В случае манумиссии какой статус приобретал раб?
4.«Кальпуний отправил нагруженное судно в море и поместил на нем своего раба Стефана в качестве капитана корабля. На месте прибытия Стефану понадобились деньги на ремонт судна. Он получил их за обычные проценты у Агерия и большую часть их издержал, главным образом на покупку парусов у купца Зоила». К кому мог предъявить иск Агерий о возврате данных им денег? Какие иски могли при этом иметь место? Перед кем отвечал бы Зоил, если бы проданные им паруса оказались непригодными.
5.«Раб Кальвизия Сабина во время кораблекрушения попал в руки рыбаков. Они продали его в рабочий дом для рабов, где на него наложили клеймо. Впоследствии ему удалось бежать и вернуться в Рим». Каково было его правовое положение по возвращении в Рим? Каковы были бы последствия, если бы та же участь постигла самого Кальвизия Сабина?
6. Пеpечислите гарантии формального характера, установленные Законами ХII таблиц (табл. III) для неоплатных должников – pимских граждан в случае обращения их в рабство.
Какое гpажданско-пpавовое средство использовалось перегринами для включения их в сферу влияния Римского частного пpава? В чем его суть?
I.4.2.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ТЕСТЫ) ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. PERSONA – лицо (буквально – «маска»). Кто именовался этим термином?
а) pимские граждане
б) субъекты пpава
в) pимские граждане и латины
г) только pимские гpаждане-домовладыки (pater familias)
2. Перегрины – это:
а) жители иностранных государств
б) жители иностранных государств, завоеванных Римом и включенных в его состав
в) жители территорий за пределами Лациума
3. Латины, перегрины и вольноотпущенники были объявлены римскими гражданами:
а) Законом Каракаллы 212 г.
б) латины и перегрины Законом Каракаллы 212 г., а вольноотпущенники – только при Юстиниане
в) Законом Junia Norbana (19 г. до н.э.)
4. В доклассический период в римской семье сын в имущественных
отношениях:
а) был полностью свободен в приобретении имущественных прав и обязанностей
б) его положение было аналогично положению раба
в) все его имущественные приобретения переходили к домовладыке, но обязанности домовладыку не обременяли; кроме того, сын мог быть назначен капитаном судна, поставлен во главе торгового предприятия, ему предоставлялся пекулий
г) не имел никаких прав
Что было основанием возникновения отцовской власти?
а) рождение детей в римском браке
б) рождение детей в конкубинате
в) узаконение чужих детей
г) узаконение детей, рожденных вне брака
д) усыновление чужих детей
е) усыновление детей, рожденных в конкубинате
Модуль 5
БРАК И СЕМЬЯ
I.5.1. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Основные вопросы темы:
Родство
Семья
Брак
Правовые отношения родителей и детей
Опека
Попечительство
Содержание учебного материала:
Родство
Связь семейных отношений с имущественными определяется характером отношений между партнерами при вступлении в брак, при расторжении брака, характером отношений между родителями и детьми по поводу наследования имущества. Поэтому, прежде чем изучать институты вещного, обязательственного и наследственного права, необходимо познакомиться с правовым институтом семейных отношений.
В современном понимании родство – это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия.
Семья в Древнем Риме являлась моногамной и патриархальной. Коллективный труд и коллективная собственность заставляли объединять под властью отца жену, детей, других родственников, а также клиентов и рабов. Глава семьи (домовладыка) был единственным полновластным членом семьи, все остальные находились под его властью. Тем самым обосновывалось положение, что родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совместного проживания. Родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). Поэтому, например, дочь, выходившая замуж и, следовательно, поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своему отцу, братьям и т. д., но в то же время становилась агнаткой новому домовладыке. Такое родство называлось агнатское (или агнатическое) родство и базировалось на беспрекословном административном подчинении всех членов семьи власти одного и того же домовладыки. Агнатические родственники делились на одну группу близких («свои» когнаты с наибольшими правами) и две группы далеких родственников. Значение такого деления велико для наследственного, опекунского и попечительского права.
Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. Развитие институтов семейного права связано с заменой общей (семейной) собственности на индивидуальную (частную). В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством. Когнатическими родственниками были лица, которые непосредственно или косвенно происходили хотя бы от одного общего предка.
Когнатические родственники делились на две линии: на родственников по материнской и по отцовской линиям. Кровные родственники также делились на родственников по прямой и боковой линиям. Прямая линия означала нисходящее или восходящее родство (отец, сын, внук и т. д. и наоборот), а боковая – объединяла лиц, имевших общего предка, но не происходящих один от другого (брат, сестра, дядя, племянник, двоюродный брат и т. д.).
Дальнейшим делением когнатов было деление на полнородных и полуродных. Полнородными родственниками были происходящие от тех же мужских и женских предков, а полуродными – происходящими от одного отца и разных матерей, или одной матери и разных отцов. Позже когнатические родственники были разделена на брачных и внебрачных. Когнатическими родственниками одинаковой степени, по прямой или боковой линиям считались лица. отделенные от общего предка одинаковым числом рождений.
