Несовершеннолетних в СССР и постсоветской России
Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила государственную политику в отношении детей.
Сегодня нельзя однозначно оценивать те преобразования, которые произошли, особенно в первые годы после революции.
Несмотря на то, что, по мнению ряда ученых, автономная ювенальная юстиция в России перестала существовать по Декрету от 14 января 1918 г., проблема детской преступности и безнадзорности не осталась без пристального внимания страны Советов.
Об этом свидетельствует хотя бы то, что за первое пятилетие после революции в стране было принято более 50 важнейших законодательных актов, касающихся воспитания несовершеннолетних, направленных на улучшение их жизни и воспитания. В литературе того периода весь этот правовой комплекс часто именовался «детское право», «детская конституция».
Следует подчеркнуть, что начало созданию системы профилактики положил специальный орган, координировавший и направлявший деятельность всех ведомств и организаций по охране детства, – Совет защиты детей, позже реорганизованный в комиссию по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК). В полномочия данных органов входило издание обязательных общегосударственных постановлений, касающихся охраны здоровья детей, организации питания, снабжения и т. д., а также претворение их в жизнь. Являясь высшей надзорной организацией, наделенной чрезвычайными полномочиями по защите и обеспечению прав и интересов несовершеннолетних, они могли наложить «вето» на распоряжения любого ведомства, если реализация их вела к явному ущербу для детей и подростков.
По инициативе Деткомиссии ВЦИК был разработан и осуществлен первый и, по существу, единственный комплексный общегосударственный «Трехлетний план борьбы с детской беспризорностью». Особенно важно, что в ходе его реализации удалось разграничить функции между ведомствами и другими организациями в деле борьбы с детской беспризорностью.
По решению ВЦИК в первые годы после революции в стране проводятся всероссийские съезды, на которых вырабатывались рекомендации по дальнейшей организации работы с несовершеннолетними.
В январе 1918 г. в стране прошел I Всероссийский съезд по охране детства; в мае 1920 г. – Всероссийский съезд по борьбе с детской беспризорностью; в 1923 г. – II Всероссийский съезд социально-правовой охраны детей и подростков и детских домов.
Рекомендации этих съездов легли в основу многих директивных решений, направленных на создание государственной системы органов и учреждений, в функции которой, помимо прочих, входит профилактика детской безнадзорности и преступности.
В эти годы были приняты и реализованы решения о создании специальных органов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: комиссий по делам о несовершеннолетних, детской социальной инспекции с приемно-распределительными пунктами и детскими правовыми консультациями при ней.
Комиссии по делам о несовершеннолетних были созданы Декретом СНК от 14 января 1918 г. В их состав входили представители органов социального обеспечения, просвещения и юстиции. В обязанности этих комиссий входило не только рассмотрение материалов о правонарушениях несовершеннолетних, но и организация борьбы с беспризорностью.
Первоначально решение о необходимости создания «детской милиции» было принято еще в январе 1918 г. на I Всероссийском съезде по охране детства. В мае 1920 г. на Всероссийском съезде по борьбе с детской беспризорностью название «детская милиция» было заменено «детской социальной инспекцией». Положение о ней было утверждено Декретом от 23 сентября 1921 г. (СУ РСФСР, 1921, № 66, ст. 506). В нем указывалось, что задачей социальной инспекции является борьба с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, эксплуатацией детей и дурным обращением с ними в ремесленных, кустарных, фабричных и иных предприятиях и учреждениях, а также в семьях.
Созданные при этих инспекциях детские приемно-распределительные пункты сделали возможным немедленное изъятие несовершеннолетних из неблагополучной среды. На основе изучения личности подростков, помещавшихся в эти пункты, решался также вопрос о дальнейших мерах по их устройству и воспитанию. Всего в 1923 г. в стране насчитывалось около 200, а в 1926 г. – 284 приемника-распределителя.
Декретом от 2 декабря 1920 г. органы опеки и попечительства были переданы из системы Наркомата социального обеспечения в систему Наркомата просвещения. На них была возложена обязанность по устройству несовершеннолетних, лишившихся родительского попечения, в детские дома, колонии, школы-коммуны или под опеку отдельных граждан. По-новому были определены и задачи патроната над детьми. Являясь при недостатке государственных воспитательных учреждений эффективной формой устройства сирот и безнадзорных в семьи трудящихся, «частный патронат» стал широко использоваться для того, чтобы обеспечить постепенное «привыкание» воспитанников колоний и детских домов к самостоятельной жизни вне стен государственных воспитательных и исправительных учреждений.
