Основные виды работы с кадрами. Подбор, расстановка, воспитание кадров.

Содержание работы с кадрами в основном выражается в осуществлении правильного отбора, расстановки, закреплении и воспитании кадров. Наряду с этим кадровое обеспечение предполагает выполнение и других видов работы, непосредственно направленных на формирование качественного кадрового корпуса прокурорских работников. Поэтому к основным видам кадровой работы обычно относят:

1. Анализ кадровой работы.

2. Отбор, расстановка, закрепление и воспитание кадров.

3. Аттестацию работников органов прокуратуры.

4. Работу с внутренним кадровым резервом.

5. Профессиональную подготовку и повышение квалификации прокурорских работников.

6. Учет кадров и отчетность о работе с кадрами.

7. Делопроизводство.

Указанные виды кадровой работы, находясь во взаимосвязи и дополняя друг друга, позволяют развивать новые подходы в кадровой политике всей системы органов прокуратуры, способствовать успешному выполнению прокурорами и следователями возложенных на них обязанностей по службе.

Первоначальным этапом организации работы с кадрами является анализ кадровой работы. Сбор и оценка информации о работе с кадрами служат основой для прогнозирования и планирования потребностей в кадрах, определения рациональной структуры управления, наиболее целесообразного использования кадрового потенциала. Систематический анализ профессионального, возрастного состава, дисциплинарной и аттестационной практики позволяет своевременно вносить коррективы в работу с кадрами в органах прокуратуры.

Источниками информации о кадровой работе является статистическая отчетность, различная оперативная информация о работе с кадрами и самих кадрах органов прокуратуры, общая справочная информация о современном состоянии кадрового обеспечения, в том числе научные и научно-методические материалы.

Процесс непосредственно кадровой работы обычно начинается с отбора кадров для службы в органах прокуратуры. Как уже указывалось, этот вид работы осуществляется фактически на всех трех уровнях системы органов прокуратуры. Как кадровые службы прокуратуры субъектов Федерации и Генеральной прокуратуры РФ, так и прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры после определения потребностей в кадрах, наличия вакантных должностей проводят работу по подбору кандидатов для службы в органах прокуратуры.

Источниками пополнения кадрами органов прокуратуры в настоящее время в первую очередь являются образовательные учреждения (институты) системы прокуратуры РФ, а также иные образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию. Кадровые службы, формируя кадровый резерв, составляют списки претендентов на службу в органы прокуратуры. При этом учитываются все требования Закона о прокуратуре, предъявляемые к кандидатам о профессиональной, возрастной, моральной и медицинской пригодности к прохождению службы в органах и учреждениях прокуратуры.

После изучения, оценки и выбора кандидата на зачисление на службу в прокуратуру обычно следует предложение конкретному претенденту занять определенную вакантную должность. С подобным предложением к кандидату, после беседы с ним, как правило, обращается прокурор-руководитель, в непосредственном подчинении которого будет служить претендент. Завершается процесс отбора кандидатов на службу в прокуратуру приказом соответствующего руководителя прокуратуры о назначении конкретного лица на определенную должность.

К следующим видам кадровой работы относится деятельность по расстановке, закреплению и воспитанию кадров. Правильность расстановки прокурорских работников выражается в оптимизации структурирования должностей и заполнения их такими работниками, которые по своим профессиональным, деловым и морально-нравственным качествам способны с максимальной результативностью в интересах органов прокуратуры выполнять служебные обязанности. Эффективность расстановки кадров связана с обеспечением возможности служебного роста, с перемещением прокурорских работников по различным должностям.

Надлежащая расстановка кадров и особенно их закрепление в органах прокуратуры, кроме тщательного и ответственного изучения кадрового состава, зависит и от проведения с прокурорскими работниками воспитательной работы. Специфика прокурорско-следственной деятельности вызывает необходимость воспитания у них нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело. В приказе Генерального прокурора РФ от 11 ноября 1996 г. № 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» указывается, что внимание руководителей должно быть обращено на непосредственную работу с людьми, на воспитание работников в духе неуклонного соблюдения требований закона, интересов личности, общества и государства, профессиональной этики.

Существенную роль в повышении качественного состояния кадрового корпуса, его профессионализма, возможностей служебного роста выполняет аттестация работников прокуратуры.

Согласно ст. 41 Закона о прокуратуре аттестация прокурорских работников проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, формирования резерва для выдвижения, укрепления служебной дисциплины, а также для присвоения классных чинов (воинских званий).

Порядок и сроки проведения аттестации установлены Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет специально создаваемыми в органах прокуратуры аттестационными комиссиями, выводы которых утверждаются соответствующими руководителями прокуратуры. По результатам аттестации дается оценка профессиональных, деловых, нравственно-психологических и других качеств аттестуемого лица и делается вывод о соответствии или несоответствии его занимаемой должности. Кроме того, высказываются рекомендации о возможности зачисления в резерв для выдвижения по должности, присвоении классного чина (воинского звания) и другие рекомендации.

Как правило, на основании выводов аттестационных комиссий в органах прокуратуры формируется внутренний кадровый резерв. В отличие от резерва для приема на службу в прокуратуру, внутренний резерв имеет целью выдвижение наиболее подготовленных и проверенных в практической деятельности прокурорских работников на вышестоящие должности. Основанием для включения в резерв служит наличие определенного стажа службы в органах прокуратуры, необходимой профессиональной подготовки, способности к руководящей работе, соответствующих моральных качеств. После зачисления работника во внутренний кадровый резерв с ним проводится работа по дальнейшей подготовки для занятия вышестоящей вакантной должности.

