Тема 5. Основы правового положения осужденных

Введение

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью единой правовой системы, представляющей собой совокупность однородных норм высшего органа государственной власти, которые устанавливают основания, цели, задачи, принципы и иные правила правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний. Исполнение уголовных наказаний является практической сферой деятельности специальных подразделений Министерства юстиции Российской Федерации. Оно рассматривается как одна из самостоятельных организационно-правовых форм государственной деятельности, обеспечивающих успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в стране, осуществлению принципов социальной справедливости.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина занимает важное место среди других учебных дисциплин, составляющих основу профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции. Оно, являясь самостоятельной учебной дисциплиной, тесно связано с другими юридическими и общественными учебными курсами (уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, трудовым правом, криминологией, юридической психологией, педагогикой и др.).

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина имеет следующие цели:

· сформировать у студентов представление об уголовно-исполнительной политике и уголовно-исполнительном законодательстве государства;

· закрепить усвоение студентами механизма исправления осужденных, профилактики и предупреждения совершения новых преступлений;

· дать характеристику порядка и условий исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

· дать характеристику порядка и условий исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни;

· изучить основания и порядок освобождения от отбывания наказания; специфику контроля за поведением условно осужденных.

В процессе изучения курса «Уголовно-исполнительное право» студент должен освоить необходимые общекультурные и профессиональные компетенции.

По завершению изучения учебного курса «Уголовно-исполнительное право» студенты должны знать:

· нормативные правовые акты в области правового регулирования уголовно-исполнительных отношений;

· основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач в области исполнения уголовных наказаний, исправления осужденных и психолого-педагогического воздействия на них;

· основные организационно-правовые принципы и направления деятельности органов по исполнению уголовных наказаний;

· основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Студент должен уметь:

· юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, имеющие значение для назначения, отбывания и исполнения уголовных наказаний;

· уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, в том числе осужденных к отбыванию уголовных наказаний;

· эффективно осуществлять правовое воспитание;

· осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, имеющих действие в сфере уголовно-исполнительных правоотношений.

Студент должен владеть:

· навыками выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

· способами предупреждения правонарушений и преступлений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, в том числе в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;

· навыками правильного и полного отражения результатов деятельности, связанной с назначением и исполнением уголовных наказаний, в юридической и иной документации.

Изучение учебного курса «Уголовно-исполнительное право» предполагает самостоятельный анализ положений уголовно-исполнительного законодательства, его научно-практического комментария, теоретических выводов в учебных и научных изданиях. Это предопределяет необходимость самостоятельного изучения некоторой части программы настоящего курса.

Данное учебно-методическое пособие имеет целью способствовать более полному и глубокому изучению данной дисциплины. Оно составлено в соответствии с требованиями учебной программы и определяет последовательность изучения всего курса уголовно-исполнительного права. По каждой теме определены конкретные вопросы, которые необходимо проработать во время самостоятельной работы при подготовке как к семинарским занятиям, так и к экзамену.

Для более качественного изучения курса необходимо использовать основные положения Конституции РФ, положения смежных учебных дисциплин, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и комментарии к нему, иные подзаконные акты, публикации в специальных юридических периодических изданиях, например, «Российский следователь», «Российский судья», «Законность», «Государство и право», «Преступление и наказание» и др. В целях обеспечения возможности углубленного изучения той или иной проблемы и выработки научного мировоззрения в настоящем пособии приводится список дополнительной литературы по каждой теме настоящего учебного курса.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица

№ темы Раздел дисциплины (название) Лекции (часы) Семинары (часы) Самост. работа (часы)
оБЩАЯ ЧАСТЬ Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
Система учреждений и органов, исполняющих наказания
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Основы правового положения осужденных (правовой статус осужденных)
Применение к осужденным мер медицинского характера
Исполнение наказания. Исправление осужденных и его основные средства
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Понятие Особенной части уголовно-исполнительного права
Исполнение наказаний, не связанных с обязательным трудовым воздействием на осужденных
Исполнение наказаний, связанных с обязательным трудовым воздействием на осужденных
Порядок и условия исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих
Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы
Правовое регулирование основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях различных видов
Исполнение пожизненного лишения свободы, лишения свободы в тюрьме и в арестных домах
Особенности исполнения лишения свободы в отношении осужденных женщин и несовершеннолетних
Исполнение наказания в виде смертной казни
Освобождение от отбывания наказания
Возникновение и развитие тюремных систем. Основные черты исполнения лишения свободы в некоторых наиболее развитых странах мира

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет

и система курса

Уголовно-исполнительная политика и ее цели. Общее понятие термина «политика» и его толкование применительно к предмету правового регулирования уголовно-исполнительного права. Основные свойства уголовно-исполнительной политики: универсальность, включенность и атрибутивность.

