Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации
1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения.
2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации:
1) рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителей и представляет Президенту Российской Федерации свои заключения;
2) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения;
3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;
4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;
5) осуществляет квалификационную аттестацию председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и районных судов), а также судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов;
7) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;
8) налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка;
9) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;
10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;
11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;
12) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;
13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.
3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.
20.Порядок назначения судьи
Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.
Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.
Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.
Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.
Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.
Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:
1) отбор и выдвижение кандидатов;
2) сдача квалификационного экзамена;
3) рассмотрение квалификационной коллегиейзаявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;
4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.
Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.
Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.
21.Понятие судебных инстанций
Судебной инстанциейсчитается суд, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.
Суд 1-й инстанции - принимает решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. Это может делать любой суд.
Суд 2-й касационной инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Этим могут заниматься все суды, кроме судов основного звена и касационные коллегии в арбитражных судах.
Надзорная инстанция - это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. (Это могут делать президиумы судов среднего звена и коллегии и президиум Верховного суда РФ, пленумы арбитражных судов).
Вышестоящая инстанция - это суды, занимающие более высокую ступень по отношению к данному суду.
Высшая судебная инстанция - это Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ
22.Независимость и неприконовенность судей.
Независимость судей является важнейшим элементомих правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в Законе о статусе судей и Законе о судебной системе.
Закон “О судебной системе РФ” запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.
Закон “О статусе судей в РФ” определяетгарантии независимости судей, которыми являются:
- предусмотренная законом процедура правосудия;
- запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- право судьи на отставку;
- неприкосновенность судей;
- система органов судейского сообщества;
- предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению.
Судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если поступит соответствующее заявление от судьи или обращение председателя суда, а также если органы, обеспечивающие безопасность, получили оперативную информацию о наличии угрозы безопасности этих лиц. Судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия.
Гарантией независимости судей является их несменяемость. Срок полномочий судьи законом не ограничен, за исключением впервые назначаемых судей низшего звена судов общей юрисдикции. Они назначаются сроком на 3 года, после чего уже могут быть назначены без ограничения срока полномочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 12 лет, причем не могут быть назначены еще на один срок. Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть переведен в другой суд без его согласия, его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены, кроме как по основаниям и в порядке, установленным законом.
1. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
2. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
23.Понятие суда первой инстанции. Суды 1ой инстанции
24.Суд аппеляционной инстанции
25.Суд кассационной инстанции
26.Статус судей в РФ.Общая характеристика
Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.Судьи, когда речь идет об их статусе, - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы РФ осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12).
В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.
Единый правовой статус судей РФ не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон “О статусе судей РФ” указывает, что особенности правового положения судей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ определяются федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду.
27.Понятие и назначение Принципов правосудия.
28.Председатель верховного суда.его полномочия
29.Заместители председателя верховного суда.Председатели судебных коллегий.
