Увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47).
Для отдельных категорий работников, с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания, закрепленные в ст. 204 ТК.
Особенности дисциплинарной ответственности работников транспорта, таможенной службы и других категорий работников с особым характером труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь в пределах его компетенции.
Эти особенности предусматриваются в уставах и положениях о дисциплине, других актах специального законодательства (например, в Дисциплинарном уставе должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2001г. № 243 (с дополнениями); Законе от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»; Законе от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» и др.).
Дисциплинарная ответственностьвыражается в применении дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения к ним мер дисциплинарного взыскания наниматель вправе применить иные меры правового воздействия (снижение премии, отмена или уменьшение надбавки за высокие достижения в труде, единовременного вознаграждения по итогам работы организации за год и др.).
Дисциплинарные взыскания (за исключением увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания) в соответствии со ст. 50 ТК в трудовую книжку не записываются.
Порядок применения дисциплинарных взысканий
Закон устанавливает определенный порядок применения мер дисциплинарного взыскания. На работников, несущих общую дисциплинарную ответственность, дисциплинарные взыскания налагаются органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников. Либо по его поручению иным органом (руководителем).
Передача полномочий по применению дисциплинарных взысканий оформляется приказом (распоряжением) руководителя. Дисциплинарные взыскания к отдельным категориям работников с особым характером труда (ст. 204 ТК) могут применяться также органами (руководителями) вышестоящими по отношению к органам (руководителям), указанным в ч. 1 ст. 201 ТК.
Работники, занимаемые выборные должности, могут быть уволены с работы только по решению органа, которым они избраны, и только по основаниям, предусмотренным законодательством (ч. 4 ст.201 ТК). Для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, а также степени вины работника в этом наниматель обязан соблюдать порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный ст. 199 ТК, и до применения такого взыскания затребовать письменное объяснение от работника.
Часть 1 ст. 199 ТК требует не наличия у нанимателя письменного объяснения работника до применения дисциплинарного взыскания, а лишь факта затребования такого объяснения. В соответствии с п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2, невыполнение нанимателем обязанности затребоватьписьменное объяснение от работника и неполучение такого объяснения не является основанием для отмены дисциплинарного взыскания, если фактнарушения трудовой дисциплины подтвержден нанимателем представленными суду доказательствами [8, с. 41-45].
Следует отметить, что отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом произвольной формы с указанием присутствующих при этом свидетелей. При составлении актов часто возникают проблемные вопросы. Сколько человек свидетелей должны подписать акт об отказе работника от дачи объяснения? Могут ли эти свидетели быть представителями других служб или общественных организаций и др.
Поскольку законодательством не устанавливается необходимое количество свидетелей, поэтому их может быть два, три, четыре и другое количество. Это могут быть ответственные дежурные, коллеги по работе, представители профсоюза и другие категории работников. Объяснение работник дает путем составления объяснительной записки, адресованной руководителю, которому предоставлено право применения дисциплинарного взыскания.
Унифицированной системой организационно-распорядительной документации (УСОРД) установлены требования к содержанию объяснительной записки о нарушении трудовой дисциплины. В частности, объяснительная записка пишется от первого лица и должна содержать:
1) фамилию, имя, отчество работника;
2) наименование должности, профессии, разряд по ЕТС;
3) наименование структурного подразделения;
4) указание даты, с которой работник трудится у данного нанимателя;
5) дату нарушения трудовой дисциплины;
6) вид нарушения;
7) изложение причин, обстоятельств нарушения трудовой дисциплины;
8) дату составления объяснительной записки и подпись работника.
Руководитель структурного подразделения, в котором трудится работник, совершивший дисциплинарный проступок, не имеет права скрывать такие проступки, и обязан принимать немедленные меры реагирования. В частности, он составляет на имя руководителя организации докладную записку о нарушении трудовой дисциплины. Согласно УСОРД докладная записка о нарушении трудовой дисциплины должна содержать:
1) фамилию, имя, отчество работника, совершившего дисциплинарный проступок;
2) наименование должности, профессии, разряд по ЕТС этого работника;
3) наименование структурного подразделения, в котором трудится этот работник;
4) дату совершения дисциплинарного проступка;
5) вид нарушения;
6) наличие письменного объяснения причин совершения дисциплинарного проступка (в случае отказа от дачи письменного объяснения – наличие акта с указанием присутствующих при этом свидетелей;
7) мнение о дисциплинарном взыскании;
8) дату составления докладной записки и подпись руководителя структурного подразделения.
