Лекция 12. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Для изучения личности преступника в практических целях ис­пользуются в основном те же источники и методы получения и об­работки информации, которые применяются в целях анализа пре­ступности и ее причин. Статистические карточки формы 2 «на лицо, совершившее преступление» и другие (например, ф. 1.2), со­ответствующие отчеты содержат сведения о поле, возрасте, граж­данстве, образовании, социальном и должностном положении, прежних судимостях, характере, мотивах и целях преступных дей­ствий, роли в преступлении (исполнитель, организатор, подстрека­тель, пособник) и иных признаках личности преступников, а также о совершенных ими уголовно наказуемых деяниях. Статистически фиксируются данные о лицах, совершивших преступление в состоя­нии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, яв­ляющихся хроническими алкоголиками, наркоманами, токсикома­нами.

Некоторые позиции статистических карточек и отчетов прямо или косвенно характеризуют социальную среду и конкретные жиз­ненные ситуации, в которых оказались лица, совершившие преступ­ления. Это, например, сведения о месте учебы, о принадлежности к лицам, не имеющим постоянного источника дохода, к местным жи­телям или иногородним, к беженцам и вынужденным мигрантам, о нелегальном проживании на данной территории, об отсутствии по­стоянного места жительства, коррумпированных, международных и межрегиональных связях и др.

Информация, содержащаяся в статистических карточках, харак­теризует личность преступника более чем по двумстам текстуаль­ным и закодированным позициям. При этом так же, как и при ана­лизе данных о зарегистрированных преступлениях, в целях расшиф­ровки ряда сведений используются коды справочников, где для опи­сания, например, социального положения преступника предусмот­рено 22 признака должностного положения лиц, совершивших пре­ступления, и потерпевших - 48 признаков. Всего в документах пер­вичного учета содержится около 1500 признаков личности преступ­ника.

За редкими исключениями, относящимися, например, к харак­теристике мотивации преступного поведения, информации о нрав­ственно-психологических признаках личности преступника в мате­риалах статистического учета не имеется. Этот пробел может быть восполнен путем анкетирования, интервьюирования, программиро­ванного изучения уголовных дел, других документов, применения психологического тестирования.

При анализе сведений о личности преступников рекомендуется по возможности использовать данные, относящиеся к так называе­мому контрольному ряду из числа законопослушных граждан. Это позволяет выявить имеющиеся «сдвиги» в структуре личности пре­ступников, отклонения от нормы (или, по крайней мере, от усред­ненных значений) в их личностных и поведенческих характеристи­ках. Для этих же целей данные уголовно-статистического наблюде­ния могут сопоставляться с показателями экономической, демогра­фической, социокультурной и других отраслей статистики.

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужден­ного, организации и тактики профилактической работы с конкрет­ными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения пра­воохранительных органов и прежде всего милиции попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступ­ление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным дейст­виям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений. Изучение личности правонарушителей (как преступ­ников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, от­ражающей следующие основные сведения.

1. О преступном и ином противоправном поведении(когда,
где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной
ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот пери­
од).

2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное
противоправное поведение(что было причиной каждого правона­рушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, ка­кие условия способствовали либо облегчили совершение правона­рушений).

3. О социально-демографических свойствах и ведущих от­
ношениях личности(возраст, образование, семейное положение,
состав семьи, культурный уровень, специальность, трудовой опыт и
стаж, отношение к труду, к общепринятым ценностям, к исполнению общегражданских обязанностей, к семье, детям).

4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях
личности.При этом обращается внимание на развитие интеллекта
(уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, ши­рота и направленность взглядов); черты характера (замкнутый или
общительный, эгоцентричный, легкомысленный, безответственный,
деятельный или пассивный, правдивый или лживый, мстительный,
жестокий, наглый, завистливый и т.д.); волевые качества (настой­чивость, решительность, неорганизованность, способность подчи­нять себе других или легко поддаться чужому влиянию и др.), по­требности и интересы (в самоактуализации, в признании и одобре­нии, в защите от страха и неустроенности, гипертрофированные фи­зиологические потребности, склонности к чтению, занятию спор­
том, техническому творчеству и т.д.); особые наклонности и при­вычки антиобщественного характера (к употреблению спиртных
напитков или наркотиков, азартным играм, развратному образу
жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.д.); признаки пре­ступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокры­тия преступлений, знание обычаев и нравов криминальной среды,
осведомленность о методах оперативно-розыскной деятельности и
т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, нар­комания, психопатия, туберкулез, венерические болезни, ВИЧ-
инфекция, отклонения в сексуальной сфере).

5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении(характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отно­шений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-
психологический климат в трудовом коллективе, материальная
обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем окружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо пози­тивное влияние и т.п.).

