Тема 2. государство и право.

Государство – это политическая организация, образуемая моноэтнической или полиэтнической общностью, закрепленной на определенной территории, на которой поддерживается юридический порядок, установленный политической элитой, монополизирующей власть и обладающей законным правом применения принуждения. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самообороны. От всех прочих форм коллективизма (семья, господствующие владения) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу для исполнения этих законов и защиты государства от нападения из вне.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо или непосредовано затрагивают интересы различных слоев, классов общества. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполненных задач, функций и во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Государство сегодня становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация – народовластие.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. К основным признакам государства относят:

1. Наличие собственной территории – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Территория государства может изменяться: в результате поражения в войне она уменьшается, или увеличивается в процессе экспансии. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах как «подданный», «гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства».

2. Наличие населения, человеческого сообщества проживающего на территории государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

3. Наличие публичной власти. Термин «власть означает» способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным. Такое отношение устанавливается между населением и слоем управленцев или политической элитой. Власть в государстве должна быть всеобщей, или публичной, то есть распространять свои действия на всю территорию, на все население. Помимо этого власть должна быть универсальной, т.е. способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а ее указания должны быть общеобязательными для всех.

4. Наличие права, то есть системы общеобязательных социальных норм, охраняемых аппаратом государственного принуждения, обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Юридические нормы устанавливают определённые нормы и правила. И в зависимости от того как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.

5. Наличие аппарата подавления. Это установленная государством деятельность специальных органов, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом. В эту часть государственного аппарата входят: судебные органы, прокуратура, полиция, органы безопасности, внешней разведки, таможенные органы и т.д. С помощью правоохранительных органов, возможно применение принудительных мер, предусмотренных правовой системой к населению. Особенно характер и объём принуждения возрастает, если власть, нелегитимна и сопротивление ей, как правило, велико.

6. Монопольное права на взимание налогов, то есть обязательных и безвозмездных платежей, взыскиваемых в заранее установленных размерах и в определенные сроки. Они необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, для поддержания социальной сферы, науки, культуры, здравоохранения и т.д. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берёт на себя решение все новых и новых задач.

7. Наличие государственного суверенитета. Это означает, что власть, существующая в государстве, является высшей властью, а в мировом сообществе – самостоятельной властью. То есть государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

Под функциями государства подразумеваются основные направления деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Функции государства — не любые, а основные направления его деятельности, без которых государство не может обойтись. Каждая функция представляет устойчивую деятельность государства в той или иной сфере — экономической, политической, социальной или духовной. Функции государства складываются объективно, под воздействием многих причин, главными из которых являются особенности социально-политического и экономического развития общества. От выполнения государством своих функций зависит целостность общества и его развитие. Функции государства меняются на разных этапах развития общества. Порядок их выполнения зависит от очередности задач, которые встают перед людьми. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач — к возникновению других функций.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. По объекту они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение задач общества. В зависимости от сферы реализации внутренние функции делятся на: экономическую, социальную, политическую, культурно-воспитательную, экологическую.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это достигается через выработку и обеспечение программ экономического развития государства, сбор налогов, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, непосредственное руководство государственным сектором экономики. Современное российское государство нацелено на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы предпринимателей и наемных рабочих, производителей и потребителей товаров и услуг. Этому посвящено законодательство о труде, защите прав потребителей, юридических лицах. Государство в рыночной экономике не допускает монополизации, поощряет конкуренцию, осуществляет лицензирование производства товаров и услуг, контролирует экспортные и импортные операции.

Социальная функция призвана обеспечить свободное развитие личности и социальную защищенность всех членов общества. Она предполагает выделение необходимых средств: на здравоохранение, образование, культуру, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи; льготным категориям населения; для иной помощи в целях достижения достойного уровня жизни граждан. Государство разрабатывает и реализует программы по обеспечению занятости населения и сокращению безработицы, регулирует размеры заработной платы, проявляет заботу о детях, нетрудоспособных и других малообеспеченных категориях населения.

Политическая функция состоит: в поддержании государством политической стабильности и безопасности; обеспечении участия населения в политической жизни общества посредством организации выборов, референдумов, плебисцитов; регулировании деятельности партий, общественных объединений; охране правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан.

Осуществляя культурно-воспитательную функцию,государство гарантирует свободу творческой, научной, деятельности членов общества, поощряет развитие искусства, сохраняет культурные ценности и обеспечивает к ним доступ.

Экологическая функция является жизненно важным направлением деятельности любого государства. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, регламентирующее защиту и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов. Оно предусматривает как предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, так и меры юридической ответственности за нарушение требований охраны природы.

Внешние функции связаны с деятельностью государства на международной арене. К ним относятся: сотрудничество, оборона, поддержание мирового порядка, решение глобальных проблем, защита своих граждан за рубежом.

Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Нередко бывает так, что невозможно выполнить какую-либо внутреннюю функцию, не прибегая к сотрудничеству с другими странами. Так, борясь с преступностью в обществе, государство обращается за помощью к международным организациям, например Интерполу, и другим государствам с целью розыска, поимки и выдачи преступников.