Последовательно реализовывалась идея о сосредоточении всех перечисленных выше органов, а также всех воспитательных учреждений для несовершеннолетних в рамках практически единой специализированной воспитательно-профилактической системы, управляемой Наркоматом просвещения через отделения по социально-правовой охране несовершеннолетних губернских и уездных отделов народного образования и соответствующий отдел самого наркомата.
В 1918–1919 гг. обнаружилась неприспособленность учреждений Наркомата общественного призрения (социального обеспечения) для принудительного воспитания правонарушителей, нуждавшихся часто в более строгом режиме. Поэтому в 1920 году Наркомюсту совместно с Наркомпросом было поручено приступить к организации «реформаториев» для несовершеннолетних правонарушителей, к которым применялись меры судебного наказания.
Как отмечают В. Д. Ермаков и Н. И. Крюкова, именно в эти годы как в теоретических взглядах, так и на практике утвердилось понимание того, что борьба с правонарушениями несовершеннолетних, охрана их прав, в отличие от аналогичной задачи, решаемой в отношении взрослого населения страны, требует совсем других приемов, других людей, которые могут ближе подойти к детской среде, вызвать к себе доверие населения, суметь выделить случаи, которые нуждаются в принудительном воздействии, и применить первые меры воспитательного характера[113].
В этом отношении нормативные документы того времени, определявшие формы и методы воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорными детьми и подростками, содержали ряд важных, с точки зрения исправительной психологии и педагогики, положений, которые во многом впоследствии были утрачены и в полной мере не восстановлены по сегодняшний день.
Так, Положение о детской социальной инспекции (Декрет СНК от 23 декабря 1921 г.) устанавливало правила, в соответствии с которыми ношение какого-либо оружия, а также знаков отличия по форме одежды и повязок для детских социальных инспекторов не допускалось (пункт 5); братья и сестры социальной помощи, находившиеся в ведении приемных пунктов, а из-за отсутствия таковых – в ведении отделений социально-правовой охраны несовершеннолетних органов просвещения, должны были обязательно пройти курсы по подготовке вспомогательного педагогического персонала с особой программой, выработанной Наркоматом просвещения при участии Наркомата здравоохранения или иметь соответствующий педагогический стаж (пункты 3, 4).
Большое значение придавалось в те годы изучению причин и условий, способствовавших совершению детьми и подростками правонарушений, их личностных особенностей. Делалось это достаточно квалифицированно, в обязательном порядке по каждому выявленному проступку.
При комиссиях по делам несовершеннолетних работали на штатной основе обследователи-воспитатели, которые полностью обеспечивали подготовку дел о правонарушениях детей и подростков к рассмотрению на заседаниях данного органа, а также осуществляли последующий надзор за правонарушителем, если он оставался проживать в прежней обстановке.
Принципиально важным для работы этих лиц в методическом отношении были нормативно закрепленные положения об обязательном проведении ими до рассмотрения материалов на комиссии обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетних правонарушителей, фактических обстоятельств совершенного ими проступка (с составлением соответствующего заключения по этим вопросам), а также о недопустимости поручения надзора над этими подростками одновременно нескольким лицам или организациям.
Законодательство, регламентировавшее доОктября 1917 г. ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений и иных правонарушений, с первых дней Советской власти было существенно изменено.
В новом виде оно провозгласило приоритет предупредительных и воспитательных мер над мерами уголовного воздействия. Была реально впервые предпринята попытка устранить подсудность несовершеннолетних общим судам и полностью упразднить их тюремное заключение.
Декрет СНК от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» (СУ РСФСР, 1920, № 3) констатировал, что суды и тюремное заключение для несовершеннолетних упраздняются. Дела о несовершеннолетних обоего пола до 18 лет, замеченных в действиях общественно опасных, подлежали ведению комиссий независимо от того, действовал правонарушитель с разумением или без такового. Декрет предусматривал как исключение применение мер судебного воздействия к правонарушителям в возрасте 14–18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико-педагогического воздействия. Только комиссия могла направить материалы на подростка в суд.