Помимо упоминавшихся источников информации (уголовные дела и др.) для изучения личности правонарушителей, подвергаю­щихся индивидуально-профилактическому воздействию, использу­ются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об адми­нистративных и иных правонарушениях. При необходимости за­прашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, сосе­дями, сослуживцами.

Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирова­ния индивидуального преступного поведения. Так же, как и при про­гнозировании преступности, данный вид криминологического пред­видения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуаль­ного прогноза является предположение о той или иной степени ве­роятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее на­правленность и содержание. Причем это касается лишь мер преду­преждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказани­ем социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуаль­ных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут.

Наряду с простейшими, интуитивными прогнозами предпри­нимаются попытки предвидения возможности совершения преступ­лений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц-факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие иссле­довательские приемы[29].

Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности возврата на преступный путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точён.

При прогнозировании преступного поведения используются классификации (типологии) личности преступника. Так, вероят­ность совершения преступлений лицами последовательно крими­нального типа практически стопроцентная (другое дело, что они далеко не всегда могут быть изобличены). Прогнозировать поведе­ние лиц, относящихся к ситуативному, а тем более случайному типу преступников значительно труднее. Преступники ситуативно-криминального типа занимают в данном отношении как бы проме­жуточное положение. Сложность, однако, состоит в том, что отне­сение преступника к той или иной классификационной группе - де­ло весьма непростое.

В целом проблема прогнозирования индивидуального пре­ступного поведения еще нуждается в основательной разработке с привлечением достижений психологии, других наук. В частности, актуальной задачей является создание компактной модели прогноза, разработка пригодных для практики правил, процедур, способов ее применения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие источники информации и методы используются для
изучения личности преступника в практической деятельности правоохранительных органов?

2. Какие сведения о личности преступника необходимы для
проведения индивидуально-профилактической работы?

3. Что понимается под прогнозированием индивидуального
преступного поведения?

Лекция 13. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЕЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ

Предупреждение преступности буквально означает предо­хранение людей, общества, государства от преступлений. Исто­рические корни данного вида социальной практики уходят далеко вглубь веков: с появлением первых уголовно-правовых запретов и преступлений как деяний, совершаемых вопреки им, стали действо­вать меры не только карательного, но и предупредительного проти­водействия преступности.

В частности, эту роль в той или иной степени играла любая сис­тема уголовного законодательства, которому изначально присуща цель так называемой общей превенции (независимо от того, провоз­глашена она в законе или нет). Постепенно пришло понимание того, что предупреждение преступности несет в себе большой социально позитивный потенциал и по ряду признаков выгодно отличается от других направлений борьбы с этим злом.

Отдельные фрагментарные высказывания на эту тему со­держатся в трудах древних мыслителей. Так Платон говорил о зако­нодательстве, которое должно отвращать людей от совершения пре­ступлений. Аристотель подчеркивал значение борьбы с испорчен­ными нравами, обычаями и привычками, противоречащими требо­ваниям разума.

Идея предупреждения преступности получила вполне четкие формулировки у просветителей XVIII века. Автор знаменитого трактата «О духе законов» Монтескье отмечал, что «хороший зако­нодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы». Эти мысли получили дальнейшее разви­тие в работах Беккариа, Вольтера, многих других мыслителей, включая отечественных. Например, А.Н. Радищев указывал, что «верховная власть многие имеет средства направлять деяния граж­дан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законо­положения. Средства сии суть: 1-е - воспретительные, 2-е - побуж­дающие, 3-е - предупреждающие».

Положение о возможностях и роли предупреждения пре­ступности в деле противостояния ей было воспринято марксистской социологией, теорией государства и права, на которых базировалась советская криминология.

В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воз­действия.

В юридической литературе часто говорится о системе пре­дупреждения преступности[30]. Однако реальное состояние преду­предительного «хозяйства» в современной России таково, что поня­тие системы в данном случае применимо лишь с натяжкой. Прежняя система (существовавшая в советское время) практически разруше­на, а полноценной новой (соответствующей реалиям переходного периода) еще не создано. И в лучшем случае можно говорить о том, что предупреждение преступности в настоящее время представляет собой не более чем систему со слабыми, даже очень слабыми взаи­модействиями. Полноценная система (как целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содер­жащимися в образующих его компонентах) в данном контексте - в значительной мере дело будущего.

Вместе с тем, нельзя отрицать, что предупреждение преступ­ности - это сложный, многоаспектный процесс, обладающий опре­деленными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотре­ния, выделения составляющих элементов, их классификации по раз­личным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу.

