Прокуратура в системе гос.органов РФ

Сущность и понятие ПН.

ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Сущность ПН:

1) самост., специф.вид гос.деят-ти, которая явл-ся ис­ключит.компетенцией органов прок-ры;

2)ПН осущ-ся от имени гос-ва — РФ;

3)ПН закл-ся в проверке соблюдения Конст.РФ и правильности исполнения з-нов.

Назначение прокурорского надзора:

1. Выявлять нарушение закона;

2. Принимать меры к устранению этого п/нарушения.

3. Установить виновных в этом правонарушении.

4. Принять меры к привлечению их к отв-ти.

Специфика ПН как самост.вида гос.деят-ти:

1) S-ты ПН - участники прокурорских проверок. Коренным для ПН явл-ся понятие прокурор.

Прокурор – физ.лицо, состоящее на службе в органах прок-ры, принятое на работу в порядке, устан-ном ФЗ «О прок-ре» и исполняющее обяз-ти, предусм-ные этим ФЗ, приказами ген.прокурора, вышестоящего прокурора.

Понятие «прокурор» – собирательное и обобщающее.

В узком смысле термин «прокурор» употреб-ся ФЗ «О прок-ре» - Ген.Прок-р, прок-р S-та РФ, прокурор города или района, прок-р специализиро.прок-ры. То есть руководитель органа прок-ры, лицо, кот-е м.принимать акты прокур.реагирования.

В широком смысле это раб-ки прок-ры, занимающие должности в аппарате прок-ры (зам.прок-ра, прокурор по особым поручениям, прокурор-криминалист).

Кроме прок-ров в системе органов прок-ры есть прокур.работники – раб-ки органов или учр-ний прок-ры, имеющие класс.чины или военные звания.

Понятие «прокур.работник» более широкое, чем понятие прокурор, поскольку к числу первых относятся в т.ч., научные и педагогич.раб-ки, зав.канц. и спец-ты.

2) Объект ПН–все орг-ции, в кот-х провдятся прокур. проверки.

3) Предмет ПН –соблюдение Конст. и исполнение з-нов физ. (долж.)и юр.лицами, перечень кот-х дан в ФЗ о прок-ре, то есть существуют пределы прокурорского.

4) Основ.форма осущ-ния надзора - проверка. При этом прокурор пользуется только прав.ср-вами, присущими прокурору. Акт прок.реагирования (док-т, составленный в письм.форме, содержащий решение прок-ра по поводу выявленного факта нарушения закона) - протест,представ-е,пост-ние,предостережение. Это индив.прав.акт.

5) Особ.место прок-ры в мех-ме гос-ва.Ст.129 Конст. РФ расположена в главе о суд.власти, но в суд.систему прок-ра не входит, а предст-ет собой единую централиз. систему с подчинением нижестоящих прок-ров вышестоящим и Ген. прокурору РФ. Прок-ра – это гос.орган (не орган гос.власти).

ПН хар-ет основ.функцию прок-ры.

ПН как отрасль юр.науки – сов-ть знаний о зак-ве, регулирующем деят-ть прокуратуры. Изучает закономер-ти возникновения, становления и развития п/о-ний в сфере осущ-ния ПН, исследует основ.понятия ПН, содер­жание полномочий прок-ра при выполнении разл.на­правлений деят-ти, изучает эффект-ть прав.норм, реглам-щих деят-ть органов прок-ры по осущ-нию надзора.

ПН как уч.дисциплина – часть образоват.процесса в высших и средне-спец.учебных заведениях.

В ПН как в уч.дисциплине м. выделить общую часть (Гл. 1 и 2 ФЗ «О прок-ре») и особ.часть (нормы об особенностях ПН в отдел.отраслях прок.деят-ти).

Цели и задачи ПН

ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

ЦелиПН рез-тат, на достижение которого направлена деят-ть органов прок-ры. Опред-ся статусом, местом и ролью прок-ры в РФ.

Цели в ст. 1 З-на о прокуратуре:

• обеспечение верховенства закона;

• обеспечение единства и укрепления законности;

• обеспечение защиты п-в и свобод чел-ка и гр-на;

• обеспечение охраняемых з-ном интересов общ-ва и го­с-ва.

ЗадачиПН непоср-но направ­лены на достижение целей прок-ры.

Задачи условно можно разделить на:

Общие задачирешаются в процессе осущ-ния орга­нами прок-ры всех направлений деят-ти. Опред-ся в Конст., ФЗ о прок-ре.

Общей за­дачей ПН явл-ся укрепление законности и охрана от посягательств:

1) закрепленного Конст-цией обществ. и гос.строя РФ;

2) полит., труд., жилищ., имущ. и иных охраняемых з-ном п-в и свобод гр-н;

3) прав и интересов пред­пр-тий и орг-ций независимо от форм собств-ти.

Спец.зада­чиПН вытекают из общих задач. Они стоят перед конкрет.направ­лением деят-ти прок-ры. Содержание спец.задач опред-ся компетенцией прок-ра в каждом из этих направлений.