Судя по публикациям того периода, в итоге такого подхода более 90% дел о преступлениях несовершеннолетних рассматривалось комиссиями и менее 10 % – в народных судах. В РСФСР в 1923 г. насчитывалось 250 комиссий, рассматривавших в год до 80 тыс. дел.
Комиссии по делам несовершеннолетних в первую очередь взяли на себя труд по реализации новой системы правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Она включала в себя: меры однократного воспитательного воздействия (беседы, замечания); меры устройства в заменяющие семью воспитательные учреждения; меры длящегося надзора за поведением детей и подростков; изоляцию подростков в режимных воспитательных учреждениях.
Что касается этих учреждений, то они были достаточно разнообразны. Учреждения для правонарушителей создавались в основном как интернатные заведения со строгим педагогическим режимом (детские дома I и II ступеней, сельскохозяйственные колонии и др.). В них организовывались общеобразовательная учеба и профессиональное обучение.
В 1925 г. имелось 258 таких учреждений с 16 тыс. воспитанников. Средний срок пребывания в них несовершеннолетних составлял 2–2,5 года.
Реорганизация закрытых учреждений для несовершеннолетних правонарушителей началась с 1918 года. В зависимости от особенностей режима и контингента воспитанников они именовались колониями, детскими и трудовыми домами, институтами социального воспитания, коммунами. В начале 20-х годов сложился принципиально новый тип исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников, наказание которым определялось судом, – трудовые дома.
Первоначально трудовые дома были созданы только в крупнейших центрах России – Москве, Саратове, Иркутске, Харькове, Киеве, Казани, под Петроградом (в Детском Селе). По отчету Главного управления местами заключения, во всех этих учреждениях число мест в 1922 г. равнялось 531, число содержащихся в них несовершеннолетних – 310 человек. В это же время примерно 800–900 человек осужденных подростков содержались в общих местах лишения свободы в отдельных от взрослых помещениях. Для несовершеннолетних девушек весьма непродолжительный срок функционировало лишь одно отделение при Московско-Новинской женской тюрьме на 25 человек. В 1926 г. в стране имелось 10 трудовых домов для несовершеннолетних с числом мест около 2 тыс. В начале 20-х годов создавались также трудкоммуны ОГПУ.
В связи с тем, что социальная инспекция не справлялась с задачей по изъятию большого количества беспризорных детей и подростков с улиц и других общественных мест, СНК РСФСР 17 июля 1929 г. возложил эту обязанность на органы милиции с условием направления детей после их задержания в комиссию или в приемный пункт. Уже к 1931–1933 гг. милиция занимала главенствующую роль в задержании беспризорных.
По мнению А. Г. Сапрунова, к 1934 г. в России была определена и практически апробирована достаточно разветвленная сеть органов, реализующих задачи всех субъектов процесса ресоциализации: от выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, определенных профилактических воздействиях, до их патронирования после отбытия наказания.[114]
Особенностями деятельности этой системы, как считает Т.П. Кудлай, были:
1) последовательное воплощение в жизнь закрепленного в законодательстве принципа приоритета воспитательных и профилактических мер над наказательными;
2) определение борьбы с беспризорностью детей как составной части более широкой проблемы – «защищать само существование детей»;
3) сосредоточенность учреждений системы в ведении ведомств, реализующих заботливый и гуманный подход к детям, и в том числе к несовершеннолетним правонарушителям;
4) взаимодействие социального воспитания, социальной профилактики и социально-правовой охраны детства;
5) оперативность и гибкость в поиске новых постоянных и временных структур, органов, форм и методов работы;
6) стремление сформировать систему органов и учреждений государственного и общественного характера, обеспечивающую достижение целей и задач социально-правовой охраны и предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних;
7) формирование многоуровневой по целевому назначению системы учреждений – социального воспитания, социальной помощи, лечебно-профилактических, принудительного воспитания, социально-правовой охраны, специализированных по профилактике;
8) активное использование общественности для борьбы с беспризорностью, оказание помощи детям по адаптации к новым условиям, патронирование[115].
В то же время стала все заметнее вырисовываться проблема ведомственной разобщенности, отсутствия скоординированных действий. С этой целью постановлением ВЦИК и СНК СССР от 6 июня 1928 г. была утверждена специальная Комиссия при Совнаркоме СССР для координации мероприятий по ликвидации детской беспризорности. Перед ней ставилась задача изъять последних беспризорных с улицы и разместить их в воспитательных учреждениях (СЗ СССР, 1928, № 36).