По признаку целеполагания (уровню) принято выделять общесоциальное (общее) и специально-криминологическое (специаль­ное) предупреждение преступности. В случае общего предупрежде­ния речь идет о том, что позитивное развитие общества, совершен­ствование его экономических, политических, социальных и иных институтов, устранение из жизни кризисных явлений и диспропор­ций, питающих преступность, объективно способствует ее предупреждению (путем ограничения сферы действия, снижения уровня, уменьшения вредных последствий и т.д.).

При этом цель предупреждения преступности, скажем, перед экономическими преобразованиями специально не ставится. Но эти преобразования, осуществляемые ради других (может быть, более высоких) целей, способствуют, например, вытеснению из жизни общества или уменьшению масштабов таких явлений, детермини­рующих преступность, как нищета, безработица, детская беспри­зорность, бытовая неустроенность. Точно так же не ради борьбы с преступностью осуществляется развитие духовной культуры, но повышение ее уровня, несомненно, влияет на нравы, взгляды, инте­ресы, мотивы действий людей и многое другое, от чего зависит их выбор между добром и злом, законопослушным и противоправным поведением.

В отличие от общих, специальные предупредительные меры осуществляются целенаправленно в интересах предупреждения пре­ступности, т.е. они призваны решать задачи: устранения, нейтрали­зации, минимизации криминогенных факторов; оздоровления соци­альной микросреды, коррекции поведения лиц, чье поведение чре­вато угрозой совершения преступления и т.д. Таковыми являются, например, профилактические операции, проводимые органами внутренних дел, или контроль за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.д.

В зависимости от масштаба применения различают меры пре­дупреждения: 1) общегосударственные и относящиеся к большим социальным группам; 2) меры предупреждения, относящиеся к от­дельным объектам или микрогруппам; 3) индивидуальные. Общего­сударственные - это, например, меры предупреждения преступно­сти, предусмотренные федеральными законами, действующими на всей территории России. Предупредительные мероприятия, относя­щиеся к большим социальным группам, осуществляются в рамках отрасли хозяйства, региона (области, республики в составе Россий­ской Федерации) применительно к определенному контингенту лиц (например, беженцам и вынужденным мигрантам). Предупреждение преступлений на отдельном объекте, в микрогруппе - это выявление и устранение обстоятельств, способствующих правонарушениям, на конкретном предприятии, в зоне отдыха, данном учебном коллективе или, например, переориентация молодежной группировки с анти­общественной направленностью поведения. Индивидуальные меры предназначены для оказания предупредительного воздействия на конкретных лиц, их ближайшее окружение.

По содержанию меры предупреждения преступности могут быть экономическими, политическими, социальными, органи­зационно-управленческими, культурно-воспитательными, право­выми и иными.

Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение ра­боты по устранению обстоятельств, способствующих определенной разновидности преступлений, - это экономические меры предупре­ждения преступности (разного вида, уровня и масштаба).

Примером политических мер предупреждения преступности служит решение органов власти о разграничении полномочий феде­рального центра и субъектов Федерации в области общественной безопасности, охраны правопорядка.

К социальным мерам относится, к примеру, защита интересов малообеспеченных слоев населения, жизненное устройство бежен­цев, вынужденных переселенцев, безработных.

В качестве организационно-управленческих мер предупреж­дения преступности можно указать на его программно-целевое пла­нирование или координацию субъектов предупредительной дея­тельности.

Культурно-воспитательные меры включают разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра и спра­ведливости, законов высокой нравственности, по устранению явле­ний моральной безнормативности и деградации, эффективному про­тивостоянию так называемой массовой культуре, пропаганде эго­центризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

Типичный пример правовых (не только по форме, но и по со­держанию) мер предупреждения преступности - применение норм уголовного закона с так называемой двойной превенцией (ст.ст. 115, 116, 117, 119, 150, 151,218,222, 223, 224, 225 УК РФ).

Необходимо отметить, что перечень мер предупреждения пре­ступности, выделенных по рассматриваемому критерию, не может иметь исчерпывающего характера, - настолько сложно и многообразно оно по своему содержанию. Наряду с перечисленными можно, например, назвать предупредительные меры демографического, экологического, технического и иного характера. Известная специ­фика содержания мер предупреждения преступности может быть обусловлена особенностями субъектов, объектов предупредитель­ного воздействия и другими признаками.

По стадиям принято выделять раннее, непосредственное пре­дупреждение, предупреждение рецидива преступлений. Обычно при этом используются два признака: во-первых, время, отдаляющее лицо от момента возможного совершения преступления; во-вторых, степень «социальной испорченности личности»[31]. Формально логи­чески такое деление возможно, но оно «размыто», отличается неоп­ределенностью указанных критериев.