Взаимосвязь уголовно-исполнительной политики с социально-политическим состоянием страны, со структурой и динамикой преступности в ней, с предписаниями международных правовых актов о правах человека и обращении с осужденными и с деятельностью международных организаций. Основные социальные факторы реализации уголовно-исполнительной политики.

Понятие уголовно-исполнительного права. Его функциональное назначение и составные элементы (уголовно-исполнительная политика или идеология, совокупность правовых норм и правоприменительная деятельность). Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказаний.

Предмет правового регулирования уголовно-исполнительного права. Особенности метода правового регулирования уголовно-исполнительного права. Субъекты уголовно-исполнительных отношений. Принципы уголовно-исполнительного права. Система курса уголовно-исполнительного права. Место уголовно-исполнительного права в системе юридических наук.

Наука уголовно-исполнительного права и ее предмет. Возникновение и развитие науки уголовно-исполнительного права. Взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими науками. Актуальные проблемы, подлежащие разрешению данной наукой.

Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство

Российской Федерации

Понятие и система уголовно-исполнительного законодательства, его основные черты. Закон – основная форма уголовно-исполнительного законодательства.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

Структура уголовно-исполнительного законодательства, его источники.

Виды, структура и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-исполнительные отношения. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, проблемы практической реализации соответствующих правовых норм. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера.

Краткий обзор применения уголовного наказания в России до Октябрьской революции 1917 года. Уголовные наказания по Русской Правде, Судебникам 1497 и 1550 годов, Соборному уложению 1649 г., Артикулу воинскому 1715 г. Роль в формировании уголовно-исполнительной системы России императриц Елизаветы и Екатерины II. Основные положения Свода учреждений и уставов о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., Уголовного уложения 1903 г.

Законодательство, регулирующее исполнение уголовных наказаний в советский период.

Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. (с послед. изм. и доп.). Соотношение российского уголовно-исполнительного законодательства с международными правовыми актами. Подзаконные нормативные правовые акты и их значение.

Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.

Тема 3. Система учреждений и органов, исполняющих наказания

Понятие уголовно-исполнительной системы России. Единая уголовно-исполнительная система, ее понятие и содержание. Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации.

Назначение и виды учреждений и органов, исполняющих наказания (учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждения, исполняющие уголовные наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества). Иные органы, исполняющие уголовные наказания (судебные органы, исполняющие наказания в отношении осужденных военнослужащих, предприятия и учреждения, для которых исполнение уголовных наказаний является дополнительной функцией).

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с органами внутренних дел, прокуратурой, органами местного самоуправления, общественными организациями, а также с судом.

Основные критерии оценки эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы.

Реформа уголовно-исполнительной системы: направления, сроки реформирования, организационно-финансовая основа.

Тема 4. Контроль за деятельностью учреждений и органов,

Исполняющих наказания

Понятие и социально-правовое назначение контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Виды и порядок контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (исходя из требований ст. 3 УИК РФ).

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотренный пактами о правах человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.).

Контроль федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Контрольные функции Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Способы восстановления нарушенных прав Уполномоченным по правам человека (исходя из положений ст. 27 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда.

Ведомственный контроль, осуществляемый вышестоящими подразделениями уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Цели, формы и субъекты ведомственного контроля.

Порядок приема, регистрации и проверки заявлений и жалоб осужденных на деятельность администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Порядок рассмотрения и разрешения таких обращений.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Предмет прокурорского надзора. Формы прокурорского реагирования на вскрытые нарушения законности.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и органов представительной власти. Роль средств массовой информации и благотворительных фондов в осуществлении такого контроля. Деятельность попечительских советов и обществ. Участие представителей общественности и религиозных конфессий.

Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания.