# обеспечение законности издаваемых прав.актов – общий надзор.

Частнойназывается задача врем.хар-ра, которую ПН решает на данном этапе реализации спе­ц.задач, # истреб-ние прав.актов для проверки их соответствия закону, получение объяснений по по­воду конкрет.нарушения з-на, привлечение спец-та для выяснения возникшего вопроса.

Учреждение прок-ры в Рос.империи

Прок-ра в Рос.империи учреждена Указом Петра I. Прок-ра учреждалась с целью осущ-ния гласного контроля за соблюдением закон-ти в деят-ти централ. и местных органов гос.власти.

Важ.роль в прав.регул-нии деят-ти прок-ры сыграл Указ Петра I от 27.04.1722г. «О должности Генерал-прокурора», в которой он был назван «оком государевым» и «стряпчим в делах государевых». Он осуществлял надзор за тем, чтобы высший гос.орган страны – Сенат – действовал в строгом соотв-вии с регламентами и император.указами.

Генерал-прок-р был вправе предлагать Сенату принимать решения по вопросам, неурегулированным п-вом, т.е. наделялся опред.полномочиями в сфере п/творч-ва.

Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.

Прокуроры осущ-ли надзор за закон-тью в деят-ти др. гос.органов. Они вели наблюдение за интересами казны, осущ-ли надзор по арестанским делам, за местами содержания заключенных. Прокуроры были наделены п-вом опротестования незаконных решений гос.органов, вносить предложения по устранению иных нарушений з-нов.

Прок-ра в России учреждалась как надзор.орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осущ-ли надзор за законностью в деят-ти гос.органов, долж.лиц, издаваемых ими прав.актов.

После смерти Петра I прок-ра фактически бездействовала, в особ-ти в период царствования Анны Иоанновны. она была восстановлена Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12.12.1741г. и наделена теми же п-вами, которые имела в период царствования Петра I. Полностью же прок-ра сформировалась как орган надзорного типа при Катерине II.В значит.мере был усилен прок.надзор за закон-тью в Дея-ти губернских органов власти.

Прав.регулирование ПН в РФ

Ст.129 Конст.РФ опред-ет прок-ру РФ как единую централиз.систему с подчинением нижестоящ.прокуроров вышестоящим и Ген.прокурору РФ.

Ст.15 Конст. – органы гос.власти, органы МСУ, долж.лица, гр-не и их объединения обязаны соблюдать Конст.РФ и з-ны.

В соотв. со ст.71 Конст. прав.регул-ние орг-ции и деят-ти прок-ры как самост.федерал.органа находится в ведении РФ.

В соотв. со ст.72 Конст. в совмест.ведении РФ и S-тов РФ находятся кадры правоохран.органов.

Конст.РФ закрепляет порядок назначения на долж-ть и освоб-ния от долж-ти Ген.прок-ра и др.прок-ров. Ст.83 Конст.РФ - През-т РФ представляет Совету Фед-ции кандидатуру Ген.прокурора РФ, а также вносит в Совет Фед-ции предложение об освоб-нии от долж-ти Ген.прок-ра.

Ст.102 Конст. – к ведению Совета Фед-ции относится назначение на долж-ть и освоб-ние от долж-ти Ген.прок-ра РФ.

Ст.129 Конст. – прокуроры S-тов РФ назначаются Ген. прокурором РФ по согласованию с S-тами РФ. Иные прок-ры назначаются Ген.прокурором РФ.

Конст.РФ не включает полномочия прок-ров, орг-цию и порядок деят-ти прокуратуры РФ, но она устан-ет, что эти вопросы опред-ся фед.з-ном.

ФЗ «О прокуратуре РФ» опред-ет понятие, сис­тему и структуру органов прокуратуры, принци­пы и направления деят-ти, пол­номочия прокуроров относительно конкретного направления деят-ти и др.

ГПК, УПК, АПК, КоАП реглам-ют полномочия и процесс.положение прокуроров. Труд.Кодекс, а также ФЗ «Об основах гос.службы в РФ» регламентируют внутр.отношения прокуратуры со своими работниками (порядок поступления и увольнения лиц на службу в прокуратуру и т.д.).

Также прав.основы орг-ции и деят-ти прокуратуры опред-ся указами През-та и прав.актами Ген.прокурора РФ (приказы, ука­зания, распор-ния, положения и инстр-ции). Пост-ние ГД РФ «О прохождении службы в органах и учреждениях Прокуратуры РФ», Положение о класс.чинах прокурорских работников РФ» утв. Указом През-та.

М/нар.дог-ры.

ФЗ «О прокуратуре»

ФЗ «О прокуратуре РФ» опред-ет понятие, сис­тему и структуру органов прокуратуры, принци­пы и направления деят-ти, пол­номочия прокуроров относительно конкретного направления деят-ти и др.