Необходимо иметь в виду, что часть 4 ст. 199 ТК предусматривает только письменную форму дисциплинарного взыскания, причем посредством одного из трех документов: приказа, распоряжения или постановления нанимателя (далее – приказа). В приказе должны быть указаны мотивы его применения. По сложившейся практике приказ должен содержать:
1) фамилию, имя, отчество работника, совершившего дисциплинарный проступок;
2) наименование должности (профессии, разряд по ЕТС) работника;
3) наименование структурного подразделения, где трудится работник;
4) суть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен;
5) дату его совершения;
6) меру дисциплинарного взыскания;
7) обоснование избранной меры взыскания, объявленные в устной форме, а также те, которые оформлены документами, не предусмотренными законодательством, правового значения не имеют.
Приказы (распоряжения), постановления о дисциплинарном взыскании с изложением сути совершенного дисциплинарного проступка, обоснования избранной меры взыскания, доводятся до сведения работника под роспись на оригинале приказа (распоряжения), постановления в пятидневный срок.
В случае отказа работника от ознакомления с указанными локальными нормативными правовыми актами наниматель составляет акт с указанием присутствующих при этом свидетелей. В Трудовом кодексе не содержится норм, определяющих способы доведения приказа (распоряжения, постановления) о дисциплинарном взыскании до работника.
На практике это вызывает организационно-правовые проблемы ознакомления работника удаленного структурного подразделения с приказом (распоряжением, постановлением) под роспись на оригинале. Полагаем, что ч. 4 ст. 199 ТК будет считаться соблюденной, если работник удаленного структурного подразделения организации будет ознакомлен с приказом о наложении дисциплинарного взыскания, полученным в филиале подразделения организации из ее головного офиса путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Пятидневный срок, указанный в ч. 5 ст. 199 ТК исчисляется по правилам ст. 10 ТК и является по своей юридической природе пресекательным.
Это означает, в частности, что приказ, объявленный работнику после истечения указанного срока, и зафиксированное в нем дисциплинарное взыскание не будет иметь юридической силы. Нанимателям следует иметь в виду, что в соответствии со сложившейся практикой работник может не только расписаться под приказом (распоряжением, постановлением) об объявлении ему взыскания, но и выразить свое согласие или несогласие с ним, а также зафиксировать свои объяснения как на самом документе, так и посредством приложения.
Сроки применения дисциплинарных взысканий
Эффективность воздействия на работника, допустившего нарушение трудовой дисциплины, тем больше, чем меньше разрыв между временем совершения проступка и наложением на него взыскания. Сроки применения дисциплинарных взысканий закреплены в ст. 200 ТК. Все сроки, предусмотренные в ст. 200 ТК, исчисляются по правилам ст. 10 ТК. В ст. 200 ТК выделены три вида сроков, по истечении любого из которых не могут применяться дисциплинарные взыскания, а наложенные взыскания являются недействительными и не имеющими юридических последствий:
1) месячный со дня обнаружения дисциплинарного проступка.
Днем обнаружения дисциплинарного проступка, с которого исчисляется срок применения взыскания, считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен. Следует согласиться с мнением некоторых белорусских ученых юристов о том, что слово «непосредственно», употребленное в ч. 2 ст. 200 ТК, весьма неудачно и не соответствует сложившейся правоприменительной практике.
Получается, что если, например, о дисциплинарном проступке стало известно «первому» руководителю организации, а не начальнику отдела, которому непосредственно подчинен нарушитель трудовой дисциплины, то вышеуказанный срок не начинает течь. Здесь надо исходить из правовой позиции, согласно которой днем обнаружения проступка считается не только день, когда об этом проступке стало известно непосредственному руководителю, провинившегося работника, но и вышестоящим руководителям непосредственного руководителя [9, с. 47-48].
При этом источник получения информации о совершенном проступке (от самого работника, от правоохранительных органов, коллег по работе и т.п.), а также ее форма (письменная, например, посредством докладной записки или устно) правового значения не имеет. В любом случае будет считаться, что дисциплинарный проступок обнаружен и наниматель в установленные сроки вправе налагать дисциплинарное взыскание.
2) месячный со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела;
3) шестимесячный или двухлетний со дня совершения проступка.
Двухлетний срок, о котором говорится в ч. 4 ст. 200 ТК, определяется с учетом не начала ревизии или проверки, а ее окончания – даты подписания соответствующего документа (акта, заключения, справки и т.д.).