30.Соотношение понятий звено судебной системы и судебных инстанций
Одной из важных характеристик судебной системы является понятие«судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общейюрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенныеодинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковоеместо в судебной системе. Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звеносистемы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд являетсянепосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировымсудьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Областные и соответствующие им суды — второе звено, Верховный Суд РФ —третье (высшее) звено. Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Судывторого и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность иобоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом,дело может быть рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотрдел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускаетсяв исключительных случаях. Военные суды также состоят из трех звеньев: — основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им равные; — среднее (второе) звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военныхокругов, флотов, групп войск; — высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда РоссийскойФедерации. По трехзвенной схеме построена и система арбитражных судов. Арбитражные суды республик, краевые, областные и другиесоответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации образуют первое,основное звено. Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды. Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд РоссийскойФедерации. Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикамсудебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости отпроцессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеетправо проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности инезаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии спроцессуальной компетенцией суды разделяются на суда Первой, второй(кассационной) и надзорной инстанции. По процессуальной компетенции суды подразделяются на: — суды первой инстанции; — суды второй (кассационной) инстанции; — суды надзорной инстанции. Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Звено — понятиесудоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе всвязи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятиесудопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целейразбирательства дел в данной инстанции. Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с цельюосуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворенияиска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанциимогут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основноеколичество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматриваютрайонные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебныедела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного СудаРоссийской Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству ВерховныйСуд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативеГенерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого. Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями,народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. Врезультате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а погражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отмененыэтим судом. Решения и приговоры большинства судов в течение установленного закономсрока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законнуюсилу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым,потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в судвторой инстанции. Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — областнойи соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный СудРоссийской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип иликассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованностьрешений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен: — признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, акассационную жалобу или протест без удовлетворения; — установив, что приговор (решение) суда первой инстанции несоответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новоерассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительноерасследование; изменить в определенных пределах приговор или решение;вынести новое решение по гражданскому делу. По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанциивыносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и неподлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Ономожет быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора. Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе(председатели областных и соответствующих судов, председатели ВерховногоСуда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокурорыреспублик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители)проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решенийсуда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либонижестоящей надзорной инстанции. Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судовсубъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в ПрезидиумеВерховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах. Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; всудебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные вделе. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебнаяинстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты илиотменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей делана новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например состадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов илиопределения коллегий) вступают в законную силу немедленно. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только вкачестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их вапелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет вкассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена поделам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. ВысшийАрбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела,отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядкенадзора судебные акты других арбитражных судов РФ. Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и«нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение однихсудов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационнойи надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор,но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, обоценке доказательств, характере решения.31.Обеспечение прав и свобод человека и гражданина для осуществления правосудия
32.Верховный суд РФ
Это высший орган в системе судов общей юрисдикции. Правительственный Сенат до революции. В ноябре 22 года принято решение о создании ВСРСФСР. Его полномочия определяются ст.126 Конституции РФ и ст.19 ФКЗ “О судебной системе”. Согласно статье 126 КРФ – ВСРФ:
· Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным и иным делам.
· Осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции
· Даёт разъяснения по вопросам судебной практики этим судам.
Ст.104 КРФ утверждает взаимодействие ВСРФ и Государственной Думы по внесению законопроектов. Ознакомившись со статьями 93 и 125 КРФ можно сделать следующие выводы:
10. ВСРФ возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и является высшим звеном в этой системе.
11. Председатель ВСРФ, его заместители (5-6), судьи ВСРФ около 130, назначаются на должность высшим законодательным органом РФ (Совет Федерации), по представлению президента РФ, ему представляет председатель ВСРФ.
12. Вправе пересмотреть в порядке надзора решения, приговоры, постановления любого суда общей юрисдикции и по любому делу в соответствии со своими полномочиями.
13. ВСРФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своей деятельности.
14. Даёт разъяснения по вопросам законодательства.
Состав: председатель, заместители, судьи ВСРФ, при рассмотрении дел по 1-ой инстанции, принимают участие народные заседатели.
Структура: судебные коллегии по уголовным делам и гражданским, кассационная палата, входит в состав судебной коллегии по уголовным делам, военная коллегия ВСРФ, кассационная коллегия ВСРФ, президиум ВСРФ и Пленум ВСРФ. Они определяются ФЗ “О судоустройстве”. Издаётся бюллетень ВСРФ.
Вопрос 2.
13. ВСРФ рассматривает по 1-ой инстанции Г и У.Д.
· Уголовные дела, отнесённые к его компетенции ФЗ “О статусе судей” (ст.16). ВСРФ рассматривает по 1-ой инстанции особые дела повышенной сложности, и которые ВСРФ вправе принять по собственной инициативе или по инициативе генерального прокурора, при наличии ходатайства обвиняемого (ст.117 УПК).
· Рассматривает по 1-ой инстанции Гражданские дела, которые отнесены к его подсудности (ст.116 ГПК).
7. Решения, приговоры, постановления, определения ВСРФ вынесенные по 1-ой инстанции могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке в кассационную коллегию ВСРФ.