И его основные средства

Психолого-педагогическое и правовое содержание понятия «наказание». Исполнение уголовного наказания: понятие, основания и средства правового регулирования. Сущность наказания и его исполнения в условиях формирования гражданского общества и правового государства. Взгляды специалистов в области уголовно-исполнительного права на значение рассматриваемого понятия. Соотношение понятий «исполнение наказания» и «отбывание наказания».

Исправление осужденных как правовая категория, его основные средства (установленный порядок отбывания и исполнения наказания или режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, профессиональная подготовка и общественное воздействие).

Понятие уголовно-исполнительного воздействия. Единство целей уголовно-исполнительного и уголовного права и их различие в срезе проблемы исправления осужденных.

Роль и значение уголовно-исполнительной психологии и уголовно-исполнительной педагогики в осуществлении процесса уголовно-исполнительного воздействия, психология исправления осужденных. Учение о личности осужденного. Методика изучения личности осужденного, его индивидуально-психологические особенности. Психические процессы и состояние личности осужденного.

Особенности педагогического процесса исправления осужденных в уголовно-исправительных учреждениях. Методы исправления осужденных. Сочетание индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы с осужденными. Самовоспитание осужденных.

Содействие общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим наказания.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

СПИСОК РекомендуемОЙ литературЫ

Международные правовые акты

15. Всеобщая декларация прав человека: одобр. Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990.

16. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, одобр. Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид.лит., 1990.

17. Конвенция № 29 от 28 июня 1930 г. О принудительном или обязательном труде // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990.

18. Международный пакт о гражданских и политических правах: одобр. Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990.

19. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации: одобр. Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990.

20. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: от 30 августа 1955 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. – М.: Юрид. лит., 1990.

21. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Международные отношения. – 1993. – Вып. 2.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Предмет и система курса

1. Уголовно-исполнительная политика: общая характеристика и основные способы её реализации.

2. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, задачи.

3. Система уголовно-исполнительного права. Место уголовно-исполнительного права в правовой системе России.

4. Принципы уголовно-исполнительного права.

5. Наука уголовно-исполнительного права, её предмет и основные задачи.

6. Предмет, метод и система учебного курса.

Литература: [24, 31, 50, 51, 93].

Задачи

1. Осужденный М. обратился к прокурору с жалобой о нарушении его прав администрацией исправительной колонии, суть которой состояла в том, что М., осужденный по ч. 3 ст. 159 УК РФ к шести годам лишения свободы, три из них отбыл без наказаний и замечаний, однако администрация колонии на его ходатайство об условно-досрочном освобождении не реагирует.

Основана ли на законе жалоба М.?

Имеется ли в данном случае нарушение прав осужденного?

2. Начальник отряда наложил дисциплинарное взыскание на осужденного А. за то, что ему во время свидания был передан, минуя цензуру, пакет с корреспонденцией. Как выяснилось, в пакете были письмо и рисунки его маленького сына.

Правомерны ли действия начальника отряда?

3. Отбывая наказание в виде лишения свободы, осужденный Р. изъявил согласие на участие в медико-биологическом эксперименте, проводимом государственным научно-исследовательским институтом с целью получения препарата для лечения ВИЧ-инфекции. Администрация исправительной колонии категорически запретила осужденному участвовать в эксперименте. Р. обратился к прокурору с жалобой на действия администрации, усматривая в них ущемление собственных прав. При этом он сослался на нормы ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Как должен быть разрешен указанный конфликт?

Литература: [49, 55, 72, 80, 85].

Медицинского характера

1. Применение принудительного лечения по решению суда в процессе отбывания наказания.

2. Организация исполнения принудительных мер медицинского характера.

3. Организация обязательного лечения в местах лишения свободы, исправительных центрах и арестных домах.

Задачи

1. Осужденный Ц., отбывая наказание в колонии строгого режима, злостно нарушал установленный порядок. Находясь в штрафном изоляторе, он умышленно проглотил принадлежащую ему зубную щетку и был прооперирован против своей воли.

Нарушены ли в данном случае права и свободы Ц.?