В итоге всех этих мер, как только в развитии экономики России появились первые позитивные результаты, беспризорность, связанные с ней правонарушения детей и подростков сразу начали идти на убыль. Только за период 1931–1935 годов число осужденных несовершеннолетних сократилось более чем в 2 раза.
Позитивные результаты комплекса принимаемых мер вдохновляли руководство соответствующих ведомств на дальнейшее улучшение обстановки в области преступности несовершеннолетних.
На рубеже 30–40 годов появилась идея полного искоренения этого негативного социального явления, не имевшая научной основы.
Система мер, при помощи которой намечалось быстро ликвидировать детскую преступность, была изложена в постановлении ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» (СЗ СССР, 1935, № 19) и постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности» (СЗ СССР, 1935, № 32).
Такое ошибочное представление – во многом результат происходивших в то время сложных процессов в обществе. Обострение классовой борьбы, вызванные этим репрессии, социальная напряженность и вооруженное противостояние – все это серьезно ухудшило жизнь населения, негативно влияло на криминогенную ситуацию в подростковой среде. В итоге постепенно наметился откат от идеи гуманизации государственных подходов и проблем детской безнадзорности и преступности, определился курс на репрессивные меры.
С 1931 по 1938 гг. прекращается деятельность комиссий по делам несовершеннолетних всех уровней: от Центральной до местных. Едва наладившаяся работа по координации заинтересованных органов в профилактике правонарушений и борьбе с безнадзорностью вновь серьезно и надолго ослабляется.
Функции по организации борьбы с преступностью несовершеннолетних переходят в правоохранительную систему. Дела о правонарушениях подростков отныне прерогатива следствия и суда.
С 1935 г. уголовная ответственность за преступления устанавливается с 12 лет. Вместе с тем созданные в это время в органах внутренних дел специальные структуры для работы с несовершеннолетними доказали свою необходимость и в измененном варианте сохранились до настоящего времени.
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. в системе НКВД были созданы приемники-распределители для несовершеннолетних. Кроме того, положения данного правового акта заложили основу системы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Так, предполагалось:
значительно улучшить состояние детских домов и колоний, над которыми устанавливалось шефство предприятий и организаций;
усилить ответственность родителей за ненадлежащее воспитание своих детей посредством применения таких мер, как сообщение по месту работы, в общественные организации, отобрание детей без лишения родительских прав;
активизировать борьбу с детской безнадзорностью и хулиганством на улицах.
Изданная НКВД СССР 28 мая 1935 г. инструкция предписывала организовать отдельно от отделов (отделений) милиции, но вблизи от них комнаты привода для безнадзорных и беспризорных детей. В тех случаях, когда по условиям нельзя было организовать комнаты для привода в отдельном помещении, в отделе (отделении) милиции выделялась изолированная комната. Для руководства и непосредственной работы в комнаты привода для детей выделялись проверенные, выдержанные и любящие детей работники милиции, по возможности с педагогическим образованием.
В последующие годы органы милиции уделяли самое серьезное внимание борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. В декабре 1937 г. было утверждено новое Положение о приемниках-распределителях НКВД. В 1940 г. с учетом пятилетнего опыта работы по ликвидации детской беспризорности, возложенной на милицию постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г., издается специальная инструкция, определяющая пути улучшения работы с несовершеннолетними. На начальников органов милиции возлагалась обязанность непосредственно заниматься разработкой конкретных мероприятий по ликвидации детской безнадзорности и беспризорности, входить в местные государственные и общественные организации с практическими предложениями по этому вопросу. В соответствии с инструкцией при отделах службы и подготовки управлений милиции создавались отделения по предупреждению правонарушений среди подростков, по работе с несовершеннолетними. Органы милиции обязывались тщательно выяснять конкретные причины, приводившие подростков к беспризорности и безнадзорности, внимательно обследовать бытовые условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность.
В 1940 г. стали создаваться и в короткий срок нашли широкое распространение детские комнаты милиции, ставшие центрами работы по преодолению беспризорности и безнадзорности детей, правонарушений подростков. Вместе с тем днем создания подразделений по работе с несовершеннолетними в системе МВД принято считать 31 мая 1935 г.
