Лекция 18. ОСНОВЫ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

В последние годы в криминологической литературе все острее ставится проблема изучения жертв преступлений, более активного включения в процесс предупреждения преступности виктимологической профилактики.

Это обусловлено рядом обстоятельств и прежде всего выдвиже­нием на первый план в иерархии целей правоохранительной дея­тельности защиты личности, ее жизни, здоровья, прав и свобод.

Долгое время правоохранительные органы были сориентиро­ваны односторонне на работу вокруг преступления и преступника без должного внимания к жертве преступления. Как следствие, до сих пор нет полного учета потерпевших, а следовательно, не фикси­руются статистически их социально-демографические, ролевые при­знаки, личностные особенности; от случая к случаю проводятся ме­роприятия виктимологической профилактики и вообще фигура по­терпевшего нередко рассматривается лишь как источник информа­ции о преступнике и преступлении, как участник (сторона) уголов­но-процессуальных отношений.

Между тем почти все мировое сообщество, начиная с конца 40-х годов последовательно проводит в жизнь идею защиты жертв пре­ступлений от произвола преступников и властей. В этом направле­нии совершенствуется национальное законодательство, проводятся семинары, симпозиумы, создаются различного рода социальные службы, фонды помощи, дома доверия и спасения потерпевших. Наряду с профессиональной деятельностью по факту преступления не менее профессионально ведется работа с потерпевшими и други­ми жертвами преступлений в интересах недопущения их повторной виктимизации.

Подобные попытки предпринимались и в нашей стране. Так, известны урегулированность и правовая защищенность потерпев­шего в уголовном процессе. Созданы Российская ассоциация под­держки жертв преступлений, международный общественный фонд Защита жертв преступлений и террористических акций". В ряде случаев успешно осуществлялись конкретные мероприятия виктимологической профилактики.

Однако всего этого явно недостаточно. Задача состоит в том, чтобы изменить существующий взгляд на сложившуюся практику борьбы с преступностью, в частности ее предупреждения, сделать виктимологическую профилактику более весомым и эффективным направлением предупреждения преступности.

Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что в механиз­ме преступного поведения очень часто весьма значимы личностные, ролевые и другие качества людей, которые затем становятся жерт­вами преступления.

Тот же опыт подтверждает и еще одну истину, преступления могло и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность и дала надлежащий отпор потенциальному преступнику.

Сказанное радикально меняет взгляд на существующую систе­му мер предупреждения преступности, роль и место в ней виктимологии и виктимологического направления профилактики. «Вполне возможно, что наши неудачи в области предупреждения преступно­сти обусловлены тем, что в течение столетий все внимание было сосредоточено на самом проступке или же на преступнике и не уде­лялось внимания жертве, которого она заслуживает»[38]. Это замеча­ние Абделя Фаттаха, высказанное еще в 1967 году, весьма актуаль­но для нашей страны сегодня.

Как известно, виктимологические исследования в нашей стране начались в середине 60-х годов. Тогда же были высказаны и первые практические рекомендации. Однако практика оказалась недоста­точно восприимчивой к ним.

Виктимология изучает преступление и преступное поведение под углом зрения обусловленности их личностными и ролевыми ка­чествами потерпевшего, взаимоотношением его с преступником до и в момент совершения преступления. Непосредственным предме­том изучения являются лица или общности людей, которым престу­плением прямо или косвенно причинен моральный, физический или материальный ущерб, а также ситуации, которые предшествовали или сопровождали момент причинения ущерба.

Если говорить более конкретно, то виктимология изучает, во-первых, морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений с тем, чтобы понять, почему, в силу каких мо­ральных, волевых или эмоциональных качеств, какой социальной направленности человек оказался потерпевшим от преступления.

Во-вторых, отношения, связывающие преступника с по­терпевшим, с тем, чтобы понять, в какой мере эти отношения зна­чимы для создания предпосылок совершения преступления, как они мотивируют действия преступника.

В-третьих, виктимология изучает ситуации, которые предшест­вуют и сопровождают преступление, с тем, чтобы понять, каковы мотивы виктимного поведения, насколько криминально значимо поведение жертвы в данной ситуации[39].

В центре внимания виктимологии всегда находится фигура жертвы преступления, которая рассматривается здесь не в формаль­но-юридическом (процессуальном) плане, а в контексте ее факти­ческой роли в механизме преступления.