Состоит из 7 разделов, 54 статей. Закрепляет:

- понятие прокуратуры РФ (единая фед.централиз. система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и исполнением з-нов, дейст-щих на тер-рии РФ);

- направления деят-ти прок-ры, предмет того или иного вида надзора, полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования;

- принципы орг-ции и деят-ти прок-ры РФ;

- систему прок-ры, порядок назначения и освоб-ния от должности прокуроров;

- структуру Ген.прок-ры, прок-ры S-тов РФ, городов и районов и приравненных к ним прокуратур;

- прохождение службы в органах и учр-ниях прок-ры, треб-ния, предъявляемые к лицам, назначаемым на долж-ть прок-ра и след-ля, ограничения, связанные со службой, аттестацию, отпуска, поощрения, дисциплинар.отв-ть, порядок привлечения к угол. и адм.отв-ти;

- матер. и соц.обеспечение прок.работников;

- меры прав. и соц.защиты;

- раздел VI – особ-ти орг-ции и обеспечения деят-ти органов воен.прок-ры.

В силу ст.3 ФЗ орг-ция и порядок деят-ти прок-ры РФ опред-ся Конст-цией РФ, ФЗ «О прок-ре» и др.фед.з-нами, м/нар.дог-рами. На прок-ру не м.б. возложено выполнение функций, не предусм-ных фед.з-нами.

Прав.акты Ген.прокурора РФ

В силу ст.17 ФЗ «О прокуратуре» Ген.прок-р издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учр-ний прок-ры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регул-щие вопросы орг-ции деят-ти системы прок-ры РФ и порядок реализации мер матер. и соц.обеспечения работников прок-ры.

# Приказ «О повышении роли прок-ры в борьбе с преступностью и её предупреждении»,

- Инструкция по делопроизв-ву в органах и учр-ниях прок-ры РФ, утв. приказом Ген.прок-ра 98г.

- Приказ «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об ОРД» от 2000г.

- Положение об аттестации работников органов и учр-ний прок-ры РФ, утв. приказом Ген.прокурора от 1998г.

- Указание «Об орг-ции прок.надзора за исполнением з-нов при осущ-нии полномочий суд.приставами» 1999г.

Пр-п единства ПН

1)Ст.129 Конст., ст.1 ФЗ: прок-ра — прок-ра РФ – единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и исполнением з-нов, дейст-щих на тер-рии РФ.

Т.о., в положениях данных ст.ст. проявл-ся пр-п ед-ва (ПЕ), т.к. каждый прок-р осущ-ет свои полномочия в пределах своей компетенции от имени РФ, а действующие на тер-рии РФ прок-ры составляют единую систему, орг-ция и дея­т-ть кот-х осущ-ся на основе единого зак-ва.

2)В ч.2 ст.1 ФЗ закреплены направления деят-ти прок-ры РФ в целом:

1) надзор за исполнением з-нов фед.органами ИВ, органами ИВ S-тов РФ, органами МСУ, органами контроля, управления, руков-лями ком. и неком.орг-ций;

2) надзор за соблюдением п-в и свобод чел-ка и гр-на фед.органами ИВ, органами ИФ S-тов РФ, органами МСУ, органами контроля, управления, руков-лями ком. и неком. орг-ций;

3) надзор за исполнением з-нов органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие;

4) надзор за исполнением з-нов суд.приставами;

5) надзор за исполнением з-нов адм-циями органов и учр-ний, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуд.хар-ра, адм-циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

6) уг.преследование в соотв. с полномочиями, устан-ными уг-процес.зак-вом РФ;

7) координация деят-ти правоохр.органов по борьбе с преступностью;

8) участие в п/творч.деят-ти;

9) участие прок-ров в рассм-нии дел судами в соотв. с процесс.зак-вом РФ, опротестовывание противоречащих з-ну решений, приговоров, опред-ний и пост-ний судов.

Данные виды деят-ти прок-ры м. осущ-ться всеми прок-рами без исключения в соотв. с их компетенциями. В этом проявляется ПЕ.

3) ПЕ проявл-ся и в том, что приказы, указания, распор-ния, положения и инструкции Ген.прокурора обязательны для исполнения всеми раб-ками прок-ры. Кроме того, вышестоящий прок-р м. поручить нижестоящему прок-ру выполнение своих обяз-тей и, наоборот, принять на себя исполнение обяз-тей нижестоящ.прок-ра, а также отменить решение, принятое нижестоящ.прок-ром кроме случаев, прямо предусм-ных з-ном. Это возм--о, т.к. вся система прок-ры в целом орган-тся на основе единых принципов (ст.4 ФЗ), руков-ется одним и тем же зак-вом, разрешает единые задачи.

6. В ст.ст.22,27,30,33,35,36,37 Закона указаны полномочия прок-ра при осущ-нии того или иного вида деят-ти прок-ры. Данными полномочиями обладают все прокуроры в пределах своей компетенции. Т.о., в указ. нормах проявл-ся принцип единства.