Дальнейшее совершенствование системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних было прервано начавшейся войной. Изменившаяся ситуация резко снизила уровень преступности в целом. На это повлияло несколько факторов, среди которых: призыв в армию большого числа мужского населения; всенародный патриотизм, охвативший не только законопослушное население; ужесточение мер в отношении лиц, совершающих противоправные деяния. Основная задача государственных органов, в том числе и НКВД, по отношению к несовершеннолетним в тот период заключалась в защите детей, оставшихся без родителей, и вновь – в борьбе с беспризорностью. В связи с этим 23 января 1942 г. СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В соответствии с постановлением при Главном управлении милиции (ГУМ) НКВД СССР были образованы Центральный адресный стол и соответствующие подразделения на местах. Выявленные беспризорные и оставшиеся без родителей дети направлялись, чаще всего, в соответствующие детские учреждения, а также создаваемые в тот период военные училища. К подросткам, систематически совершавшим преступления, а также являвшимся членами преступных групп, принимались меры в соответствии с законодательством того времени.
Директивой НКВД СССР № 403-42 г. утверждены первые типовые штаты детских комнат, ранее именовавшихся комнатами для привода детей. В каждом из названных подразделений могли работать до двух сотрудников (инспектор и помощник инспектора), комплектуемых из числа лиц, не подлежащих призыву в армию. В этой связи подавляющую часть личного состава подразделений по работе с подростками составляли женщины. Впоследствии их доля несколько сократилась, но и в настоящее время является высокой (58%).
Большое значение для профилактики правонарушений подростков имело постановление СНК СССР от 15 июня 1943 г. № 659 «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством»[116], которое послужило основой для создания первых специализированных подразделений по делам несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей. Они именовались отделениями по борьбе с детской преступностью и хулиганством. Начальники этих отделений одновременно являлись заместителями начальников соответствующих отделов уголовного розыска, что подчеркивало особую важность работы по предупреждению правонарушений подростков и ее влияние на перспективы борьбы со всей преступностью в стране[117].
Период восстановления страны не позволял государству осуществить коренную реорганизацию системы НКВД, в составе которого продолжали свою работу детские комнаты милиции, и принять какие-либо радикальные меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Анализ исторической действительности 50–70 гг. в Советском государстве позволяет судить о важности внутриполитических и социальных перемен, происходящих в обществе в данный период.
В нормативных актах НКВД СССР о деятельности аппаратов уголовного розыска и детских комнат милиции по борьбе с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних отмечалась необходимость взаимодействия всех служб в этой работе и осуществления ими согласованных мер по предупреждению рецидива и формирования преступных групп подростков[118]. В то же время не регламентировались вопросы, связанные с проведением названных действий в отношении конкретных категорий правонарушителей, в том числе и осужденных условно.
Эти проблемы нашли некоторое отражение лишь в приказе МВД СССР № 265-53 г., объявившем Инструкцию о работе органов милиции по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. Данная инструкция обязывала сотрудников детских комнат милиции совместно с другими службами систематически проверять по месту жительства поведение подростков, отданных на поруки и условно осужденных. Однако и в этом нормативном акте не определен порядок учета названных категорий правонарушителей, не установлены какие- либо формы и методы работы по предупреждению среди них преступлений.
Отмеченные упрощения в регламентировании деятельности детских комнат милиции в основном сохранялись и в нормативных актах, принятых в последующие годы. Более того, в 1953 г. были упразднены подразделения по борьбе с преступностью несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска и отделения по руководству детскими комнатами. В результате в 1953–1960 гг. предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних фактически занимались лишь районные (городские) детские комнаты милиции, не имевшие руководства на вышестоящих управленческих уровнях. Причем количество таких комнат постоянно сокращалось, а их сотрудники систематически использовались не по назначению. Крайне отрицательное влияние на работу по борьбе с преступностью несовершеннолетних оказывала и вызванная вышеназванными обстоятельствами разобщенность усилий аппаратов уголовного розыска и детских комнат милиции[119].
Окончательно не восстановившаяся после Великой Отечественной войны экономика, всеобщая амнистия в 1953 году, реабилитация многих тысяч репрессированных и несправедливо осужденных граждан, начавшаяся в 1956 г., – все это привело к небывалому всплеску преступности, что послужило предпосылкой качественного совершенствования системы органов внутренних дел.