В месячный срок для применения дисциплинарного взыскания со дня обнаружения проступка, установленный в ч. 1 ст. 200 ТК не включается период, когда работник отсутствовал на работе в связи с болезнью и (или) находился в отпуске (трудовом, социальном, в том числе без сохранения заработной платы). Время отсутствия по другим причинам, например, прогулы, командировки и т.д. из указанного срока не исключаются. При длящихся прогулах месячный срок со дня обнаружения проступка начинает течь не с первого дня прогула, а с последнего, поскольку только после появления на работе работника, совершившего прогулы, станет известно, какова их причина и может ли быть применено дисциплинарное взыскание.
Все сроки, установленные в ст. 200 ТК применяются только к дисциплинарным взысканиям.
Порядок обжалования дисциплинарного взыскания
Если работник по каким-либо мотивам считает, что дисциплинарное взыскание объявлено ему неправильно, он может обжаловать его в установленном порядке. Порядок обжалования дисциплинарных взысканий зависит от вида дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное взыскание, объявленное на основании правил внутреннего трудового распорядка (кроме увольнения), работник вправе обжаловать в КТС в организации, а при неудовлетворении его требования – в суд.
Жалобы подаются непосредственно в КТС или суд. Если дисциплинарное взыскание наложено неправильно, эти органы могут его отменить, но изменить меру наказания они не вправе. Это может сделать только наниматель в установленном законом порядке.
В тех случаях, когда дисциплинарное взыскание объявлено правильно, органы, рассматривающие трудовой спор, отклоняют жалобу работника. Споры по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, рассматриваются непосредственно в районных судах.
Если суд придет к выводу о незаконности увольнения работника, то он выносит решение о восстановлении его на работе. При этом суд должен указать в решении, какие другие требования, на каком основании, в каком размере и в отношении какого ответчика удовлетворены. Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Немедленному исполнению подлежат: решения о присуждении работнику заработной платы; о восстановлении на работе или в прежней должности необоснованно уволенного или переведенного работника.
Если наниматель, добровольно не исполняет решение суда о восстановлении на работе или в прежней должности, суд на своем заседании с участием нанимателя и заинтересованного работника выносит определение о выплате работнику вознаграждения за все время вынужденного прогула или разницы в заработной плате за все время со дня вынесения решения по день его исполнения.
При законном и обоснованном увольнении суд отказывает работнику в иске. Работник имеет право обжаловать решение районного суда в городской (областной) суд в 10-дневный срок.
Порядок снятия и погашения дисциплинарных взысканий
Порядок снятия и погашения дисциплинарных взысканий предусмотрен ст. 203 ТК. Согласно ч. 1 ст. 203 ТК, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, оно погашается автоматически без издания приказа (распоряжения) и работник считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. Если же работник в течение года со дня применения взыскания будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то первое взыскание погасится одновременно со вторым при условии, что работник не будет подвергнут третьему взысканию.
Иными словами, годичный срок действия первого взыскания начнет исчисляться вновь со дня применения второго взыскания. Удлинение срока погашения дисциплинарного взыскания происходит только в связи с наложением на работника нового дисциплинарного взыскания, но не в связи с самим фактом совершения дисциплинарного проступка.
В соответствии с ч. 2 ст. 203 ТК право снятия дисциплинарного взыскания принадлежит только руководителю (органу), применившему данное взыскание, но не вышестоящему руководителю или органу. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением. С момента снятия взыскания в том или ином порядке работник рассматривается как не подвергавшийся дисциплинарному взысканию.
Во многих организациях не практикуется досрочное снятие дисциплинарных взысканий, объявленных за грубые нарушения трудовой дисциплины, таких как прогул, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, хищение имущества нанимателя, нарушение инструкций и положений по охране труда и технике безопасности, инструкций по пожарной безопасности.
5.Формы правового обслуживания предприятия (адвокаты, лицензированные юридические лица)
Абонентское обслуживание в юридической компании.
В случае отсутствия в вашей компании высококвалифицированного штатного юриста и при необходимости выполнения периодичной юридической, либо кадровой работы существует возможность абонентского юридического обслуживания.
Абонентское юридическое обслуживание - это услуга, предполагающая выполнение практически всех функций юридической службы организации таких как
1. кадровый учет;
2. защита коммерческой тайны;
3. разработка локальных актов по материальной ответственности работников;
4. разрешение трудовых споров;
5. работа с недовольными покупателями или клиентами по жалобам;
6. разработка схем договорных отношений с контрагентами;
7. претензионная досудебная работа с должниками и кредиторами;
8. организация сертификационных мероприятий;
9. консультации по законодательству Республики Беларусь;
10. иная юридическая помощь.