2. Из исправительной колонии строгого режима были представлены к условно-досрочному освобождению осужденные: Сидоренко В.А. – возраст 56 лет, Ващенко Л.Н. – 61 год, Мануилов А.Т. – инвалид 2-й группы, Петраков П.И. – инвалид 3-й группы, а также Феофанов О.И., в отношении которого проводилось в исправительном учреждении принудительное лечение от алкоголизма, Николаев А.П., признанный хроническим алкоголиком, в отношении которого принудительное лечение не назначалось в связи с наличием противопоказаний.

Охарактеризуйте правомерность действия администрации исправительного учреждения.

3.Осужденному Федорову P.O., больному туберкулезом и содержащемуся в межобластной больнице, было отказано в длительном свидании с женой по медицинским противопоказаниям.

На какой норме уголовно-исполнительного законодательства основан этот отказ?

4. По просьбе родственников осужденного Жданова P.O. его в течение месяца консультировал и лечил врач-невропатолог городской больницы. В конце месяца в бухгалтерию исправительной колонии поступил денежный счет на оплату медицинских услуг, и требуемая сумма была удержана из средств, находящихся на лицевом счете Жданова Р.О.

Правомерны ли действия администрации в данном случае?

Литература: [24, 62, 66, 77].

Задачи

1. Королев В.М. был впервые осужден по ч. 1 ст. 124 УК РФ к одному году исправительных работ по месту работы. За один месяц до окончания срока наказания он совершил новое преступление и был осужден по ч. 2 ст. 112 УК РФ к пяти годам лишения свободы.

Какой вид режима исправительной колонии должен определить суд Королеву В.М. для отбывания наказания? Дайте характеристику исправительной колонии данного вида режима.

2. Котов Ф.С. был осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы. Отбыв наказание, он вновь совершил преступление и был осужден по ч. 2 ст. 158 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

В исправительной колонии какого вида режима должен отбывать наказание Котов Ф.С? Дайте характеристику данного вида режима исправительной колонии.

3. Пуговкин Н.Д. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 159 УК РФ, и был осужден к одному году лишения свободы. Отбыв наказание, он через 4 месяца после освобождения вновь совершил преступление и был осужден по ч. 3 ст. 159 УК РФ к шести годам лишения свободы.

Исправительная колония какого вида режима должна быть определена Пуговкину Н.Л. для отбывания наказания? Дайте характеристику данного вида режима исправительной колонии.

Литература: [38, 50, 70, 75, 85].

Задача

Майор внутренней службы начальник отряда исправительной колонии П. за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 105 УК РФ, наряду с основным наказанием – лишением свободы – был осужден к дополнительному наказанию в виде лишения специального звания.

Какой орган исполняет дополнительное наказание в отношении П.?

Литература: [24, 42, 49, 70, 74].

Задачи

1. 7 декабря К. была осуждена к 108 часам обязательных работ. Копия приговора суда поступила в уголовно-исполнительную инспекцию 12 декабря. К. было определено приступить к обязательным работам не позднее 27 декабря. 26 декабря К. прибыла в уголовно-исполнительную инспекцию и заявила, что находится на первом месяце беременности. Свое заявление она подтвердила справкой медицинского учреждения.

Какими должны быть в этом случае действия уголовно-исполнительной инспекции?

2. В., осужденный к принудительным работам сроком на один год, обратился с жалобой в территориальный орган управления уголовно-исполнительной системы, в которой, в частности, написал, что его обязали проживать вместе с другими осужденными в общежитии и что администрация исправительного центра ежедневно привлекает его в течение двух часов к работе по благоустройству территории, не оплачивая труд.

Правомерна ли жалоба осужденного?

3. Администрация, в которой работал осужденный Ч., по согласованию с администрацией исправительного центра, исходя из производственной необходимости, перевела его на другую работу. При этом не было учтено мнение осужденного.

Вправе ли Ч. отказаться от новой работы?

Литература: [24, 38, 42, 77].

СЕМИНАР по теме 12. Общие положения исполнения наказаний

В виде лишения свободы

1. Понятие и сущность исполнения наказания в виде лишения свободы.

2. Режим в исправительных учреждениях.

3. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях различных видов.

4. Классификация осужденных и их раздельное содержание.

5. Порядок направления и приема осужденных в исправительных учреждения, их перемещение. Места отбывания наказания.

6. Понятие «прогрессивной системы» отбывания наказания.

