Законная сила определений суда первой инстанции

Законная сила определений суда первой инстанции имеет некоторые особенности.

Отдельно от решения в законную силу вступают определения, которые

1.

1. преграждают движение дела;

2. прямо названные в законе, как объекты частного обжалования.

Остальные определения вступают в законную силу вместе с решением.

Немедленно вступают в законную силу определения суда

·

· об удовлетворении заявлений о пересмотре решения;

· определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 337 ГПК).

Последствия вступления определения в законную силу отличаются от последствий вступления в законную силу решения.

Подготовительные определения, по общему правилу, не обладают свойством исключительности, в то время как заключительные определения обладают этим свойством. Абсолютное большинство определений суда первой инстанции обладают свойством обязательности, а те определения, которые обжалуются отдельно от решения, – еще и свойством неопровержимости.

Определения суда первой инстанции не обладают свойством преюдициальности, так как содержащиеся в определении выводы не являются окончательными, и суд вправе их корректировать в процессе без предварительной отмены определения.

Вступая в законную силу, определения суда первой инстанции приобретают свойство исполнимости, но в ряде случаев исполняются немедленно (например, определения об обеспечении иска, о рассмотрении дела при закрытых дверях).

Рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК.

Особенностью производства по данной категории дел следует назвать то, что одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта.

АПК предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

дела об оспаривании нормативных правовых актов;

дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

дела об административных правонарушениях;

дела о взыскании обязательных платежей.

Для всех названных категорий дел общим признаком является то, что дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К числу особенностей производства по данным категориям дел относятся следующие.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Особенности производства диктуются неравноправием сторон.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). Доказывать законность принятых актов или совершенных действий (бездействия)

обязаны государственно-властный орган или должностное лицо. Однако в случае выдвижения возражений гражданин или юридическое лицо обязаны их обосновать.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание таких представителей и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. В случае их неявки арбитражный суд может наложить на них штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

Новеллой в арбитражном процессе является возможность примирения сторон в делах из административных и иных публичных правоотношений. Такое примирение оформляется соглашением сторон или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

1. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

3. Упрощенное производство в арбитражном процессе

1. Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые рассматриваются ими в порядке особого производства.

Отличие особого производства от любого иного вида производства заключается в отсутствии спора о праве, который не может быть предметом судебного рассмотрения, отсутствии сторон - истца и ответчика (между которыми может быть данный спор), невозможности совершения отдельных процессуальных действий (заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска, обращение в третейский суд и т.п.).

Участниками особого производства являются заявитель (лицо, возбудившее арбитражный процесс) и заинтересованные лица (лица, привлекаемые в арбитражный процесс). Документом, которым возбуждается арбитражное дело по установлению фактов, имеющих юридическое значение, является заявление. Рассмотрение дел в порядке особого производства осуществляется по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных АПК.

Арбитражный суд оставляет заявление об установлении юридических фактов без рассмотрения, если при рассмотрении данного заявления выясняется, что возник спор о праве. Об оставлении заявления об установлении юридических фактов без рассмотрения арбитражный суд выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

В АПК содержится открытый перечень фактов, которые могут быть установлены арбитражным судом в особом производстве:

1) факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

2) факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факт принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) другие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установление всех вышеобозначенных фактов возможно только при подтверждении заявителем следующих условий

1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридические факты;

4) если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя (если им является юридическое лицо или иная организация) или месту жительства заявителя (если им выступает физическое лицо). Заявления об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество подаются в арбитражный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Все дела об установлении юридического факта рассматриваются судьей арбитражного суда единолично с участием заявителя и иных заинтересованных лиц. Арбитражные заседатели к рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, привлекаться не могут.

В резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт. Особенностью решений арбитражного суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение, является также то, что на их основании исполнительный лист не выдается. Само решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами.

2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

Особенностями производства дел о несостоятельности являются:

1. Дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин.

2. Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника

3. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально. Однако это положение касается только судебного разбирательства по существу дела о банкротстве и рассмотрения возражений относительно требований кредиторов в ходе осуществления процедур банкротства. Все остальные процессуальные действия, в том числе судебные заседания, совершаются судьей единолично. В состав суда, рассматривающего дело о банкротстве, могут быть включены только судьи арбитражных судов (т.е. профессиональные судьи), арбитражные заседатели привлекаться к участию в рассмотрении таких дел не могут.

4. Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников. В частности, к лицам, участвующим в деле, относятся: кредиторы (в том числе уполномоченные органы и органы исполнительной власти), должник, арбитражный управляющий, непосредственно осуществляющий процедуры банкротства, третьи лица и заявители; к лицам, участвующим в процессе, - представители, эксперты, свидетели, переводчики, помощник судьи и секретарь судебного заседания

Закон не называет среди участников дела о банкротстве саморегулируемые организации арбитражных управляющих, поскольку они непосредственно в арбитражном процессе не участвуют. Однако указанные организации, обладая правом представлять арбитражному суду список кандидатов в арбитражные управляющие тем самым оказывают достаточно существенное влияние на ход судебного процесса в целом и процедур банкротства в частности, наделены определенной процессуальной правоспособностью и фактически, пусть и достаточно завуалировано, участвуют в рассмотрении дела.

5. Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве составляет семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Указанный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

6. Если для возбуждения дела по спору достаточно обратиться с оформленным по правилам, установленным АПК, исковым заявлением, то для возбуждения дела о банкротстве, помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимо наличие определенных материальных и процессуально-правовых условий

К материально-правовым условиям относятся:

а) наличие субъекта банкротства, т.е. лица, которое, в соответствии с законодательством, может быть объявлено банкротом (иными словами - обладающего конкурснспособностью). К таким лицам относятся юридические лица, за исключением казенных предприятий, религиозных и политических организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (до вступления в силу соответствующего федерального закона граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями конкурсноспособностью не обладают). Не может быть возбуждено дело о банкротстве таких участников гражданских отношений, как Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, поскольку закон не наделил их конкурсноспособностью. В то же время банкротом может быть объявлен такой особый участник правоотношений, как крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее, в соответствии с ГК, правами юридического лица;

б) наличие у должника признаков банкротства. К числу признаков закон относит наличие у должника долга по неисполненным в течение трех месяцев денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей, минимальный размер которого должен в совокупности составлять: для юридических лиц - не менее 100 000 руб., для граждан - не менее 10 000 руб.

Процессуально-правовые условия включают:

а) направление в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом, к которым относятся: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам, т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ).

К числу уполномоченных органов относится только Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСДН). При банкротстве кредитных организаций уполномоченным органом выступает Центральный банк РФ.

В любом случае правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает сам должник, т.е. лицо, обладающее конкурсноспособностью и имеющее признаки банкротства;

б) соблюдение определенного порядка получения долга, что можно уподобить досудебному урегулированию спора, существующему в исковом производстве в некоторых случаях.

Так, конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган по денежным обязательствам, прежде чем обращаться с заявлением о признании должника банкротом, должен попытаться взыскать долг в исковом порядке и в порядке исполнительного производства. До обращения уполномоченного органа с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей органы исполнительной власти, наделенные правом взыскания обязательных платежей и сборов (налоговые и таможенные органы), обязаны принять решение о взыскании недоимки за счет имущества должника.

7. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. По результатам заседания суд выносит следующие определения: либо о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения (т. е. о возбуждении дела), либо об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (об оставлении заявления без рассмотрения), если требования заявителя признаны необоснованными.

8. Подготовка дела о банкротстве имеет и свои особенности, в частности:

а) не предусмотрено проведение предварительного судебного заседания

б) подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству, помимо арбитражного суда, осуществляется временным управляющим в ходе осуществления наблюдения - процедуры банкротства, целью которой является исполнение судебного акта арбитражного суда и осуществление подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.

9. Сведения о вынесении арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства, определения о введении наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления, прекращении производства по делу, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, а также постановления вышестоящих инстанций об отмене или изменении указанных судебных актов подлежат официальному опубликованию

10. В деле о банкротстве могут быть обжалованы все определения, принятые арбитражным судом. Но при этом определения, возможность обжалования которых предусмотрена АПК и Законом о банкротстве, подлежат обжалованию в суды и апелляционной и кассационной инстанций в сроки, установленные АПК; остальные определения, в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы только в апелляционном порядке в четырнадцатидневный срок с момента их принятия.

