Лекция 31. ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Данный вид преступности включает не только преступления против военной службы[60], предусмотренные гл. 33 УК РФ (неиспол­нение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушения правил несения боевого дежурства и т.п.), но и совершенные воен­нослужащими общеуголовные деяния (против личности, против соб­ственности и др.). При криминологическом анализе правомерно также отнесение к этому виду такого преступления, как уклонение от прохождения военной службы (ст. 328 УК).

Так или иначе, все эти преступления подрывают, ослабляют во­инскую дисциплину, без которой невозможно обеспечение надлежа­щей боеготовности войск. В этом состоит, прежде всего, их опас­ность, не говоря уже о том, что они могут причинять существенный вред интересам личности, отношениям собственности и другим ох­раняемым уголовным законом объектам.

Ежегодно в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях регистрируется 20-30 тыс. преступлений, динамика которых за длительное время имеет тенденцию к снижению. Коэф­фициент регистрируемой преступности в войсках ниже среднего, но констатируется очень высокий уровень латентности рассматривае­мого вида преступности. Помимо общих причин этому способству­ют та или иная степень закрытости воинских формирований и объ­ектов, а также то, что командный состав несет ответственность за противоправное поведение подчиненных, порой довольно строгую. Как результат традиционным для войск, особенно воинских частей и подразделений Министерства обороны, стало «вымывание» из учета менее опасных деяний путем направленной командирской декриминализации[61].

В структуре преступности военнослужащих удельный вес специфических воинских преступлений составляет около двух тре­тей. Среди них преобладают самовольное оставление части (места службы), дезертирство, членовредительство и другие преступления против установленного порядка прохождения службы. Распростра­нено такое безобразное явление армейской жизни, как пресловутая «дедовщина» - нарушения уставных правил взаимоотношения меж­ду военнослужащими, связанные с унижением чести и достоинства, насилием, издевательством над потерпевшими. Среди общеуголов­ных деяний, совершаемых военнослужащими, наибольший удель­ный вес имеют преступления против собственности, которые за последние годы претерпели значительное качественное изменение: стало больше регистрироваться присвоений, других корыстных зло­употреблений в крупных и особо крупных размерах; появились ра­нее неизвестные факты хищений ракет, установок залпового огня, бронетехники, иного дорогостоящего военного имущества; участились случаи привлечения к ответственности лиц высшего командно) го состава (генералов, адмиралов).

Характерная особенность нынешней криминальной ситуации Вооруженных Силах и других войсках состоит в том, что в них стали проявляться метастазы организованной преступности. Так, новным источником вооружения многих преступных формирований стали армейские склады, причем военнослужащие, в том числе высокопоставленные, действовали при этом отнюдь не бескорыстно, привлечением широкого круга лиц, распределением ролей, на основе хорошо продуманных планов и тщательной организации преступных акций были совершены некоторые особо крупные хищения военного имущества. Имеются данные о масштабных организованных преступных сделках по продаже крупных партий оружия в «горячие точки» и даже противоборствующей стороне (например, чеченским боевикам).

Специфика лиц, совершающих рассматриваемые преступления, связана в первую очередь с их особым статусом военнослужащих. Помимо половозрастных особенностей (преобладание мужчин молодого возраста, в целом отличающихся повышенной криминальной активностью) можно также указать на то, что преступники из числа военнослужащих по образовательному уровню несколько отстают от соответствующего по возрасту контингента гражданского насе­ления. Зафиксированы и такие закономерности: чем выше воинское звание, тем ниже (статистически) криминальная активность, а среди преступников больше сдвиг от насильственно-агрессивной мотива­ции к корыстной. У правонарушителей - военнослужащих рядового состава доминируют насильственные деяния, у правонарушителей -офицеров - корыстные. Некоторые отклонения от среднестатисти­ческих показателей, характеризующих законопослушных военно­служащих, отмечаются у правонарушителей и по другим социально-демографическим признакам: социальному, семейному и матери­альному положению, роду занятий до службы в армии, при­надлежности к городскому и сельскому населению и др.[62].

В плане нравственно-психологическом для преступников из числа военнослужащих, независимо от мотивации и других субъек­тивных детерминант конкретных противоправных действий, харак­терно в той или иной степени пренебрежение интересами воинского долга и воинской службы.

В войсках, как части общества, действуют в основном общие причины и условия преступности, но они зачастую получают спе­цифическое преломление применительно к особенностям военной среды, условиям воинской службы и быта. На криминальную ситуа­цию в войсках воздействуют такие негативные факторы, характер­ные для общества в целом, как ограниченность капиталовложений, денежных ресурсов для решения задач социального развития, общее падение нравов и дисциплины, усиление правового нигилизма, ва­куум морального регулирования.