На практике юридическое обслуживание организаций выглядит следующим образом:
После подписания договора на абонентское обслуживание за Вашей компанией закрепляется юрист, который постоянно курирует юридическую составляющую деятельности фирмы, получает заказы, даёт устные юридические консультации, предоставляет письменные заключения, готовит проекты договоров, проводит экспертизу договоров, участвует в переговорах и контактирует с контрагентами.
Кроме того, при наличии необходимости, в рамках абонентского обслуживания для решения специфических задач могут привлекаться узкие специалисты, например юристы, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности и авторском праве или специализирующиеся на корпоративных спорах.
Абонентское юридическое обслуживание как и юридическое сопровождение осуществляется по телефону, с использованием электронной почты или факса, а при необходимости и путём личных встреч.
Оплата услуги производится один раз в месяц. Стоимость юридического сопровождения и обслуживания зависит от объема и содержания работы. При заключении договора на постоянное обслуживание сторонами оговариваются примерный объем работ и ставка ежемесячной абонентской платы. В зависимости от увеличения или уменьшения объема работ ставка может корректироваться.
Правовое обслуживание адвокатом.
Современные руководители юридических лиц обязательно сталкиваются с вопросом о том, каким образом организовать решение юридических вопросов: принять в качестве сотрудника по трудовому договору штатного юриста или же заключить договор об оказании юридической помощи с адвокатом?
Убеждены, что оптимальным решением для многих юридических лиц является именно заключение договора об оказании юридической помощи с адвокатом.
К преимуществам решения юридических вопросов с помощью адвокатов считаем возможным отнести следующее:
1. четкое определение расходов на юридическую помощь (по договору об оказании юридической помощи адвокату оплачивается только согласованный размер гонорара, и не требуется дополнительное начисление и выплата налогов, страховых взносов и т.д.);
2. экономия средств юридического лица (отсутствует необходимость обеспечивать сотрудника рабочим местом, предоставлять социальный пакет и платить налоги с заработной платы);
3. упрощение ведения бухгалтерского учета в отношении расходов на юридическую помощь;
4. отсутствие необходимости кадрового оформления работника;
5. высокий уровень квалификации адвоката (уровень квалификации адвоката подтверждается сдачей сложного экзамена при получении лицензии, регулярной аттестацией; адвокаты постоянно повышают квалификацию в соответствующих учебных заведениях);
6. широкий практический опыт адвоката (в отличие от штатного юриста, имеющего опыт в узкой сфере, адвокат в своей практике встречает и разрешает широкий круг юридических вопросов, что, в случае возникновения неординарного вопроса в деятельности юридического лица, может оказать существенное значение);
7. все сведения, ставшие известными адвокату при оказании юридической помощи, являются адвокатской тайной и не могут быть разглашены без согласия клиента.
Ведение правовой работы по обеспечению хозяйственной и иной деятельности юридических лиц (далее — абонентское обслуживание) осуществляется адвокатами в соответствии с заключаемым договором на оказание юридической помощи.
Оплата по указанному договору может производиться в безналичной форме.
Порядок, размер, форма оплаты устанавливаются по согласованию с клиентом.
Абонентское обслуживание является юридической помощью, в рамках которой адвокатами на постоянной основе осуществляется юридическое сопровождение хозяйственной деятельности юридического лица.
При осуществлении абонентского обслуживания перед адвокатами стоят следующие задачи:
1. правовое обеспечение деятельности юридического лица;
2. участие в решении правовых вопросов юридического лица;
3. обеспечение законности в деятельности юридического лица;
4. защита имущественных прав и законных интересов юридического лица;
5. обеспечение соответствия законодательству издаваемых локальных нормативных правовых актов, а в случае издания данных актов, противоречащих законодательству, принятие мер по их отмене в установленном порядке;
6. правовое консультирование должностных лиц юридического лица по применению нормативных правовых актов по основным направлениям ее деятельности;
7. представление интересов юридического лица в судах и иных государственных органах (организациях) по правовым вопросам.
