Лекция 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

При криминологическом анализе к данному виду преступности относятся не только преступления в сфере экономической деятель­ности, предусмотренные главой 22 УК РФ (незаконное и лже­предпринимательство, незаконная банковская деятельность, неза­конное получение кредита, фальшивомонетничество, контрабанда, фиктивное и преднамеренное банкротство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей и др.), но и деяния, ответственность за которые наступает по статьям Кодекса, помещенным в другие его главы (21, 23, 28, 30), например, присвоение или растрата и др. Их объединяет мотивация (как правило, корыстная, хотя возможны и иные мотивы) и экономическая направленность. Именно как пре­ступления экономической направленности называются они в официальных статистических сборниках1. В некоторых изданиях последних лет данный вид преступности обозначается понятием «преступления в сфере экономики» , что не совсем точно, т.к. в ана­лизируемую при этом совокупность деяний заведомо не включают­ся кражи, грабежи, разбои и другие общеуголовные преступления, предусмотренные гл. 21 УК РФ, которая является составной частью раздела VIII УК «Преступления в сфере экономики». Эта нечеткость в трактовке уголовно-правовых понятий создает некоторую путани­цу, затрудняющую анализ. Положение усугубляется тем, что имен­но в данной части уголовное законодательство претерпело весьма существенные изменения, и многие статистические показатели, дей­ствовавшие до 1997 г. (когда вступил в действие УК РФ 1996 г.), оказались несопоставимыми с теми, которые применяются в соот­ветствии с этим Кодексом в настоящее время. С учетом изложенно­го при характеристике данного вида преступности есть смысл исхо­дить из употребляемого в официальных статистических сборниках понятия преступлений экономической направленности. Многие из них являются для российского законодательства и правоохрани­тельной практики новыми: соответствующие деяния впервые кри­минализированы в УК РФ 1996 г. При этом, когда говорится «мно­гие», имеется в виду число составов (юридических конструкций) преступлений. В реальной же жизни, если принимать во внимание фактическое (и/или регистрируемое) количество преступлений эко­номической направленности, то массив данного вида преступности формируется в основном за счет традиционных, давно известных уголовно наказуемых деяний (присвоение или растрата, мошенни­чество, взяточничество и т.п.).

В 2003 г. зарегистрировано 376,7 тыс. преступлений эко­номической направленности. Специфическими и весьма вырази­тельными показателями данного вида преступности являются крупные или особо крупные размеры либо причинение крупного материального ущерба. Преступлений экономической направленности, соответст­вующих этим признакам, было зарегистрировано в 2003 г. 35,9 тыс.

Среди преступлений данного вида, по данным уголовной стати­стики, преобладают присвоение или растрата, мошенничество экономической направленности и до того, как ст. 200 УК РФ утра­тила силу, - обман потребителей. В 2003 году зарегистрировано: 21,8 тыс. - фальшивомонетничества (изготовления или сбыта под­дельных денег либо ценных бумаг), 3,7 тыс. - контрабанды, 2,1 тыс. - незаконного и лжепредпринимательства, 323 - незаконного получения кредита.

Наряду с названными преступлениями к уголовно наказуемым посягательствам экономической направленности относятся: престу­пления в сфере компьютерной информации, злоупотребление слу­жебным положением, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требовани­ям безопасности, и др. По общему правилу эти деяния имеют коры­стную мотивацию и самым тесным образом связаны с другими пре­ступлениями рассматриваемого вида, например служебный подлог используется для совершения присвоения, финансового мошенни­чества, незаконное участие в предпринимательской деятельности сопряжено со взяточничеством и т.д.

Специфической характеристикой преступлений экономической направленности является их распределение по сферам экономики (видам экономической деятельности). Наиболее пораженными кри­минальными проявлениями являются финансово-кредитная систе­ма и внешнеэкономическая деятельность.

