Становление Римского государства. Реформы Сервия Тулия

Время основания города Рима, исследователи относят к 753 г. до н.э. (легенда о Ромуле и Рэме). Государство возникло в результате объединения племен латинов, сабинов и этрусков на территории долины вдоль реки Тибр.

Во главе старейших римских родов находились патриции, выделившиеся в родоплеменной период из числа вождей и старейшин.

Природные условия способствовали развитию земледелия и скотоводства.

Благоприятные климатические условия и географическое положение способствовали дальнейшему развитию экономики, включая ремесло и торговлю.

Соц . структура

аристократия -имели полные права

плебс- ограниченные права

рабы - не имели прав

+вождь сенат -совет старейш - народ. собрание

Реформы Сервия Туллия

Согласно легендарным реформам Сервия Туллия, в основу общественной орга-низации был заложен имущественный и территориальный принцип, разорвавший родо-племенные связи. Все свободные Рима (члены римских родов и плебеи) были разделены на имущественные разряды:

1 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ УСТАНОВЛЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГОНАДЕЛА (учитывался капитал и имущество)-конницу

2 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ 3 / 4 УСТАНОВЛЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЕЛА

3 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ 2 / 4

4 РАЗРЯД - ВЛАДЕЛЬЦЫ 1 / 4

5 РАЗРЯД - МАЛОЗЕМЕЛЬНЫЕ И БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЕ

123-тяжеловооруженную пехоту 45-легковоор.пехоту

каждый разряд выставлял определенное число воинов, из которых составлялись центурии(сотни). центуриатная реформа

ВСЕГО: 193 центурии, в т.ч. центурий всадников 18, центурий 1-го разряда - 80, центурий остальных разрядов 95.) - 1 центурия имела 1 голос.

Голосование проводилось начиная с всадников, потом, по очереди - 1, 2, 3, 4, 5 разряды. Если мнение центурий всадников и 1-го разряда совпадало (наиболее богатая часть граждан) - решение было принято большинством, так как они вместе насчитывали 98 голосов из 193 (51% : 49%). В таком случае - дальнейшее голосование уже не проводилось.

центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие . Сформировано 4 городских и 17 сельских территориальных округа - трибы. 1 триба имела 1 голос (по сравнению с центуриями, решение собраний по трибам имели второстепен-ное значение). итоги :

· Патриции и плебеи - объединены в господствующий класс свободных граждан - "римский народ", который противопоставлялся иноземцам и рабам.

· Однако, реформы полностью не урегулировали противоречия между патрициями и плебеями, что стало причиной дальнейшей затянувшейся борьбы.

Смешанная форма правления в республиканском Риме. Система органов власти.

Народные собрания:

1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;

2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;

3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.

Сенат

Первоначально состоял из 300 человек (по числу родов). Позже, с расширением числа лиц, имеющих полные гражданские права, был увеличено до 600, затем - 900 сенаторов.

Сенаторы не избирались. Должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, каждые 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей. Это делало сенат органом верхушки рабовла-дельцев.Сенат являлся совещательным органом.

В его компетенцию входило:

ð контроль законодательной деятельности центуриатных и плебейских собраний (первоначально утверждали или отклоняли законы, позже утверждали или отвергали законопроекты);

ð избрания ряда высших должностных лиц;

ð распоряжались казной государства, устанавливали налоги и утверждали госу-дарственные расходы, обеспечивали общественную безопасность, благоустройство города, проведение религиозно-культовых акций;

ð утверждали договора о мире и союзе;

ð разрешали набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями;

ð в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратуры

Это государственные должности. Для магистратур характерно: выборность, сроч-ность, коллегиальность, безвозмездность, ответственность.

ð Все магистраты избирались центуриатными или трибутными собраниями на 1 год (только при назначении диктатора консулом, как исключение, по рекомендации сената – допускался срок 6 месяцев). В случае продолжения войны только полномочия консула могли продлеваться сенатом.

ð Магистраты принимали решение коллективно, либо решение принимал каждый от-дельный магистрат. Коллегиальность проявлялась в том, что его коллега (коллеги) по магистратуре мог отменить данное решение (принцип интерцессии).

ð Вознаграждение магистраты не получали, что закрывало путь в магистратуры (и как следствие в сенат) неимущим и малоимущим.

ð По истечении срока полномочий, магистраты могли быть привлечены к ответствен-ности собранием их избравшим (кроме диктатора, цензора и плебейского трибуна).

ð Существовала иерархия должностей. Вышестоящий магистрат мог отменять решения нижестоящих.

Власть магистратов делилась на высшую и общую.

Высшая власть принадлежала диктатору, консулам и преторам: высшая военная власть, право заключать перемирие, право созывать сенат и народное собрание, председательствовать на народных собраниях, право издавать приказы и принуж-дать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Диктатор имел право приговора к смертной казни без права обжалования. Возможности консула, в данном случае, были несколько ограничены. Если приговор о смертной казни был вынесен в Риме, то мог быть обжалован собранием центурий, и только если за пределами города - обжалованию не подлежал. Претор, в отличие от диктатора и консула, не имел права приговаривать к смертной казни.

Общая власть принадлежала всем магистратам: право отдавать распоряжения и накладывать штрафы за из неисполнение.

.

Наши рекомендации