Использование специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
М2.В.ДВ.1
рабочая программа дисциплины
По магистерской программе
Защита прав граждан и организаций в гражданском
И административном судопроизводстве
Направление подготовки: юриспруденция
Квалификация (степень) выпускникамагистр
Форма обучения: очная
Москва
2017
Программа одобрена на заседании кафедры
от «___» _____________ 2017 года, протокол № ____
Авторы:
Зинин А.М. – заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор
Неретина Н.С. – кандидат юридических наук, преподаватель кафедры судебных экспертиз
Рецензент:
Россинская Е.Р. – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор
Зинин А.М., Неретина Н.С.
Использование специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве /А.М. Зинин, Н.С. Неретина. – М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. – 21 с.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», квалификация (степень) – магистр.
© Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП | ||
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
3.1 | Тематические планы | |
3.2 | Содержание учебной дисциплины (программа курса) | |
3.3 | Лекции | |
3.4 | Практические занятия | |
3.5 | Самостоятельная работа | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1.Цели освоения учебной дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Использование специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве» являются: изучение административного и гражданского процессуального законодательства, федеральных законов и нормативных правовых актов, касающихся судебно-экспертного обеспечения гражданского и административного судопроизводства, на основе которого студенты приобретают знания и навыками по использованию специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве в процессуальной и непроцессуальной форме. В ходе обучения предусматривается овладение базовыми знаниями в области современной судебной экспертологии; знаниями о правовом и методическом обеспечении судебно-экспертной деятельности в гражданском и административном судопроизводстве. В ходе обучения магистрант осваивает основы взаимодействия со специалистами и экспертами в рамках процессуальной, консультативной и иной профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины студенты проходят подготовку к выполнению следующих задач:
- формирование знаний об особенностях процессуальной регламентации назначения судебной экспертизы в гражданском и административном процессе;
- формирование знаний о правоотношениях субъектов гражданском и административном судопроизводства при назначении и производстве экспертиз, в том числе эксперта и специалиста как самостоятельных субъектов правоприменительной и правотворческой деятельности, их правового статуса;
- формирование знаний о правовом регулировании производства судебной экспертизы по гражданским и административным делам негосударственными судебными экспертами;
- определение вида специальных знаний, необходимых для подготовки к проведению процессуальных действий;
- определение рода и вида судебной экспертизы, которую необходимо назначить в гражданском и административном судопроизводстве;
- формирование представлений об основных правовых и организационных проблемах деятельности государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений, частных экспертов, экспертов и специалистов – сотрудников государственных неэкспертных учреждений.
- формирование представлений об оценке доказательственного значения заключения судебного эксперта;
- формирование знаний о направлениях использования заключения судебного эксперта в гражданском и административном судопроизводстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- нормы гражданского и административного процессуального права, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, регламентирующие судебно-экспертную деятельность в гражданском и административном судопроизводстве;
- содержание комплекса прав и обязанностей субъектов правоприменения при назначении судебных экспертиз и привлечению специалистов в гражданском и административном судопроизводстве;
- проблемы использования специальных знаний в деятельности судей, прокуроров, адвокатов и пр.;
- проблемы судебно-экспертной деятельности государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений.
уметь:
- оценивать процессуальные документы, связанные с назначением судебных экспертиз по гражданским и административным делам;
- осуществлять правовую оценку процесса и результатов экспертного исследования;
- определять вид специальных знаний, необходимых для подготовки к проведению процессуальных действий;
- определять род и вид судебной экспертизы, необходимой для проведения в данной ситуации правоприменения;
- уметь формулировать вопросы перед экспертами разных специальностей.
владеть:
– системой представлений о взаимосвязи законодательных и подзаконных нормативных актов, связанных с правовым обеспечением, организацией и проведением судебных экспертиз по гражданским и административным делам.
В процессе освоения учебной дисциплины «Использование специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве» студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2).
Профессиональные компетенции (ПК):
в правотворческой деятельности:
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
в экспертно-консультационной деятельности:
- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
– способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).
2.Место учебной дисциплины в структуре ОП:
Учебная дисциплина «Использование специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве» входит в структуру дисциплин по выбору магистерской программы. Данная учебная дисциплина является важной для профессиональной подготовки магистров юриспруденции в области зашиты прав граждан и организаций в гражданском и административном судопроизводстве.
Данный курс является развитием курса «Экспертиза в судопроизводстве», который обучаемый должен освоить в структуре бакалаврской программы. Для освоения курса «Использование специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве» необходимо владение основами философских знаний о методологии познавательного процесса, знания основ процессуальных правовых дисциплин, теоретических методологических проблем судебной экспертизы, освоение теоретического раздела курса криминалистики.
Дисциплина изучается одновременно с дисциплинами «Актуальные проблемы гражданского судопроизводства», «Ведение гражданских дел в судах первой и проверочных инстанций», «Особенности рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, в административном судопроизводстве». Курс является подготовительным в процессе формирования интегрированных компетенций, которыми должен обладать магистр, обучающийся по программе «Защита прав граждан и организаций в гражданском и административном судопроизводстве».