Более значимо, с практической точки зрения, выделение в пре­дупреждении преступности таких стадий (этапов), как про­филактика, предотвращение, пресечение. Причем сразу следует оговориться, что это разграничение проводится главным образом применительно к специальному предупреждению преступности. Иногда указанные термины (особенно «предупреждение-профи­лактика», «предупреждение-предотвращение») употребляются как синонимы. С позиций сугубо семантических определенные основа­ния для этого имеются. Но наличие у преступности и отдельных преступлений сложного и, как правило, длительного генезиса, мно­гообразие форм проявления криминальной активности (в виде не только непосредственно преступного, но и так называемого допреступного поведения) и, соответственно, широкий спектр разнооб­разных мер предупредительного воздействия на криминогенные факторы в зависимости от их развития по времени обусловливают необходимость четкого разграничения указанных понятий. Тем бо­лее, что оно уже фактически проводится - хотя не в законе, но иным путем, например в ведомственных нормативных актах.

В данном контексте профилактика - это меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий, других детерминант преступлений.

Под предотвращением понимается деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступле­ний. Это качественно иная ситуация в генезисе преступного поведе­ния: опасность совершения преступления возникает не вследствие того, что, например, конкретное лицо не работает, испытывает ма­териальные затруднения и в то же время систематически пьянству­ет, а из-за того, что оно уже выбрало объект для совершения кражи, провело на нем «разведку», начало изготавливать соответствующие технические приспособления и т.д. Очевидно, что меры по недопу­щению в этих случаях преступлений будут существенно различать­ся (по субъектам, характеру, последствиям и другим признакам). В частности, если в первом случае уместны профилактические беседы работников милиции, оказание помощи в трудоустройстве, лечении от алкоголизма, то во втором - предотвращению замышляемого или подготавливаемого преступления лучше всего могут способствовать усилия лиц, сотрудничающих с милицией на конфиденциальной основе.

Наконец, пресечение - это действия, обеспечивающие пре­кращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при продолжаемых, длящихся или так назы­ваемых серийных преступлениях. Здесь ситуация ближе всего к достижению преступного результата, и содержание мер по отвра­щению вреда или опасности будет уже иным (например, устройство засады, задержание преступника с поличным).

Цель во всех случаях одна - не допустить совершения пре­ступления либо его повторения.

С учетом специфики рассмотренных стадий должны решаться многие вопросы организации, стратегии и тактики предупреждения преступности: от специализации профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов, содержания и методики их обучения до выбора в каждом конкретном случае оптимальных, адекватных ситуации форм, средств, приемов предупредительного (т.е. профилактического, предотвращающего, пресекающего) воздействия.

Возможна дифференциация предупреждения преступности и по иным, кроме названных, основаниям, например: по признаку про­цессуальной урегулированности, степени радикальности, относимости к правоохранительной, контрольной и иным видам деятель­ности.

Предупреждение преступности осуществляется в соответствии с определенными принципами (исходными положениями, осново­полагающими идеями). К ним относятся: последовательно упреж­дающий характер, социально-экономическая и политическая обос­нованность, законность, справедливость и гуманизм, демократизм, примат (приоритет) мер убеждения, социальной поддержки и по­мощи над мерами принуждения, комплексный подход и научность (научная обоснованность)[32].

Наряду с этими общими принципами применительно к от­дельным направлениям предупредительной работы либо к деятель­ности ее отдельных субъектов выделяются частные (специальные) принципы. Так, предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помимо перечисленных, должно соответст­вовать принципам поддержки семьи и взаимодействия с нею; инди­видуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблю­дением конфиденциальности полученной информации; государст­венной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений; обеспечения ответственности долж­ностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2 ФЗ "Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

В заключение о роли, социальной ценности предупреждения преступности в жизни общества. Оно представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью, прежде всего потому, что обеспечивает выявление и устранение (нейтрализацию, блоки­рование) ее корней, истоков. В значительной мере - это упреждение самой возможности совершения преступлений. В процессе преду­преждения криминогенные факторы могут подвергаться направлен­ному и ненаправленному воздействию тогда, когда они еще не на­брали силы, находятся в зародышевом состоянии и поэтому легче поддаются устранению (нейтрализации, блокированию). Наряду с этим арсенал средств предупреждения преступности позволяет превышать замышляемую или уже начатую преступную деятельность, не допускать наступления вредных последствий посягательств на общественные отношения. Предупреждение преступности дает воз­можность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными спосо­бами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юсти­ции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение предупреждения преступности.

2. Какие выделяются виды мер предупреждения преступности, по каким признакам это производится?

3. Раскройте соотношение понятий «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «пресечение» преступлений.

4. Перечислите принципы предупреждения преступности.

5.В чем состоит социальная ценность предупреждения преступности?


Наши рекомендации