Следы транспортных средств – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.

В зависимости от вида транспортного средства, оставившего след, в транспортной трасологии выделяют следы:

■ нерельсовых транспортных средств (автомобиля, трактора, мотоцикла и др.);

■ гужевого транспорта (повозок, саней, нарт);

■ рельсовых транспортных средств (железнодорожного транспорта, трамвая, метро);

■ механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилиями человека (велосипеды, тележки, сани).

Наиболее часто в следственной практике приходится сталкиваться со следами автомобилей. К ним относятся: следы ходовой части; следы выступающих частей транспортного средства; отделившиеся от транспортного средства части и детали; следы-вещества.

Следы ходовой части - оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения и следы скольжения. Первые возникают при вращательном движении колеса по поверхности, вторые при блокировке колес в процессе торможения.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения; вид и модель транспортного средства, а в некоторых случаях проводят идентификацию шин.

Следы выступающих частей транспортного средства — составляют следы контактного взаимодействия, образующиеся при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека (переезд); при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, бордюр и др.).

Исследование таких следов производится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия.

Отделившиеся от транспортного средства части и детали могут быть сгруппированы следующим образом: осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства; обломки частей транспортного средства; составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Такие объекты используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие (столкновение, наезд).

Следы-вещества, выявляемые на месте происшествия, представляют собой:

■ частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного транспортного средства на другое при их взаимодействии в процессе столкновения;

■ лужицы, брызги и капли горюче-смазочных материалов, жидкости системы охлаждения и тормозной жидкости;

■ объекты биологического происхождения (капли крови, волосы, мозговое вещество);

■ скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижней части автомобиля при столкновений с преградой.

В зависимости от характера дорожного покрытия следы транспортных средств делятся на:

Объемные следы - углубления, которые транспортное средство оставляет при движении по поверхности с мягким покрытием (земля, глина, песок, снег) и возвышения - образуемые за счет осыпания или выпадения мягкого вещества (грязь, глина, земля) из протектора шины при выезде автомобиля с мягкого покрытая на твердое;

Поверхностные следы, образуемые на поверхностях с твердым покрытием (бетон, асфальт); на плоских предметах, лежавших на дороге; на одежде и теле потерпевшего при переезде через него.

Обнаружение следов транспортных средств производится путем визуального осмотра: места происшествия (дорожного полотна, обочине, кювете, на местности, прилегающей к дороге и т. д.); самих транспортных средств; тела и одежды пострадавшего.

Фиксация следов осуществляется путем их описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования (видеосъемки), а также путем изготовления слепков и копий следов шин из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1». Изъятие объемных следов, образованных на сыпучих поверхностях (снег, песок) производится аналогично изъятию следов ног (обуви).

Изучение следов транспортных средств позволяет:

■ выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия;

■ определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь;

■ установить модель шины автомобиля;

■ идентифицировать транспортное средство;

■ определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства;

■ определить вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;

■ установить направление движения транспортного средства, наличие в его кузове груза и его характер.

Наши рекомендации