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
3.1. Тематические планы
3.1.1. Тематический план для очной формы обучения
№п/п | Тема учебной дисциплины | семестр | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Образовательные технологии | Формы текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
Специальные знания и их использование в гражданском и административном судопроизводстве | Лекция-презентация | тестирование | |||||
Предмет, задачи, объекты и методы судебной экспертизы в гражданском и административном судопроизводстве | Метод публичных выступлений, рефераты, презентации | тестирование | |||||
Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция | Метод публичных выступлений, рефераты, презентации | тестирование | |||||
Классификация судебных экспертиз. Основные классы судебных экспертиз, назначаемые в гражданском и административном процессе, и решаемые ими задачи | Презентации, метод публичных выступлений | тестирование | |||||
Организация судебно-экспертной деятельности. Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском и административном процессе. Получение проб и образцов для сравнительного исследования. | Рефераты, презентации дискуссии | тестирование | |||||
6. | Заключение судебного эксперта в гражданском и ад-министративном су-допроизводстве. Содержание заключения эксперта. Виды выводов эксперта. | Презентации, метод публичных выступлений | тестирование | ||||
Оценка заключения эксперта и его использование в доказывании в гражданском и административном судопроизводстве. Стадии процесса оценки заключения эксперта | Рефераты, презентации, дискуссии | тестирование | |||||
Итого | зачет |
3.2. Содержание дисциплины (программа курса).
Тема 6. Заключение судебного эксперта в гражданском и административном судопроизводстве. Содержание заключения эксперта. Виды выводов эксперта.
Содержание и форма заключения эксперта. Выводы эксперта, их классификация.
Практические занятия.
Образовательные технологии.
Интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры, модельные судебные процессы, разбор конкретных ситуаций и др.). Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации), в том числе, мастер-классы и круглые столы. Мультимедийные презентации по отдельным темам курса. Тренинги по отдельным темам курса. Практикумы и коллоквиумы. Интернет-ресурсы и специализированные программные средства для автоматизированной обработки текстов.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
очное | |||
лекции | презентации | ||
практические занятия | рефераты, презентации, публичные выступления | ||
Самостоятельная работа | Презентации, рефераты | ||
Итого |
Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля
самостоятельной работы студентов.
Темы контрольных работ
1. Специальные знания, процессуальные и непроцессуальные формы их применения в гражданском и административном судопроизводстве.
2. Процессуальная форма использования специальных знаний.
3. Субъекты процессуального и непроцессуального использования специальных знаний.
4. Права участников гражданского и административного судопроизводства в связи с назначением судебной экспертизы.
5. Процессуальная оценка заключения судебного эксперта и ее результаты.
6. Права и обязанности специалиста в гражданском и административном судопроизводстве.
7. Права и обязанности эксперта в гражданском и административном судопроизводстве.
8. Участники судопроизводства и их права в связи с назначением судебной экспертизы в гражданском и административном процессе.
9. Виды экспертиз в гражданском и административном процессе.
10. Подготовка объектов исследования при назначении экспертиз по гражданским и административным делам.
11. Содержание и форма процессуального документа о назначении экспертизы по гражданским и административным делам.
12. Получение образцов для сравнительного исследования.
13. Особенности назначения судебной экспертизы судом при рассмотрении гражданских дел.
14. Особенности назначения судебной экспертизы судом при рассмотрении административных дел.
15. Специалиста и эксперт в гражданском и административном судопроизводстве.
16. Оценка заключения эксперта по гражданскому и административному делу.
5.2. Контрольные вопросы для текущего и рубежного контроля.
1. Общие положения правовой регламентации судебно-экспертной деятельности.
2. Особенности регламентации судебно-экспертной деятельности в гражданском и административном процессе.
3. Специальные знания и процессуальные и непроцессуальные формы их применения и использования в гражданском и административном процессе.
4. Виды процессуального использования специальных знаний.
5. Процессуальная форма использования специальных знаний по гражданским и административным делам.
6. Виды непроцессуального использования специальных знаний.
7. Субъекты процессуального и непроцессуального использования специальных знаний по гражданским и административным делам.
8. Правовой статус государственного судебно-экспертного учреждения.
9. Правовой статус негосударственного судебного эксперта (сотрудника государственной или негосударственной организации, частного эксперта).
10. Правовые основы взаимодействия сведущих лиц и правоприменителей в гражданском и административном процессе.
11. Особенности правоотношений специалистов и участников гражданского и административного судопроизводства.
12. Правовая регламентация консультаций и заключений специалиста в гражданском и административном процессе.
13. Правовая регламентация назначения экспертиз и использования их результатов в гражданском и административном судопроизводстве.
14. Правоотношения, связанные с производством судебных экспертиз по гражданским и административным делам.
