Психология организованной преступности

Рассмотрев психологический анализ личности преступника, кратко остановимся на психологии организованной преступности, так как эта проблема, являясь не только опаснейшей, составляющей криминаль­ную реальность, требует безусловно отдельного исследования и изуче­ния.

Организованная преступность — исключительно общественно опас­ное социальное явление, «пик» преступности. Она существует в виде преступных сообществ, то есть качественно иного явления, чем обычное соучастие. В основе внутренней сплоченности подобных организаций могут лежать корыстно-стяжательские, идеологические и даже полити­ческие концепции, идеи, платформы*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Организованная преступность. Круглый стол. Под ред. Долговой А.И., Дьякова С.В. М., 1989. с. 16.

Характерной особенностью организованной преступности является создание основного преступного сообщества, глубоко законспириро­ванного, имеющего высокий уровень саморегуляции и иерархическую структуру, в большинстве случаев пирамидальную, на вершине которой находится основной лидер, а в непосредственном его окружении не­большая группа лиц, принимающих основные решения.

Создаются структуры, в которых многие их участники выполняют различные функции, объединенные единым замыслом и определенны­ми принципами общности. Условиями планируемой в качестве долго­временной преступной деятельности являются целесообразное распре­деление ролей, наличие определенной структуры группировки и иерар­хии, правил поведения для ее участников с определением санкций за отступление от них. Эти условия, по существу, являются признаками такой общности, как организация.

Организованная преступность — устойчивое явление, трудно подда­ющееся предупредительно-профилактическому воздействию, поскольку внутренняя криминогенная зараженность участников преступного сообщества постоянно подогревается их взаимовлиянием, а самовольный отход кого-либо из них от преступной среды нередко карается жесто­кими мерами воздействия.

Организованная преступность отличается пространственным разма­хом. Она охватывает нередко целые регионы либо отрасли народного хозяйства, парализуя нормальное развитие общества коррумпиро­ванными связями преступников с правоохранительными органами, взяточничеством, должностными злоупотреблениями, хищениями в особо крупных размерах, незаконными контрабандно-валютными операциями.

Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует генезис образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авто­ритетом. Создание преступного сообщества — это не только количе­ственный, но и качественный сдвиг социальной опасности.

На активизацию организованной преступности влияют такие яв­ления, как снижение жизненного уровня населения, дальнейшая его имущественная дифференциация, распространение частнособственни­ческой психологии, ослабление властных и управленческих структур, резкая политизация общественной жизни, снижение доверия к офици­альным институтам государства. Непосредственно на организованную преступность воздействует и «война законов», отсутствие демократичес­ких механизмов контроля за властными и управленческими структу­рами, определенная либерализация ответственности за деяния, посяга­ющие на общественные интересы, отсутствие действенной системы финансового контроля за доходами и расходами граждан и должностных лиц и связанная с этим неэффективная борьба с коррупцией.

На основании изучения и анализа большого количества уголовных дел психологи и криминологи пришли к выводу, что организованную преступность характеризуют три имманентно присущих ей признака.

Во-первых, четкая, устойчивая организационная структура, установ­ленная на длительное время и рассчитанная на проведение системати­ческой преступной деятельности; прочные иерархические связи между членами преступного сообщества; жесткая система непререкаемого под­чинения, при которой «низший» беспрекословно выполняет приказ «высшего» в иерархии; разделение ролей и функций, выполняемых каждым сообщником, то есть своеобразное «разделение труда», опреде­ленная преступная специализация; некое подобие более или менее стабильного «штатного расписания»: главарь (иногда группа главарей) из числа «авторитетов», держатель преступной кассы («общаков) — казначей, связники, рядовые боевики, выполняющие всю черновую работу.

Многие организованные преступные кланы создают свою разведку и контрразведку, а иногда и свои особые суды. Участники преступного сообщества связаны круговой порукой, ино­гда скрепленной кровью, в том числе и своих жертв. Во многих бан­дформированиях культивируется так называемая «омерта», то есть обет молчания, клятва ни при каких условиях не раскрывать сообщников и совершенные ими преступления. Таков у них «кодекс чести».