Задача

Х. был осужден по ч. 2 ст. 213 УК РФ к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, где злостно нарушал порядок отбывания наказания, избивал осужденных. В ответ на замечания начальника отряда Ф. о недобросовестном отношении к труду Х. ударил его молотком по голове, в результате чего тот скончался на месте происшествия. Х. был осужден по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ к двенадцати годам лишения свободы.

Определите, в каком исправительном учреждении и с каким режимом должен отбывать наказание Х.?

Проанализируйте возможные варианты, основываясь на положениях закона.

Литература: [24, 37, 39, 41, 43, 46, 76, 89, 90].

Задачи

1. Начальник исправительной колонии за нарушение режима отбывания наказания перевел осужденного Петрова Р.Д. в помещение камерного типа. Рассмотрев материалы перевода, прокурор не согласился с его решением, указав при этом, что Петров Р.Д. впервые допустил нарушение режима и что к нему не были применены иные средства воздействия.

Дайте правовую оценку действиям начальника исправительного учреждения.

2.За злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания начальник отряда наложил на осужденного взыскание в виде штрафа.

Оцените действия начальника отряда. В каком размере и в каком порядке налагается дисциплинарный штраф?

3. Администрация исправительной колонии в целях привлечения к общественно полезному труду осужденных-инвалидов 1-й и 2-й групп создала специальную мастерскую. После ее ввода в действие осужденный Шувалов П. Л. категорически отказался выходить на работу, заявив, что он инвалид 2-й группы и работать не желает. После неоднократных бесед с ним начальник колонии написал постановление о водворении его в штрафной изолятор без вывода на работу сроком на 15 суток. Согласно заключению врача Шувалову по состоянию здоровья не противопоказана работа в данной мастерской.

Правомерны ли действия администрации колонии?

Литература: [24, 57, 69, 81, 89, 90].

Задачи

1. Попов О.А., отбывающий наказание в колонии-поселении, систематически нарушал режим, за что на него было наложено пять взысканий за два года, в том числе водворение в штрафной изолятор. После выхода из изолятора он через сотрудника колонии приобрел 0,5 литра водки и, напившись, избил осужденного Борева Е.Н. В связи с этим администрация колонии ходатайствовала перед судом о переводе Попова О.А. в исправительную колонию общего режима, из которой он был переведен в колонию-поселение.

Соответствует ли закону решение администрации колонии?

2. 14 апреля осужденный Кононов В.В. избил осужденного Антонова О.А., в результате чего последний в тот же день был направлен в больницу на лечение. 27 апреля начальник колонии подписал постановление о переводе Кононова В.В. в помещение камерного типа сроком на три месяца. Никакой проверки по факту избиения Антонова не производилось.

Правомерны ли действия администрации колонии?

3. Адвокат, предъявив дежурному колонии Гурову Р.А. ордер юридической консультации и документ, удостоверяющий его личность, попросил предоставить ему свидание наедине с осужденным Исуповым М.Х. В ответ на это Гуров Р.А. заявил, что он может разрешить только свидание в присутствии представителя администрации.

Правомерны ли действия оперативного дежурного колонии?

4. Осужденный Соколов А.В. продал осужденному Юдину Р.Н. за 50 рублей часы, которые хранил в своей постели. Последний дал Соколову 25 рублей, а остальную сумму отдал продуктами, купленными в ларьке по безналичному расчету.

Правомерны ли действия осужденных?

Литература: [24, 43, 50, 64, 69].

Задача

За систематические нарушения режима отбывания наказания осужденный Пташкин Л.Н., отбывающий наказание в тюрьме, был переведен на строгий режим. В связи с тем, что он продолжал нарушать установленный режим и оскорбил сотрудника администрации, начальник тюрьмы принял решение водворить его в одиночную камеру.

Какими документами должны быть оформлены перевод осужденного на строгий режим и водворение его в одиночную камеру?

Литература: [24, 37, 47, 58, 67, 77, 80, 86].

Задача

1. Осужденная, отбывающая наказание в исправительной колонии общего режима, где имеется Дом ребенка, обратилась к администрации колонии с просьбой предоставить ей отсрочку от отбывания наказания. Свою просьбу она мотивировала тем, что имеет беременность сроком четыре месяца, не нарушает режим отбывания наказания, к труду относится добросовестно.

Что должен ответить осужденной представитель администрации?

Литература: [13, 42, 68, 85].