15. Процессуальная регламентация назначения судебных экспертиз и использования их результатов в гражданском и административном процессе.
16. Участники гражданского и административного судопроизводства и их права в связи с назначением судебной экспертизы.
17. Специалист в гражданском и административном судопроизводстве, его статус, права и обязанности.
18. Виды участия специалистов в гражданском и административном судопроизводстве.
19. Подготовка материалов на экспертизу.
20. Содержание и форма процессуального документа о назначении экспертиз по гражданским и административным делам.
21. Цели и значение допроса эксперта в гражданском и административном судопроизводстве.
22. Особенности допроса эксперта. Содержание вопросов и порядок их постановки.
23. Особенности консультационной деятельности специалиста в гражданском и административном судопроизводстве.
24. Требования к вопросам, выносимым на разрешение экспертизы.
25. Случаи обязательного назначения судебной экспертизы в гражданском и административном процессе.
26. Заключение эксперта в системе судебных доказательств.
27. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по гражданским и административным делам.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
№ п/п | Наименование темы учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
Специальные знания и их использование в гражданском и административном судопроизводстве | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание сущности специальных знаний, их форм и видов использования в гражданском и административном судопроизводстве | |
Предмет, задачи, объекты и методы судебной экспертизы в гражданском и административном судопроизводстве | ПК – 3,10,11,12 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание классификации экспертных задач. Представление об объектах судебных экспертиз. Умение различать свойства и признаки объектов судебной экспертизы. Знание классификации методов судебной экспертизы, критериев допустимости их использования в гражданском и административном судопроизводстве. | |
Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание статуса, прав и обязанностей эксперта и специалиста при их участии в гражданском и административном судопроизводстве. Знание видов участия специалиста в гражданском и административном судопроизводстве. | |
Классификация судебных экспертиз. Основные классы судебных экспертиз, назначаемые в гражданском и административном процессе, и решаемые ими задачи | ПК – 3,10,11,12 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание оснований классификации судебных экспертиз. Умение определять место новых видов экспертиз в классификационной системе. Знать основные роды и виды судебных экспертиз, назначаемые в гражданском и административном процессе. | |
Организация судебно-экспертной деятельности. Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском и административном процессе. Получение проб и образцов для сравнительного исследования. | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание особенностей функционирования судебно-экспертных учреждений. Знание особенностей процессуальной регламентации назначения судебной экспертизы по гражданским и административным делам. Знание особенностей подготовки материалов для экспертизы. Знание правил получения проб и образцов для сравнительного исследования. | |
Заключение судебного эксперта в гражданском и административном судопроизводстве. Содержание заключения эксперта. Виды выводов эксперта. | ПК – 3,10,11,12 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание содержания и формы заключения судебного эксперта. Знание доказательственного значения и выводов судебного эксперта. Знание видов экспертных ошибок и путей их выявления. | |
Оценка заключения эксперта и его использование в доказывании в гражданском и административном судопроизводстве. Стадии процесса оценки заключения эксперта | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание места заключения судебного эксперта в системе экспертных доказательств. Знание содержания стадий оценки заключения эксперта. Знание путей использования результатов экспертных заключений в гражданском и административном судопроизводстве. |
Учебно-методическое обеспечение
Основная
1. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 368 с.
2. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. Теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации. – М.: Проспект, 2014. – 458 с.
3. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014. – 735 с.
3. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Судебная экспертиза. Сборник нормативных правовых актов. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.
4. Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. Участие специалиста в процессуальных действиях. – М.: Проспект, 2016. – 288 с.
Дополнительная
1. Боннер А.Т. Традиционные и нетрадиционные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе. М., 2013.
2. Неретина Н.С. Методологические, правовые и организационные аспекты формирования и развития новых родов и видов судебных экспертиз: монография. – М.: Юрлитинформ, 2017. – 152 с.
3. Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е.Р. Россинской. – М.: Проспект, 2015. – 544 с.
4. Судебные экспертизы в гражданском судопроизводстве: организация и практика. Научно-практическое пособие / под ред. Е.Р. Россинской. – М.: Юрайт, 2011. – 535 с.
5. Экспертиза в судопроизводстве /Е.Р. Россинская, А.М. Зинин. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
6. Энциклопедия судебной экспертизы. Под ред. Т.В. Аверьяновой и Е.Р. Россинской. – М.: Юристъ, 1999. – 552 с.
Интернет-ресурсы
База судебных и нормативных актов РФ: Режим доступа: http://sudact.ru/arbitral
8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
8.1. Лекционные занятия:
комплект электронных презентаций
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук)
8.2. Практические занятия:
аудитория, оборудованная для работы с видео и/или презентационной техникой
компьютерный класс
презентационная техника
пакеты программного оборудования общего назначения.
8.3. Прочее:
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером/ноутбуком с доступом в Интернет;
рабочие места студентов, оснащенные компьютерами/ноутбуками с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
М2.В.ДВ.1
рабочая программа дисциплины
По магистерской программе