Число регистрируемых преступлений экономической направ­ленности и их удельный вес в структуре всей преступности, если брать весь период реформ, увеличиваются, причем довольно суще­ственно. Так, если в 1992 г. их было выявлено около 130 тыс. (удельный вес 5%), в 1997 г. - 214 тыс. (удельный вес 9%), то в 2003 г., как указано выше, 376,7 тыс. (удельный вес 13,7%). В целом это положительная тенденция, отражающая некоторую активизацию борьбы с данными преступлениями. Однако надо иметь в виду, что анализ преступлений экономической направленности по материалам уголовной статистики является очень и очень приблизительным. Дело в том, что эти преступления имеют самый высокий, нередко откровенно зашкаливающий уровень латентности.

Например, Россию на старте реформ буквально захлестнули массовые неплатежи, связанные с предпринимательской деятельно­стью миллионов физических и юридических лиц. После долгих дис­куссий соответствующие деяния (незаконное получение и нецелевое использование кредита, злостное уклонение от погашения креди­торской задолженности) были криминализированы. Уголовной ста­тистикой ежегодно фиксируется несколько сотен этих преступлений (ст. 176, 177 УК РФ). И без специальных исследований уровня ла­тентности преступности в финансово-кредитной сфере, на уровне обычного здравого смысла, очевидно, что «надводная» и «подвод­ная» части криминального айсберга (числа регистрируемых и фак­тически совершаемых преступлений) здесь просто несопоставимы.

Примеров подобных расхождений можно было бы привести мно­жество. В целом с учетом высочайшего уровня латентности рассмат­риваемых преступлений правомерен вывод о том, что их статистиче­ские показатели отражают не столько реальную картину криминальной пораженности экономических отношений, сколько направления, со­держание и весьма скромные результаты усилий правоохранительных органов и, прежде всего, специализированных подразделений мили­ции по экономическим и налоговым преступлениям.

Коренным образом изменились в 1990-е годы качественные ха­рактеристики преступности экономической направленности. Она стала не только проникать, но и стремительно распространяться в сферах, криминальная пораженность которых ранее была мини­мальной. Это, прежде всего, относится к кредитно-финансовой сис­теме, где в 1990-х годах выявлены особо крупные хищения денеж­ных средств с использованием фальшивых авизо, подложных пла­тежных документов, поддельных банковских гарантий и других приемов. Тогда возникло около тысячи финансовых компаний, кото­рые, обещая баснословные дивиденды по денежным вкладам, полу­чили от граждан почти 50 трлн. неденоминированных рублей, затем «благополучно» разорились и обманули 40 млн. человек, большинст­во которых остались не только без фантастических процентов, но и самих вкладов. У предприимчивых дельцов, создавших в полном смысле дикий рынок, оказались огромные суммы денег, вложенных доверчивыми людьми в фонды, компании (нередко заведомо фиктив­ные) под строительство жилых домов, коттеджей, приобретение ав­томашин, устройство на работу и отдых за рубежом.

Появились ранее неизвестные компьютерные хищения, финан­совое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек. Получили массовое распространение факты «прокручи­вания» через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и т.п.).

В 1993-1994 гг. наблюдался резкий всплеск фальшивомонет­ничества, часто стала подделываться иностранная валюта, особенно доллары США.

Постоянно увеличивается массив налоговых преступлений и других правонарушений, связанных с укрытием доходов. По дан­ным налоговой службы, треть зарегистрированных юридических лиц являются недоимщиками по отчислениям в государственный бюджет.

Характерной особенностью многих преступлений экономи­ческой направленности на этапе реформ (особенно на старте) стала их практическая легализация, связанная с опасным для общества процессом размывания граней между преступным и непреступным в сфере экономических отношений. При этом уникальность ситуации,

не имеющей аналогов в мире, определяется не только отдельными, хотя и очень впечатляющими аферами типа истории со знаменитой «ничейной» коробкой из-под ксерокса с более чем пятьюстами ты­сячами долларов США, обнаруженной в 1996 г. в Доме Правитель­ства РФ. Масштабные преступления экономической направленности стали осуществляться систематически и по существу в открытую. Это, например, перекачка огромных сумм государственных денег в частные руки для так называемого обналичивания, производившая­ся не по тайному сговору расхитителей и их пособников, а по мас­совым рекламным объявлениям в СМИ.