Если в качестве критерия разграничения функций использовать характер действий государства, то можно выделить регулятивную и охранительную функцию. Регулятивная функция состоит в наделении соответствующих участников общественных отношений правами, свободами, обязанностями, предоставлении им льгот за социально желательные действия. Охранительная функция связана с защитой прав и свобод личности, общества и государства.

В современной науке для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий.

Форма правления представляет собой способ организации государственной власти, включающей в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Другими словами, форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними. Различают две основные формы правления: монархическую (единоличная, наследуемая) и республиканскую (коллегиальная, выборная).

Монархия - это форма государственного правления, в котором верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства. Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. Как правило, власть при этой форме правления переходит по праву рождения. Не случайно король Франции Людовик XIV (1643 – 1715 г.г.) позволил себе ставшее затем крылатым афоризмом следующее выражение: «Государство – это я».

Монархия подразделяется на: абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В современный период примером абсолютной монархии могут быть: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия - отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентской монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция, Япония, Гренада, Новая Зеландия и прочие.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. В данном случае власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность - перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

Теократическая монархия – это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственно властью. На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Абсолютная теократическая монархия выборного типа – форма правления в Ватикане. Во главе государства находится Святой Престол во главе с папой римским, который является сувереном Святого Престола. В соответствии со своей должностью он осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть в государстве Ватикан и в универсальной Римско – католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы. К странам, на примере которых в современный период можно рассматривать подобную форму государственного правления, можно отнести Саудовскую Аравию и Иран.

Сословно – представительская монархия характеризуется тем, что рядом с монархом, который является главой государства, находится существенный представительный орган определенных классов или всего населения. Господствующей силой в сословно – представительской монархии становится дворянство (мелкие и средние феодалы). Особенно явственно это руководящее положение дворянства видно в Русском государстве. Русские цари, начиная с Ивана IV, в своей борьбе против крупных феодалов (княжат и бояр) опирались в первую очередь на поместное дворянство, а также на посадских людей (купцов и ремесленников).

Республика (от лат. res publika – публичное, общенародное дело) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа). Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире. Примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I в.в. до н.э.). Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно -правовых отношений наделён большим количеством полномочий.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей: президент управляет, парламент принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное голосование) и формирования правительства, которое ответственно перед президентом. Президент обладает правом роспуска парламента (например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией), но и парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от должности, то есть процедуру импичмента (в соответствии со ст. 93 Конституции РФ Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления).

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются в основную классификацию республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможностью отстранить от власти правительство парламентом и роспуском парламента президентом.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. На форму государства влияют разнообразные факторы, среди которых тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и прочее.

Под формой государственного устройства понимают национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного правления, власти. Другими словами форма государственного устройства - способ (форму) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Исторически сложились три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация) и конфедерация.

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В ходе исторического развития унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию, Китай. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного состава как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельное государство или государственное образование. Ныне эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации.

Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства.

Характерными чертами для большинства федеративных государств является: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.; в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы; в большинстве федераций существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации; основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах федерального цента, в ведении которого находится, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве «ассоциированных участников». Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества и на территории бывшего СССР в виде Сотрудничества Независимых Государств. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге) происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены содружества - это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств.

Вопросы обсуждения на семинаре:

1. Понятие, признаки и функции государства;

2. Основные теории происхождения государства;

3. Формы государственного устройства и формы государственного правления.

Вопросы для самопроверки:

1. Правовое подтверждение статуса светского, демократического государства Российской Федерации с федеральным устройством и республиканской формы правления;

2. Понятие правового государства, его признаки и модели;

3. Понятие гражданского общества и трудности его построения в Российской Федерации.

ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.

«Конституционное право» — многогранный термин, который употребляется, как правило, в трех значениях: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью праваобычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль наукиесть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли. Учебная дисциплина(учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.

Конституционное право Российской Федерациипредставляет собой ведущую, системообразующую отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти. Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право — гражданский процесс; уголовное право — уголовный процесс; административное право — административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ или роспуска представительных органов власти.

Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» (установление, утверждение), которым в Древнем Риме обозначались важнейшие указы императоров. В Средние века значение этого слова изменилось: конституциями стали называть документы, закреплявшие привилегии и вольности феодалов. Однако ни в эпоху рабовладения, ни в период феодализма не существовали конституции в современном понимании этого слова – как основного закона государства и общества.

Первые конституции в собственно государственно-правовом смысле появляются в эпоху буржуазных революций Нового времени. Они представляли собой единые правовые акты высшей юридической сипы, которые были призваны служить противовесом монархии и закрепить главные достижения произошедших революций: отмену сословных привилегий, формальное равноправие граждан, свободу частнопредпринимательской деятельности, экономическое и политическое господство буржуазии. Первыми такими документами принято считать Конституцию США 1787 года (хотя фактически первой является Конституция штата Виргиния 1776 года), Конституцию Франции 1791 года и Конституцию Польши 1793 года. Несомненно, что конституция превратилась в обязательный атрибут и важнейший институт демократии.

Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

· писанная конституция - нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию прав и свобод гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г.

· неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.

Виды конституций по субъектам принятия:

· октроированная (дарованная) конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

· неоктроированная (народная) конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

· гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства.

· жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др.

Выделяют также юридические и фактические конституции.

· юридическая конституция — это писаная или неписана

Наши рекомендации