Во-вторых, преступная организация преследует цель совершения не одного-единственного, хотя бы и исключительно дерзкого и сложного по подготовке, преступления, например ограбление банка, а создается для преступной деятельности, продолжающейся, как показывает прак­тика, нередко многие годы.

По сравнению с традиционной преступностью здесь меняется от­ношение к преступлению: из отдельного акта поведения оно превраща­ется в составную часть и неотъемлемый элемент осуществляемой на основе его воспроизводства антисоциальной деятельности. Преступле­ние становится ремеслом. Преступность становится образом жизни, формирующим соответствующую идеологию, психологию, субкультуру. Устойчивая антиобщественная установка в сознании участников ор­ганизованной преступности подчиняет себе все основные их социаль­ные связи, преимущественная ориентация личности на криминальную среду ограничивает возможности для ее ресоциализации, для идейного, психологического, какого-либо позитивного воздействия на нее.

Преступное поведение здесь связано с выработкой своеобразной сис­темы самозащиты, что требует от сотрудников правоохранительных органов высокого профессионализма и значительно больших усилий, нежели те, которые направляются на борьбу со спонтанной преступ­ностью.

Третий определяющий признак организованной преступности — это коррупция, сращивание уголовного элемента с представителями госу­дарственного аппарата и правоохранительными органами.*

_____________________________________________________________________________

*См.: Лапунов Ю.И. Организованная преступность — самая опасная форма социального паразитизма. В кн. Корыстные правонарушения нетерпимы. М., 1989, с. 115—117.

При анализе преступного сообщества имеют значение следующие факторы.

1. Причины объединения в данную группу:

а) невозможность совершить преступление без «объединения»;

б) общность преступных интересов;

в) личные симпатии;

г) общие нормы поведения, общие убеждения, аналогичные дефекты правосознания и т. д.

2. Распределение ролей в группе:

а) волевые качества;

б) организаторские способности;

в) авторитетность и инициативность лидеров;

г) конформизм, безволие, склонность к пьянству второстепенных членов.

3. Внутригрупповые конфликты и противоречия*.

Организованная преступность — это система связей, ведущая к кон­центрации отдельных видов преступной деятельности. Организованную преступность можно рассматривать и как сложную систему с разноха­рактерными связями между группами, которые осуществляют преступ­ную деятельность в виде промысла и стремятся обеспечить свою без­опасность с помощью подкупа государственных чиновников.

_____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 258.

В нашем обществе паразитируют организованные преступные струк­туры, фундаментом которых является финансовый потенциал теневой экономики. Она выступает как самовоспроизводящая экономическая система, порождает теневое право, теневую мораль, теневую органи­зацию. Здесь налицо и неуплата налогов, и неконтролируемое качество продукции, «букет» правонарушений и, наконец, организованная пре­ступность.

Отчетливым лейтмотивом преступности является корыстная моти­вация — она характерна для 75% преступных посягательств. Так, почти сплошь корыстными являются контрабанда, фальшивомонетничество, нарушения правил о валютных операциях. В последнее время, в отличие от прошлых лет, корыстная мотивация стала характерна для таких преступлений, как торговля государственными и служебными секре­тами, убийства и истязания, незаконные операции с оружием и боепри­пасами. Получило распространение и такое доселе нам неизвестное преступление, как киднэпинг — похищение людей (чаще детей), с целью шантажа, получения выкупа. Развитие сильной и устойчивой корыстной мотивации на определенном этапе развития преступной деятельности и накопления материальных ценностей закономерно при­водит к появлению организованной преступности*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Предпринимательство и безопасность. Под ред. Долгополова Ю.Б. Ч. 1 и 2. М., 1991, с. 40—41.

