Система профилактики правонарушений

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Монография

Под научной редакцией доктора юридических наук,

профессора В. А. Лелекова

МОСКВА 2003

УДК 343.915

Рекомендовано к опубликованию

Редакционно-издательским советом

ВНИИ МВД России

Р е ц е н з е н т ы:

А. И. Алексеев, доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

(НИИ укрепления законности и правопорядка

при Генеральной Прокуратуре Российской Федерации)

В. Я. Кикоть, доктор юридических наук, профессор

(Московский университет МВД России)

Бакаев А. А.Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 139 с.

Рассматривается состояние преступности несовершеннолетних, раскрываются понятие и история становления системы ее профилактики в России, отечественный и зарубежный опыт.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических и педагогических вузов, сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, занятых предупреждением правонарушений несовершеннолетних.

УДК 343.915

© Государственное учреждение

«Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», 2003

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Криминологическая обстановка в России в процессе становления и развития рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни существенно изменилась. Рост социальных противоречий, связанный прежде всего с перераспределением собственности и имущественным расслоением населения, вызвал резкое увеличение масштабов преступности, которая не только перетерпела количественные изменения, но и приобрела негативные качественные характеристики.

Одного применения мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и, тем более, существенного ограничения числа совершаемых преступлений[1]. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача материализации идей, связанных с предупреждением преступности.

Профилактика преступлений сегодня стала главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью[2].

Криминологические исследования показывают, что семь из десяти преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике[3].

Удовлетворение острой потребности практики в скорейшей разработке и внедрении действенных профилактических мер в современных условиях предполагает, во-первых, сохранение и развитие всего ценного, наработанного в прошлые годы, и, во-вторых, учет тех перемен, которые произошли и происходят в государстве и обществе в настоящее время.

Целью данного исследования явились анализ состояния и тенденций, причинного комплекса подростковой преступности, отечественного и зарубежного опыта организации ее профилактики, истории становления и развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в России и формулирование на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию этой системы в соответствии с произошедшими в обществе переменами.

Исследование проведено по материалам городов и областей, входящих в состав Северо-Западного, Дальневосточного, Центрального, Южного федеральных округов; г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Ростовской и Воронежской областей, Краснодарского, Ставропольского и Приморского краев. Изучены и обобщены: данные статистики о демографической и социально-экономической ситуации в регионах; уголовная статистика; результаты анкетирования воспитанников колоний; материалы коллегий и совещаний МВД, ГУВД, УВД; данные статистической отчетности подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Решение исследовательских задач осуществлялось на основе положений законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных актов, касающихся проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.

При разработке теоретических вопросов темы и практических рекомендаций автор опирался на труды известных отечественных криминологов, представителей зарубежной криминологической науки, ученых в области философии, социологии, психологии, педагогики, общей теории права, имеющие значение для познания и решения круга анализируемых проблем.

______________

Г л а в а 1

Т а б л и ц а 1

Диаграмма 1

Диаграмма 2

 
  система профилактики правонарушений - student2.ru

Изменения структуры преступности несовершеннолетних за 10 лет (1991–2001 гг.) позволяют сделать вывод о значительном росте доли особо тяжких и тяжких преступлений (разбоев, грабежей, убийств, причинений тяжкого вреда здоровью). Почти в пять раз увеличилась доля преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В 2002 году, несмотря на общее снижение регистрации количества преступлений несовершеннолетних (в основном за счет малозначительных), не только сохранился, но и ухудшился «тяжкий» вариант структуры.

В общей структуре преступлений несовершеннолетних 73,6% составляют особо тяжкие и тяжкие. Доля совершенных грабежей возросла с 8,0% в 2001 г. до 10,1% в 2002 г.; разбоев – с 3,2% до 4,3%; убийств – с 0,9% до 1,2%; причинений тяжкого вреда здоровью – с 1,5% до 2,1%.

Одной из особенностей преступности несовершеннолетних является ее ярко выраженный групповой характер.

По России в целом показатель групповой преступности несовершеннолетних на протяжении ряда лет в 2–3 раза превышает по значению этот показатель среди взрослых (см. табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Удельный вес участников групповых преступлений среди взрослых и несовершеннолетних по России за 1993–2002 гг., %

Возрастные категории Г о д ы
преступников
Несовершен-нолетние 64,9 65,0 62,0 60,9 64,1 64,3 65,8 64,2 63,5 60,9
Взрослые 30,6 27,9 24,9 28,0 32,6 31,1 32,3 29,3 23,6 20,7

При сопоставлении уровня групповой преступности среди различных возрастных групп несовершеннолетних и взрослых преступников разница в показателях становится еще более заметной.

Так, в областях Центрально-Черноземного региона (ЦЧР) только четверть взрослых старше 30 лет совершают преступления в составе преступных групп, тогда как удельный вес несовершеннолетних в возрасте 14–15 лет, совершивших преступления в группах, составляет около семидесяти процентов.

Как показывают результаты криминологических исследований, преступность среди несовершеннолетних составляет основу для воспроизводства всей преступности.