7. В ст.ст.23,24,25, 25.1., 28, 36 Закона закреплены виды актов прокур.реагирования. В данных положениях проявляется принцип единства, т.к. любой прокурор обязан вынести один из указ.актов по выявленному нарушению. Такие акты обладают одинаковой юр.силой и одинаково обязат-ны для исполнения соотв-щими органами и их долж.лицами. Т.е. все прокуроры обладают одинаковыми прав.ср-вами реализации своих полномочий.

Генеральная прокуратура РФ.

Прок-ра РФ(ст.129 Конст., ст.1 ФЗ)— единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и испол-ем з-нов, дей­ст-щих на тер-рии РФ.

Ген.прок-ра — высшее звено органов прок-ры РФ. Её возглавляет Ген.прок-р РФ. Он назн-ся и освоб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию През-та РФ. Если предлож.кандидатура не получит необх.кол-ва голосов членов СФ, то През-т в теч.30 дней предст-ет новую кандидатуру. Председ-ль СФ приводит Ген.прок-ра к присяге.

В отсут-вие Ген.прок-ра его обяз-ти исполняет первый зам, а при его отсут-вии – один из замов Ген.прок-ра. Все замы назн-ся Советом Фед-ции по предст-нию Ген.прок-ра.

Срок полномочий Ген.прок-ра – 5 лет. Сообщение о назначении и освоб-нии от долж-ти Ген.прок-ра публикуется в печати.

Ген.прок-р ежегодно предст-ет палатам Фед.Собрания и През-ту доклад о состоянии закон-ти и п/порядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению.

Ген.прок-р имеет также советников, ст.помощников и помощников по особым поручениям, статус кото-х соотв-ет статусу нач-ков управлений; помощни­ков и помощников по особым поручениям, статус кот-х соот­в-ет статусу замов нач-ков упр-ний.

Ген.прок-р орг-ет работу всей системы, назначает всех прок-ров и освоб-ет их от долж-ти, они подотчетны ему.

Структуру Ген.прок-ры составляют глав.управления, управления и отделы (на правах управ-ний либо в составе управ-ний), возглавляемые нач-ками—стар­шими помощниками Ген.прок-ра. Зам.на­ч-ка — пом.Ген.прок-ра. Нач-к и зам.нач-ка назнач-ся и освоб-ся от долж-ти Ген.прок-ром. В этих подразд-ниях работают ст.прок-ры и прок-ры, ст.прок-ры-криминалисты и прок-ры-криминалисты, а также ст.след-ли по осо­бо важ.делам и след-ли по особо важ. делам и их помощники.

В Ген.прок-ре образуется коллегияв составе Ген. прок-ра (председатель), его первого зама и замов (по должности), др.прок.раб-ков, назначаемых Ген.прок-ром. Коллегии явл-ся совещат-ными органами. На основании решений коллегий соотв-щие прокуроры издают приказы. Ген.прок-р не связан мнением коллегии.

В состав Ген.прок-ры на правах структур.подразд-ния входит Главная военная прокуратура. Её возглавляет Глав.воен.прок-р, кот-й явл-ся замом Ген.прок-ра.

В состав Ген.прок-ры входит ряд подразд-­ний обеспеч-щего хар-ра:упр-ние по рассм-­нию писем и приему гр-н; секретариат; упр-ние делами; центр инф-ции и обществ. связей; финансово-хоз.упр-ние; упр-ние по делам гражд. оборо­ны, чрезв.ситуациям и безопас-ти, мобилизационной работе; первый отдел.

В Ген.прок-ре создан Информ-анали­т.центр для обобщения и анализа инф-ции по ?? деят-ти органов прок-ры.

Для аттестации прокурорско-следственных и др.раб-ков в Ген.прок-ре образуются Высшая аттест.комиссия и Атт. комиссия,деят-ть кот-х реглам-ся Положением, утв-мым Ген.прокурором. Высшую атт.комиссию воз­главляет Ген. прокурор, Атт.комиссию — начальник управления кадров.

При Ген.прок-туре дейст-ет Научно-консуль­татив.советдля рассм-ния ??, связанных с орг-цией и деят-тью органов прок-ры. Целью деят-ти Научно-конс.совета явл-ся науч.содействие органам прок-ры в выполнении задач, возложенных на них З-ном о прокуратуре.

Штаты и структуру Ген.прок-ры в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда уста­-ет Ген. прок-р. Он же опред-ет полномо­чия структ.подразд-ний, каждое из кот-х действует в соответствии с положением о нем, утв-ным Ген.прок-ром.

Прокуратура субъектов РФ.

Прок-ра РФ(ст.129 Конст., ст.1 ФЗ)— единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и испол-ем з-нов, дей­ст-щих на тер-рии РФ.

Прок-туры S-тов явл-ся одним из звеньев системы органов прок-ры РФ, согласно ст.11 ФЗ.

Прок-ры S-тов РФ назн-ся на долж-ть Ген. прокурором по согласованию с органами гос.власти S-тов РФ (сам S-т решает какой именно орган: законодат. или исполнит.), под­чинены и подотчётны Ген.прок-ру и освоб-­ся им от долж-ти без согласования с вышеуказ.орга­нами.