От родства следует отличать свойство. Свойство – это отношения между супругом и когнатами другого супруга, а также между родственниками супругов. Близость родства по свойству исчислялось по тем же принципам, как и близость когнатического родства.
Семья
В римской истории существовало три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья. Нас интересуют два последних вида. Патриархальная семья агнатов, выделившаяся из общины, была замкнутым хозяйственным объединением, целью которого были совместное проживание и совместный труд для получения средств к существованию и продолжению семьи. Домовладыка в такой семье имел: а) власть над собственной женой и женами его взрослых сыновей; б) полную и пожизненную власть над собственными детьми и детьми других членов семьи; в) полную и пожизненную власть над рабами; г) власть над лицами, живущими на основании долгового рабства, манципации и пр.; д) полную власть над землями, средствами производства и другим имуществом в составе домовладения.
Семейные отношения характеризовались в первую очередьпатриархальностью. Пожизненная и почти неограниченная власть домовладыки целые поколения свободных лиц, находящихся в его власти, удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов. Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической – только после смерти отца. Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти – через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца.
Семья когнатов возникала постепенно и была, независимо от факта совместного проживания и труда, союзом кровных родственников, происходящих от общего предка. Когнатическая семья в узком смысле была союзом кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве. В эту семью входили домовладыка с женой, детьми и присоединенными лицами, и власть домовладыки над ними больше не была ни неограниченной, ни пожизненной. Она сводилась к праву благоразумного наказания, требованию почтения и, при необходимости – участия в издержках. Со своей стороны, домовладыка должен был воспитывать и содержать детей и других членов семьи. Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, могли устанавливаться права и обязанности, связанные с проблемами издержек и наследования.
Брак
Брак– это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана). Данное определение не соответствовало реальному положению вещей, так как даже в классическую эпоху правоспособность женщины была гораздо ограниченней, чем у мужчины. Фактически брак как социально значимый союз всегда служил для регулирования половых отношений между мужчинами и женщинами и создания потомства. С древнейших времен римский брак определялся как биологический, экзогамный,[19] моногамный,[20] длительный или пожизненный союз между мужчиной и женщиной и был основан на правовых установлениях. Брак определял правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения супругов и их наследственные права. Поэтому брак является и юридическим фактом, и юридической сделкой, своеобразным правовым институтом, в котором проявляется публичный аспект личности римского гражданина.
Римский брак делился на законный (цивильный) и незаконный. Законный, в свою очередь различался как брак с полной властью мужа (cum manu mariti), и брак без власти (или ограниченной властью) мужа (sine manu mariti).
Брак с властью мужа означал, что жена полностью вместе с приданым поступала под власть мужа или его домовладыки, если муж сам был подвластным.
Брак без власти мужа предполагал, что жена оставалась подвластной прежнему домовладыке или была самостоятельным лицом. Такой брак следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома – давность брака таким образом прерывалась. Первоначально брак сине ману не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак, только со старой семьей связывает ее агнатическая связь.
Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).
От брака сине ману следует отличать конкубинат. Конкубинат (естественный, дикий или неполноценный брак) в Древнем Риме – это дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины (даже женатого) и незамужней женщины, которые не могли[21] или не хотели заключить законный брак. Такое сожительство не отвечало требованиям законного брака, однако не влекло за собой уголовную ответственность. В отличие от брака конкубинат заключался не с намерением создать семью и воспитать детей. Однако в конкубинате могли рождаться внебрачные дети, которые не входили в семью мужа, однако, в отличие от других рожденных вне брака детей, наделялись некоторыми правами наследования после родителей, был установлен и порядок их узаконения.
Римское право выдвигало следующие условия для вступления в законный брак: а) согласие лиц, вступающих в брак, а также разрешение домовладыки. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат; б) достижение брачного возраста: для мужчин – 14 лет, а для женщин –12 лет; в) вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке;[22] г) каждый из брачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с перегринкой).[23] д) лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в близком родстве или свойстве.[24] В случаях, когда между мужчиной и женщиной существовал постоянный союз, но не было выполнено какое-либо из перечисленных условий, римляне считали, что такой союз представляет собой конкубинат, не обладавший правовыми последствиями, связанными с установлением брака.
Существовали несколько способов заключения брака. Древнейшим способом была мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей («манципация невесты»). Вторым предусмотренным законом способом был торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением и клятвами. Самой распространенной и простой формой заключения брака было основание совместной жизни (usus), состоявшее в простом переселении жены в дом мужа. Из-за простоты и возможности жены сохранять свободу в браке, заключенном по форме usus, этот способ стал почти единственным и вытеснил остальные формы заключения брака.
Заключению брака предшествовала помолвка – договор в форме клятвенного обещания заключить брак. Заключение помолвки устанавливало квазиродственные отношения между женихом и невестой, так что возникали ограничения на брак между членами двух семей даже в случае срыва намечавшегося брака.
