Округа-югры в 1 полугодии 2017 года

ПРОЕКТ

Обзор

правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного

Округа-Югры в 1 полугодии 2017 года

I. Общие положения

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по осуществлению Федерального государственного пожарного надзора проведён в целях практической реализации требований пункта 3 части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положений «Дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р.

Целью настоящего Обзора практики является выработка наиболее действенного метода профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности среди подконтрольных субъектов (правообладателей объектов защиты (зданий, сооружений, строений и территорий (земельных участков), без организации и проведения соответствующих проверок, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства.

Данный Обзор практики, также включает комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых требований пожарной безопасности правообладателями объектов защиты и территорий.

Настоящий Обзор практики подлежит публичному обсуждению среди ключевых участников Обзора практики (подконтрольных субъектов, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а принятые по результатам публичных обсуждений решения учитываются при проведении дальнейшей работы, направленной на профилактику нарушений требований пожарной безопасности.

Целями обзора являются:

обеспечение единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Задачами обзора являются:

выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

XIII. Оформление результатов проверок и принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации

В соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённым приказом от 30.11.2016 №644, по результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются:

решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;

протоколы отбора образцов продукции, проб;

протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;

объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;

предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);

распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).

В случае отсутствия уполномоченного лица органа власти или объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которых проводилась проверка, а также в случае отказа данного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, актом проверки физического лица - правообладателя, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки.

В случае проведения проверки в отношении объекта защиты, в котором собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты являются несколько правообладателей, акт проверки оформляется отдельно для каждого собственника (правообладателя).

В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):

1) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Период проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия устанавливается должностным лицом органа ГПН с учетом сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность лиц, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, территорий (земельных участков), производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими производственных участков, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

IX. Квалификация административных правонарушений и анализ привлечения к административной ответственности юридических лиц и должностных лиц, выявленных при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

За 1 полугодие 2017 года сотрудниками территориальных отделов надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления возбуждено 796 дел об административных правонарушениях, что на 19,4 % меньше, чем за 1 полугодие 2016 года (988).

В отношении юридических лиц возбуждено 268 (368) дел (снижение на 27,2 %), физических лиц – 528 (620) (снижение на 14,8 %).

По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях сотрудниками территориальных отделов надзорной деятельности и профилактической работы привлечено к административной ответственности 565 лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности, из них 238 граждан, 186 должностных и 141 юридических лиц (1 полугодие 2016 – 555 (213; 213; 129)).

В связи с изменившимся при осуществлении надзора подходом к назначению наказаний по делам об административных правонарушениях, в части ухода от тотального применения штрафных санкций, количество назначенных наказаний в виде предупреждения значительно превышает число административных штрафов.

Так, за 1 полугодие 2017 года, государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 142 штрафа, что составило 25% от общего числа назначенных административных наказаний, и 423 предупреждения, что составило 75 % соответственно (1 полугодие 2016 – 215 штрафов (38,7%) и 340 предупреждений (61,3%)).

Общая сумма назначенных штрафов составила 4 млн. 323 тыс. рублей (6 млн. 862,5 тыс. рублей – за АППГ, - 37 %).

В 1 полугодии 2017 года, при выявлении в ходе проведения проверок соблюдения обязательных требований пожарной безопасности нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей, в судебные органы для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности направлено 9 дел в отношении 1 юридического лица.

При рассмотрении судом принято решение об объединении указанных дел в одно производство и назначении административного наказания в виде штрафа.

В рамках осуществления надзорной деятельности государственные инспекторы по пожарному надзору уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях более чем по 50-ти составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ (статьей 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, частью 1 статьи 14.34, статьями 14.43 - 14.46, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1, частями 12 - 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.5-1, 19.13 (в части заведомо ложного вызова пожарной охраны), статьями 19.20, 19.26, 19.33, 20.4, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 23.34 органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, 20.4 КоАП РФ.

Основное количество административных дел, возбуждается инспекторами за нарушение требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ.

За 1 полугодие 2017 года по ст. 20.4 КоАП РФ составлено 717 протоколов об административных правонарушениях, из них:

495 протоколов в отношении физических лиц;

222 протокола в отношении юридических лиц.

За 1 полугодие 2017 года в адрес организаций и должностных лиц внесено 241 представление.

В Федеральную службу судебных приставов направлено 13 постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа, на сумму 857,5 тысячи рублей. По ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ составлено 21 протокол об административных правонарушениях.

Хочется отметить, что вследствие снижения количества проверок, практически отсутствует и административная нагрузка на субъекты предпринимательства.

Данная тенденция успешно встраивается в общую концепцию новых подходов в работе надзорных органов, предусматривающую отказ от тотального, бесконечного контроля.

При этом отмечается, что должностные лица надзорных органов стремятся к тому, чтобы налагаемые ими административные наказания в каждом конкретном случае обеспечивали адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение.

В ряде случаев наложение административного штрафа ограничивает гарантированное Конституцией право частной собственности, предполагающее наличие находящейся под судебной защитой возможности иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В этой связи Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ статья 4.1 КоАП РФ дополнена нормами, согласно которым размер административного штрафа может составлять менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьёй.

Кроме того, надзорными органами Главного управления активно используется практика назначения административных наказаний с применением требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и вынесения одного постановления по делу об административном правонарушении при совершении лицом нескольких правонарушений, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ.

Необходимо отметить значительное увеличение количества применения надзорными органами административных наказаний в виде предупреждений. В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, надзорными органами Главного управления ведется работа по реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ в части замены административного штрафа предупреждением для лиц, впервые совершивших правонарушения.

ПРОЕКТ

Обзор

правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного пожарного надзора на территории Ханты-Мансийского автономного

округа-Югры в 1 полугодии 2017 года

I. Общие положения

Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по осуществлению Федерального государственного пожарного надзора проведён в целях практической реализации требований пункта 3 части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положений «Дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 № 559-р.

Целью настоящего Обзора практики является выработка наиболее действенного метода профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности среди подконтрольных субъектов (правообладателей объектов защиты (зданий, сооружений, строений и территорий (земельных участков), без организации и проведения соответствующих проверок, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства.

Данный Обзор практики, также включает комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых требований пожарной безопасности правообладателями объектов защиты и территорий.

Настоящий Обзор практики подлежит публичному обсуждению среди ключевых участников Обзора практики (подконтрольных субъектов, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а принятые по результатам публичных обсуждений решения учитываются при проведении дальнейшей работы, направленной на профилактику нарушений требований пожарной безопасности.

Целями обзора являются:

обеспечение единства практики применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

Задачами обзора являются:

выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, его подразделениями и территориальными органами обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.

Наши рекомендации