То же самое можно сказать о тотально криминализированной внешнеэкономической деятельности, по результатам которой каж­дый второй доллар валютной выручки оседал за границей, а львиная доля денег, остававшихся в России, расходовалась на дачу взяток и другие неблаговидные цели.

Сильный криминальный заряд был изначально заложен в процесс приватизации, которую народ метко назвал «прихватизацией». Мил­лионы людей, получивших ваучеры, так и не дождались обещанных им автомобилей, а сравнительно небольшой круг предприимчивых дельцов, вписавшихся в дикий рынок, во многом созданный ими самими, приобрели в ходе приватизации за бесценок, за символиче­скую плату почти всю собственность огромного государства. И, ко­нечно, несколько десятков тысяч преступлений, связанных с под­делками ваучеров, их мошенническим завладением и другими про­тивоправными действиями в этой сфере, которые были зарегистри­рованы начиная с 1992 г., - это совершенно мизерная часть прояв­лений по существу узаконенной криминальной активности при раз­государствлении, передаче в руки частных собственников нацио­нального достояния страны, некогда считавшейся сверхдержавой.

Масштабными криминальными последствиями, связанными с по­явлением ранее неизвестных преступлений, сопровождались преобра­зования в сфере земельных отношений (массовый самовольный захват земельных участков, открытая торговля ими, в то время, как между ветвями законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне дискутировался вопрос об узаконении купли-продажи земли; взяточничество чиновников, самовольно распоряжавшихся в корыст­ных целях земельными угодьями, лжефермерство и т.п.).

Характеристика личности преступников, совершающих в на­стоящее время уголовно наказуемые деяния экономической направ­ленности, не может быть достаточно полной по причине недоста­точности или отсутствия соответствующих статистических данных, материалов уголовных дел и других достоверных сведений, которые могут быть использованы в аналитических целях.

Сохраняет силу положение о том, что расхитители, взяточники и другие лица, совершающие эти преступления, довольно значи­тельно отличаются по многим признакам как от законопослушных граждан, так и от других категорий правонарушителей. Как прави­ло, это лица так называемого среднего возраста (старше 30 лет). Уровень их образования выше, чем в среднем у всех преступников. Многие преступления экономической направленности относятся к так называемой беловоротничковой преступности. Соответственно, среди лиц, привлекаемых к ответственности за эти преступления, чаще, чем в других случаях, встречаются люди, занимающие высо­кое социальное положение (собственники и управляющие крупных предприятий, высокопоставленные чиновники и т.п.). Субъектный состав рассматриваемых преступлений характеризуется примерно равным соотношением мужчин и женщин, т.е. криминальная актив­ность женщин здесь намного выше средней.

В плане нравственно-психологическом для лиц, совершающих преступления экономической направленности, характерны корыст­но-потребительская ориентация, нередко достигающая уровня своеобразного социального хищничества; стремление любой ценой к наживе, роскоши, обладанию благами и ценностями, которые не могут быть нажиты честным трудом. Во многих случаях в основе их противоправного поведения лежат потребности и интересы пре­стижного свойства, а нередко и довольно скромные, но, тем не ме­нее, противоправные притязания материального характера (напри­мер, при присвоениях, совершаемых наемной продавщицей, которая нередко эксплуатируется собственником сети магазинов или ларь­ков, или при даче индивидуальным предпринимателем мелких взя­ток за получение многочисленных справок от чиновников).