Важным условием служебного роста прокурорских работников является их профессиональная подготовка и повышение квалификации. Кроме получения высшего профессионального образования по юридической специальности, профессиональная подготовка и повышение квалификации в соответствии со ст. 434 Закона о прокуратуре представляют собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации.

Наряду с тем, что организация повышения квалификации прокурорских работников является одним из элементов кадровой работы, Законом о прокуратуре повышение уровня квалификации включено в круг служебных обязанностей прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионального мастерства учитывается при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, их поощрении и влияет на дальнейшее продвижение по службе. Исходя из этого, ведомственными указаниями рекомендовано на местах официально использовать часть служебного времени на самостоятельную учебу как основного вида обучения и повышения квалификации.

Повышение квалификации прокурорских работников осуществляется во всех звеньях прокурорской системы. Созданная единая система повышения квалификации включает в себя следующие формы:

самостоятельную учебу;

постоянно действующие семинары, научно-практические конференции;

стажировку в структурных подразделениях, кабинетах криминалистики;

учебу в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ.

В связи с тем, что официально кадровые службы в органах прокуратуры имеются только на уровне прокуратуры субъектов Федерации, приравненных к ним прокуратуры и в Генеральной прокуратуре РФ, работа по учету кадров и отчетность о работе с кадрами проводится именно в этих кадровых подразделениях.

Учет кадров органов прокуратуры осуществляется по различным показателям. Учитывается общая численность оперативных и технических работников (на 1 января 2001 г. она составляла 46322 единиц); штатная численность оперативного состава (29644 единицы); половозрастной состав прокурорских работников (из оперативных работников 10819 женщины); стаж службы в органах прокуратуры (от 1 до 4 лет – 9,1%, от 5 до 10 лет – 16,8%, свыше 20 лет – 8,3%); количество работников, имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (182 работников), награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры» (1045 человек).

Кроме того, в кадровых службах подлежат учету работники, имеющие классные чины (воинские звания), количество аттестованных работников за определенный период, уволенных со службы с выделением оснований прекращения службы в органах прокуратуры. Соответственно учитываются перемещения прокурорских работников, количество поощренных и привлеченных к дисциплинарной ответственности, прошедших повышение квалификации и другие показатели, связанные с прохождением службы.

Большинство показателей по учету кадров сводятся в единую форму отчета о работе с кадрами, установленную для всей системы органов прокуратуры. Эта статистическая отчетность является необходимым источником информации для обобщения и оценки кадровой работы.

Существенное место в работе с кадрами занимает организация делопроизводства. Необходимость отлаженности технического оформления кадровой работы не вызывает сомнений. Особо выделяется обязательность ведения личных дел на каждого прокурорского работника, оформление и выдача служебных удостоверений, ведение пенсионных дел и других вспомогательных действий, непосредственно связанных с основными видами кадровой работы.

Полномочия прокурора.

Полномочия прокурора – это совокупность прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций.

Классификация.

Классическое разделение:

· проверочные полномочия (направленные на выявление нарушений закона)

Осуществляя надзор за исполнением законом прокурор по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения следующих органов:

o органов исполнительной власти;

o Следственного комитета Российской Федерации,

o представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

o органов местного самоуправления,

o органов военного управления,

o органами контроля,

o органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов:

o представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений,

o выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

o проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций

o рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина

o разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

o принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба

o посещать в любое время органы и учреждения содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иные органы и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

o опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

o знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами

УПК (ст.37):

o проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

o рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

o ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела по мотивированному письменному запросу

· полномочия по реагированию (направленные на устранение нарушений закона)

o принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которое его издал или в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в суд;

o внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны его устранить;

o вынесение постановления, например об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа или о возбуждении дела об административном правонарушении и др.

o вынесение требований об изменении НПА или об устранении нарушений ФЗ, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия

o обращение в суд с заявлением, например о защите избирательных прав (ст.259 ГПК) или о признании брака недействительным, если такой брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения (ст. 28 СК РФ)

· профилактические полномочия (направленные на предупреждение нарушений законов)

o объявление предостережения о недопустимости нарушения закона, например о недопустимости осуществления экстремистской деятельности

Общая классификация:

· внутриорганизационные полномочия (устанавливают организационное основы, устанавливаются НПА Генпрокурора)

· внешнефункциональные полномочия (совокупность форм волеизъявления, предоставленных прокурору для решения задач, связанных с осуществлением надзорной и иной деятельности):

o надзорные (раздел III ФЗ «О прокуратуре», УПК, ст.21 ФЗ от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об ОРД» и другие законодательные акты, например: ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»)

§ процессуальные (н-р: истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (ст.37 УПК))

§ непроцессуальные (н-р: рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина (ст.27 ФЗ «О прокуратуре»)

o ненадзорные

§ процессуальные (н-р: представлять доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст.25.11 КоАП))

§ непроцессуальные (установленны уставами субъекта и различного рода положениями).

Наши рекомендации