Известно, что в одном случае то или иное лицо может оказаться жертвой преступления, не приложив к тому никаких усилий со сво­ей стороны; в другом - оказаться жертвой преступления, спровоци­ровав его своим поведением. Между этими крайними положениями возможны самые различные промежуточные ситуации во взаимоотно­шениях преступника и жертвы в момент совершения преступления.

Точно так же различным может быть отношение жертвы к при­чиненному преступлением ущербу. В одном случае ущерб - это бедствие, трагедия, в другом - он ожидаем и в известном смысле выгоден для жертвы, так как способствует достижению других, бо­лее значимых целей.

Виктимология, исследуя разнообразные факторы, обстоя­тельства, ситуации, действие которых порождает и обусловливает криминальную уязвимость некоторых лиц, обращается к понятию виктимности.

Виктимностъ в одном случае обозначает определенное массо­вое явление, по-своему адекватное преступности. В другом - образ поведения некоторых лиц, их предрасположенность к тому, чтобы при определенных обстоятельствах стать жертвой преступления. Причем сюда входит и статическая личностная характеристика жертвы, включающая комплекс стабильных типических свойств личности. Это и динамическое проявление типичных черт в отрица­тельном поведении жертвы, способствующем преступлению. Это и отрицательное поведение жертвы, в котором не проявилось типич­ное свойство личности, но оно спровоцировало совершение престу­пления именно в данных условиях места и времени. Это, наконец, и уязвимость лица, которое обладает определенным статусом или вы­полняет определенную социальную роль1.

Сказанное означает, что поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, неосмотрительным, легкомыслен­ным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя. Так, по данным исследований, 35% убийств и 30% умышленных причи­нений вреда здоровью различной степени тяжести спровоцированы оскорблениями, побоями, издевательствами со стороны потерпев­ших, при этом более половины из них находились в состоянии алко­гольного или наркотического опьянения; около 40% жертв сексу­ального насилия во время совершения преступления были пьяны, причем большинство из них употребляли спиртные напитки совме­стно с преступниками; свыше половины фактов криминального за­ражения венерической болезнью - результат случайных связей ме­жду совершенно незнакомыми людьми.

Понимание виктимности как массового явления и как образа поведения и действия определенных людей, вызывающих повы­шенный к себе интерес лиц, склонных к совершению преступлений, открывает возможности для виктимологической профилактики.

Виктимологическая профилактика - одно из направлений пре­дупреждения преступности, далеко не в полной мере реализованное в нашем обществе. Это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; вы­явление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активи­зации их защитных свойств, а также разработка либо совершенст­вование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Как и традиционная профилактика преступного поведения, виктимологическая профилактика имеет сложную структуру, осущест­вляется различными субъектами, на разных уровнях, в различных видах и формах, в отношении разных объектов, на ранней и непо­средственной стадиях проявления виктимного поведения и свойств личности.

Субъектами виктимологической профилактики выступают го­сударственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, осуществляющие традиционную профилактику. Но могут создаваться сугубо специализированные структуры, которые на профессиональной основе обеспечивают ра­боту с жертвами в плане их защиты от противоправных посяга­тельств.

Разумеется, виктимологическая профилактика не решает всех проблем. Однако вместе с традиционной она существенно повыша­ет уровень предупреждения преступлений, делает в целом преду­предительную деятельность логически завершенной. Пренебрегать возможностями виктимологической профилактики, а тем более иг­норировать их - означает вести борьбу с преступностью полумера­ми. Успешное осуществление виктимологической профилактики зависит от многих факторов, в первую очередь, организационного и тактического характера.

Определенную трудность вызывает проблема информационного обеспечения виктимологической профилактики. Для принятия об­думанных решений в области виктимологической профилактики нужны разносторонние сведения о потерпевших и иных жертвах преступлений, о социальных последствиях преступности в целом и отдельных видов и групп преступлений, об отношении граждан к социальным последствиям преступности и конкретных преступле­ний, о степени виктимности различных слоев и групп населения,

уровне страха и подавленности населения вследствие разгула пре­ступности.

Необходимо отметить, что уголовная статистика содержит не­которые сведения такого рода.