Многие из причин, условий преступности экономической на­правленности уже рассмотрены в предыдущих разделах. Очевидно, например, что экономические детерминанты преступности в целом (см. лекцию 7) в отношении уголовно наказуемых деяний данного вида действуют прямо и непосредственно в то время, как примемтельно к другим разновидностям криминального поведения, Haпример, насильственным преступлениям, они срабатывают опосредованно, через ряд промежуточных звеньев. Во многом совпадает ге­незис преступлений экономической направленности и преступлений против собственности. Наконец, сама суть преступлений эконо­мической направленности на этапе реформ, их беспрецедентный размах, тенденции, количественные и в особенности качественные криминологические характеристики, изложенные выше, уже во многом объясняют истоки, корни, уникальный механизм детерми­нации этой части преступности. Возможно, это звучит несколько парадоксально с учетом предельной фактической сложности про­блемы, но многие причины и условия рассматриваемых преступле­ний в настоящее время, как говорится, лежат на поверхности и хо­рошо видны невооруженным глазом.

Обычно анализ причин и условий преступности требует про­никновения в глубинные пласты экономических, политических и других общественных отношений, изучения скрытых явлений и процессов, распутывания сложных клубков и переплетений самых различных связей и противоречий. В данном же случае, когда речь идет о масштабных финансовых аферах, проводимых в открытую по объявлениям в СМИ (включая рекламу на государственном телевиде­нии); когда в научных трактатах бесстрастно констатируется как мас­совое явление «расхищение государственной собственности легаль­ным (выделено мною - А.А.) путем»[55] и т.д. и т.п., многое в генезисе рассматриваемых преступлений становится достаточно очевидным и ясным без специальных исследований, на уровне элементарного здравого смысла.

Конечно, ряд, включающий всю причинно-следственную це­почку, по существу, бесконечен, и узаконение государством крими­нальных методов и форм экономических преобразований, в свою очередь, требует объяснения, анализа исходных первичных детер­минант сложившегося положения. Но это удел не криминологов, а философов, историков, политологов, социологов и других специалистов. Они должны дать ответы на такие вопросы: почему и как возникло такое государство, к какому типу политической организа­ции общества оно относится, чьи интересы выражает, кто в нем гос­подствует и т.д. Оставаясь же в пределах криминологической про­блематики, достаточно констатировать: экономические реформы (именно они, т.е. их направленность, суть, содержание и формы проведения, а не просто издержки, теневые стороны, негативные побочные результаты) привели к тому, что в России, начиная с 1990-х годов, сложились экономические диспропорции и про­тиворечия, которые по своей глубине, всеохватывающему ха­рактеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные последствия криминального свойства. Это касается как фактических экономических отношений, так и экономического сознания общест­ва переходного периода.

Что касается деформаций экономических отношений, то поми­мо рассмотренных имеется множество других, которые уже не толь­ко достигли критических отметок, но и миновали их. Например, по оценкам специалистов, такой важный экономический показатель, как доля импортных продуктов питания в середине 1990-х годов составляла в России 47% при предельно критическом значении в мировой практике 30-40%; доля в экспорте продукции обрабаты­вающей промышленности должна быть не менее 45%, в то время как в России она была равна всего лишь 12%.

В первом случае эти «ножницы» влекли стратегическую зависи­мость жизнедеятельности страны от импорта, от воли, а иногда и капризов зарубежных партнеров; во втором - колониально-сырьевую структуру экономики1. Такое положение послужило экономической основой, углубленной базой криминализации внешнеэкономической деятельности, которая стала осуществляться не столько по нор­мальным, соответствующим интересам всего общества правилам и стандартам, сколько по «законам» преступного мира, его организо­ванных сообществ.

Валовой внутренний продукт за период с 1990 по 1996 г.г. уменьшился почти в 2 раза[56]. Отсюда существенное искажение соотношения индустриально-аграрного и торгово-спекулятивного капи­талов в пользу последнего, который дает возможность быстро зараба­тывать большие и очень большие деньги самыми кратчайшими путя­ми, в том числе часто противозаконными и заведомо преступными.