В прок-рах S-тов образуются упр-ния и отде­лы(на п-вах упр-ний либо в составе упр-ний). Нач-ки упр-ний и отделов на п-вах упр-ний явл-ся ст.помощниками прок-ра S-та, а их замы и нач-ки отделов в составе упр-ний — помощниками прок-­а S-та РФ.

В прок-рах S-тов РФ устан-ся должности ст.помощников и помощников прок-ров, ст.про­к-ров и прок-ров упр-ний и отделов, ст.прок-­ров-крим-тов и прок-ров-крим-тов, а также след-лей по особо важ.делам и ст.след-лей и их помощников.

В прок-рах S-тов РФ образуются коллегиив соста­ве: прок-ра S-та РФ (председатель), его первого зама и замов (по долж-ти) и др.прок.раб-ков, назначаемых прок-ром S-та РФ.

Полномочия прок-ров S-тов РФ по руков-тву подчин. органами:

• руководят деят-тью прок-тур городов и районов, иных приравненных к ним прок-тур на основе з-нов, дейст-щих на тер-рии РФ, и норм.актов Ген.прокурора;

• издают приказы, указания, распор-ния, обязательные для исполнения подчиненными работниками;

• м. вносить изменения в штат.расписания своих аппара­тов и подчиненных прокуратур в пределах числен-ти и фон­да оплаты труда, устан-ных Ген.прок-ром;

• предст-ют Ген.прокурору для назначения на долж-ти подчиненных прок-ров и прокур.работни­ков.

23. Прокуратура района (города)

Прок-ра РФ(ст.129 Конст., ст.1 ФЗ)— единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и испол-ем з-нов, дей­ст-щих на тер-рии РФ.

Прок-ра района (города) явл-ся одним из звеньев системы органов прок-ры согласно ст.11 ФЗ.

Прок-ра района (города) — основ.звено орга­нов прок-туры, низшее звено системы прокуратуры.

В городах, где отсут-ет рай.деление, действуют прок-туры адм.округов с приданием им стату­са прокуратур районов в городах.

Прок-туры возглавляют соотв-­щие прокуроры, которые назн-ся и освоб-ся от долж-ти Ген.прокуро­ром.

В указ.прок-рах устан-ся долж-ти пер­вого зама и замов прок-ра; нач-ков от­делов; ст.помощников и помощников прок-ра; ст.прок-ров-крим-тов,прок-ров-крим-тов, а также ст.след-лей и след-лей (в прок-рах городов — след-лей по особо важ.делам) и их помощ­ников.

Отделы в прок-рах городов и районов м.б. обра­зованы по решению Ген.прокурора.

Прокуроры городов с рай.делением руководят деят-тью рай.прок-тур; м. издавать приказы, обязат-ные для нижестоящих; м. вносить предложения вышестоящим прокурорам об изменении штат.численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, а также о кадровых изменениях.

Военная прокуратура

Прок-ра РФ(ст.129 Конст., ст.1 ФЗ)— единая федерал. централиз.система органов, осущ-щих от имени РФ надзор за соблюдением Конст.РФ и испол-ем з-нов, дей­ст-щих на тер-рии РФ.

Воен.прок-туры явл-ся одним из звеньев системы органов прок-ры согласно ст.11 ФЗ.

Раздел 6 ФЗ «О прок-туре» посвящен особ-тям орг-ции и обеспечения деят-ти органов воен.прок-туры.

Систему органов воен.прок-туры составляют: Глав.воен.прок-тура, воен.прок-туры воен.округов, флотов, Ракетных войск стратегич.назначения, Федерал. погранич.службы РФ, Московская городская военная прок-тура и др.воен.прок-туры, приравненные к прок-турам S-тов РФ, воен.прок-туры объединений, соединений, гарнизонов и др.воен.прок-туры, прирав-ные к прок-турам городов и районов.

В воен.прок-рах, приравненных к прок-турам городов и районов, по решению Глав.воен.прок-ра м. создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки. В местностях, где в силу исключит.обстоят-в не действуют иные органы прок-туры, а также за пределами РФ, где в соотв-вии с м/нар.дог-рами находятся войска РФ, осущ-ние ф-ций прок-туры м.б. возложено Ген.прок-ром РФ на органы воен.прок-туры.

Ген.прок-р РФ осущ-ет орг-цию, реорг-цию и ликв-цию органов воен.прок-ры, опред-ние их статуса, компетенции, структуры и штатов. Иные орг-но-штатные ?? решает Глав.воен.прок-р совместно с Ген.штабом ВС РФ, командованием Фед.погранич.службы РФ, др.войск, воинских формирований.

Глав.воен.прок-тура явл-ся структур.подразд-нием Ген.прок-туры РФ. Глав.воен.прок-р возглавляет органы воен.прок-ры, явл-ся замом Ген.прок-ра РФ. Он руководит деят-тью органов прок-туры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию воен.прок-ров и след-лей, издает приказы, обязат-ные для испол-ния всеми воен.прок-турами.