По данным фонда «Общественное мнение» (апрель 1998 г.), лишь 45% россиян считали, что Вооруженные Силы способны обес­печить безопасность страны, а суждения опрошенных о самых больших проблемах Российской армии распределились так: проблема «дедовщины» - 50%, плохое питание солдат - 48%, коррупция, во­ровство - 29%, плохое материальное положение офицеров - 27%, от­сутствие дисциплины - 25%, неукомплектованность военных частей - 8%, низкий уровень подготовки офицерских кадров - 6%.

В ежегодно обновляемую воинскую среду все больше попадает число лиц, морально не закаленных, с неустойчивой психикой, а нередко и с откровенно антиобщественными взглядами, привычками и ориентациями. При этом такой «взрывоопасный» контингент, требующий усиленного социального контроля, оказывается в сложнейших условиях болезненно реформируемых Вооруженных Сил других воинских формирований. Недофинансирование войск подвело их к опасной черте, за которой возникала не только угроза yтраты боеспособности, но и развал воинской дисциплины, нездоровый морально-психологический климат, питательная среда для самых разнообразных правонарушений. Зловещей приметой воинского бы­та стала необеспеченность военнослужащих по различным видам нормам довольствия. Четверть опрошенных в середине 1990-х годое военнослужащих откровенно сообщали, что в их частях имели место факты голода. В этих условиях спор из-за куска сахара или из-за нового обмундирования, в котором не стыдно появиться дома после демобилизации, подчас становился поводом к совершению серьезных преступлений, вплоть до убийства[63]. Даже при ведении боевых действий, например в Чечне, военнослужащие не обеспечивались тем, что им положено, в том числе нормальным питанием. Надо сказать, что голодающая и нищенствующая в мирное время армия - это беспрецедентное явление в мировой истории. Оно не только порождало прямые криминальные последствия, например, толкало офице­ра, прапорщика на хищение военного имущества, позволявшего прокормить семью, или заставляло изголодавшегося солдата со­вершить кражу продуктов. Это уникальное явление создавало также своего рода криминальное эхо в виде ущербного, криминально опасного социально-психологического фона. Его составляющими являлись: устойчивое состояние отчуждения военнослужащих от «всех и вся», в том числе от государства, призвавшего их на военную службу; ощущение обманутости и разочарования в идеалах, безысходности и бесперспективности в жизни; крушение надежд и нравственных ориентиров.

В силу различных причин резко упал престиж воинской служ­бы, начался массовый отток из войск наиболее дееспособных и энергичных молодых офицеров. Те, кто оставался «дослуживать», порой месяцами не получали денежного довольствия и при всем желании оказались неспособными поддерживать порядок и дисцип­лину в войсках. Дело доходило до того, что военнослужащие стали выступать с коллективными акциями протеста, отказываться от не­сения боевого дежурства, а среди специалистов в средствах массо­вой информации начались, причем не без оснований, дискуссии от­носительно выживания армии, о неподконтрольности высшему ко­мандованию происходящих в ней процессов, о неоднозначном от­ношении офицерского корпуса к политическому руководству стра­ны. Все это расшатывало идейно-нравственные ориентиры, тради­ционно сильные и значимые в армейской среде, подрывало сами устои воинской жизни.

Исследованиями последних лет фиксируется, что до трети пре­ступлений военнослужащих прямо связаны с провалами, вопиющим формализмом и другими серьезными упущениями в воспитатель­ной работе. В целом есть все основания констатировать значитель­ное усиление в период реформ негативного действия комплекса идеологических, нравственно-психологических факторов преступ­ности военнослужащих.

Стихия нецивилизованного рынка проникла и в войска, где коммерциализация некоторых сторон жизни приняла крайне урод­ливые, нередко откровенно криминальные формы. Пагубное влия­ние на солдат, молодых офицеров, прапорщиков оказывают корыст­ные притязания и злоупотребления лиц старшего и высшего началь­ствующего состава.

Продолжают действовать, а нередко и усиливаются факторы, традиционно влияющие на преступность военнослужащих. Это, например, оторванность военнослужащих срочной службы от при­вычных условий труда, учебы, быта, досуга, от семьи, родственни­ков, друзей, трудности адаптации к новой микросреде, что неред­ко служит социально-психологической основой криминального по­ведения.

Имеет значение и то, что вся жизнь военнослужащих, их служ­ба, быт, отдых строго регламентированы, что порождает внутри-личностные конфликты, разрешаемые довольно часто путем «про­тестующих» действий противоправного характера.

Необходимо также иметь в виду, что сфера действия уголовного права в войсках в известном смысле шире, чем в обществе в целом.

В частности, военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение таких специфических преступлений против воинской службы, как неисполнение приказа начальника, нарушение устав­ных правил взаимоотношений, самовольное оставление части или места службы и др.

