ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (предмет, цели и задачи).

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами ПН охватывает всю разностороннюю деятельность органов прокуратуры. Это обстоятельство обуслов­ливает определение ПН как гарантии соблю­дения прав и свобод человека и гражданина и важнейшего на­правления деятельности прокуратуры.

Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида ПН обусловлено по­ложением Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Прокуратура относится к числу правоохранительных орга­нов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека.

Цель ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться та­кого состояния, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а, с др. стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых, в свою очередь, есть обязанность по охране и защи­те прав и свобод человека и гражданина.

Задачами ПН являются следующие положения:

• обязательное вмешательство прокурора в связи с поступив­шей информацией о нарушении прав и свобод личности;

• использование в полном объеме возможностей ПН в предупреждении правонарушений;

• защита закрепленных в Конституции. прав и свобод человека и гражданина;

• защита личных и общественных интересов;

• реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан;

• активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предмет над­зора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными ком-ми, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

ПН охватывает комплекс прав и свобод, установленных Конституцией

Ограничение прав и свобод возможно в ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В сферу надзора входит соблюдение прав и свобод граждан РФ, граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Предмет надзора обусловливает необходимость прокурорам в своей работе руководствоваться конституционными принципа­ми, определяющими значение, порядок и условия соблюдения прав и св.

Предмет надзора охватывает соблюдение прав и свобод, которые не относятся к предмету других отрас­лей ПН, т.к. соблюдение прав и свобод входящих в предмет не только рассматриваемой отрасли ПН, а также в сферу надзора за исполнительных законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительного следствия, надзора за исполнением зако­нов администрациями мест содержания задержанных и зак­люченных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудит. характера, в ходе осуществления функции уголовного преследования.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод, прокурор должен действовать строго в рам­ках предоставленных ему полномочиях, не подменяя иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и св., не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Из ФЗ ЗоП

Статья 26. Предмет надзора

1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Статья 28. Протест и представление прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

Наши рекомендации