Глав.воен.прок-р назн-ся и ос­воб-ся от долж-ти Советом Фед-ции по предст-нию Ген.прокурора. Все во­ен. прок-ры назн-ся и освоб-ся от долж-ти Ген.прокурором.

Глав.воен.прок-р имеет первого зама и замов, ст.помощников по особ.поручениям, помощников по особ. поручениям.

Структуру Глав.воен.прок-туры составляют упр-ния, отдела (самост-ные и в составе упр-ний), канцелярия и приёмная. Образуется коллегия в составе Глав.воен.прок-ра (председатель), его первого зама и замов (по долж-ти), др.прок.работников, назначаемых Глав.воен.прок-ром. Персонал.состав коллегии утв-ся Ген.прок-ром по предст-нию Глав.воен.прок-ра. Коллегия носит совещат. хар-р.

Воен.прок-туры возглавляют соотв.воен.прок-ры, кот-е имеют замов, ст.помощников и помощников. В отделах имеются воен.прок-ры отделов, ст.прок-ры-крим-ты и прок-ры-крим-ты, а также след-ли по особо важ.делам и ст.след-ли.

26.Гос.служба в органах прок-туры

Служба в органах и учр-ниях прок-ры явл-ся видом федерал.гос. службы. Прокур.работники явл-ся гос. служащими гос.службы РФ, исполняющими обяз-ти по гос. долж-ти федерал.гос.службы.

След-но, прав.положение и условия службы прокур.раб-ков опред-ся ФЗ «Об основах гос.службы в РФ», но с учетом треб-ний ФЗ «О прокуратуре». (На всякий случай -по гос.службе есть ещё ФЗ «О системе гос.службы»)

Порядок прохождения службы в воен.прок-туре опред-ся ФЗ «О прокуратуре», ФЗ «О воинской обяз-ти и военной службе» и ФЗ «О статусе в/служащих».

Лица принимаются на службу в органы и учр-ния прок-ры на условиях труд.дог-ра, закл-мого на неопред.срок или на срок не более 5 лет.

В случае, если лицо получает высшее проф.образ-ние по юр.спец-ти и за него платит Ген.прок-ра, а также если обучается в очной аспирантуре с сохранением денеж. содержания, то оно обязано в соотв-вии с заключенным дог-ром отработать не менее 5 лет. При увольнении до истеч. этого срока (кроме увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действит.воен.службу; увольнения женщины, имеющей ребенка до 8 лет; в связи с ликв-цией органа или учр-ния прок-туры, сокращением численности или штата) данное лицо обязано возместить затраты на его обучение.

Ограничения, связанные со службой в органах прок-ры, реглам-ся ФЗ «Об основах гос.службы РФ» - ст.11:

Гос.служащий не вправе:

1) заниматься др.оплачив.деят-тью, кроме педагог., научной и иной творч.деят-ти;

2) быть депутатом законод.органа РФ, законодат. органов S-тов РФ, органов МСУ;

3) заниматься предприн.деят-тью лично или ч/з довер. лиц;

4) быть членом органа упр-ния коммерч.орг-цией;

5) быть поверенным или представителем по делам 3-х лиц в гос.органе, в кот-м он состоит на гос.службе либо кот-й непосред-но подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужеб.целях ср-ва матер-технич., финанс. и информ-ного обесп-ния, др. гос. им-во и служ.инф-цию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в кач-ве гос.служащего;

8) получать от физ. и юр.лиц вознагр-ния (подарки, денеж.вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, трансп.расходов и иные вознагр-ния), связанные с исполнением долж.обяз-тей, в т.ч. и после выхода на пенсию;

Согласно ГК РФ не допускается дарение, за искл. обыч.подарков (стоимость – не выше 5 МРОТ), гос. служащим в связи с их долж.положением или в связи с исполнением ими служ.обяз-тей.

9) принимать без разрешения През-та РФ награды, почетные и спец.звания иностр.гос-в, м/нар. и иностр. орг-ций;

10) выезжать в служ.командировки за границу за счет физ. и юр.лиц, за искл. служ.командировок, осущ-мых в соотв. с м/нар.дог-рами РФ или на взаим.основе по договор-ти федерал.органов гос.власти и органов гос. власти S-тов РФ с гос.органами иностр.гос-в, м/нар. и иностр.орг-циями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использ-ть свое служ.положение в интересах полит.партий, обществ.(религ.)объед-ний для пропаганды отношения к ним.

Гос.служащий обязан передавать в доверит.упр-ние под гарантию гос-ва на время прохождения гос.службы находящиеся в его собств-ти доли (пакеты акций) в устав.капитале коммерч.орг-ций в порядке, устан-ном ФЗ.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прок-туры (кроме лиц, окончивших высшие и средние проф. образоват.учр-ния) м. устан-ся испытание на срок до 6 мес. для проверки соотв-вия занимаемой долж-ти. Сок испытания м.б. сокращен или продлен, но в пределах 6 мес. по соглашению сторон.

27. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на долж-ти прокуроров и следователей

Треб-ния:

1) гр-н РФ,

2) высшее юр.образ-е, полученное в образоват.учр-нии высшего проф.об­разования, имеющем гос.аккредитацию,

3) обладание необх.проф. и морал.кач-вами,

4) способность по сост-нию здоровья исполнять возлагае­мые служ.обяз-ти.

На долж-ть пом.прок-ров и след-лей про­к-тур городов, районов, приравненных к ним прок-тур в искл.случаях м. назначаться лица, обучающие­ся по юр.спец-сти в образоват.учр-­ниях высшего проф.образования, имеющих гос.аккред-цию, и окончившие 3 курс указ.образоват. учр-ний.

Треб-ния к лицу, назнач-мому на долж-ть прок-ра р-на, города, приравненных к ним прок-тур:

1) возраст – не моложе 25 лет,

2) стаж работы прок-ром или след-лем прок-туры – не менее 3 лет.

Треб-ния к лицу, назнач-мому на долж-ть прок-ра S-та РФ, приравненных прок-тур:

1) возраст – не моложе 30 лет,

2) стаж работы прок-ром или след-лем прок-туры – не менее 5 лет.

В искл.случаях Ген.прок-р м. назначить на долж-ть прок-ра S-та РФ, города, района, прирав.прок-тур лицо, имеющее опты работы по юр.спец-сти на руководящих долж-тях в органах гос.власти.

Лицо не м.б. принято на службу в органы и учр-ния прок-туры и находиться на указ.службе, если оно:

1) имеет гр-во иностр.гос-ва;

2) признано решением суда недеесп-ным или огран-но деесп-ным;

3) лишено решением суда п-ва занимать гос.долж-ти гос.службы в теч. опред.срока;

4) имело или имеет судимость;

5) имеет заболевание, кот-е согласно мед.заключению препятствует исполнению им служ.обяз-тей;

6) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с раб-ком органа или учр-ния прок-туры, если их служба связана с непосред. подчиненностью или подконтрольностью одного из них др.;

7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, сост-щим гос.тайну, если исполнение служ.обяз-тей по долж-ти,на кот-ю претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Ст. 22 З-на о прок-туре.

Прок-р имеет п-во:

-входить на тер-рию орг-нов и орг-ций,в помещение;

-имеет доступ к интерес-щим его докум-там и мат-лам;

-вправе треб-ть от руков-лей орг-ций предст-ния необх.док-тов, иных сведений;

-требовать выделения специалистов;

-требовать ревизий деят-ти подконтрол.орг-ций;

-требовать проведения служеб.расследования;

-вызывать долж.лиц и гр-н по поводу нарушений з-на.

Пост-е о возб.уг.дела

Реш-е о возб. уг. дела приним-ся пр-м при наличии данных, указывающих на признаки прест-ия, и оформ-ся мотивированным постан-ем (форма пост-я предусмот. УПК: дата, время, место его вынесения, кем оно вынесено, повод и основание для возб. уг.дела, п.,ч.,ст. УК РФ, на основании кот. возб.уг.дело). Мате­риалы уг. дела, возб-ного пр-м, направл-ся для пр-ва расслед-я органу дознания или предв. следствия с соблюд. признака подследст-­ти либо приним-ся к пр-ву самим прокурором.

Уг. преследование.

В зависимости от хар-ра и тяжести соверш-го преступ-я уг. преслед-ние, вкл. обвинение в суде, осущ-ся в пуб-м, частно-пуб-м и част-м порядке.

Пр-р или след-ль или дознов-ль с согласия пр-ра вправе возб-ть уг. дело о любом преступ-ни и при отсутствии заяв-я потер-го, если данное преступ-е совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоят-но воспольз-ся принад-ми ему пр-ми.

Уг. преслед-е от имени гос-ва по делам пуб-го и частно-пуб-го обв-я осущ-ют пр-р, следователь и дознователь.

Пр-р, след-ль, дозн-ль при обнаруж-и признаков прест-я принимают меры по устан-ю события преступ-я, изобличению лица, виновного в совер-и преступ-я.

Требования, поручения и запросы пр-ра обязательны для испол-я всеми учреж-ми, пред-ми, орг-ми, долж.д. и гр-ми.

Апелл. пред-е по гр. делу.

На решение мир. судьи пр-р, участ-щий в деле м. принести апел. пред-ние.

Апел. пред-ние подается в течении 10 дней со дня принятия решения в окончат. форме.

Апелл. пред. д. содержать:

-наименование район.суда, в кот. адресуется пред-е

-наименование лица подающего пред-е, его место нахождение;

-указание на обжалуемое решение м/с;

-доводы пред-я;

-просьбу заин. лица;

-перечень прилаг. к пред-ю док-в;

Апелл. пред-е подписывается пр-м.

В случае если треб. предъяв-е к пред-ю не выполнены апелл. пред-е м.б. оставлено без движ. и предоставлен срок для его устранения. В случае если требов. судьи будет выполнено в срок апелл. пред-е считается поданным в день первонач. поступления в суд.