Многие командиры и начальники по старинке стремятся поддерживать дисциплину лишь силой и запретительством, а сами не подают примеров законопослушного и морально-безупречного поведения. Слабо ведется борьба с пьянством военнослужащих, некриминальными фактами нарушений уставных требований, распространены бесхозяйственность и бесконтрольность, укрывательство преступлений..

Для предупреждения преступности военнослужащих на общесоциальном уровне первостепенное значение имеют масштабные общегосударственные меры, направленные на нейтрализацию, ограничение сферы и силы действия базисных, прежде всего экономи­ческих, ее причин и условий. В ходе военной реформы Вооруженные Силы, другие войска должны избавиться от многих позорных, несовместимых с их предназначением криминогенных явлений и процессов и занять достойное место в обществе. Необходимо вос­становить социальный престиж воинской службы, обеспечить ре­альную профессионализацию войск, соответствие всего личного со­става современным, качественно новым требованиям. Только на этой основе могут успешно решаться задачи специального преду­преждения преступлений военнослужащих. Важнейшим направле­нием усилий в данной сфере является восстановление и эффектив­ное использование воспитательно-профилактического потенциала воинской дисциплины. Без наведения порядка в войсках, во всех со­единениях, частях и подразделениях нельзя рассчитывать на ослаб­ление в них напряженности криминальной ситуации, ее нормализа­цию. Вооруженные Силы, другие воинские формирования должны вернуться к жизни строго по уставам, детально регламентирующим различные стороны их жизни.

Очень важно, чтобы меры профилактики правонарушений во­еннослужащих обрели последовательно упреждающий характер и начинались в общеобразовательных школах, в семье, трудовых кол­лективах, откуда выйдут будущие солдаты. Следует восстановить, с учетом новых условий, военно-патриотическое воспитание при­зывного контингента. Необходимо поставить надежные фильтры, предохраняющие войска от пополнения криминально зараженными лицами. В условиях, когда будут успешно разрешены экономиче­ские, социальные, ресурсообеспечивающие проблемы жизни и функционирования войск, многого в деле профилактики преступле­ний можно достигнуть в результате налаживания и оптимального функционирования системы воинского, а также целенаправленного нравственно-правового воспитания военнослужащих. Большое зна­чение для формирования законопослушного поведения военнослу­жащих срочной службы имеет личный пример командиров и началь­ников. Разумеется, при этом армейские воспитатели должны быть сами соответствующим образом подготовлены как в духовно-нравственном, так и в сугубо профессиональном плане для работы с личным составом. Это требует коренного улучшения организации и методики обучения слушателей и курсантов в военных учебных за­ведениях, которые должны приходить на командную работу с большим запасом знаний, умений и навыков в области психологии, педагогики, других наук. С учетом интересов предупреждения пре­ступлений и других правонарушений следует решительно очищать воинскую среду от командиров и начальников, запятнавших себя аморальными, антиобщественными, а тем более противозаконными действиями. Большое значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеют прокурорские проверки исполнения законов и требований воинских уставов, в ходе которых выявляются не только факты нарушений законодательства, других нормативных правовых актов, но и способствующие им причины и условия, при­нимаются меры по их устранению, недопущению в будущем. Как правило, остро, вплоть до привлечения виновных к уголовной от­ветственности, реагируют военные прокуроры на случаи укрытия от учета преступлений и других правонарушений. Криминальная си­туация в войсках настоятельно требует практического решения давно назревшего вопроса о создании военной полиции, независимой от структур управления Вооруженными Силами и другими войсками.

Большую работу по профилактике правонарушений воен­нослужащих, обеспечению защиты их законных прав и интересов проводят некоторые общественные объединения, например, советы, комитеты солдатских матерей. Актуальной задачей является улуч­шение их взаимодействия с командованием, органами военной юс­тиции, прокуратуры.

За последние годы стала более заметной в этой работе роль служителей церкви.

С учетом интересов наведения порядка в войсках, в том числе и
предупреждения в них правонарушений, в серьезных коррективах
нуждается деятельность некоторых средств массовой информации.
В частности, они в несравненно большей степени, чем сейчас, могут
и должны способствовать восстановлению престижа воинской
службы, формированию общественного мнения, адекватно отра­жающего всю ее сложность, социальную ценность и почетный ха­рактер.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы состояние, структура и динамика преступности военнослужащих?

2. Какие факторы влияют на обострение криминальной ситуа­ции в войсках?

3. Как вы считаете: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими («дедовщина») представляет
собой чисто армейское явление или оно связано с криминогенными
факторами, действующими как в войсках, так и вне войск?

4. Каковы меры предупреждения преступлений военно­служащих?


Наши рекомендации