В связи с этим остро встал вопрос о проблеме борьбы с преступностью несовершеннолетних и специализации научных исследований в этой области в целях пересмотра основных методов профилактики правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел и внедрения результатов исследований в практическую деятельность.
Данной проблемой уже с середины 50-х годов занимались НИИ милиции, ВШ МВД, Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, Институт государства и права АН СССР, Всесоюзный институт юридических наук Министерства юстиции, Всесоюзный научно-исследовательский институт криминалистики, юридические факультеты Московского, Ленинградского государственных университетов[120].
Результаты исследований широко использовались Министерством внутренних дел СССР.
Были разработаны системы (формы) учета и отчетности по конкретным видам правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по категориям несовершеннолетних правонарушителей (возраст). В частности, в РСФСР и ряде других союзных республик в органах внутренних дел введено заполнение сквозной справки-характеристики в отношении каждого несовершеннолетнего участника правонарушения. Эти справки-характеристики служили схемой особенностей предмета доказывания, материалом для обобщений, отправной базой для организации работы по профилактике рецидива.
Анализ результатов исследований позволил обозначить основные направления профилактической деятельности ОВД по правонарушениям, совершаемым несовершеннолетними, повышение квалификации оперативных работников и следователей, специализирующихся на работе с подростками-правонарушителями.
Решение проблемы ранней профилактики правонарушений среди несовершеннолетних было возложено на участковых инспекторов, а позже данный вопрос полностью стал относиться к ведению детских комнат милиции.
Помимо этого, в составе Главного управления милиции был образован отдел по предотвращению преступности несовершеннолетних, а на местах приняты меры по подбору кадров сотрудников детских комнат милиции.
Детские комнаты милиции в конце 60-х годов выполняли значительно более широкий круг обязанностей по сравнению с теми, которые были на них возложены во время их организации (прием доставленных беспризорных и безнадзорных детей и их устройство).
Важное значение в повышении эффективности профилактики правонарушений среди подростков имело создание в 1961 г. комиссий по делам несовершеннолетних при исполкомах местных советов народных депутатов трудящихся. Детские комнаты милиции в соответствии с приказом МООП СССР от 10 августа 1967 г. № 427 оказывали им помощь в отношении подростков-правонарушителей и лиц, их опекающих.
Одновременно образовывались детские комнаты милиции на общественных началах на территориях обслуживания участковых уполномоченных для проведения индивидуальной воспитательной работы с каждым подростком. Появился институт внештатных инспекторов детских комнат милиции.
В целях решения задач борьбы с преступностью и, в частности, как ее причиной – детской безнадзорностью, в 1963–1964 гг. в аппаратах уголовного розыска МООП, УООП, дорожных отделов и управлений милиции городов были сформированы специальные группы по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, а в низовых органах милиции выделены оперативные работники по делам несовершеннолетних.
В это время вступил в силу УК РСФСР (1961 г.), исключивший из компетенции судов рассмотрение всех общественно опасных деяний лиц в возрасте от 12 до 14 лет и значительно сокративший перечень преступлений, за совершение которых уголовная ответственность наступает в возрасте от 14 до 16 лет. Внесены изменения в порядок условного осуждения. В частности, максимальный размер испытательного срока был сокращен с 10 до 5 лет, также устанавливалось, что основанием приведения приговора в исполнение является совершение условно осужденным лишь нового умышленного преступления.
Практически одновременно с принятием нового уголовного законодательства и началом комплексного подхода к профилактике правонарушений подростков внесены принципиально важные коррективы в структуру подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Приказ МВД РСФСР от 5 июля 1961 г. № 285 «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» вновь возложил эти функции на аппараты уголовного розыска с подчинением им детских комнат милиции. В соответствии с названным приказом оперуполномоченные уголовного розыска по делам несовершеннолетних обеспечивали проведение оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по выявлению подростков, склонных к совершению преступлений, разоблачению подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих правонарушениям.
Вместе с тем при восстановлении единой службы по делам несовершеннолетних были допущены просчеты, связанные с необоснованным переводом инспекторов детских комнат милиции из категории начальствующего состава милиции в вольнонаемный состав. В результате наиболее квалифицированные офицеры милиции перешли из детских комнат в другие службы. До отмены данного решения в 1964 г. сотрудники детских комнат милиции считались служащими и недостаточно активно участвовали в работе милиции по борьбе с преступностью. Нормативные акты, принятые как в это время, так и в дальнейшем (до 1977 г.), возлагали на инспекторов детской комнаты милиции в основном работу по предупреждению детской безнадзорности и обеспечению пребывания в милиции доставленных подростков, заблудившихся и подкинутых детей[121].