Свой первый преступный опыт рецидивисты и профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности.

По материалам А. А. Тайбакова, свыше половины (53%) профессиональных преступников первое преступление совершили в возрасте 14–16 лет, 39% – в возрасте 17–18 лет[5].

По данным А. И. Долговой, из числа совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте лиц примерно 10% ведут себя в дальнейшем устойчиво правомерно[6].

Очевидно, что с решением проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних во многом связаны сдерживание и сокращение преступности в целом.

Выделение правонарушений несовершеннолетних в качестве самостоятельного объекта профилактического воздействия обусловливается также гуманными соображениями, необходимостью реализации ответственности общества перед подрастающим поколением.

Таким образом, профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает.

Не случайно проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних на протяжении длительного времени находятся в центре внимания государственных органов и общественных институтов. Неослабный интерес к ним проявляют научные учреждения и отдельные авторы. Различные аспекты отклоняющегося, в том числе преступного, поведения несовершеннолетних постоянно рассматриваются в работах социологов, криминологов, педагогов, психологов, представителей других отраслей научного знания. К указанным проблемам обращались в своих работах видные представители отечественной криминологии: А. А. Герцензон, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров, Ю. М. Антонян, А. И. Долгова, К. Е. Игошев и многие другие исследователи.

К настоящему времени усилиями ученых глубоко раскрыты причины и особенности преступности несовершеннолетних, дана подробная криминологическая характеристика несовершеннолетних правонарушителей и их типология, показаны роль и значение социальной среды в формировании личности несовершеннолетнего преступника.

Немало внимания уделяется в литературе и отдельным видам преступности несовершеннолетних: рецидивной, корыстной, насильственной, корыстно-насильственной и другим.

В конце 80-х – начале 90-х годов на страницах печати и в юридической литературе широко обсуждались проблемы борьбы с массовыми беспорядками и групповым хулиганством несовершеннолетних[7].

Указанный период совпал с глубокими социальными потрясениями, вызванными негативными последствиями перехода экономики страны к рынку, межнациональными и политическими конфликтами. Небывалый ранее рост преступности, в том числе организованной, и значительное ее омоложение вновь приковали внимание ученых к проблемам борьбы с преступностью несовершеннолетних, особенно к групповым ее проявлениям[8].

Существенной спецификой правонарушений несовершеннолетних стало наличие среди них значительного количества лиц, противоправное поведение которых во многом связано с болезнями, особенно с аномалиями психики.

По данным исследований, среди всех несовершеннолетних правонарушителей от 50 до 60% составляют лица, имеющие аномалии психики[9].

Кроме того, в целом по стране из 218 тысяч школьников, обучающихся в классах для несовершеннолетних с ограниченным состоянием здоровья, 194 тысячи человек, или 89%, составляют подростки с задержкой психического развития[10]. Поэтому при совершении преступлений указанными лицами на них, как правило, распространяются положения ч. 3 ст. 20 УК об освобождении от уголовной ответственности, а также требования о порядке направления в специальные учебно-воспитательные учреждения.

В последние годы усиленно проводятся исследования, в том числе диссертационные, по вопросам, связанным с организованной преступностью несовершеннолетних[11].

Несмотря на столь пристальное внимание ученых к рассматриваемым проблемам, до настоящего времени в криминологической литературе интерес к проблеме правонарушений несовершеннолетних не снижается. Будучи социальной, она продолжает оставаться в центре внимания ученых и практиков. Подобное внимание обусловлено также обнаружившейся в ходе исследований недостаточной теоретической разработанностью ряда важных аспектов рассматриваемой проблемы.

Последние десять лет (1993–2002 гг.) характеризуются бурным изменением законодательства. 12 декабря 1993 г. принята новая Конституция Российской Федерации, 21 октября 1994 г. – часть первая, 22 декабря 1995 г. – часть вторая нового Гражданского кодекса Российской Федерации. С 1 января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс России, с 1 июля 1997 года – Уголовно-исполнительный кодекс РФ, с 1 июля 2002 г. – Уголовно-процессуальный кодекс РФ. 30 декабря 2001 г. принят Кодекс РФ об административных правонарушениях. Претерпели изменения многие подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере предупреждения преступлений. Часть из них отменена, другая – не действует по ряду объективных и субъективных причин.

Распалась и прежняя система субъектов профилактики преступности.

Происходящие изменения непосредственно отражаются на следственной и судебной практике, деятельности лиц и органов, занятых предупреждением преступлений, и, соответственно, на статистических показателях результатов борьбы с преступностью. В связи с этим субъекты профилактики испытывают значительные трудности при оценке реального состояния преступности, в том числе несовершеннолетних, эффективности принимаемых и вновь разрабатываемых мер противодействия ей.

Г л а в а 3

Г л а в а 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профилактика правонарушений несовершеннолетних – многоаспектная комплексная проблема. Исторический анализ отечественной и зарубежной практики свидетельствует о постоянном сохранении ее актуальности во всех странах.