Руководствуясь указанными задачами, адвокаты выполняют следующие функции:
1. разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение правильного применения законодательства Республики Беларусь;
2. организуют правовое обеспечение работы юридического лица;
3. участвуют в работе по подготовке и использованию системы локальных нормативных правовых актов юридического лица, регламентирующих взаимоотношения подразделений, иные вопросы ее производственно-хозяйственной деятельности;
4. осуществляют проверку соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю юридического лица проектов приказов и других документов правового характера;
5. вносят предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных правовых актов юридического лица;
6. оказывают правовую помощь структурным подразделениям юридического лица при установлении экономических, научно-технических и иных связей с организациями других стран;
7. защищают имущественные и иные интересы юридического лица при рассмотрении споров, участвуют в подготовке необходимых в связи с этим документов;
8. представляют интересы юридического лица в государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
9. участвуют в работе по подготовке и заключению юридическим лицом договоров, в том числе и с субъектами предпринимательской деятельности, вносят предложения об обеспечении их надлежащего исполнения;
10. анализируют практику заключения и исполнения договоров и представляют руководителю юридического лица предложения об устранении выявленных недостатков;
11. ведут претензионную и исковую работу, представляют в установленном порядке интересы юридического лица в судах, других государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
12. принимают участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, инвентаризаций, дает при необходимости правовые заключения по фактам выявленных нарушений;
13. организуют информирование работников организации об изменениях законодательства Республики Беларусь;
14. дают консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности юридического лица;
15. при обнаружении нарушений законодательства в деятельности юридического лица сообщают об этом ее руководителю для принятия необходимых мер;
16. совместно с другими структурными подразделениями участвуют в рассмотрении обращений (предложений, заявлений, жалоб) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц и принятии по таким обращениям решений в пределах компетенции юридического лица.
Тема лекции №3
Роль юридической службы в обеспечении сохранности коммерческой тайны на предприятии
Вопросы:
1. Общие положения о коммерческой тайне
2. Порядок установления режима коммерческой тайны
3. Охрана коммерческой тайны в отношениях с работниками, с контрагентами, предоставление доступа к коммерческой тайне.
4. Защита коммерческой тайны
Источники:
1. Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2015.
1. Общие положения о коммерческой тайне
Вступивший в силу с 11 июля 2013 г. Закон Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее – Закон) предусматривает существенные изменения в механизме охраны информации в режиме коммерческой тайны.
Для применения норм Закона и создания на основе его системы охраны коммерческой тайны необходимо, в первую очередь, ознакомиться с терминологией Закона. Определения основных терминов приведены в ст.1 Закона.
Коммерческая тайна определяется как сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в т.ч. секреты производства (ноу-хау), соответствующие требованиям Закона, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны.
Термин «сведения» в Законе используется в обычном значении: знание, представление о чем-нибудь. Круг сведений, которые могут составлять коммерческую тайну, ограничивается нормами ст.6 Закона.
Коммерческую тайну не могут составлять сведения:
1. содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3. являющиеся врачебной, адвокатской, банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайной;
4. о недвижимом имуществе, правах и ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
5. о составе имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству;
6. об использовании средств республиканского и (или) местных бюджетов;
7. о состоянии окружающей среды, противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих или способных оказать негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
8. о подлежащих уплате суммах налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей;
9. о численности и составе работников, об условиях и охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о наличии свободных рабочих мест (вакансий);
10. о задолженности нанимателей по выплате заработной платы и по социальным выплатам;
11. о нарушениях законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
12. об условиях аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации и конкурсов по передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице акций открытых акционерных обществ в доверительное управление, в том числе с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, а также о проданных объектах приватизации, об условиях их продажи и о покупателях;
13. о финансовом состоянии лица, предоставляемые в соответствии с требованиями законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);
14. иные сведения, определенные законодательными актами.
Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые в целях обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Понятие «конфиденциальность» в Законе не определено, поэтому его следует понимать буквально, а именно как неизвестность этих сведений иным лицам.
Разглашение коммерческой тайны понимается как действия (бездействие), в результате которых сведения, составляющие коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в т.ч. с использованием технических средств) становятся известными третьим лицам без согласия владельца коммерческой тайны или иного законного основания.
Действие правовой охраны коммерческой тайны
Согласно ст.4 Закона правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении определенных сведений режима коммерческой тайны. Такая охрана действует до тех пор, пока эти сведения соответствуют условиям охраноспособности и в отношении их действует установленный режим коммерческой тайны.
Сведения должны соответствовать следующим условиям:
1) не являться общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;
2) иметь коммерческую ценность для их обладателя;
3) не относиться к сведениям, которые в соответствии с законодательными актами не могут составлять коммерческую тайну.