В отчет формы 1 (о выявленных преступлениях) включен раз­дел «Информация о потерпевших» с выделением их по социально-демографическим признакам (иностранные граждане, лица без гра­жданства, вынужденные мигранты, беженцы, малолетние, пожилые, женщины). Предусмотрено также отражение данных о том, по ка­ким мотивам совершены в отношении потерпевших преступления (из корыстных, хулиганских побуждений, на почве ревности, мести, межнациональных, религиозных отношений и т.д.).

Для получения более полной картины, характеризующей виктимологическую ситуацию, рекомендуется проводить прикладные исследования с использованием методик конкретных социологиче­ских исследований, среди которых в данном случае наиболее при­емлемыми являются изучение документов (уголовных дел, так на­зываемых отказных материалов и др.) и опрос граждан, а также должностных лиц.

Важным подспорьем в деле информационного обеспечения виктимологической профилактики может стать так называемая мораль­ная статистика, содержащая учет лиц, обращавшихся в различные инстанции за помощью о возмещении ущерба от противоправных действий, с просьбами о предоставлении убежища для себя и детей, защите от преследований и другие сведения.

Реальной, по крайней мере, применительно к крупным горрай органам внутренних дел, является постановка вопроса о специализа­ции сотрудников по линии работы с потерпевшими и другими жерт­вами преступлений. В перспективе целесообразно создать государ­ственную службу по поддержке жертв преступлений, оказанию по­терпевшим социально-психологической, правовой и иной помощи. Затраты на реализацию данного предложения многократно окупятся усилением доверия населения к государству.

Использование виктимологических возможностей в практиче­ской деятельности зависит от того, насколько полно и своевременно выявляются потенциальные потерпевшие и конкретные ситуации, чреватые возможностью совершения преступлений. Выявление лиц, обладающих повышенной виктимностью, различается в зависимо­сти от того, о какой (индивидуальной или групповой) предрасполо­женности к тому, чтобы стать жертвой преступления, идет речь. Достаточно простым представляется выявление лиц, повышенная виктимность которых связана, например, с их профессией, родом деятельности (кассиры, инкассаторы, материально-ответственные лица, работники правоохранительных органов, предприниматели, не пользующиеся услугами охранных предприятий). Поэтому, проводя общепрофилактические мероприятия, следует в обязательном по­рядке предусмотреть как меры их общесоциальной защиты, так и индивидуальные меры информационного, воспитательного и техни­ческого свойства, включая персональную охрану в случае необхо­димости.

Гораздо труднее обстоит дело с выявлением лиц, повышенная виктимность которых обусловлена их поведением.

Сразу следует оговориться, что работа по выявлению потенци­альных жертв преступлений не должна вестись в отрыве от деятель­ности по установлению лиц, склонных к совершению преступлений. Весьма часто лица с повышенной индивидуальной виктимностью обладают антисоциальной позицией, криминальными связями. По­этому, выявляя лиц, склонных к совершению преступлений, необ­ходимо оценивать их с точки зрения возможной виктимизации.

В то же время, изучая личность подозреваемого, обвиняемого, лица, склонного к преступлениям, и выявляя их связи, можно опре­делить круг возможных потерпевших от них.

Более широкий подход к выявлению потенциальных жертв свя­зан с анализом и оценкой криминогенных ситуаций. Анализируя конкретную обстановку, можно определить как круг возможных потенциальных причинителей вреда (преступников), так и круг потенциальных потерпевших от них.

Наконец, потенциальные жертвы могут быть выявлены напря­мую, путем оценки половозрастных, демографических особенностей и нравственно-психологических качеств лиц, оказавшихся в поле зрения правоохранительных органов.

Для организации виктимологической профилактики важно не просто выявить потенциальную жертву, а проследить связи возмож­ного причинителя вреда и жертвы в различных ситуациях.

Сами ситуации различаются по масштабу, степени развития и времени проявления в них негативных признаков. Так, можно выде­лить макро- и микроситуации. Примером макроситуаций может быть стихийная миграция населения в связи с межнациональными конфликтами. Типичным примером микроситуации является кон­фликтная обстановка в неблагополучной семье.

По времени реализации негативных моментов различаются си­туации реальные (или близкие к реальным) и потенциальные. Оче­видно, что предупредительные мероприятия в ситуациях, когда уг­роза, например, убийством, исходит от лица, находящегося в местах лишения свободы, или от лица, находящегося дома, в семье, будут различными.