На рубеже двух тысячелетий данная проблема еще более обострилась.

В условиях постсоветской России отмечен небывалый рост общей и подростковой преступности, обусловленный активизацией криминогенных факторов во многих сферах общественных отношений: социально-экономической, политической, нравственно-этической, этнической и других.

В условиях новых общественных отношений требуется обновление методов предупреждения возникающих противоречий.

Вместе с тем представляется незаслуженным демонтаж системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, создававшейся в течение многих десятилетий.

Многочисленные субъекты системы профилактики правонарушений на общесоциальном, общегосударственном, региональном и индивидуальном уровнях при координации усилий обязаны опираться на достижения отечественной и зарубежной науки, передовой исторический и современный опыт работы.

Выражаем надежду, что настоящее монографическое исследование послужит дополнительной информационной базой для тех, кто интересуется проблемами профилактики правонарушений несовершеннолетних или работает в этой сфере.

____________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………... Глава 1. Правонарушения несовершеннолетних как объект профилактического воздейстия ……………………………………... 1.1. Состояние и тенденции правонарушений несо­вершеннолетних …………………………………………... 1.2. Причины правонарушений несовершеннолетних Глава 2. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: общие положения…………………………... 2.1. Понятие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и ее составные элементы ………… 2.2. Субъекты, организация профилактики право­нарушений несовершеннолетних …………………..……. 2.3. Организационные формы управления профи­лактикой правонарушений несовершеннолетних ………. Глава 3. История становления и развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних………….. 3.1. Становление и развитие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в царской России 3.2. Система профилактики правонарушений несо­вершеннолетних в СССР и постсоветской России ……... Глава 4. Отечественный и зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних…………. 4.1. Региональный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних в России ………. 4.2. Зарубежный опыт организации профилактики правонарушений несовершеннолетних и возможности его использования в отечественной практике ………….. Заключение ……………………………………………………………..     –     –         –       –      

____________

 
 
 

План ВНИИ, 2003

Бакаев Анатолий Александрович

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Монография

Под научной редакцией доктора юридических наук,

профессора В. А. Лелекова

МОСКВА 2003

УДК 343.915

Рекомендовано к опубликованию

Редакционно-издательским советом

ВНИИ МВД России

Р е ц е н з е н т ы:

А. И. Алексеев, доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

(НИИ укрепления законности и правопорядка

при Генеральной Прокуратуре Российской Федерации)

В. Я. Кикоть, доктор юридических наук, профессор

(Московский университет МВД России)

Бакаев А. А.Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 139 с.

Рассматривается состояние преступности несовершеннолетних, раскрываются понятие и история становления системы ее профилактики в России, отечественный и зарубежный опыт.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических и педагогических вузов, сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, занятых предупреждением правонарушений несовершеннолетних.

УДК 343.915

© Государственное учреждение

«Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», 2003

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Криминологическая обстановка в России в процессе становления и развития рыночной экономики, демократизации государственной и общественной жизни существенно изменилась. Рост социальных противоречий, связанный прежде всего с перераспределением собственности и имущественным расслоением населения, вызвал резкое увеличение масштабов преступности, которая не только перетерпела количественные изменения, но и приобрела негативные качественные характеристики.

Одного применения мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и, тем более, существенного ограничения числа совершаемых преступлений[1]. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача материализации идей, связанных с предупреждением преступности.

Профилактика преступлений сегодня стала главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью[2].

Криминологические исследования показывают, что семь из десяти преступлений могут быть предотвращены при действенной их профилактике[3].

Удовлетворение острой потребности практики в скорейшей разработке и внедрении действенных профилактических мер в современных условиях предполагает, во-первых, сохранение и развитие всего ценного, наработанного в прошлые годы, и, во-вторых, учет тех перемен, которые произошли и происходят в государстве и обществе в настоящее время.

Целью данного исследования явились анализ состояния и тенденций, причинного комплекса подростковой преступности, отечественного и зарубежного опыта организации ее профилактики, истории становления и развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в России и формулирование на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию этой системы в соответствии с произошедшими в обществе переменами.

Исследование проведено по материалам городов и областей, входящих в состав Северо-Западного, Дальневосточного, Центрального, Южного федеральных округов; г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Ростовской и Воронежской областей, Краснодарского, Ставропольского и Приморского краев. Изучены и обобщены: данные статистики о демографической и социально-экономической ситуации в регионах; уголовная статистика; результаты анкетирования воспитанников колоний; материалы коллегий и совещаний МВД, ГУВД, УВД; данные статистической отчетности подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Решение исследовательских задач осуществлялось на основе положений законодательства Российской Федерации и подзаконных нормативных актов, касающихся проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних.

При разработке теоретических вопросов темы и практических рекомендаций автор опирался на труды известных отечественных криминологов, представителей зарубежной криминологической науки, ученых в области философии, социологии, психологии, педагогики, общей теории права, имеющие значение для познания и решения круга анализируемых проблем.

______________

Г л а в а 1

Наши рекомендации