Отношения между супругами зависели от того, какой брак был между ними заключен – брак с властью мужа или брак без власти мужа.
При заключении брака с властью мужа жена попадала в полную зависимость от него или его домовладыки. Первоначально муж мог даже убить свою жену, а также продать ее в рабство или кабалу. Все связи жены с ее прежним домом прерывались и она становилась агнаткой мужа и его семьи. Личные отношения с мужем регулировались обычным правом и фактическим способом. Все имущество жены, которым она обладала до брака, поступало в собственность мужа или его домовладыки, и он мог распоряжаться им без всяких ограничений. Все, что она получала в браке (например, имущество, подаренное ей отцом), также поступало мужу или домовладыке. Имущество жене не возвращалось даже после прекращения брака. Это бесправное положение жены юридически уравновешивалось только тем, что она является наследницей мужа одна, если у него нет законного потомства, или на равных началах с детьми, если они есть.
При браке без власти мужа юридическое положение жены, в котором она была до брака, не менялось: она оставалась агнаткой своей прежней семьи или самостоятельным лицом (если была таковым до брака); сохранялось определенное равенство в семье, однако и в данном браке сказывалось главенство мужа.
Имущество супругов оставалось раздельным, т.е. имущество, принадлежавшее жене до брака, оставалось ее имуществом, поэтому мужу необходимо было получить согласие жены даже на простое управление ее имуществом (например, приданым). Все приобретения жены, сделанные во время брака, поступали в ее собственность. Она вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами (для того, чтобы обеспечить полную имущественную независимость супругов одного от другого).
Само заключение брака без власти мужа не влияло на правоспособность или дееспособность жены, однако этот брак вызывал определенные правовые последствия. Муж и жена были обязаны помогать друг другу, почитать друг друга, воздерживаться от любых действий, угрожающих их союзу. В связи с этим они не имели права судиться между собой и не были обязаны свидетельствовать друг против друга. Жена получала правовой статус мужа и право требовать возмещения расходов от мужа. Муж мог требовать от жены ведения домашнего хозяйства.
При заключении брака было необходимо наличие средств для удовлетворения потребностей нового союза людей и их потомства. Имущество, предоставляемое в распоряжение супругов, состояло из приданого, которое приносила жена, и свадебного дара мужа. Приданое – это часть имущества, предоставляемая мужу женой или ее домовладыкой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. Сначала, когда практически все браки заключались с властью мужа, приданое полностью переходило в собственность мужа, и поэтому какой-либо специальной регламентации правового статуса приданого не требовалось. В дальнейшем, по мере распространения браков без власти мужа, а также и в иных случаях стало заключаться устное соглашение, по которому муж мог управлять приданым, но был обязан возвратить его в случае прекращения брака. В классический период приданое получило специальную правовую регламентацию.
В случае прекращения брака приданое подлежало возврату независимо от наличия предварительного соглашения об этом между супругами. Смерть жены не влекла возврата приданого, кроме случая, когда был жив ее отец и приданое предоставлялось им.
Свадебный дар – часть имущества,[25] выделенного мужем и подаренная будущей жене. Средства или имущество, входящие в свадебный дар, оставались и далее под управлением мужа и служили тем же целям, что и приданое. В случае смерти мужа свадебный дар доставался детям, но жена могла пользоваться его плодами. В случае развода по вине мужа свадебный дар переходил к жене.
Прекращение брака. Брак, основанный на юридически зафиксированных фактах, мог прекращаться лишь под действием новых юридических фактов – естественных событий и человеческих действий. Естественной причиной прекращения брака была смерть одного или обоих супругов. Смерть одного из супругов приводила к отпадению основного условия брака – существования брачной связи. В этом случае мужчины могли сразу же вступать в новый брак, а женщины – по истечении срока траура.
Расторжение брака (развод) в древнейшую эпоху допускалось только по инициативе мужа при измене, пьянстве, бесплодии, выкидыше или другой причине, побуждающей мужа разорвать постоянный брачный союз. В браке с властью мужа, в котором юридическая личность жены поглощалась личностью мужа, развод также мог иметь место только по инициативе мужа и был, в сущности, «отторжением» жены от мужа.
Брак без власти мужа мог быть расторгнут и по соглашению супругов, и односторонним волеизъявлением мужа или жены. Принятой формой развода было объявление о нем перед свидетелями, письменная фиксация развода или фактическое прекращение совместного проживания. Основные начала брака без власти мужа и свобода развода сказались рядом отрицательных последствий на жизни римского общества в последние годы республики и в начале принципата. Огромный рост богатств одних общественных кругов при обнищании других и резкое падение нравов расшатали семейную жизнь. Это привело к тому, что браки часто стали распадаться.
В связи с этим, а также из-за изменений моральных понятий, связанных с христианством. в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин – с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие. Устанавливалась уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, и карались при этом не только виновные, но и попустители, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения.
Однако данные меры не способствовали уменьшению числа разводов и поэтому оказались неэффективными. Свобода развода оставалась одним из основных начал римского брачного права.