Владелец коммерческой тайны должен поддерживать установленный им режим охраны, обеспечивающий конфиденциальность этих сведений, при этом данный режим должен включать меры, названные в ст.8 Закона.
Несоответствие сведений условиям охраноспособности либо непринятие необходимых мер по поддержанию режима их охраны влечет автоматическое прекращение коммерческой тайны и, следовательно, служит основанием для отказа владельцу таких сведений в защите его интересов.
Требования к сведениям, охраняемым в режиме коммерческой тайны
Перед принятием мер по установлению режима коммерческой тайны будущему владельцу коммерческой тайны необходимо определиться с тем, какие сведения, которыми он обладает, могут составлять коммерческую тайну.
Из приведенного в ст.1 Закона определения следует, что в режиме коммерческой тайны могут охраняться сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в т.ч. секреты производства (ноу-хау), соответствующие установленным Законом требованиям, в отношении которых лицом, правомерно обладающим указанными сведениями, этот режим установлен.
2. Порядок установления режима коммерческой тайны
Режим коммерческой тайны считается установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности (часть первая ст.8 Закона).
Указание на то, что должен быть определен состав сведений, означает, что будущему владельцу коммерческой тайны необходимо определить не конкретные сведения, которые будут охраняться, а достаточно определить категории охраняемых сведений или порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну.
В ст.8 Закона приводится перечень мер, которые должен включать режим коммерческой тайны:
• ограничение доступа к коммерческой тайне путем установления порядка обращения с ее носителями;
• учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне;
• регулирование отношений, связанных с доступом работников и контрагентов к коммерческой тайне;
• определение работников, ответственных за принятие мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Данный перечень мер определен законодателем императивно; следовательно, принятие всех перечисленных мер - необходимое условие установления режима коммерческой тайны.
Закон предоставляет право владельцу коммерческой тайны применять другие меры, не противоречащие законодательству, в т.ч. технические средства и методы защиты информации, не запрещенные законодательством. Одна из таких мер предусмотрена нормой части пятой ст.8 Закона: применение на носителях коммерческой тайны грифа «Коммерческая тайна» с указанием владельца коммерческой тайны (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для физических лиц - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина и место его жительства), однако такая мера осуществляется по усмотрению владельца коммерческой тайны.
Таким образом, пошаговую последовательность действий по установлению режима коммерческой тайны можно представить следующим образом.
Шаг 1. Определение состава сведений, которые будут охраняться в режиме коммерческой тайны.
Шаг 2. Определение категорий работников, которым будет предоставлен доступ к коммерческой тайне, а также вариантов оформления обязательств работника по соблюдению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Шаг 3. Разработка и введение в действие локального правового акта (например, положения о коммерческой тайне организации или стандарта организации), определяющего содержание режима коммерческой тайны.
Шаг 4. Оформление отношений с работниками по вопросам охраны коммерческой тайны (ознакомление с положением о коммерческой тайне организации, подписание обязательств о неразглашении и др.).
3. Охрана коммерческой тайны в отношениях с работниками, контрагентами. Предоставление коммерческой тайны.
Регулирование отношений между владельцем коммерческой тайны и наемными работниками – основной элемент всего механизма охраны коммерческой тайны.
В основу Закона положена концепция параллельного применения норм трудового и гражданского права, обеспечивающих охрану коммерческой тайны в отношениях между работниками и их нанимателями.
По умолчанию в отношении всех работников действует норма п.10 ст.53 Трудового кодекса Республики Беларусь, которая обязывает работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, а также коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ.
Если же наниматель заинтересован в более детальном регулировании отношений с работниками, получающими доступ к коммерческой тайне, Закон предоставляет нанимателю возможность заключения с работником специального договора – обязательства о неразглашении коммерческой тайны, которое определяет взаимные права и обязанности работника и нанимателя, связанные с соблюдением конфиденциальности ведений, составляющих коммерческую тайну.
Обязательство о неразглашении коммерческой тайны как гражданско-правовой договор позволяет:
1) установить обязательства работника по обеспечению конфиденциальности полученных им сведений на время трудовых отношений и сохранить эти обязательства после прекращения трудовых отношений с владельцем коммерческой тайны;
2) возложить на работника имущественную ответственность за вред, причиненный разглашением коммерческой тайны, - в случае виновного разглашения работник обязан будет возместить причиненные нанимателю убытки в полном объеме, включая упущенную вы<