Правила производства дел в конституционном суде

Конституционный суд рассматривает и разрешает дела с проведением слушания, а в случаях указанных в законе и без проведения слушания. В заседаниях разрешаются все вопросы, относящиеся к компетенции конституционного суда, а также принимаются послания конституционного суда и его регламент, решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи, рассматриваются вопросы о награждении судьи гос. наградой, присвоение почетного звания, а также об обращении к президенту с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей конституционного суда награды или иного знака отличия иностранного государства. Без проведения слушаний разрешение дела осуществляется в заседании конституционного суда. Производство в конституционном суде проводится на принципах независимости, коллегиальности, гласности, устности судопроизводства, непрерывности судебного процесса, языка судопроизводства, состязательности и равноправия сторон. Поводом к рассмотрению дела является обращение в конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Обращения направляются в конституционный суд в письменной форме и подписываются правомочными лицами.

Участниками процесса являются стороны (заявители, органы или лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, органы, компетенция которых оспаривается), их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Стороны обладают равными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы, заявлять ходатайство и т.д. Стороны обязаны являться по вызову конституционного суда, давать объяснения и отвечать на вопросы. Неявка сторон не препятствует рассмотрению дела кроме случаев, указанных в законе. Итоговое решение по делу принимается в закрытом совещании, в ходе которого судьи вправе излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу. Время на рассмотрение дела не ограничено. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий судья во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство из тех, кто принимал участие в голосовании. Если голоса разделились поровну по вопросам о проверке конституционности нормативного акта или договора решение считается принятым в пользу конституционности акта. Споры о компетенции принимаются большинством голосов. Решение о толковании конституции принимается большинством не менее 2 людей от общего числа судей. Судья не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования. Итоговое решение именуется постановлением, а решение, принимаемое по вопросу о соблюдении выдвижения обвинения Президенту, именуется заключением, все остальные акты именуются определениями. Решения Конституционного суда окончательны и не подлежат обжалованию. Они не требуют утверждения их каким-либо иным органом и подлежат исполнению.

Местом пребывания Конституционного суда является Санкт-Петербург, но он может провести заседание в любом другом месте.

32. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной

системе, порядок образования, компетенция. Уставный Суд Свердловской

области.

Статья 27.

Конституционный (уставный) суд субъекта субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Статья 4.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации

Статья 2. Уставный Суд Свердловской области - орган судебной власти

1. Уставный Суд Свердловской области (далее - Уставный Суд) является органом государственной судебной власти Свердловской области. Уставный Суд входит в судебную систему Российской Федерации

Статья 4. Подведомственность дел Уставному Суду

2. Уставный Суд рассматривает вопросы соответствия законов Свердловской области и иных правовых актов, за исключением ненормативных (индивидуальных), принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, а также осуществляет толкование Устава Свердловской области.

Статья 6. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного Суда

1. Уставный Суд состоит из пяти судей, назначаемых на должности Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области.

2. Уставный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей.

3. Полномочия Уставного Суда не ограничены определенным сроком.

Статья 8. Обязательность решений Уставного Суда

1. В соответствии с Федеральным законом вступившие в законную силу постановления Уставного Суда, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

3. В соответствии с Уставом Свердловской области правовые акты либо их отдельные части, признанные Уставным Судом противоречащими Уставу Свердловской области, утрачивают силу немедленно после провозглашения решения Уставного Суда.

Статья 10. Независимость судей Уставного Суда

В соответствии с федеральным законом судьи Уставного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области и настоящим Областным законом.

Статья 11. Коллегиальность

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится Уставным Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Статья 12. Гласность

1. Рассмотрение дел в заседаниях Уставного Суда открытое.

В зал судебного заседания не допускаются лица до четырнадцати лет.

3. Постановления Уставного Суда во всех случаях провозглашаются публично.

4. Звукозапись, видео-, кино- и фотосъемка, трансляция судебных заседаний допускаются лишь с разрешения председательствующего в судебном заседании.

Статья 13. Устность, непосредственность, непрерывность разбирательства

1. Разбирательство на заседаниях Уставного Суда происходит устно и при неизменном составе судей. В случае замены одного из судей в процессе рассмотрения дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала.

3. Заседание Уставного Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, предназначенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания

Статья 14. Язык производства в Уставном Суде

Производство в Уставном Суде ведется на русском языке.

Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Судебные документы вручаются таким лицам в переводе на родном языке.

Статья 22. Гарантии независимости судьи Уставного Суда

3. Денежное вознаграждение председателя Уставного Суда не может быть меньше денежного вознаграждения председателя Правительства Свердловской области, заместителя председателя Уставного Суда - менее денежного вознаграждения первого заместителя председателя Правительства Свердловской области, судьи Уставного Суда - менее денежного вознаграждения члена Правительства Свердловской области.

Статья 25. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей Уставного Суда

(введена Законом Свердловской области от 09.11.2011 N 103-ОЗ)

1. Судья Уставного Суда, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную переподготовку в форме стажировки в Конституционном Суде Российской Федерации и (или) конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации с сохранением на этот период заработной платы. Профессиональная переподготовка судей Уставного Суда в форме стажировки в Конституционном Суде Российской Федерации и (или) конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с этими судами.

Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи Уставного Суда не может превышать одного месяца.

1. Уставный Суд рассматривает и разрешает дела в заседаниях Уставного Суда.

2. Кроме разрешения отнесенных к его ведению дел Уставный Суд исключительно в заседаниях:

1) принимает решения о внесении в Законодательное Собрание Свердловской области в порядке законодательной инициативы проектов законов Свердловской области;

(подп. 1 в ред. Закона Свердловской области от 09.11.2011 N 103-ОЗ)

2) назначает председателя и двух заместителей председателя Уставного Суда;

(в ред. Законов Свердловской области от 22.02.2002 N 12-ОЗ, от 09.11.2011 N 103-ОЗ)

3) принимает Регламент Уставного Суда и вносит в него изменения и дополнения;

4) устанавливает очередность рассмотрения дел;

Статья 53. Стороны и их представители

1. Сторонами в судопроизводстве в Уставном Суде являются:

(в ред. Закона Свердловской области от 09.11.2011 N 103-ОЗ)

1) заявители - органы или лица, направившие в Уставный Суд обращение;

2) органы или должностные лица, принявшие закон Свердловской области, иной правовой акт, за исключением ненормативного (индивидуального), легитимность которого оспаривается.

33. Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав,

компетенция, особенности судопроизводства.

Дисциплинарное судебное присутствие – это самостоятельный федеральный судебный орган, который состоит из 6 членов. 3 судьи верховного и 3 судьи высшего арбитражного судов.

Членами ДСП может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы судьи в верховном судье или высшем арбитражном суде не менее 5 лет. Не могут быть членами ДСП председатели высших судов и их заместители, а также судьи, входящие в состав высшей квалификационной коллегии судьи и совет судей России. Члены ДСП избираются на Пленумах высших судов тайным голосованием на конкурсной основе, не менее 2х претендентов на одну вакансию. Вносить предложение о кандидатах могут все судьи высших судов, в том числе и самовыдвигаться. Избранными в состав ДСП считаются судьи, получившие большинство голосов судий, присутствующих на пленумах. Срок полномочий членов ДСП 3 года, но не более 2х раз подряд. Они осуществляют свои полномочия без освобождения должности судьи, но на период заседания ДСП они освобождаются от исполнения обязанностей по отправлению правосудия. В компетенцию ДСП входит:

1. Рассмотрение жалоб граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решениями квалификационных коллегий судей за совершение ими дисциплинарных поступков на указанные решения квалификационных коллегий.

2. Рассмотрение обращений председателей высших судов о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение ими дисциплинарных проступков, в тех случаях, когда коллегии судей было отказано в удовлетворение представлений председателей федеральных судов за совершение дисциплинарных проступков.

2 полномочия ДСП:

1) Рассмотрение обращений председателей Вер. И В. Арб. Суда на решение о досрочном прекращении полномочии судей за совершение дисциплинарных проступков в тех случаях, когда квалификационная коллегия судей … о прекращении полномочий судей за совершение или дисц. Проступков.

2) Производство в ДСП осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК с учетом особенностей предусмотренных ФКЗ о дисциплинарном судебном присутствии. Основание для рассмотрения заявления, жалобы или обращения является поданный в свое время этот процессуальный документ. Дело может быть рассмотрено не менее чем пятью членами ДСП. Судопроизводство ведется на русском. В открытом судебном заседании. С участием секретаря, который ведет протокол в письменной форме. В рассмотрение дела принимают участие как заявители (лица, направившие жалобу или обращение), так и заинтересованные лица(квалификационные коллегии судей, а также судьи, в отношение которых отказано в прекращение полномочий судьи. Неявка в судебное заседание лиц участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайства об отложение судебного заседания не является основанием, препятствующим рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалоб и обращений может быть приняты одно из следующих решений:

1. Об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей

2. Об удовлетворения обращения и прекращение полномочий судьи, также может быть принято решение об отказе в удовлетворение жалобы или обращения.

Решение принимается открытым голосованием большинством голосов членов ДСП в условиях закрытого совещания. При равенстве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение отклоненным. При этом никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Решения ДСП принимается именем РФ, вступает в законную силу немедленно и не подлежит обжалованию. Решения ДСП публикуются в вестнике Верховного суда.

34. Формирование судейского корпуса: требования к кандидатам на должности

судей, порядок их отбора и наделения полномочиями.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

• гражданство РФ;
• высшее юридическое образование (для кандидатов на должности судей Конституционного Суда РФ - признанная высокая квалификация в области права);
• достижение определенного возраста;
а) 25 лет - для судов основного звена;
б) 30 лет - для судов среднего звена;
в) 35 лет - для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
г) 40 лет - для Конституционного Суда РФ;
• стаж работы по юридической специальности:
а) 5 и 7 лет - для судов основного и среднего звена соответственно;
б) 10 лет - для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
в) 15 лет - для Конституционного Суда РФ;
иные требования: соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям; судьи не могут быть депутатами, третейскими судьями, арбитрами, состоять в политических партиях или движениях, заниматься предпринимательской деятельностью, работать по совместительству (кроме занятия научной, педагогической, литературной или иной творческой деятельностью); для военных судов - состояние па действительной воинской службе и наличие офицерского звания и некоторые другие специальные требования.

2. Срок судейских полномочий не ограничен, кроме следующих случаев:
судьи Конституционного Суда РФ могут пребывать в должности не более
15 лет. 1 января 2005 года вступит в силу требование о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного суда (70 лет). Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть переизбраны на новый срок;
судьи военных судов могут занимать свои должности только до тех пор, пока находятся на действительной военной службе;
районные судьи и судьи военных судов, впервые назначаемые на должность, исполняют свои полномочия в течение 3-х лет, после чего они могут быть назначены на неограниченный срок.
3. Порядок наделения кандидатов в судьи -судейскими полномочиями.
Отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе.
Председатель суда сообщает о вакантной должности судьи в квалификационную коллегию судей, которая объявляет об открытии вакансии в средства массовой информации (СМИ) с указанием времени и места приема заявлений от претендентов. Любой гражданин, достигший установленного законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию с заявлением. Принимает квалификационный экзамен на должность судьи экзаменационная комиссия, состоящая при квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии. Результаты экзамена действительны в течение 3-х лет.
Далее заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию за рекомендацией на занятие судейской должности. По результатам рассмотрения заявлений всех претендентов, итогов проверки достоверности документов и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи. Гражданин, представивший недостоверные документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с решением вносит представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Наделение кандидатов судейскими полномочиями.
Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
При вступлении в должность судьи приносят присягу.

35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).

Правовой статус – это правовое положение судьи, закрепленное в законе. В него включаются следующие элементы:

1. Осуществление судебной власти на профессиональной основе

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только компетенции

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовке судьи, ему присваиваются квалификационные классы с высшего по пятый. Судьям квалификационного суда сразу же присваивается высший квалификационный класс

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения. В частности они не вправе замещать иные государственные органы, а также органы муниципальной службы. Они не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям и участвовать в политической борьбе. Они не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности не должна финансироваться только за счет средств иностранных государств международных организации. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью кА лично так и через доверенных лиц.

5. Судьи независимы и подчиняются только конституции и федеральным законам.

6. Судьи никому не подотчетны и вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность.

7. Неисполнение законных требований судьи влечет за собой ответственность, установленную уголовным кодексом, кодексом об административных нарушениях и процессуальными кодексами

8. Полномочия судьи не могут быть ограничены определенным сроком, но могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе

9. Судьи несменяемы, то есть не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия

10. Предельный возраст пребывания в статусе судьи – 70 лет, но он не распространяется на председателя конституционнго суда. Для судей конституционных уставных судов субьектов федерации может быть установлен и иной предельный срок

11. Только в порядке, предусмотренном законом о статусе судей они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Это решение принимается соответсвующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судей конституционного суда – самим конституционным судом

12. Судьи неприкосновенны, и это связано с особым порядком привлечения судей к уголовной или административной ответственности, принятии решения о заключении под стражу и осуществлении иных следственных и оперативно-розыскных мероприятий

13. Судьи имеют право на отставку, это почетный уход или почетное удаление с должности. На судей, находящихся в отставке распространяются все гарантии действующих судей

14. Законом предусматривается гарантии приостановления и прекращения полномочий судьи. Приостановление полномочий – это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Полномочия судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов приостанавливаются в следующих случаях: 1,судья признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в силу. 2. В отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. 3. Судья участвует в выборах в качестве кандидата в президенты РФ, депутата Госдумы, органа власти субъекта РФ, муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица. Особенностями обладают нормы закона о приостановлении полномочий судьи конституционного суда. Это: 1. В отношении судьи возбуждено уголовное дело или он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. 2. Если судья по состоянию здоровья не способен временно исполнять свои обязанности. Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. 1. Письменное заявление судьи об отставке. 2. Неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи. 3. Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или иным причинам. 4. Достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи. 5. Истечение срока полномочий судьи, если они ограничены определенным сроком. 6. Прекращение гражданства РФ и приобретение другого гражданства или вида на жительство. 7. Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи. 8. Избрание судьи президентом, депутатом всех уровней или должностным лицом субъектов. 9. Вступление в силу приговора суда в отношении судьи, либо решения о применении мер медицинского характера. 10 вступление в силу решении суда о признании судьи недееспособным. 11. Смерть судьи. 12. Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. 13. Отказ судьи от перевода в другой суд, если судья оказывается состоящим в близком родстве с председателем суда или его заместителем. 14. Выявление фактов назначения на должность судьи лица, несоответствовавшего требованиям. Решение о прекращении и приостановлении полномочий судьи принимаются квалификационными коллегиями судей.

36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.

НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ - один из основных конституционных принципов судоустройства (судебной системы) в большинстве демократических стран мира. Заключается в том, что судья, будучи назначен (в редких случаях - избран), занимает свою должность пожизненно или до определенного возраста. В РФ после принятия Конституции РФ 1993 г. утвердилась и другая трактовка принципа Н.с.: избранный на определенный срок (напр., на 12 лет в состав Конституционного Суда РФ) судья не может быть произвольно смещен со своего поста до истечения этого срока. Принцип Н.с. не исключает смещения (в порядке особой процедуры) судей, признанных виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью.

1. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.2. Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.4. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.5. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.6. Полномочия судьи прекращаются:в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий или в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.

