Система судов Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации представляет собой совокуп­ность действующих в Российской Федерации судебных органов, образо­ванных в установленном Конституцией РФ порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ по­строения и организации деятельности, с учетом федеративного и админи­стративно-территориального устройства Российской Федерации.

Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы из­ложены в гл. 7 Конституции РФ - «Судебная власть». Именно в этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и струк­тура судебной системы как основополагающего института государственно­го устройства Российской Федерации - Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Делегирование конституционного полномочия определить структуру судебной власти специальному федеральному конституционному закону представляет собой особенность законодательного регулирования устрой­ства судебной системы в Российской Федерации. Учитывая особый поря­док принятия федеральных конституционных законов, законодатель стре-

мится таким образом укрепить стабильность созданной в Российской Фе­дерации судебной системы.

Основополагающее значение для характеристики судебной системы Российской Федерации имеет содержание и последовательность изложения ст. 125-127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимае­мое в судебной системе каждым из высших судебных органов Российской федерации: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулиро­вания судебных органов имеет значение для определения структуры судеб­ной системы в целом.

В судебной системе Российской Федерации различается многообразие структурных подразделений, которые характеризуются присущими им задачами, ртзличными методами осуществления установленных законом функций. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Так, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношению к от­дельным подразделениям самой судебной системы.

Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терми­нами обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстан-ционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Раз­личия в компетенции групп судов, сложность организационных и процес­суальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов орга­низации и деятельности всех судов. Обеспечению этой общности служит закрепление Законом о судебной системе положений о единстве судебной системы Российской Федерации. Единство построения судебной системы заключается в закреплении в федеральном конституционном законодатель­стве главных условий образования и функционирования судебной системы.

К числу условий обеспечения единства судебной системы относятся его фундаментальные правовые основы: судебная система устанавливается выс­шим законодательным актом страны - Конституцией РФ, а также Федераль­ным конституционным законом «О судебной системе Российской Федера­ции». Нормативное регулирование основ судебной системы всегда составля­ет прерогативу конституционного права. Делегирование части этих полно­мочий федеральному конституционному закону не изменяет общего пра­вила. Закрепление в Конституции РФ и в названном Федеральном консти­туционном законе системы высших судов Российской Федерации придает необходимую стабильность ныне существующей системе судов.

Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Раздел I. Общие положения

Таким образом, общая система судебных органов Российской Федера­ции состоит из трех значительных образований, предусмотренных Консти­туцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной систе­ме РФ» и включает: а) Конституционную юстицию (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов Федерации); б) наиболее многочисленную группу территориальных судов, осуществляющих право­судие по гражданским и уголовным делам и составляющих подсистему судов общей юрисдикции; в) арбитражную юстицию.

Эти подсистемы различаются по всем параметрам: порядком организа­ции, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфра­структурой обеспечения деятельности.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда - конституцион­ный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судо­производства. Конституционные суды в республиках Российской Федера­ции и уставные суды в субъектах Федерации выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.

Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наи­более многочисленная и развитая подсистема территориальных судов об­щей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их дея­тельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, город­ские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и авто­номных округов, районные (городские) суды, мировые судьи. Их организа­ция и деятельность регулируется федеральными судоустройственными и процессуальными законами.

В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в су­дебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов как первого звена, окружных (флотских) судов второго звена. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии.

Арбитражная юстиция включает федеральные арбитражные суды субъек­тов Российской Федерации. 10 федеральных арбитражных судов округов составляют суды второй инстанции. Деятельность арбитражных судов оп-

Глава 3 Судебная впасть

ределяется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» и Арбитражным процессуальным кодексом. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью ар­битражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.

Необходимость создания в Российской Федерации достаточно разветв­ленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значитель­ной протяженности ее территории наличием ряда иных факторов. Во-пер­вых, это необходимо, чтобы суды как государственные органы правосудия были организованы в соответствии с национально-государственным уст­ройством Российской Федерации и административно-территориальным делением ее субъектов в целях максимального приближения органов су­дебной власти к населению, чтобы обеспечить доступность правосудия для судебной защиты прав и свобод граждан.

Во-вторых, существование взаимосвязанных судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределе­ния компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений. Поэтому суды отдель­ных звеньев судебной системы уполномочены на рассмотрение определен­ного круга дел, отнесенных к их юрисдикции законом, т. е. в зависимости от подсудности, которая может определяться территориальными, предметными и персональными признаками.

В-третьих, создание системы судебных органов, включающей различ­ные инстанции, продиктовано необходимостью обеспечить условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ). Ступенчатость построения судебной системы (в частности, двухинстанционность) позволяет проверять закон­ность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения по гражданскому делу вышестоящим судом, осуществляющим надзор за судебной деятельностью нижестоящего суда.

В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не долж­ны быть разобщены. Деятельность каждого суда, выступающего в качестве самостоятельного и независимого органа правосудия при рассмотрении конкретных дел, должна согласовываться с основными принципами госу­дарственной и общественной жизни, обеспечивать единообразное понима­ние и применение законов Российской Федерации.

Для достижения этой цели система судов общей юрисдикции возглавля­ется Верховным Судом РФ, а система арбитражных судов - Высшим Ар­битражным Судом. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъясне­ния вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законодательства.

Раздел I Общие положения

Глава 3 Судебная власть

Отмеченные характерные признаки судебной системы получают свое от­ражение и организационно-процессуальное проявление в судоустройствен-ных понятиях, именуемых «звено судебной системы» и «судебная ин­станция».

В соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением общие суды подразделяются на звенья. Содер­жание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномо­чий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам и характером выполняемых ими функций. Суды, составляющие определен­ное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетен­цию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве слу­чаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Так, в Российской Федерации система судов общей юрисдикции состо­ит из трех звеньев: 1) основное звено- районные суды; 2) среднее звено-верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды го­родов федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды авто­номной области и автономных округов; 3) высшее звено - Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере образования их участков, вероятно, будут дополнять основное звено.

Характерным признаком системы судов общей юрисдикции и арбит­ражных судов предстает инстанционная (процессуальная) взаимосвязь между судами различных звеньев указанных подсистем или между струк­турными подразделениями одних и тех же судов.

Под судебной инстанцией понимается судебный орган в целом или его подразделение, выполняющее определенную функцию при отправлении правосудия. Судебные инстанции различаются кругом процессуальных полномочий на рассмотрение дела по существу и на пересмотр его в поряд­ке осуществления контрольного судопроизводства.

По действующему законодательству о судоустройстве все суды по сво­ей компетенции делятся на: 1) суды первой инстанции, имеющие право рассматривать дело по существу с вызовом обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика, свидетелей и выносить приговор или решение. Судами первой инстанции являются суды всех перечисленных ранее звеньев; 2) су­ды второй инстанции рассматривают кассационные жалобы и представле­ния на приговоры и решения нижестоящих судов, не вступившие в закон­ную силу. К таким судам как судам вышестоящим относятся суды респуб­лик, краевые, областные суды и равные им. Районный суд также является непосредственной вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района и является апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям.

В судах среднего звена, а также в Верховном Суде РФ действует не­сколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и дей-

ствует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоя­щим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу. Надзорные инстанции в системе общих судов действуют в судах субъектов Российской Федерации и в Верховном Суде РФ.

Особенностью подсистемы арбитражных судов является выполнение федеральными арбитражными судами округов лишь функций кассацион­ной инстанции. В низовом звене этой системы дела слушаются как по пер­вой инстанции, так и рассматриваются повторно в апелляционном порядке. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела как суд первой инстан­ции и в порядке надзора. Таким образом, в системе арбитражной юстиции действуют фактически четыре инстанции.

Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность при­нимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Формирование судебной системы и правовое регулирование ее деятель­ности основываются на последовательном применении определенной сово­купности руководящих начал, представляющих закрепленную в Конститу­ции РФ и федеральных конституционных законах систему принципов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отража­ет определенные объективные внутрисистемные закономерности функцио­нирования системы органов судебной власти.

К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы в Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит принцип единства (ст. 3), самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5), обязатель­ность судебных постановлений (ст. 6), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), глас­ность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизвод­ства в судах (ст. 10).

Содержание и свойства правосудия

Основной функцией судебной власти является осуществление правосу­дия. Все законодательство о судоустройстве, значительная часть норм уго­ловно-процессуального и гражданского процессуального законодательства призваны определять сущность, содержание и формы реализации этого важнейшего направления судебной деятельности.

Конституция РФ утверждает главную задачу правосудия, определяя его ведущую роль в обеспечении прав и свобод граждан (ст. 18). Она закрепля­ет право граждан на правосудие (ст. 46, 52) и устанавливает, что правосу­дие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118).

Раздел I. Общие положения

Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Россий­ской Федерации», утверждая значение общего статуса судей, подчеркивает, что только лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и этим Законом полномочиями судьи, могут осуществлять правосудие (ст. 11). Именно в деятельности по отправлению правосудия судьи никому не под­отчетны.

Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях. Именно в судебном разбирательст­ве наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Государственно-правовая защита правосудия и носителей судебной власти выражается в установлении административной и уголов­ной ответственности за посягательства на деятельность по осуществлению правосудия. Правосудие как одна из форм государственной властной пра­воохранительной деятельности отличается от законодательной и управлен­ческой деятельности рядом существенных признаков.

Характерными чертами правосудия являются: осуществление правосу­дия особыми компетентными государственными органами - судами; пра­восудие выполняется лишь установленными законом способами: рассмот­рением в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел в рамках уста­новленной законом особой процедуры, каждая из которых регулируется отдельным самостоятельным законодательным актом (ГПК, УПК, АПК).

С учетом требований Конституции об установлении условий для полно­го и независимого осуществления судами правосудия (ст. 124), исходя из иных установлений федерального законодательства, содержание правосу­дия и принимаемых судами актов должно отличаться следующими свойст­вами: законностью, определяемой как соответствие принятых решений и порядка рассмотрения дел закону; обоснованностью, т. е. подтверждением принятых решений убедительными и достаточными доказательствами; объ­ективностью, т. е. непредвзятостью, беспристрастностью судебного исследо­вания всех обстоятельств дела; справедливостью решений суда как соот­ветствующим нравственным представлениям современного общества; своевременностью и юридической точностью принимаемых решений, не­замедлительностью и общеобязательностью их исполнения.

Исходя из этой краткой характеристики содержания и основных свойств правосудия, оно может быть определено как осуществление судом своеоб­разной правоохранительной и правозащитной деятельности, основанной на полном соблюдении демократических принципов, выражающейся в рас­смотрении и разрешении гражданских, уголовных и арбитражных дел в рам­ках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принужде­ния в условиях соблюдения законности, обоснованности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти1

Наши рекомендации