В сулчае если требов. судьи не будет выполнено апелл. пред-е подлежит возврат., а также возвращается если истек срок на обжалование и нет заявления о восст. пропущ. срока. Возвр. осущ. на основании опр-я

Кассац. пред-ние пр-ра.

Касс. пред-е по уг. делу.

В теч. 10 суток со дня провозглашения приговора.

Представ-е д. содержать:

-наименование суда кассац. инст., в кот. подается предст-е;

-данные о лице подавшим представление, с указанием проц. положения, место нахожд.;

-указание на приговор , кот. обжалуется и наименование суда, его вынесшего;

-доводы лица подавшего представ. и указаны основания отмены или изменения суд. решения в касс.порядке.

-перечень прилагаемых к предст-ю материал.

-подпись лица.

Если пред-е не соот-ет требов-м и это препятствует рассмот. дела в кассац.порядке. выносит пост-е о прек. касс. произ-ва.

Кассац. пред-е по гр. делу.

Касс. пред-е м.б. подано в теч. 10 д. со дня принятия решения в окончательной форме.

Кассац. пред. д. содержать:

-наименование суда, в кот. адресуется пред-е

-наименование лица подающего пред-е, его место нахождение;

-указание на решение суда,кот. обжалуется;

-требование пр-ра, основания, по кот. он считает, что решение суда неправильно;

-перечень прилаг. к пред-ю док-в;

Кассац. пред-е подписывается пр-м.

В случае если треб. предъяв-е к пред-ю не выполнены кассац. пред-е м.б. оставлено без движ. и предоставлен срок для его устранения. В случае если требов. судьи будет выполнено в срок кассац. пред-е считается поданным в день первонач. поступления в суд.

В случае если требов. судьи не будет выполнено кассац. пред-е подлежит возврат., а также возвращается если истек срок на обжалование и нет заявления о восст. пропущ. срока. Возвр. осущ. на основании опр-я.

Сущность и понятие ПН.

ПН как вид гос. деят-ти— специфич.деят-ть фед.гос. органов прокуратуры, осущ-мая от имени РФ и состоящая в обеспечении точности соблюдения Конст.РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Сущность ПН:

1) самост., специф.вид гос.деят-ти, которая явл-ся ис­ключит.компетенцией органов прок-ры;

2)ПН осущ-ся от имени гос-ва — РФ;

3)ПН закл-ся в проверке соблюдения Конст.РФ и правильности исполнения з-нов.

Назначение прокурорского надзора:

1. Выявлять нарушение закона;

2. Принимать меры к устранению этого п/нарушения.

3. Установить виновных в этом правонарушении.

4. Принять меры к привлечению их к отв-ти.

Специфика ПН как самост.вида гос.деят-ти:

1) S-ты ПН - участники прокурорских проверок. Коренным для ПН явл-ся понятие прокурор.

Прокурор – физ.лицо, состоящее на службе в органах прок-ры, принятое на работу в порядке, устан-ном ФЗ «О прок-ре» и исполняющее обяз-ти, предусм-ные этим ФЗ, приказами ген.прокурора, вышестоящего прокурора.

Понятие «прокурор» – собирательное и обобщающее.

В узком смысле термин «прокурор» употреб-ся ФЗ «О прок-ре» - Ген.Прок-р, прок-р S-та РФ, прокурор города или района, прок-р специализиро.прок-ры. То есть руководитель органа прок-ры, лицо, кот-е м.принимать акты прокур.реагирования.

В широком смысле это раб-ки прок-ры, занимающие должности в аппарате прок-ры (зам.прок-ра, прокурор по особым поручениям, прокурор-криминалист).

Кроме прок-ров в системе органов прок-ры есть прокур.работники – раб-ки органов или учр-ний прок-ры, имеющие класс.чины или военные звания.

Понятие «прокур.работник» более широкое, чем понятие прокурор, поскольку к числу первых относятся в т.ч., научные и педагогич.раб-ки, зав.канц. и спец-ты.

2) Объект ПН–все орг-ции, в кот-х провдятся прокур. проверки.

3) Предмет ПН –соблюдение Конст. и исполнение з-нов физ. (долж.)и юр.лицами, перечень кот-х дан в ФЗ о прок-ре, то есть существуют пределы прокурорского.

4) Основ.форма осущ-ния надзора - проверка. При этом прокурор пользуется только прав.ср-вами, присущими прокурору. Акт прок.реагирования (док-т, составленный в письм.форме, содержащий решение прок-ра по поводу выявленного факта нарушения закона) - протест,представ-е,пост-ние,предостережение. Это индив.прав.акт.

5) Особ.место прок-ры в мех-ме гос-ва.Ст.129 Конст. РФ расположена в главе о суд.власти, но в суд.систему прок-ра не входит, а предст-ет собой единую централиз. систему с подчинением нижестоящих прок-ров выше<

Наши рекомендации