8. ВСРФ рассматривает дела в качестве 2-ой инстанции, проверяет законность и обоснованность постановлений судов среднего звена, не вступивших в законную силу. ВСРФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных постановлений воинских судов, вынесенных этими судами по 1-ой инстанции.
9. ВСРФ рассматривает в порядке надзора дела по протестам должностных лиц на вступившие в законную силу судебные постановления.
10. ВСРФ рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
11. Ст.104 КРФ. ВСРФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его деятельности.
12. Обобщает и изучает судебную практику, на основании этого даёт разъяснения нижестоящим судам, анализирует судебную статистику.
13. ВСРФ дают заключение о наличии в действиях президента признаков состава преступления.
14. ВСРФ направляет в КСРФ (Конституционный суд), запросы о проверке соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов президента, федерального собрания, правительства РФ.
Вопрос 3.
Согласно ст.54 закона “О судоустройстве РСФСР” от 8 июля 81 года. В структуру ВСРФ входят: судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия – имеют одинаковые полномочия. Кассационная коллегия. В составе судебной коллегии по уголовным делам действует кассационная палата ВСРФ. Термин судебная коллегия: структурное подразделение; состав суда, которые рассматривает дело в качестве 1-ой, 2-ой, надзорной инстанции. Составы этих коллегий, утверждаются Пленумом ВСРФ из числа судей ВСРФ по представлению председателя ВСРФ.
Полномочия судебных коллегий:
28. Рассматривают дела в качестве суда 1-ой инстанции, отнесённые к компетенции суда.
29. Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда 2-ой инстанции по кассационным жалобам и протестам на судебные акты судов общей юрисдикции среднего звена, которые не вступили в законную силу. Кассационная палата рассматривает кассационные жалобы и протесты вынесенные судом присяжных.
30. Судебные коллегии рассматривают дела по протестам в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления, вынесенные всеми судами республик, если судебные постановления не были предметом кассационного рассмотрения в ВСРФ. А также дела по протестам на постановления субъектов федерации.
31. Рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
32. Изучают и обобщают судебную практику, составляют обзоры по всем делам.
Кассационная коллегия ВСРФ состоит из председателя коллегии и 12-ти судей. Состав утверждается Советом Федерации по представлению президента РФ, которое основано на представлении председателя ВСРФ и заключения квалификационной коллегии ВСРФ. Полномочия:
10. Кассационная коллегия рассматривает дела в качестве суда 2-ой инстанции (Г и У.Д) по кассационным протестам и жалобам на решения, приговоры, постановления ВСРФ, не вступившие в законную силу.
11. Коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Вопрос 4.
Является структурным подразделением ВСРФ, состоит из 13-ти судей и образуется в составе председателя ВСРФ, его замов и наиболее опытных судей. Персональный состав утверждается Советом Федерации, его вносит президент РФ, который основывается на представлении председателя ВСРФ и заключении квалификационной коллегии судей верховного суда. Заседания президиума проводятся не реже 1-го раза в месяц. Постановления принимаются большинством голосов, подписываются председателем ВСРФ и вступают в законную силу немедленно, их нельзя опротестовать и обжаловать в порядке надзора. Заседания правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Полномочия:
4. Президиум рассматривает дела в порядке надзора, рассматривает протесты на решения, определения военных и судебных коллегий ВСРФ, а также на определения кассационной коллегии.
5. Президиум рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
6. Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, коллегий, аппарата суда, канцелярии суда.
7. Занимается обобщением судебной практики и анализом судебной статистики.
8. Оказывает помощь нижестоящим судам в применении законодательства.
Вопрос 5.
Состав Пленума ВСРФ: председатель суда, его замы и все судьи. В заседании могут принимать участие по приглашению судьи нижестоящих судов, представители министерств и ведомств, члены Научно-Консультативного совета при ВСРФ. Обязательно присутствие генерального прокурора РФ. Заседания проводятся не реже 1-го раза в 4-ре месяца. Правомочны рассматривать вопросы при наличии 2/3 состава.