На протяжении ряда лет страна месяцами жила без утвержден­ного государственного бюджета, принятый бюджет имел громадный дефицит и к тому же не выполнялся. Государство, которое оказа­лось способным после 1991 г. за короткий срок по существу ликви­дировать немалые сбережения миллионов граждан, долгое время не могла обеспечить нормальное функционирование финансовой сис­темы, в частности, наладить если не полный, то хотя бы удовлетво­рительный сбор налогов, таможенных и прочих платежей. Эти и другие серьезные сбои в финансово-кредитной системе стали осно­вой ее сильной криминализации.

Среди обстоятельств, способствующих совершению преступлений экономической направленности, по-прежнему видное место занима­ет бесхозяйственность. Разумеется, это «завоевание социализма» в значительной мере видоизменилось, приобрело в условиях перехода к рынку новые формы и проявления. Особенно заметно негативное влияние бесхозяйственности в производственных секторах эконо­мики. Новыми хозяевами предприятий и даже целых отраслей про­мышленности зачастую становились бывшие младшие научные со­трудники, рядовые инженеры, не имеющие необходимых для управления производством знаний и опыта, а порой и криминаль­ные элементы. Зачастую их меньше всего интересовали организация производства, подбор грамотных специалистов, техническое пере­вооружение, внедрение передовых технологий. Главная или даже единственная их забота - получение максимальной прибыли любой ценой, в том числе путем выгодной реализации основных и оборот­ных средств, распродажи оборудования, сдачи помещений в аренду. В начале 1990-х годов сорванный подобным образом «куш» можно было выгодно «прокрутить» в банке, за короткий срок разбогатеть и, таким образом «сняв пенки», вообще бросить производство на произвол судьбы. Особенно если подворачивалась возможность за­няться еще более прибыльным делом. Наемные работники на такую «организацию» дела новыми хозяевами отвечали адекватно: еще большей, чем в прежние времена, «растащиловкой», даже актами вандализма и т.д.

Бесхозяйственность в аграрном секторе привела к тому, что имущество большинства сельскохозяйственных предприятий было растащено, и они вообще перестали функционировать.

Сохраняет свое криминогенное действие и такой фактор, как неэффективность деятельности правоохранительных и контроли­рующих органов по выявлению и предупреждению преступлений экономической направленности. К сожалению, в настоящее время приходится констатировать не только низкий профессионализм, не­компетентность, отсутствие оперативности и наступательное™ в работе, но и усиление коррумпированности этих органов. Достовер­но установленные факты продажности сотрудников этих органов относительно малочисленны, но ряд данных указывает на их до­вольно высокую латентность. К тому же надо учитывать, что даже единичные случаи предательства интересов службы имеют особо неблагоприятные, далеко идущие криминальные последствия. Под прикрытием подкупленных сотрудников налоговой инспекции, под­разделений по экономическим и налоговым преступлениям проти­воправная деятельность экономической направленности приоб­ретает как бы локально узаконенный, систематический и масштаб­ный характер, преступники получают возможность длительное вре­мя действовать безнаказанно и причинять особо крупный ущерб, многократно окупающий средства, затраченные на взятки предста­вителям правоохранительных органов.

Общеизвестна криминогенная роль пробелов и других изъянов правового регулирования. С началом реформ сфера экономики, воз­можно, как никакая другая, требовала разработки, оперативного внедрения и эффективного использования правовых средств для закрытия многочисленных брешей, образовавшихся в результате перехода к рыночным отношениям. Но своевременно этого сделано не было, и, результат, стихия рынка приобрела много качеств криминального свойства.

Обращаясь к явлениям сознания, духовно-нравственной сферы, детерминирующим преступность экономической направленности, необходимо признать, что население России оказалось в социально-психологическом отношении не подготовленным к резким, осуществляемым форсированными методами экономическим преобразо­ваниям с их сильным криминогенным потенциалом. Ситуацию в экономике надо расценивать как крайне неблагоприятную, при ко­торой экономические, исторические и иные объективные в своей основе обстоятельства и условия, с одной стороны, и субъективные факторы, связанные с явлениями общественного сознания, психо­логии, - с другой, как говорится, нашли друг друга, оказались тесно взаимосвязанными, действующими по принципу своеобразной коо­перации, взаимных дополнений, поддержки и стимуляции. Положе­ние осложнялось тем, что к традиционным дефектам экономиче­ской психологии, в основном сохранившимся, например, сложив­шемуся на протяжении веков неуважительному отношению к чужой собственности, добавилось немало новых. Это прежде всего культ наживы практически любой ценой, фактическое узаконение проти­воправных способов обогащения, усиление влияния на обыденное сознание ктезомании (мании богатства), в соответствии с которой деньги, материальные ценности признаются высшей ценностью, достоинство и статус человека определяется в первую очередь тем, чем он владеет. Усилились проявления правового нигилизма в сфере действия экономического сознания.