11. Мировое соглашение, заключаемое в деле о банкротстве, имеет особенности, которые можно подразделить на три группы: материально-правовые, процессуально-правовые и процедурные (как процедуры банкротства).

Материально-правовые особенности:

а) мировое соглашение может быть заключено любым должником и гражданином и юридическим лицом;

б) содержанием мирового соглашения является либо прекращение обязательств должника путем предоставления отступного, новации, прощения долга, обмена требований, а также перевода долга либо изменение сроков исполнения обязательств в виде отсрочки, рассрочки платежа;

в) решение о заключении мирового соглашения принимается: со стороны должника - им самим (если должником является юридическое лицо - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), со стороны кредиторов (только третьей очереди) - собранием кредиторов, принятым большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при условии, что за заключение мирового соглашения проголосовали все кредиторы, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника. Те кредиторы и уполномоченные органы, которые голосовали против заключения мирового соглашения или не участвовали в голосовании (меньшинство), участниками мирового соглашения не являются, вправе предъявить свои требования должника в общем, в том числе исковом, порядке. При предоставлении судом должнику отсрочки, рассрочки по такому решению сроки не могут быть больше, чем установлены в мировом соглашении;

г) мировое соглашение заключается в письменной форме, подписывается со стороны должника - только им самим (от имени юридического лица - руководителем, внешним или конкурсным управляющим), но не представителем, со стороны кредиторов - уполномоченным собранием кредиторов лицом (как правило, одним из кредиторов);

д) помимо должника и кредиторов участниками мирового соглашения могут быть третьи лица, если они принимают на себя исполнение каких-либо обязательств должника (например, путем перевода долга);

е) мировое соглашение может быть расторгнуто либо по соглашению между всеми голосовавшими за его заключение кредиторами и должником, либо арбитражным судом по требованию кредиторов, обладающих требованиями к должнику в размере не меньшем чем одна четвертая требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Расторжение мирового соглашения по соглашению между должником и отдельными кредиторами (в отношении них) не допускается. Расторжение мирового соглашения производится, как правило, в случае неисполнения должником или третьими лицами его условий.

Процессуально-правовые особенности:

а) мировое соглашение может быть заключено и утверждено судом на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства);

б) мировое соглашение вступает в силу только после утверждения его арбитражным судом;

в) мировое соглашение может быть утверждено судом только при условии погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;

г) определение об утверждении мирового соглашения вступает в силу с момента принятия;

д) мировое соглашение утверждается в отдельном заседании арбитражного суда, которое проводится по правилам, установленным АПК, с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, о времени и месте судебного разбирательства;

е) последствием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является прекращение производства по делу. При этом не подлежат исполнению ранее принятые арбитражным судом судебные акты: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о введении наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, прекращаются полномочия арбитражного управляющего. Таким образом, утверждение мирового соглашения можно назвать своеобразной формой пересмотра судебных актов, принятых при рассмотрении дела о банкротстве.

Особенности мирового соглашения как процедуры:

а) мировое соглашение в деле о банкротстве является одновременно гражданско-правовой сделкой, "освященной" судебным актом арбитражного суда, т.е. примирительной процедурой и процедурой банкротства, т.е. одним из способов реализации механизма банкротства;

б) после утверждения судом мирового соглашения полностью восстанавливается дееспособность должника: полномочия арбитражного управляющего прекращаются, управление делами юридического лица осуществляют его органы в соответствии с Уставом, должник вправе совершать любые сделки, в том числе направленные на отчуждение имущества, без ограничений;

в) в ходе осуществления этой процедуры прекращаются какие-либо процессуальные действия и контроль за должником со стороны арбитражного суда, поскольку производство по делу о банкротстве после утверждения мирового соглашения прекращаетсяя;

г) основным содержанием мирового соглашения как процедуры банкротства является исполнение должником условий соглашения в порядке и сроки, которые им установлены;

д) конкретный календарный срок окончания процедуры законом не установлен. Мировое соглашение как процедура банкротства заканчивается в момент полного исполнения должником условий мирового соглашения;

