Прокурорские проверки исполнения законов и законности правовых актов (виды, организация, методика и тактика проведения).

Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"

Предмет надзора за исполнением законов включает в себя и проверку соответствия законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Прокурорская проверка – основное правовое средство выявления и пресечения нарушений закона (правонарушений) и установления обстоятельств, им способствовавших.

Исходя из поставленных целей и решаемых задач прокурорские проверки делятся на первичные, повторные и контрольные.

Разновидностями первичных проверок являются: целевые – проверяется исполнение законов, регулирующих однородные общественные отношения (в сфере жилищного законодательства); комплексные – проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения (в сфере законодательства о предпринимательстве и защите прав потребителей); сквозные – проверяется исполнение законов на всех уровнях, во всех или многих органах данной отрасли, министерства; совместные – проводятся во взаимодействии с другими органами власти или контроля (прокуратура и налоговая служба); одновременные – проводятся параллельно в разных органах.

Повторная проверка устанавливает, какое влияние оказала первичная проверка. Контрольная проверка проводится с целью определения качества и полноты ранее проведенных проверок.

Нашла ещё что бывает выездная и невыездная(документарная). Но вообще все эти виды как я поняла просто теория, за исключением первичной и повторной (они в ФЗ есть).

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Срок проведения: не более 30 календарных дней со дня начала. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен 1 раз (на 30 дней). +потом ещё раз может продлить только Генпрокурор или уполномоченный им его зам ( на 30 дней).

Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

1) при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

2) если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

3) в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

Срок приостановления в общей сложности не должен привышать 6 месяцев. Но если вдруг необходимо больше времени для проведения указанных действий, то точно генпрокурор или его зам могут приостановить ещё на срок до 6 месяцев.

Проведение проверки восстанавливается решением прокурора или его зама.

Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

1) по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) по истечении установленного статьей 24 ФЗ срока устранения нарушений закона (1 месяц), выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

Тактика проверки — это определение прокурором наиболее рациональных приемов (способов) ее проведения с учетом конкретной обстановки (ситуации) в целях достижения наилучшего результата (полного выявления нарушений законов, полного установления обстоятельств, им способствую­щих, а также лиц, нарушивших эти законы).

Примеры тактических действий надзора: сочетание плановых проверок исполнения законов с внеплановыми; первоочередное проведение проверок в органах контроля или в тех органах и организациях, где нарушения законов происходят наиболее часто; проведение проверок без предварительного уведомления об этом лиц, нарушивших закон, либо проведение первоначальных про­верочных действий в отсутствие нарушителей; истребова­ние объяснений вначале от лиц, законные интересы которых нарушены, а затем от нарушителей; сочетание письменных и устных средств реагирования; повышение остроты реаги­рования при повторном нарушении закона и другие.

Методика определяет процедуру, порядок проведения раз­личных проверочных действий, указываемых тактикой.

Методика проверки.

Собственно прокурорская проверка состоит из следующих этапов:

1) подготовительного, на котором прокурор

• знакомится с необходимым для проведения проверки зак-вом,

• определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка,

• изучает типичные нарушения закона;

2) собственно проверки, которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому;

3) реализации материалов проверки (принимается решение, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона - протест, представление, предостережение или постановление);

4) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона.

59. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Пределы прокурорского надзора. Полномочия прокурора. Меры прокурорского реагирования.

Это самостоятельный вид надзора.

Задачи:

1) защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, защита личных и общественных интересов;

2) реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан;

3) обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности;

4) использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений;

5) оценка правомерности решений по жалобам;

6) активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

7) обеспечение профилактической направленности прокурорского надзора.

Предмет: соблюдение прав и свобод человека и гражданин объектами

Объекты: ФОИВ, Следственный комитет РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов РФ, ОМС, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пределы : прокурор должен действовать строго в рамках предоставленных ему полномочий, не подменяя иные гос органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Полномочия. прокурор:

1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения

2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

4) использует полномочия из надзора за исполнением законов

• по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

• требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений .

• вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию .

Если возникает характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

(истец в суде) - когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Акты реагирования

1 Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным зак-вом РФ.

2 Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

60. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Пределы прокурорского надзора. Полномочия прокурора.

УПК, ФЗ 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

Приказ Генпрокуратуры от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД"

Приказ Генпрокуратуры от 28.12.2016 N 826 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"

Приказ Генпрокуратуры от 26.01.2017 N 33 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"

Предмет:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина,

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,

3) соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования,

4) соблюдение законности решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Блок 1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД – вид деятельности, осуществляемой уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции, в целях обеспечения верховенства и исполнения законов органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД.