Существует ряд типичных ситуаций, для которых можно выра­ботать своего рода алгоритмы профилактических действий как в отношении потенциального причинителя вреда, так и возможной жертвы. Варианты этих ситуаций можно представить в следующем порядке:

а) известна конфликтная ситуация между двумя или не­
сколькими лицами, в которой однозначно определены возможный причинитель вреда и возможная жертва (жертвы), при этом смена
ролей между ними исключена;

б) известна такая же конфликтная ситуация, но в ней высока ве­роятность смены ролей в системе «преступник - жертва»;

в) известен потенциальный причинитель вреда и ситуации, в которых он может действовать, не определена лишь возможная жертва;

г) известны потенциальная жертва и ситуации, в которых жертва ведет себя определенным образом, не известен лишь возможный причинитель вреда;

д) известны ситуации, заведомо чреватые для более или менее
широкого круга лиц возможностью стать причинителем вреда или
жертвой преступления.

Мероприятия виктимологической профилактики могут быть различными, и сведены в две основные группы. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможно­стью причинения вреда:

а) изготовление и распространение специальных памяток, предостережений том, как уберечься от преступника, не стать жертвой преступления.

б) извещение граждан через средства массовой информации об имеющихся на данной территории фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников, о том, как следует поступать гражданам в случае встречи с преступниками или при нахождении в криминально опасной ситуации;

в) оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от возможного проникновения в дом (квартиру) чужих людей;

г) проверка и принятие мер по надлежащему освещению улиц, скверов, подъездов домов, распространение предостерегающих надписей, приближение постови милицейских нарядов к местам, удобным для совершения преступлений.

д) проведение целенаправленных бесед с родителями, работни­ками детских учреждений, педагогами, школьниками, учащимися других учебных заведений о том, как следует вести себя и что де­лать в случае встречи с преступником или подозрительными лицами;

е) организация стоянок автомототранспорта, маркировка ав­томобильных стекол и ценных вещей, проведение бесед с владель­цами автомототранспорта об их поведении и информировании ми­лиции о случаях краж и угонов автомототранспорта или попытках совершения этих преступлений;

ж) проведение бесед с пожилыми людьми и инвалидами, а также проведение собраний, совещаний, занятий с кассирами, продавцами ,инкассаторами, работниками медицинских и других учреждений, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывают повышенный интерес преступников.

Ко второй группе относятся меры, позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. По сущест­ву, это меры индивидуальной виктимологической профилактики, которые можно разделить на две подгруппы. К первой относятся меры по обеспечению личной безопасности возможной жертвы пре­ступления в случаях, когда иным способом устранить опасную си­туацию для данного лица по каким-либо причинам оказывается не­возможным. Эти меры касаются, как правило, лиц, профессиональная деятельность или социальное положение которых пре­допределяют их виктимность. Сами меры выражаются в информи­ровании и обучении таких лиц, установлении личной охраны, пре­доставлении средств индивидуальной защиты (оружия, бронежиле­та и др.), определении безопасных мест для временного проживания или пребывания и др.

Ко второй подгруппе относятся мероприятия, заключающиеся в воздействии на потенциальную жертву, с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности. Это могут быть разъяснительные беседы, обучение приемам самооборо­ны, оповещение о предстоящих ситуациях, ориентирование на под­держание постоянной связи с правоохранительными органами, кон­троль за поведением потенциальной жертвы и др.

Использование тех или иных мер виктимологической профи­лактики зависит от многих факторов, в частности, от вида, места, времени и способов совершения преступления, способности жертвы оказать противодействие преступнику, наличия у соответствующих органов и должностных лиц достаточных сил и средств для оказа­ния поддержки жертвам и др. В каждом конкретном случае набор мероприятий определяется с учетом реальной обстановки.

В заключение необходимо отметить, что за последнее время в России накоплен определенный опыт виктимологической профи­лактики, взяты на вооружение многие рекомендации зарубежной полиции по вопросам предупредительной работы с потенциальными и реальными жертвами преступлений. Издан ряд брошюр, серии памяток для населения, использование которых в практической ра­боте поможет обеспечить более надежную защиту граждан от про­тивоправных посягательств[40].

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы возможности виктимологической профилактики,
роль в предупреждении преступлений?

2. Перечислите основные мероприятия, осуществляемые в виктимологической профилактики, раскройте их содержание.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации