Понятие коррупции в международном и российском законодательстве.

Международные нормы об уголовно-правовом противодействии коррупции.

Становление международно-правового механизма противодействия коррупции прошло несколько этапов.

На первом этапе (50–60-ее годы ХХ столетия) международные организации, и прежде всего ООН, стали обращать внимание на необходимость борьбы с подкупом должностных лиц государств в сфере международных коммерческих и финансовых операций. В ряде государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Корея, Португалия, Сингапур, США, Таиланд, Финляндия, Франция, Япония и др.) в это же время борьба с коррупцией стала одним из приоритетных направлений государственной политики.

Второй этап можно отнести к 70-м годам ХХ века, когда в контексте установления нового международного экономического порядка в ООН предпринимаются попытки выработки юридического определения коррупции и подготовки международного соглашения по борьбе с незаконными выплатами и иными видами коррупционных практик. Именно в этот период формируется идея сделать подобные деяния уголовно-наказуемыми по национальному законодательству государств-членов ООН. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3514 (ХХХ) от 15.12.1975 года осуждала все формы коррупции, включая подкуп в международных коммерческих сделках. Хотя данные попытки так и не увенчались принятием общей конвенции, они нашли отражение в других международно-правовых документах.

Третий этап наблюдается в 1980–1990-хх годах, когда вновь активизируется работа по разработке мер противодействия незаконным выплатам и иным видам коррупционных практик. Усилия ООН в этом направлении завершились принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках, которая содержала, помимо прочего, Международный кодекс поведения должностных лиц. В это же время в ООН и региональных международных организациях началась работа над подготовкой и принятием документов, регламентирующих международное сотрудничество в противодействии коррупции. Ее результатом стало принятие значительного числа международных договоров и актов органов международных организаций, в которых определялись основные инструменты и решались задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах жизни государства и общества . Хотя хронологические рамки нормотворческой активности различных видов международных организаций совпали, характер принимаемых актов различался в универсальных и региональных международных организациях. В то время как в ООН и других универсальных организациях в 1980–1990 гг. в основном разрабатывались акты «мягкого права» (резолюции, декларации и т.п.), в региональных международных организациях наряду с резолюциями стали приниматься международные договоры, которые имели обязательный характер .

Четвертый этап начинается в ХХI веке, когда в 2003 году принимается первая универсальная Конвенция ООН против коррупции, которая венчает ранее проведенную правотворческую работу. По состоянию на 8 января 2009 года ее участниками были 129 государств, в том числе с 2006 г. Россия3 . Менее чем через полтора года, к 20 маю 2010 года, участниками Конвенции стали 144 государства. К 15 мая 2011 года ее ратифицировали уже 151 государство мира. С учетом общего количества государств-членов ООН (192) можно говорить об очень высокой степени универсальности этого документа. Такое в практике ООН случается не часто, что требует особого внимания к общим для всех государств проблемам реализации Конвенции.

Содержание международных актов

Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях, принятая 16 декабря 1996 г. Резолюцией 51/191 на 86-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/107 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Подписавшие страны обязуются криминализировать коррупционные деяния, и осуществлять международное сотрудничество по их предупреждению.

В ст. 8 Рекомендаций указано, что поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и группы лиц, в высшей степени важно, чтобы все государства:

a) проанализировали адекватность своего уголовного законодательства, включая процессуальные нормы, с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и соответствующие действия, способствующие или содействующие коррупции, и применили санкции, которые обеспечат надлежащее сдерживание;

b) разработали административные и регулятивные механизмы для предупреждения коррупции или злоупотребления властью;

c) установили процедуры выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц;

d) разработали правовые положения для конфискации средств и имущества, приобретенных в результате коррупции; и

e) приняли надлежащие меры в отношении предприятий, причастных к коррупции

Статья 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого 17 декабря 1979 Резолюцией 34/169 на 106ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, определяет, что «любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений»

Ключевую роль в формировании антикоррупционных стандартов принадлежит Конвенции ООН против коррупции, в главе II «Меры по предупреждению коррупции» которой содержится перечень антикоррупционных мер превентивного характера. В частности:

– создание государством-участником специального органа, ответственного за предупреждение и противодействие коррупции (о таком органе следует сообщить Генеральному секретарю ООН)

– обеспечение государством-участником наличия антикоррупционных положений в законодательстве, регулирующем вопросы поступления, прохождения и прекращения гражданской службы (прозрачность процедур приема на работу, прохождения и прекращения службы);

– принятие государством-участником мер, направленных на противодействие и предупреждение коррупции в области поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг (публичные закупки) для государственных нужд (прозрачность условий заключения соответствующих контрактов)2 ;

– принятие государством-участником мер по предупреждению коррупции в частном секторе (усиление стандартов банковского учета и аудита) и по предупреждению отмывания денежных средств (надзор в отношении банков и небанковских финансовых учреждений);

– принятие государством-участником мер в отношении судебных органов и органов прокуратуры (обеспечение честности и неподкупности).

В течение 1997–1999 годов в Европе были приняты еще ряд конвенций: Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 года; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года; Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 9 сентября 1999 года. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует установления уголовной ответственности в отношении активного (обещание, предложение или предоставление неправомерного преимущества) и пассивного подкупа (требования получения или само получение неправомерного преимущества) широкого круга лиц.

Понятие должностного лица.

прим. к ст 285

Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Признаки Д.Л.

1) представитель власти : законодательной , исполнительной, судебной

2) выполняет административно-хозяйственные или организационно распорядительные функции в указанных органах и организациях постоянно/временно/по спец полномочию

ДЛ = место службы + содержание полномочий + правовые основы наделения полномочиями

Представитель власти – лицо наделенное правами и обязанностями по осуществлению законодательной, исполнительной, судебной властью, иное лицо правоохранительного или контролирующего органа, наделенное полномочиями в отношении лиц не находящихся в служебной зависимости. Характеризующимися следующими признаками:

1) наличие права принимать решения в отношении граждан или организаций, имеющие юридическое значение;

2) требования или решения представителей власти распространяются на неопределенно большой круг субъектов, т. е. на физических или юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости или ведомственной подчиненности у представителей власти;

3) требования или решения представителей власти являются обязательными для исполнения гражданами или организациями;

4) неисполнение требований или решений представителей власти могут повлечь за собой негативные правовые последствия для нарушителей

Лицо может выполнять функции представителя власти постоянно, временно или по специальным полномочиям. Как правило, полномочиями представителя власти лицо наделяется в связи с занятием государственной либо муниципальной должности. В таком случае властными полномочиями лицо обладает постоянно — бессрочный трудовой контракт, пожизненное занятие должности (судья) либо временно — срочный трудовой контракт, назначение на выборную должность на определенный срок. Вместе с тем функции представителя власти могут исполняться и по специальным полномочиям и при этом необязательно, чтобы лицо, наделенное такими полномочиями, находилось в служебных отношениях с государственными органами или органами местного самоуправления. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. При этом не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям, может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать решения о движении и хранении материальных ценностей.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

Содержание административно-хозяйственных функций.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. При этом не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям, может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать решения о движении и хранении материальных ценностей.

Необходимо учитывать, что не каждое лицо, имеющее отношение к имуществу и другим материальным ценностям (даже материально-ответственное лицо), может быть признано должностным лицом, а лишь то, которое в установленном законом или иным нормативным актом порядке наделено правом принимать управленческие решения в отношении материальных ценностей.

Лицами, выполняющими административно-хозяйственные функции, являются, в частности, руководители юридических лиц — распорядители кредитов, заместители руководителей по хозяйственной части, начальники плановых отделов, главные бухгалтеры, заведующие хозчастью и т. д.

Содержание организационно-распорядительных функций.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т. п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В прежнем пленуме: Не являются субъектом должностного преступления те работники, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Но если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за злоупотребление полномочиями при выполнении обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель — за неисполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий или занятий).

В последних пленумах этого нет, поэтому возник вопрос с учителями врачами : в каких случаях их деятельность профессиональная, а в каких организационно-распорядительная.

Организационно-распорядительные функции, которыми могут быть наделены врачи, весьма разнообразны. Деятельность ряда медицинских коллегиальных органов чаще всего связана с удостоверением события, т. е. юридически значимого факта, возникающего независимо от воли людей, — смерти, болезни, увечья и т. д. Удостоверение такого рода юридического факта, как правило, составляет основание (либо одно из обязательных оснований) для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, порождает права и обязанности у конкретных юридических или физических лиц. К таким коллегиальным органам относятся органы, осуществляющие медико-социальную экспертизу, военно-врачебную экспертизу, а также клиникоэкспертная комиссия медицинского учреждения и т. д.

При разграничении сугубо профессиональной и организационно-распорядительной деятельности врачей, не входящих в состав коллегиального органа, как нам представляется, можно использовать те же критерии, что и при определении признаков должностного лица у врачей, включенных в состав медицинских коллегиальных органов. К организационно-распорядительным функциям врача относятся функции по экспертизе временной нетрудоспособности и выдаче листка нетрудоспособности. Следует признать выполнением организационно-распорядительных функций и действия врача, осуществляющего предварительный или периодический медицинский осмотр в связи с определением пригодности к конкретным видам работы и дающего соответствующее заключение.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» говорится о выполнении организационно-распорядительных функций только преподавателями — членами комиссий. Вместе с тем практика Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам свидетельствует о том, что признаны должностными лицами и осуждены за должностные преступления преподаватели, принимавшие экзамены, зачеты и совершившие иные действия, влекущие правовые последствия

Предмет взяточничества.

Понятие предмета взятки раскрывается в ст. 290 УК РФ. В ка- честве взятки могут фигурировать деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Под деньгами понимаются находящиеся в обращении банкно- ты или монеты Центробанка России, а также находящаяся в об- ращении валюта иностранных государств. Взятка в виде денег может передаваться как наличными деньгами, так и в безналич- ной форме. Понятие ценных бумаг дается в ст. 142 Гражданского кодекса РФ.

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. К ценным бумагам от- носятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, де- позитный и сберегательный сертификаты, банковская сберега- тельная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватиза- ционные ценные бумаги и другие документы

Если исходить из традиционного понимания имущества в уго- ловном праве, то иное имущество — это вещи: предметы матери- ального мира, обладающие экономической ценностью. Предме- том взятки может быть как движимое, так и недвижимое имуще- ство, как находящееся в свободном обращении, так и имущество, обращение которого ограничено, либо имущество, полностью изъятое из гражданского оборота.

В ряде случаев дача¾получение взятки не связаны с перехо- дом денег, ценных бумаг или иного имущества от взяткодателя к взяткополучателю, поэтому законодатель употребляет термин «иные выгоды имущественного характера».

- Имущественные права - правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

- освобождение от обязанностей

- совершение иных действий имущественного характера, а именно: в оказании услуг либо совершении работ, подлежащих оплате, но оказываемых или совершаемых безвозмездно

Выгоды и преимущества нематериального характера предме- том дачи и получения взятки являться не могут. Так, не могут признаваться взяткой положительный отзыв, положительная ха- рактеристика, присуждение призовых мест в каких-либо конкур- сах (если это не влечет материальных выгод) и т. д.

Предмет служебного подлога

Предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля». (По Пленуму)

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки документа как предмета служебного подлога: 1) официальность документа; 2) удостоверяющее значение документа; 3) факты, которые он удостоверяет, влекут юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

Признак официальности документа в Постановлении не определяется. В теории уголовного права он является дискуссионным. Бесспорно отнесение к официальным документов, которые исходят от государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Споры возникают в отношении документов, имеющих иное происхождение, но вместе с тем попадающих в документооборот государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Правильным видится подход, в соответствии с которым официальным признается документ, за которым государство в лице государственных органов или органов местного самоуправления в установленном законом или иным нормативным актом порядке признает юридическое значение

Таким образом, официальный документ в качестве предмета служебного подлога можно определить как документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую (исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированную информацию, выдаваемую частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении государственных и муниципальных органов и учреждений, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью.

Нарушение порядка финансирования избирательной компании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ).

Непосредственным объектом данного преступления является порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Предметом преступления являются соответствующие денежные и материальные средства.

Объективная сторона данного преступления выражается деянием в виде оказания незаконной финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах. Способом совершения этого преступления могут являться:

1)изготовление и (или) распространение агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам;

2) оплата изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов;

3)передача денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку для осуществления ими своей избирательной кампании;

4)оказание финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств фонда референдума путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из фонда референдума или оплаченных из фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам;

5) оплата изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов;

6)передача денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам члену либо уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума для осуществления ими деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме; 7) внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, характеризуется деянием в виде использования или расходования в крупных размерах незаконной финансовой (материальной) поддержки.

Крупным размером являются суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного ст. 141.1 УК РФ, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей (примечание к ст.141.1 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренные ст.141.1 УК РФ, являются формальными и окончены с момента выполнения действий, указанных в диспозициях норм данной статьи.

Субъективная сторона рассмотренных составов преступлений характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. В составе преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141.1 УК РФ, субъект преступления специальный, который альтернативно указывается в названной норме УК. Под альтернативностью понимается перечень различного рода лиц, участвующих в проведении избирательной компании и незаконно использующих средства для ее проведения.

Фактически данный состав является специальным случаем дачи и получения незаконного вознаграждения спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

Предметом преступления в данном случае выступают деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера.

Размер стоимости незаконного вознаграждения для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях подкупленного лица состава преступления не имеет значения, но должен учитываться при назначении наказания.

Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. No80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 12 июля 2006 г.) в ст. 2 определяет основные понятия, используемые в ст.184 УК РФ:

спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям;

профессиональный спорт–предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей;

спортсмен–физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом спорта, выступающее на спортивных соревнованиях и имеющее спортивный паспорт;

спортсмен-профессионал– спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участиев них;

спортивное соревнование–состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту).

Зрелищный коммерческий конкурскак понятие нормативно не закреплено. Его можно определить как публичный конкурс, направленный помимо достижения иных общественно-полезных целей на извлечение доходов от его проведения, при условии демонстрации конкурсного процесса неопределенно широкому кругу лиц.

Объективная сторона данного преступления состоит из ряда самостоятельных деяний, которые законодателем разделены на три группы:

1) подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ч. 1 ст. 184 УК РФ);

2) незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера (ч.3 ст. 184 УК РФ);

3) незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услуг ами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов (ч. 4 ст. 184 УК РФ).

Часть 2 ст. 184 УК РФ содержит квалифицирующий признак –совершение деяния, указанного в ч. 1 ст.184 УК РФ организованной группой

Подкуп можно определить как передачу незаконного вознаграждения или предоставление незаконной услуги лично или через посредников с целью оказания влияния на результаты соревнования или конкурса. Обязательным признаком подкупа является предварительная обусловленность действий, совершаемых за подкуп, а также незаконный характер названных в ст. 184 УК РФ действий.

По мнению С. В. Кузьмина, диапазон вариантов подкупа, завуалированного под внешне правомерное поведение, в сфере спортивного и шоу-бизнеса очень многообразен (благотворительная деятельность; спонсорство; иные способы материальной поддержки).

Положения ГК РФ, Федеральных законов РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., «О рекламе» от 18 июля 1995 г., нормативных актов о проведении соревнований и конкурсов позволяют назвать следующие критерии отграничения подкупа от непреступной материальной поддержки спортивного и шоу-бизнеса: а) благотворительную деятельность от подкупа отличает ее безвозмездный характер; б) спонсорству присущ признак возмездности, однако во многих случаях отграничить спонсорский вклад от подкупа позволяет установление участия лица, принявшего вознаграждение, в реализации маркетинговых функций; в) отличительным признаком вышеперечисленных и иных форм материального поощрения является прямое указание законодателя о разрешенности передачи конкретного поощрения. Другими критериями могут выступать: отсутствие обусловленности подношением определенного поведения подкупленного; соразмерность получаемых подкупленным лицом ценностей или услуг его реальным затратам; соответствие внутреннего содержания внешним формам их передачи или предоставления.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ, подразумевает получение лицами, указанными в этих нормах, незаконного вознаграждения, в том числе хотя бы его части.

По конструкции объективной стороны ра ссматриваемый состав преступления формальный и считается оконченным с момента выполнения перечисленных действий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла и целью оказания влияния на результаты соревнований или конкурсов.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 184 УК РФ, общий, т.е. вменяемое, физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъекты преступлений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 184 УК РФ, характеризуется специальными признаками, ими могут быть спортсмены, являющиеся участниками профессиональных спортивных соревнований, спортивные судьи, тренеры, руководители команды или другие участники, организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищного коммерческого конкурса.

Согласно примечанию лицо, совершившее деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

СПИСОК ВОПРОСОВ, ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ, КОТОРЫЕ КИНУЛА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.

Итого отсутствуют вопросы № 4,10,11,12,16,17

Эта система подлежащих установлению обстоятельств явл. общей для всех преступлений коррупционной направленности, поэтому она не является исчерпывающей и подлежит дополнению, конкретизации с учетом специфики конкретного вида коррупционного преступления и особенностей совершения каждого отдельно взятого преступления ,однако, неустановление или недостоверное установление любой из приведенных выше групп обстоятельств, с высокой степенью вероятности означает, что совершение преступления не доказано.

Анализ и оценка прокурором результатов производства отдельных следственных действий: следственным осмотр, обыск, выемка документов и носителей цифровой информации, допрос по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе.

ОЦЕНКА ДОПРОСА

В целом у заявителядолжны быть выяснены следующие вопросы:

· каковы причины и обстоятельства обращения в правоохранительные органы (когда и в связи с чем возникло решение об обращении, почему заявление не сделано сразу после содеянного и др.);

· кому именно передана взятка или предмет коммерческого подкупа, является ли это лицо, по мнению заявителя, должностным;

· кто был инициатором передачи взятки или осуществления коммерческого подкупа, как достигнуто соглашение о передаче вознаграждения и конкретном предмете взятки или коммерческого подкупа;

· какие взаимоотношения существуют с коррупционером и другими субъектами преступления;

· когда, где и при каких обстоятельствах передавался предмет взятки или коммерческого подкупа, каков способ передачи (лично из рук в руки, через посредников или завуалированным способом, каким именно);

· что послужило предметом взятки или коммерческого подкупа, каковы его индивидуальные признаки, источник приобретения предмета, имеются ли документы

Наши рекомендации