По оценкам экспертов, сформировался значительный (до 1/5 трудоспособного населения) слой предпринимателей, для которых криминальное или предкриминальное поведение стало нормой. Без условно, социальными хищниками оказались создатели финансовы пирамид, обманувшие десятки миллионов граждан. Но в этом феномене есть и другая сторона медали - вопиющая экономически безграмотность людей, позарившихся на обещанные дивиденды денежным вкладам в размере 500-1000% годовых, которых не мо­жет быть, как говорится, по определению.

В целом мораль стяжательства, корыстно-потребительская, рваческая психология, как субъективные причины и условия боль­шинства преступлений корыстной направленности, получили в ус­ловиях переходного периода небывалый простор и размах действия.

Хотя многие из рассмотренных негативных явлений и процес­сов в последние годы (начиная с 1999-2000 гг.) были блокированы, а частично устранены, необходимо отметить, что они, как обладаю­щие глубокой корневой системой и большой инерционностью, до сих пор в значительной мере определяют высокую степень крими­нализации экономических и связанных с ними отношений.

Предупреждение рассматриваемых преступлений — сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, техниче­ских, культурно-воспитательных и других мер.

При выработке и принятии решений по вопросам эконо­мической политики необходимо прогнозировать возможные крими­ногенные последствия и заранее предпринимать меры, предотвра­щающие либо нейтрализующие их наступление. Интересам проти­водействия криминализации базовых экономических отношений должны отвечать как общеэкономические, так и специальные меры защиты от противоправных посягательств. Важно обеспечить ра­зумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализовать условия, способствующие перекачке с корыстной целью государственных средств в частнопредпринима­тельские структуры; изменить пропорции торгово-спекулятивного и индустриально-аграрного капиталов в пользу последнего; макси­мально стимулировать предпринимательское поведение, соответст­вующее интересам потребителей; неукоснительно применять жесткие меры ответственности за использование недобросовестных приемов конкуренции, дискредитацию партнеров по экономической и финан­совой деятельности, клановые проявления монополизма, как правило, связанные с коррупцией; создать условия для постепенного вытесне­ния из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений. Настало время дать пра­вовую оценку результатов приватизации объектов, имеющих страте­гическое значение для экономической безопасности страны.

Законодательными, организационно-управленческими решения­ми государство должно создать невыносимые условия для крими­нального бизнеса. Составной частью разработки и реализации анти­кризисных программ являются меры, направленные на нейтрализа­цию, блокирование, а в дальнейшем и устранение факторов, способ­ствующих криминализации экономики. Поощрение государством добросовестного труда как основного источника жизненных благ, установление режима максимального благоприятствования для че­стного, законного предпринимательства, усиление государственно-

правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собст­венности необходимо сочетать с соответствующими мерами по не­допущению получения сверхприбылей противоправными способа­ми, усилению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

Следует обеспечить жесткий контроль за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджет­ных средств, в целях пресечения массовых злоупотреблений в фи­нансово-кредитной сфере завершить переход исключительно на казначейскую систему обслуживания федерального, региональных и местных бюджетов с переводом подавляющего большинства денеж­ных расчетов в учреждения Центрального банка России.

