Субъекты ИП: понятие, классификация.

Субъекты исполнительного производства - это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.

В Законе об исполнительном производстве участникам исполнительно-процессуальных правоотношений посвящен ряд глав и статей (ст. 5-10, гл. 6 и другие нормы закона). Правовой статус судебного пристава-исполнителя регулируется специальным нормативным актом - Законом о судебных приставах.

В юридической литературе по целям и задачам участия в исполнительном производстве и взаимодействии с органами принудительного исполнения приводится следующая классификация субъектов исполнительного производства:

· лица, наделенные властными функциями, то есть органы исполнения - суд и судебный исполнитель;

· лица, участвующие в исполнении;

· лица, которые по предписанию закона обязаны содействовать судебному исполнению;

· лица, удерживающие имущество должника на законных основаниях;

· лица, имущественные права которых затрагиваются или нарушаются судебным исполнителем*

Наконец, существует классификация, согласно которой всех участников исполнительного производства, в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли, предлагается подразделить на четыре группы:

1) органы принудительного исполнения;

2) суд (судья);

3) стороны;

4) другие участники исполнительного производства*

с учетом новейшего законодательства всех субъектов исполнительного производства можно разделить на три группы:

· властные органы, осуществляющие исполнение;

· лица, участвующие в исполнительном производстве;

· лица, содействующие исполнительному производству.

К первой группе относится такой участник исполнительного производства, как судебный пристав-исполнитель, то есть лицо, наделенное властными функциями.

Во вторую группу можно включить категорию участников исполнительного производства, которых закон называет лицами, участвующими в исполнительном производстве (гл. 6 Закона об исполнительном производстве). К ним относятся стороны и представители сторон. При этом следует выразить несогласие с законодателем относительно того, что прокурор и органы государственного управления не включены в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве. На наш взгляд, необходимо выделение прокурора и органов государственного управления в исполнительном производстве в качестве лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Третью группу образуют лица, содействующие осуществлению исполнительного производства. Они не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются в него для выполнения своих специфических обязанностей. В эту группу входят переводчики, понятые, хранители имущества и другие лица.

7. Органы и организации, выполняющие требования судебных актов и несудебных актов

Закон выделяет две группы органов и организаций, исполняющих требования судебных актов и актов иных органов: 1) налоговые органы, банки и иные кредитные организации; 2) другие органы, организации, должностные лица и граждане.

Отнесенные к первой группе субъекты, исполняющие требования судебных актов и актов иных органов, прямо указаны в законе - это налоговые органы, банки и иные кредитные организации.

Закрепленное в ч. 1 ст. 5 настоящего Закона правило дозволяет налоговым органам, банкам, иным кредитным учреждениям исполнять требования судебных актов и актов других органов только при наличии двух условий: 1) если это предусмотрено федеральным законом; 2) если подлежат исполнению требования о взыскании денежных средств. Так, неисполнение налогоплательщиком добровольно обязанности по уплате налога влечет принудительное взыскание с него сумм налога. C организаций налог по общему правилу взыскивается в бесспорном порядке (ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Согласно ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) н необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Во вторую группу субъектов, исполняющих требования судебных актов и актов иных органов, входят все другие (помимо налоговых органов, банков и иных кредитных организаций) органы, организации, должностные лица и граждане. Они перечислены в п. 2 ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" и могут исполнять требования судебных актов и актов иных органов только в случаях, указанных в законе. Каких-либо иных ограничений действующее законодательство не содержит, с чем вряд ли можно согласиться.

Никаких конкретных указаний в отношении лиц, составляющих вторую группу субъектов, исполняющих требования судебных актов и актов иных органов, ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержит. В связи с этим в теории и на практике постоянно возникает вопрос, о каких же конкретно органах и организациях идет речь в п. 2 ст. 5 этого Закона.

В литературе к субъектам, исполняющим требования судебных актов и актов иных органов, помимо налоговых органов, банков и иных кредитных организаций, относят:

финансовые органы, Управления федерального казначейства - при исполнении решений о взыскании с государства как с должника;

- органы записи актов гражданского состояния - при исполнении решений, которые требуют регистрации в указанных органах (при установлении отцовства, признании актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решений суда о расторжении брака, установлении судом факта государственной регистрации акта гражданского состояния и т.д.);

- органы опеки и попечительства в лице органов местного самоуправления, которые выполняют указанные функции на основании ст. 34 ГК РФ, - по решениям о признании недееспособным, ограниченно дееспособным и др.;

- учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - по решениям судов о признании права собственности, прекращении права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет и т.д.;

Наши рекомендации