Это составная часть прокурорской функции. Выделили, тк при осуществлении ОРД затрагиваются основные права и свободы личности.

Задачи:

1) выявление нарушений закона

2) установление причин и условий, способствующих нарушению закона

3) выявление лиц, допускающих нарушение законов

4) принятие мер к устранению и предупреждению нарушений закона

5) принятие мер к привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение законов.

Объекты(в органах дознания такиеже):

1) органы внутренних дел; ФСБ; Федер.органы гос охраны; Федер. таможенной службы;Служба внешней разведки; органы ФСИН;

Пределы:

1) прокурор не должен подменять руководителя органа, осуществляющего ОРД. Т.е. в предмет надзора не включаются вопросы организации и тактики ОРД

2) Есть ограничения при осуществлении надзора в ОРД относительно отдельной категории оперативных сотрудников и лиц, конфиденциально сотрудничающих с субъектами ОРД. Сведения о лицах, внедрённые в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а так же о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц , за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

3) в предмет надзора не входит процедура представления суду оперативных материалов, свидетельствующих о необходимости проведения опер-розыскных мероприятий, требующих решения суда.

Полномочия (1 – из ФЗ, 2-7 из приказа): прокурор вправе

1) Требовать и знакомиться с оперативно-служебными документы (материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств)

2) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона;

3) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

4) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

5) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Блок 2. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия - деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Пределы прокурорского надзора. В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве о проведении процессуальных действий и принятии решений. Например, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; о наложении ареста на имущество и др.

Прокурор не вправе возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование, избирать меры принуждения и осуществлять следственные действия.

Прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение*-немедленно освободить лицо незаконно задержанного, или лишенного свободы.

Полномочия: прокурор вправе

1) проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) требовать устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

3) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение;

4) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, незаконные или необоснованные постановления органа дознания

5) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения.

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

+ Право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя (дознавателя).

+ При возбуждении уголовного дела копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

61. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за исполнением законов судебными приставами. Пределы прокурорского надзора. Полномочия прокурора.

ФЗ "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118

ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229

Федер. служба судебных приставов -является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Министерству юстиции РФ.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ" осуществляют Генпрокурор и подчиненные ему прокуроры.

Задачи прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставам,связаны с обеспечением:

1. законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;

2. соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;

3. соблюдения установленных зак-вом РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений и обеспечении установленного порядка деятельности судов;

4. соответствия законам решений судебных приставов.

Предмет прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов судебными приставами;

2) надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами;

3) надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами.

Объекты: Федеральная служба судебных приставов России и ее территориальные органы (система службы судебных приставов).

Пределы прокурорского надзора. Прокурор полномочен осуществлять надзор только за исполнением законов, т.е. надзор за исполнением иных нормативных правовых актов судебными приставами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

Полномочия: прокурор вправе:

1) проводить проверки исполнения законов субедными приставами

2) рассматривать жалобы на действия (или бездействие) и решения судебного пристава и вызвать должностное лицо для дачи объяснений по существу жалобы;

3) истребовать для ознакомления материалы исполнительного производства, если заявлена претензия к его содержанию, а также иные материалы, подтверждающие законность и обоснованность деятельности судебного пристава.

62. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Пределы прокурорского надзора. Полномочия прокурора.

ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103

Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"

Приказ Генпрокуратуры от 16.01.2014 N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"

УПК, УИК

Задачи прокурорского надзора:

1) соблюдение установленных зак-вом РФ прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, а также порядка и условий их содержания;

2) выявление и устранение фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания;

3) выявление и устранение фактов необоснованного помещения в места заключения;

4) обеспечение гуманных условий содержания;

5) совершенствование организации и повышения эффективности прокурорского надзора.

Объекты:

1) места содержания задержанных,

2) места предварительного заключения,

3) исправительно-трудовые и иные органы и учреждения.

Предметом надзора являются:

1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2. соблюдение установленных зак-вом РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Пределы прокурорского надзора.

В предмет не входит оценка судебных решений с точки зрения их законности и обоснованности. При установлении незаконности, необоснованности и несправедливости судебного решения прокурор в рамках другого направления деятельности прокуратуры (участие в рассмотрение дел судами) должен в установленном законом порядке решить вопрос о внесении представления.

Законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми входит в предмет прокурорского надзора за исполнением законов об ОРД в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.

Надзор за исполнением наказания в виде штрафа реализуется прокурором в рамках прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, поскольку в соответствии с УИК РФ наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

Полномочия. прокурор вправе:

1. посещать в любое время органы и учреждения

2. опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие зак-ву РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

5. отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Наши рекомендации