Наряду с этим необходимо:

- наладить действенный государственный контроль за оборотом
земли и всей крупной недвижимости;

- обеспечить эффективное функционирование налоговой сис­темы как ключевого элемента создания благоприятных условий для
частного предпринимательства и активизации инвестиционных
процессов в сочетании с фискальными и правоохранительными ме­рами по пресечению массовых налоговых правонарушений, причи­няющих огромный ущерб обществу и государству;

- отменить неоправданные налоговые, таможенные и иные
льготы, порождающие смычку на корыстной основе государствен­ных чиновников и предпринимателей;

- принять меры по ограничению наличного денежного об­
ращения, которое создает благоприятные условия для многочислен­ных злоупотреблений;

- в законодательном порядке обязать субъектов финансовой
деятельности документально фиксировать каждую крупную денеж­ную операцию (в пределах четко очерченных лимитов);

- обеспечить бесперебойное функционирование механизма реального контроля за доходами и расходами физических и юридиче­ских лиц, предусмотрев повышение ответственности за непредос­тавление деклараций, уклонение от налогообложения, любые фор­
мы сокрытия фактически получаемых доходов;

- усовершенствовать систему бухгалтерского учета, аудита и
контроля в соответствии с международными стандартами;

- принять правовые и организационные меры по ограничению
выпуска денежных суррогатов, а также возможностей юридических
лиц открывать множество счетов в банках, уклоняться от уплаты
налогов путем выдачи и обращения векселей;

- обеспечить по уголовным делам беспрепятственный доступ
правоохранительных органов к сведениям, составляющим коммер­ческую и банковскую тайны, к информации об участниках рынка
ценных бумаг;

- при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства
поставить надежные заслоны злоупотреблениям, связанным с куп­лей-продажей, залогом жилья, кредитованием его строительства и
эксплуатации, дотированием малоимущих слоев населения;

- усилить государственное регулирование внешнеэкономи­ческой деятельности, устранить ее чрезмерную либерализацию, соз­дающую благоприятные условия для противоправного вывоза за
рубеж цветных металлов, нефтепродуктов, других материалов и сы­рья стратегического назначения;

- осуществить комплекс мер по защите потребительского рынка
от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров.

В интересах предупреждения преступлений рассматриваемого вида необходимо в полной мере реализовать превентивный потен­циал Уголовного кодекса, обеспечить неукоснительное применение его норм об ответственности как за традиционные, так и относи­тельно новые уголовно наказуемые деяния экономической направ­ленности. Активизации предупреждения этих преступлений не только уголовно-правовыми, но и иными правовыми средствами способствовало бы скорейшее принятие комплексных (междисцип­линарных) законов о происхождении собственности, противодейст­вии коррупции и других.

Культурно-воспитательные меры предупреждения данных пре­ступлений должны способствовать преодолению стереотипов ста­рого экономического сознания в виде иждивенческих настроений, безынициативности, привычек, связанных с равенством в бедности, с одной стороны, и эффективному противостоянию культу наживы любой ценой, вседозволенности в экономическом поведении — с другой.

По мере компьютеризации, внедрения в управление экономикой и финансами новых информационных и других технологий все большее значение приобретают технические меры предупреждения преступлений экономической направленности (разработка и исполь­зование научно-технических средств и методов обнаружения под­дельных документов, экспресс-методик для анализа качества това­ров и т.д.).

Определенную роль в предупреждении преступлений эко­номической направленности играет виктимологическая про­филактика, например, информирование покупателей о свойствах товаров и способах их фальсификации, приемах их распознавания, об уловках, применяемых преступниками.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите уголовно наказуемые деяния, относящиеся к
преступлениям экономической направленности.

2. Каковы состояние и динамика преступлений экономической
направленности?

3. Какие новые разновидности преступлений экономической
направленности появились в 1990-х годах?

4. Каков уровень латентности преступлений экономической направленности?

5. Дайте характеристику личности преступников, совершающих
уголовно наказуемые деяния экономической направленности.

6. Каковы причины и условия преступлений экономической направленности?

7. Раскройте содержание общесоциальных и специальнокриминологических мер предупреждения преступлений экономической
направленности.


Наши рекомендации