Задачи

1. Администрация исправительной колонии представила в суд материалы на условно-досрочное освобождение Крылова Е.К., осужденного по ч. 2 ст. 161 УК РФ к лишению свободы сроком на три года. Из личного дела осужденного Крылова Е.К. усматривается, что он полтора года назад, отбывая наказание по ч. 2 ст. 213 УК РФ, был условно-досрочно освобожден и совершил новое преступление до истечения неотбытого срока наказания.

Основано ли на законе представление Крылова Е.К. к условно-досрочному освобождению?

2. Кравцов В.И. был осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к семи годам лишения свободы. По отбытии одного года наказания актом об амнистии неотбытая часть наказания была сокращена наполовину.

Какой срок наказания осталось отбыть Кравцову В.И? Может ли администрация колонии и через какой срок представить Кравцова В.И. к условно-досрочному освобождению?

3. Душин Л.Н., освобожденный ввиду помилования из исправительной колонии, подал жалобу на имя начальника УФСИН, в которой писал, что администрация колонии при освобождении не обеспечила его необходимой по сезону одеждой, хотя средств на приобретение таковой у него не было, а также отказалась выдать ему характеристику, которая нужна для устройства на работу.

Какое решение должно быть принято по жалобе Душина Л.Н.? Какие документы выдаются лицам, освобожденным из исправительных учреждений, и каким материальным довольствием они должны быть обеспечены?

Литература: [41, 49, 57, 81].

Вопросы для повторения

1. Общая характеристика и основные факторы реализации уголовно-исполнительной политики.

2. Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи и принципы.

3. Место уголовно-исполнительного права в общей системе российского права.

4. Основные задачи науки уголовно-исполнительного права.

5. Основные исторические этапы развития уголовно-исполнительного законодательства.

6. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний в России до октября 1917 года.

7. Общая характеристика советского исправительно-трудового законодательства.

8. Реформа в области уголовно-исполнительного права и системы органов, исполняющих уголовные наказания.

9. Источники уголовно-исполнительного права и их общая характеристика.

10. Международно-правовые нормы и стандарты обращения с осужденными.

11. Понятие уголовно-исполнительного законодательства (в узком и широком смысле слова).

12. Система уголовно-исполнительного законодательства, его цели и задачи.

13. Принципы уголовно-исполнительного законодательства, их основное содержание и требования.

14. Виды, структура и содержание норм уголовно-исполнительного законодательства.

15. Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и в пространстве, проблемы практической реализации соответствующих правовых норм.

16. Исполнение и отбывание уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования.

17. Уголовно-исполнительные отношения, их понятие, структура и основания возникновения.

18. Основы правового положения осужденных. Принципы определения правового статуса осужденных.

19. Основные обязанности осужденных.

20. Основные права осужденных и порядок осуществления прав осужденных.

21. Гарантии защиты прав осужденных.

22. Последствия неисполнения осужденными возложенных на них обязанностей.

23. Требования к персоналу уголовно-исполнительной системы, его правовая и социальная защищенность.

24. Правовые основания применения к осужденным физической силы, специальных средств и оружия.

25. Персонал учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: понятие и классификация.

26. Контроль и надзор за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (понятие и социально-правовое назначение).

27. Ведомственный контроль.

28. Судебный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

29. Прокурорский надзор за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

30. Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

31. Исполнение наказания в виде обязательных работ.

32. Исполнение наказания в виде штрафа.

33. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

34. Исполнение наказания в виде исправительных работ.

35. Исполнение наказания в виде принудительных работ.

36. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

37. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

38. Исполнение наказания в виде ареста.

39. Понятие лишения свободы и его особенности.

40. Места отбывания наказания в виде лишения свободы.

41. Раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях.

42. Классификация осужденных и их распределение по исправительным учреждениям.

43. Порядок направления и приема осужденных в исправительные учреждения, основания и порядок их перемещения.

44. Общее понятие прогрессивной системы отбывания наказания.

45. Изменение вида исправительного учреждения в процессе реализации прогрессивной системы отбывания наказания.

46. Исправление осужденного как основная цель исполнения наказания.

47. Основные средства исправления осужденных.

48. Понятие, сущность и значение режима в исправительных учреждениях.

49. Основные тре

Наши рекомендации