Коллегия МВД СССР совместно с Бюро ЦК ВЛКСМ приняла постановление «О совместной работе комсомольских организаций и органов МВД СССР по предупреждению безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних» (17 декабря 1968 г.).
Таким образом, постоянный поиск новых форм и методов борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, организационное укрепление органов милиции обусловили последовательное улучшение оперативной обстановки, и с 1967 г. появилась тенденция снижения общего уровня преступности среди несовершеннолетних, что свидетельствовало о перспективности целенаправленного профилактического воздействия.
Деятельность детских комнат милиции продолжалась до 1977 г. Инспекторы детских комнат работали со следующими категориями несовершеннолетних: совершавшими правонарушения; систематически уходящими из дома; злостно уклоняющимися от учебы; совершившими преступления, но не привлеченными к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста. Кроме этого, на учете в детских комнатах милиции состояли группы подростков, члены которых совершали антиобщественные поступки и правонарушения, а также неблагополучные родители и лица, их заменяющие.
В начале 70-х годов во многих регионах при МВД,УВД создаются центральные детские комнаты милиции (ЦДКМ), сыгравшие значительную роль в разработке системы управления подразделениями по делам несовершеннолетних, координации взаимодействия милиции с различными ведомствами и организациями в масштабе республик, краев, областей.
К середине 70-х годов политическая и социально-экономическая ситуация в стране, сложившиеся направления развития уголовной политики способствовали созданию системы профилактики преступности. Основным законодательным актом, положившим начало в решении этой задачи по отношению к преступности несовершеннолетних, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный указ предусматривал преобразование детских комнат милиции в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН). При этом не только изменилось название, но и расширилась компетенция сотрудников этого подразделения.
Кроме уже перечисленного контингента, инспекторы ИДН были обязаны работать с несовершеннолетними, в отношении которых прекращались уголовные дела и материалы по нереабилитирующим основаниям (ст. 6–10 УПК РСФСР), употребляющими спиртные напитки. В том же году в УК РСФСР была введена статья о применении к лицам, впервые совершившим преступление, отсрочки исполнения приговора (ст. 46-1 УК РСФСР). Подростки, имеющие отсрочку исполнения приговора, также состояли на учете в ИДН. Одновременно их поведение контролировалось сотрудниками уголовного розыска по делам несовершеннолетних и участковыми инспекторами милиции, которые в то время (с 1974 г.), включая ИДН, входили в единую профилактическую службу.
Со временем в работу по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних активно включились общественные формирования: добровольные народные дружины (ДНД), оперативные комсомольские отряды дружинников (ОКОДы). Был накоплен богатый опыт работы комиссий по делам несовершеннолетних (КДН). Одновременно усилия государственных органов и общественных организаций, подкрепленные соответствующими материальными затратами, позволили ликвидировать такое серьезное зло, как беспризорность несовершеннолетних.
Большое внимание указанные субъекты профилактики уделяли получению несовершеннолетними образования, вопросам трудоустройства, организации досуга. Активную помощь в этом оказывали шефы-наставники по месту работы несовершеннолетних. Решение личных проблем, а также проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками, возвратившимися из колоний, спецшкол и спецпрофтехучилищ, осужденными условно возлагалось на общественных воспитателей. С целью организации досуга во всех общеобразовательных учреждениях работали кружки, секции, факультативы, где несовершеннолетние могли удовлетворить свои интересы и потребности, реализовать свои способности. Одновременно по месту жительства создавались подростковые клубы, цель которых состояла в привлечении к участию в проводимых педагогами-организаторами мероприятиях как можно большего числа подростков.
Меняющиеся условия требовали координации деятельности и милиции в работе с несовершеннолетними. Поэтому в Указ ПВС СССР от 15 февраля 1977 г. периодически вносились изменения и дополнения.
Немаловажным позитивным изменением является разработка в 1978 г. МВД СССР нормативов создания ИДН в зависимости от численности подросткового населения (один инспектор – на каждые 4-5 тысяч лиц в возраст<