Особенности исполнения судебных актов о передаче имущества (вещи) должником взыскателю.

Пунктом 4 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве к мерам принудительного исполнения отнесено изъятие у должника определенного имущества, присужденного взыскателю судом, а также в предусмотренных законом случаях по исполнительной надписи нотариуса. Соответствующая мера принудительного исполнения применяется для исполнения требований исполнительных документов, предусматривающих передачу определенного имущества от должника взыскателю, например, в связи с реституцией в результате недействительности сделки (п. 2 ст. 167 ГК РФ), принудительного расторжения договора, если это предусмотрено законом или договором (п. 4 ст. 453 ГК РФ), в связи с возвратом неосновательного обогащения (п. 1 ст. 1102 ГК РФ) либо виндикацией вещи (ст., 301 ГК РФ) или признанием права собственности взыскателя на вещь. В отличие от исполнения требования о единовременном денежном взыскании в ходе применения мер принудительного исполнения в указанных случаях взыскание на имущество должника обращается не в целях его последующей реализации, а для передачи самому взыскателю в натуре. В этой связи, а также с учетом п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве передача в натуре заложенного имущества должника взыскателю по исполнительной надписи нотариуса осуществляется только в том случае, если в соответствии с договором залога и исполнительным документом имущество не подлежит продаже на публичных торгах, а реализуется иным способом, установленным законом или договором и предусматривающим передачу заложенного имущества залогодержателю (например, при оставлении заложенного имущества залогодержателем за собой в соответствии со ст. 59.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Меру принудительного исполнения по передаче имущества должника взыскателю следует отличать от института оставления взыскателем нереализованного имущества должника за собой (ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве). В последнем случае передача имущества осуществляется как этап его реализации в целях удовлетворения денежного требования взыскателя, представляет собой замену способа исполнения в силу закона.

В соответствии со ст. 88 Закона об исполнительном производстве в случае присуждения взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель изымает его у должника (ст. 84 Закона об исполнительном производстве) и передает взыскателю по акту приема-передачи. В случае присуждения взыскателю бездокументарных ценных бумаг, указанных в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о списании соответствующих ценных бумаг лицом, осуществляющим учет прав на них, со счета должника и зачислении на счет взыскателя. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении этой вещи. Изъятие имущества, подлежащего передаче, осуществляется как фактически (посредством лишения должника физической возможности владеть и пользоваться вещью), так и юридически (посредством перевода на взыскателя права на вещь, например, внося изменения в реестр акционеров или Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Материально-правовой основой требования о передаче имущества в исполнительном производстве выступает, в том числе ст. 398 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. В исполнительном документе требование о передаче имущества может быть соединено и с другими требованиями неимущественного или имущественного характера (например, выплата определенной денежной суммы в качестве убытков). В таком случае каждое требование исполняется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве и нормами материального права для соответствующих требований.

В случае если в исполнительном документе о передаче недвижимого имущества отсутствует специальное указание на государственную регистрацию права собственности взыскателя, соответствующая государственная регистрация в исполнительном производстве все равно должна быть проведена при участии судебного пристава-исполнителя на основании п. 6 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве, предусматривающего специальную меру принудительного исполнения. Указанное также распространяется на случаи передачи ценных бумаг и иного имущества, права на которое и (или) переход права на которое подлежит регистрации.

Как уже указывалось, исполнение неденежного требования в исполнительном производстве, как правило, затруднено, а часто и невозможно, в случае противодействия со стороны должника. В этой связи на практике нередки случаи замены способа исполнения таких требований на стадии принудительного исполнения (с неденежного натурального предоставления на денежную выплату).

Законом об исполнительном производстве предусмотрено специальное основание завершения исполнительного производства по требованиям о передаче имущества — прекращение исполнительного производства в случае отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о передаче ее взыскателю (п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, исполнительный документ может быть возвращен взыскателю в случае, если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа, например, фактически уклоняется от получения изъятой у должника вещи (п. 6 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

В случае гибели индивидуально-определенной вещи, подлежащей передаче в исполнительном производстве, оно подлежит прекращению в связи с юридической невозможностью исполнения. Заметим, что закон не предусматривает специального основания для прекращения исполнительного производства в случае невозможности передать определенную вещь. Представляется, что исполнительное производство по аналогии закона может быть прекращено в данном случае на основании п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, предусматривающего последствия утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

Наши рекомендации