Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка Стандартная оценка по шкалам
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
   

Опросник FPI содержит 12 шкал; Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный харак­тер. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базовы­ми, а X—XII — производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротиза-ции личности. Высокие оценки соответствуют выраженному не­вротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оцен­ки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, со­здающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностиро­вать признаки, характерные для психопатологического депрес­сивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют на­личию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоцио­нальной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неус­тойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффек­тивному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активнос­ти. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворе­нию этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воз­действию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базиру­ющейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Вы­сокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатиза­ции, характеризующемся агрессивным отношением к социально­му окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социаль­ных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровен­ному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов об­следуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала X (экстраверсия — интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности лич­ности, низкие — выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, про­являющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной воз­будимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую ста­бильность эмоционального состояния как такового, но и хоро­шее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм — феминизм). Высокие оценки сви­детельствуют о протекании психической деятельности преиму­щественно по мужскому типу, низкие — по женскому.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежела­ние испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положитель­ном ответе на первый вопрос, после обработки результатов иссле­дования, внимательно изучается графическое изображение профи­ля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1—3 балла, к средним — 4—6 баллов, к высоким — 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристи­ки достоверности ответов.



Наши рекомендации