной охраны, их близких родственников, а в исключительных случаях также и иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников федеральных органов государственной охраны либо принудить их к изменению ее характера, а равно из мести за указанную деятельность;
- обмениваться со специальными службами, с правоохранительными органами и организациями иностранных государств в пределах своих полномочий оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами, а также договариваться об условиях и о порядке обеспечения личной безопасности объектов государственной охраны при их выезде за пределы территории Российской Федерации.
Обеспечивая безопасность объектов государственной охраны, федеральные органы государственной охраны взаимодействуют между собой и с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности. Порядок взаимодействия устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями между указанными органами. Закон устанавливает обязанность органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, организаций (независимо от форм собственности), а также общественных объединений оказывать содействие федеральным органам государственной охраны в решении задач по обеспечению безопасности объектов государственной охраны.
Комплектование федеральных органов государственной охраны осуществляется военнослужащими и гражданским персоналом из числа фаждан Российской Федерации. Военнослужащие федеральных органов государственной охраны (за исключением проходящих службу по призыву), а также лица, назначенные на соответствующие должности, являются сотрудниками федеральных органов государственной охраны. Они проходят службу в соответствии с законодательством с учетом особенностей, обусловленных спецификой деятельности федеральных органов государственной охраны.
Законные требования сотрудников федеральных органов государственной охраны обязательны для исполнения фажданами и должностными лицами. Никто, кроме прямых и непосредственных начальников не имеет права вмешиваться в их служебную деятельность. В своей служебной деятельности они не могут быть связаны решениями политических партий и других общественных объединений. Им запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Сотрудникам федеральных органов государственной охраны запрещено совмещать военную службу с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению ими служебных обязанностей), за исключением случаев, вызванных служебной необходимостью.
При исполнении сотрудником федеральных органов государственной охраны служебных обязанностей не допускается применение к нему административных взысканий, его привод и административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, используемых им транспортных средств без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также имущество сотрудника федеральных органов государственной охраны и членов его семьи защищаются от преступных посягательств в связи с исполнением им служебных обязанностей в порядке, установленном федеральным законодательством. На военнослужащих федеральных органов государственной охраны распространя-
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
ются гарантии правовой и социальной защиты, установленные федеральным законодательством для военнослужащих.
На гражданский персонал федеральных органов государственной охраны распространяется действие федерального законодательства о труде и нормативных правовых актов, устанавливающих особенности государственной службы и работы в федеральных органах государственной охраны. Персоналу указанных органов запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или оказывать содействие физическим или юридическим лицам в осуществлении такой деятельности. Данная категория лиц не вправе совмещать службу или работу с другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению ими служебных обязанностей), за исключением случаев, вызванных служебной необходимостью (ст. 21 Закона о государственной охране).
За неисполнение и ненадлежащее исполнение сотрудниками федеральных органов государственной охраны своих служебных обязанностей они несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством. Соблюдению принципов законности, уважения прав, свобод и законных интересов личности служит предусмотренная законом возможность обжалования гражданами и должностными лицами действий сотрудников федеральных органов государственной охраны должностным лицам этих органов, прокурору и в суд, если они считают, что эти действия повлекли ущемление их прав или нанесли моральный ущерб, или причинили им убытки.
Сотрудникам федеральных органов государственной охраны предоставлено право в случаях и в порядке, предусмотренных Законом о государственной охране, применять физическую силу, специальные средства и оружие. Оружие может применяться только в качестве крайней меры. Руководитель подразделения соответствующего федерального органа государственной охраны обязан уведомить прокурора обо всех случаях смерти или ранения лица, в отношении которого были применены физическая сила, специальные средства или оружие.
Согласно Закону о государственной охране Президент Российской Федерации утверждает Положение о федеральных органах государственной охраны. В настоящее время действует Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1996г. № 11361 (с изменениями от 9 июля 1997 г., 2 декабря 1998 г., 11 апреля, 21 ноября 2001 г.). Данным Положением конкретизированы задачи, функции и организация деятельности Федеральной службы охраны Российской Федерации.
'СЗРФ 1996 №32. Ст 3901.
Глава 13 Органы обеспечения безопасности
В соответствии с законом контроль за деятельностью федеральных органов государственной охраны осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды в пределах своих полномочий, определяемых Конституцией РФ и федеральными законами Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе в связи с осуществлением ими депутатской деятельности получать сведения о деятельности федеральных органов государственной охраны в порядке, установленном федеральным законодательством.
Надзор за исполнением законов федеральными органами государственной охраны осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших федеральным органам государственной охраны содействие на конфиденциальной основе, предоставляются соответствующему прокурору на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.