е) контроль за исполнением условий мирового соглашения, прежде всего, осуществляется самим должником (органами должника - юридического лица). Кредиторы осуществляют гражданско-правовой и административный (налоговый) контроль, т.е. как контрагенты должника в гражданско-правовом обязательстве и налоговых отношениях;

ж) в случае расторжения мирового соглашения в отношении всех кредиторов, голосовавших за его заключение, определением арбитражного суда производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится та процедура банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство), в ходе осуществления которой было заключено мировое соглашение, - ст.166 Закона;

з) одной из форм контроля со стороны кредиторов за исполнением должником условий мирового соглашения является возможность предъявления ими своих требований к должнику в общем порядке (т.е. путем предъявления иска) в случае неисполнения должником мирового соглашения (к примеру, нарушения графика уплаты долга).

3. Упрощенное производство в арбитражном процессе. Упрощенное производство - это вид производства, целью которого является процессуальная экономия средств и времени как арбитражного суда, так и участников арбитражного судопроизводства. В порядке упрощенного производства рассматриваются дела бесспорного характера; дела, по которым требования истца признаны ответчиком, а также дела, связанные с рассмотрением исков с незначительной суммой требований, для юридических лиц до 300 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей цена иска до 100 000 рублей.

Обращение к упрощенному порядку рассмотрения арбитражных дел зависит от ряда факторов. К их числу относится установлен­ный перечень арбитражных дел, который включает четыре категории разнообразных дел, объединяемых лишь самым общим предписанием о дозволенности их разрешения по упрощенной схеме. К ним относятся:

1) об имущественных требованиях, основанных на документах, подтверждающих за­долженность по оплате за электрическую энергию, газ, воду, за отопление, услуги связи, по арендной плате и другим рас­ходам, связанным с эксплуатацией помещений, используе­мых для осуществления любой предпринимательской (эконо­мической) деятельности.

2) по искам, основанным на представленных ис­тцом документах, устанавливающих имущественные обяза­тельства ответчика, которые ответчиком признаются, но не выполняются (здесь имеется в виду ситуация, когда среди прилагаемых истцом к исковому заявлению ма­териалов есть документы, подтверждающие признание контрагентом своих обязательств: адресованные должником кредитору письма, факсы, телеграммы с просьбами об от­срочке или рассрочке платежей, составленные контрагента­ми протоколы урегулирования разногласий, акты сверки взаимных претензий и т.п.)

3) по искам юридических лиц на сумму до двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, по искам индивидуальных предпринимателей на сумму до двадцати таких размеров

4) по другим исковым требованиям при наличии следующих условий: бесспорный характер требований истца, признание иска ответчиком и незначительная сумма иска.

К особенностям упрощенного производства относятся:

1) на упрощенном порядке рассмотрения требований вправе свободно настаи­вать истец, дополнив этим требованием стандартную схему искового заявления. При этом судье в определении о принятии дела к производству надлежит поставить перед сторонами вопрос о том, согласны ли они на разрешение спора по упрощенной про­цедуре. При согласии ответчика с таким предложением или его полном молчании упрощенное производство допустимо. Если ответчиком вы­ражено несогласие или им представлены любые, даже абсо­лютно необоснованные возражения против исковых требований, процесс должен развиваться по общим правилам ис­кового производства. Суд сам может предложить разрешить спор в упрощенном порядке, если он получит полное признание ответчика иска. Аналогичное предложе­ние должно быть адресовано заинтересованным лицам, если цена иска составляет незначительную сумму. Однако даже при неаргументированном возражении какой-либо из сторон дело подлежит разбирательству по общим правилам ис­кового процесса. Сторонам предоставляется срок в пят­надцать дней для определения своего отношения к предло­жению судьи действовать по упрощенной схеме, а также на­правление ему отзыва на заявленные требования и других доказательств;

2) судья рассматривает спор единолично, в срок не более одного месяца со дня поступления искового заявления в ар­битражный суд, включая подготовительную часть процесса и заседание с вынесением решения;

3) судебное заседание проводится без вызова сторон. Судья исследует только исковое заявление, отзыв, другие объяснения по существу заявленных требований, представ­ленные сторонами письменные материалы;

4) копия принятого решения направляется лицам, участвую­щим в деле, не позднее следующего дня после его принятия. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Наши рекомендации