Постановления Пленума ВСРФ принимаются большинством голосов, членов Пленума, участвующих в голосовании. Подписывает председатель суда и секретарь. Не имеет судебных полномочий.
Полномочия:
4. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и на основании этих данных даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства.
5. Заслушивает сообщения председателей судов общей юрисдикции среднего звена, как гражданских, так и военных по вопросам применения законодательства.
6. Утверждает составы судебных коллегий ВСРФ и избирает секретаря Пленума ВСРФ.
7. Избирает Научно-Консультативный совет при ВСРФ.
8. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума ВСРФ, а также отчёты председателей судебных и кассационной коллегии.
9. Пленум рассматривает вопросы о внесении представления в порядке осуществления законодательной инициативы в Государственную Думу.
10. Может рассматривать любой вопрос, который попадает под компетенцию ВСРФ за исключением судебных полномочий.
33.Участие граждан в управлении правосудием
34.Президиум верховного суда РФ
Является структурным подразделением ВСРФ, состоит из 13-ти судей и образуется в составе председателя ВСРФ, его замов и наиболее опытных судей. Персональный состав утверждается Советом Федерации, его вносит президент РФ, который основывается на представлении председателя ВСРФ и заключении квалификационной коллегии судей верховного суда. Заседания президиума проводятся не реже 1-го раза в месяц. Постановления принимаются большинством голосов, подписываются председателем ВСРФ и вступают в законную силу немедленно, их нельзя опротестовать и обжаловать в порядке надзора. Заседания правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Полномочия:
9. Президиум рассматривает дела в порядке надзора, рассматривает протесты на решения, определения военных и судебных коллегий ВСРФ, а также на определения кассационной коллегии.
10. Президиум рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
11. Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, коллегий, аппарата суда, канцелярии суда.
12. Занимается обобщением судебной практики и анализом судебной статистики.
13. Оказывает помощь нижестоящим судам в применении законодательства.
35.Конституция судебной власти(Пленум вС.состав и полномочия)
Состав Пленума ВСРФ: председатель суда, его замы и все судьи. В заседании могут принимать участие по приглашению судьи нижестоящих судов, представители министерств и ведомств, члены Научно-Консультативного совета при ВСРФ. Обязательно присутствие генерального прокурора РФ. Заседания проводятся не реже 1-го раза в 4-ре месяца. Правомочны рассматривать вопросы при наличии 2/3 состава.
Постановления Пленума ВСРФ принимаются большинством голосов, членов Пленума, участвующих в голосовании. Подписывает председатель суда и секретарь. Не имеет судебных полномочий.
Полномочия:
11. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и на основании этих данных даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства.
12. Заслушивает сообщения председателей судов общей юрисдикции среднего звена, как гражданских, так и военных по вопросам применения законодательства.
13. Утверждает составы судебных коллегий ВСРФ и избирает секретаря Пленума ВСРФ.
14. Избирает Научно-Консультативный совет при ВСРФ.
15. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума ВСРФ, а также отчёты председателей судебных и кассационной коллегии.
16. Пленум рассматривает вопросы о внесении представления в порядке осуществления законодательной инициативы в Государственную Думу.
17. Может рассматривать любой вопрос, который попадает под компетенцию ВСРФ за исключением судебных полномочий.
36.Соотношение суд.властис другими властями
1. Судебная власть, как ветвь государственной власти: понятие, основные признаки. Ее отношение и взаимодействие с законодательной и исполнительной властями.
Государственная власть – это возможность и способность народа (и / или государства) в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и на общественный процессы, с помощью убеждения принуждения либо иных способов.
Разделение власти на три ветви: законодательную исполнительную, судебную. (ст.10 конституции РФ: «Государственная власть в российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»)
Шарль Луи Монтескье – концепция разделения государственной власти «О духе законов»1748г., конституция РФ
Судебная власть – (как одно из проявлений государственной власти) означает способность и возможность народа (и / или государства) воздействовать на поведение людей и