Общее обострение обстановки с преступностью несовершеннолетних в большинстве регионов связано с формированием группировок несо­вершеннолетних и молодежи исключительно криминальной направлен­ности.

Одним из источников формирования организованных преступных объединений (особенно в области рэкета) являются бывшие спортсмены. Для этого имеются соответствующие социально-психологические поедпосылки: большинство участников «большого спорта», как пра­вило не имеют ни склонности, ни возможности для резервной под­готовки, приобретения специальности. С другой стороны, все они в период спортивной карьеры приобрели завышенные социальные при­тязания. Большинство из них инфантильны. Эти обстоятельства в соче­тании с материальной необеспеченностью к моменту «выхода в отстав­ку» делают этих людей легкой добычей организаторов преступных груп­пировок: рэкет, бандитские группы, разбойные нападения и др.

По интенсивности насилия рэкет является одним из наиболее агрес­сивных видов организованной преступности. Здесь делается ставка на устрашение, жестокость является своего рода ценностью. Поэтому он нередко связан с физическим насилием, истязаниями, пытками, похи­щением заложников, уничтожением имущества, погромами. И хотя внешне рэкет может выглядеть вполне мирно, часто как деловой визит прилично одетых и вежливых молодых людей, у которых нет с собой даже перочинного ножа, именно психическое и физическое насилие является основным средством совершения этого преступления,

Организованная преступность стимулирует общую эскалацию пре­ступности, расширяет и активизирует криминальную среду. В преступ­ность вовлекаются все новые контингенты, особенно молодежь. Уже стали привычными суммы в десятки и сотни миллионов рублей, кото­рыми измеряются доходы и сделки мафиозных групп и их лидеров. Это — материальная основа распространения преступного образа жиз­ни, противостоящего законопослушному поведению. Растет число граж­дан, не заинтересованных в правопорядке, снижается критичность оце­нок антиобщественной деятельности.

«Успешно» функционирующее преступное сообщество формирует, как уже было отмечено, у большинства своих членов чувство безнака­занности, корпоративной принадлежности и защищенности. Удачное расследование уголовного дела на группирование вызывает у многих преступников чувство страха перед разоблачением и стремлением со­хранить себя. Психологический анализ преступного сообщества необ­ходимо начинать с установления и изучения его структуры, всех его основных участников, исследования ролей, которые выполняет каждый из них, и их иерархической зависимости друг от друга, исследования личностных особенностей каждого участника преступного сообщества.

Глава IX

Психология правонарушения

В настоящее время исследование личности психологии идет в трех направлениях: 1) психология личности выявляется путем анализа ре­зультатов и продуктов ее деятельности (этим занимаются все от­расли психологии, в том числе и юридическая психология); 2) путем изучения формирования психики личности в процессе ее воспитания и обучения (педагогическая и отчасти криминальная психология); 3) исследование патологических изменений психологической деятель­ности (это предмет судебной психиатрии). Изучение психики личнос­ти через ее деятельность, в том числе преступную, является основ­ным способом психологической информации по любому делу в период дознания предварительного следствия и судебного разбирательства.

Нам, начиная изучение психологического аспекта преступной де­ятельности, следует сразу же поставить вопрос: что такое психо­логия правонарушения? Отметим, что психология правонарушения — это характеристика внутренней непосредственно ненаблюдаемой стороны преступного поведения. Любое преступное событие как пове­дение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физичес­кую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правона­рушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные обстоятельства, которые почти всегда поддаются непосредствен­ному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные) обстоятельства, которые не могут быть непосредственно восприня­ты и увидены человеком.

Отметим, что к объективным обстоятельствам любого дела от­носятся: место, время, способ, предмет посягательства, орудия совер­шения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое от­ношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения. Чтобы получать и разобраться в психологической информа­ции, необходимой для установления истины по конкретному делу, каждому дознавателю и следователю надо овладеть основами психо­логического анализа преступного поведения. Этим вопросам и посвя­щена настоящая глава.

Наши рекомендации