37. Неприкосновенность судей.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СУДЬИ — определенные статусом судьи, Конституцией и федеральным законом гарантии защиты личных или общественных и профессиональных интересов судьи. Н.с. распространяется на его жилище и служебное помещение, используемый им транспорт (личный и служебный) и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Ограничение Н.с. возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении его. Привлечь судью к уголовной или административной ответственности можно только в порядке, определенном Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел по месту нахождения суда обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности судей, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов

38. Место прокуратуры в государственном механизме России.

Прокуратура организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти. Организационная обособленность прокуратуры России состоит в том, что она не включается на конституционном уровне ни в одну из трех классических ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это как раз и дает ей возможность самостоятельно осуществлять прокурорско-надзорную власть1.

Конституционными гарантиями организационной обособленности прокуратуры России служат особый порядок ее формирования, а также наделение правовым статусом самостоятельного звена единой системы государственной власти (ст. 71, 83, 102, 129 Конституции РФ)2. Прокуратура России как самостоятельная ветвь государственной власти является важнейшим и неотъемлемым элементом системы "сдержек и противовесов", уравновешивания других ветвей власти, их согласованного функционирования. Средством достижения столь важной цели служит прокурорский надзор, который осуществляется за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам действующих законов (ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

39. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.

В соответствии со статьей 129 К РФ и ст. 1 ФЗ о прокуратуре, прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и законов, действующих на ее территории. Прокуратура осуществляет свои полномочия без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов, 2. Прокуратура осуществляет свои полномочия от имени высших органов государственной власти – Совета Федерации и Президента РФ, а сама прокуратура представляет собой их специализированную службу по надзору за исполнением законов, 3. Прокурорский надзор является высшим надзором по отношению к другим видам контроля и надзора, вместе с тем прокуратура не подменяет иные надзорные и контролирующие органы, рассматривая обращения, подведомственные только ей. Прокуратура обладает специфическими полномочиями. Обнаружив нарушения закона прокурор, как правило, не вправе его самостоятельно устранить, а вправе лишь направить соответствующий акт правонарушителю, в вышестоящий орган или в суд.

40. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).

Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru Генеральная прокуратура

Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru Территориальные Специализированные

Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru Прокуратуры субъектов РФ прокуратуры военных округов,

Флотов, РВСН, Московская

Городская военная прокуратура,

Транспортные прокуратуры,

Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru Волжская природоохр. прокуратур

Прокуратуры городов и районов военные прокуратуры военных

Гарнизонов, транспортные

Прокуратуры, 15 природоохранных

Межрайонных прокуратур

Прокуратуры со специальным статусом

Прокуратура ЗАТО и особо режимных межрайонные природоохр.

Объектов прокуратуры, прокуратуры

По надзору за законностью

Исполнения уголовных наказаний.

Учреждения:

Академия Генпрокуратуры

Журнал «Законность»

Правила производства дел в конституционном суде - student2.ru

41. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Принципы- это руководящее начало, положенное законодателем в основу регулирования организации и деятельности прокурорской системы. Они подразделяются на три группы:

Общие. Они свойственны всему аппарату государства в целом.

Специфические (прокурорские). Они свойственны только органам прокуратуры

Отраслевые. Принцип одного процесса в котором прокурор принимает участие. Это принципы уголовного процесса, гражданского, арбитражного и административного.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Их два:

Принцип законности

Принцип гласности

Принцип законности нашел отражение в ст. 15 конституции России, где указывается, что все органы государства должны соблюдать конституцию и законы. Применительно к прокуратуре принцип законности имеет две стороны: внешняя сторона – она предопределяет назначение прокуратуры (надзор за исполнением закона), внутренняя сторона – предопределяет законность действий самих прокуроров, т.е. их действия должны быть законными.

Принцип гласности. Он указан в ст.4 федерального закона о прокуратуре (пункт 2). Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованием закона об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайной. Элементом принципа гласности является создание в генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов федерации и приравнивает специальных подразделений по взаимодействию средствами массовой информации. Элементом принципа гласности является информирование органами прокуратуры федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации органами местного самоуправления а также населения о состоянии законности и правопорядка, а генеральный прокурор докладывает об этом лично совету фе<

Наши рекомендации