Лекция 10. МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Любое преступление - результат взаимодействия личности и внешней среды. Выделяются два уровня этого взаимодействия: сре­да как обстановка, условия неблагоприятного нравственного фор­мирования личности и как конкретная ситуация совершения данно­го преступления. Применительно к первому уровню речь идет о со­четающихся или сменяющих друг друга, как правило, длительных воздействиях на индивида со стороны родителей, школы, сверстни­ков, друзей, сослуживцев и т.д. Конкретная жизненная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств жизни данного ли­ца перед совершением преступления, которые в качестве объектив­ных, внешних условий влияют на его противоправное поведение (провоцируют преступление, облегчают его совершение и т.д.).

На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной .микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательный, производственно-трудовой й т.д. Поскольку речь идет о борьбе с преступностью, весьма значимы такие виды микро­среды, как воспитательно-принудительная (складывающаяся в мес­тах лишения свободы) и связанная с проявлениями криминальной субкультуры.

Семья - это такой тип социальной микросреды, где человек по­лучает первоначальные знания об окружающем мире, представле­ния о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность. Необходимо отме­тить, что за последнее время воспитательный потенциал многих ; российских семей значительно ослаб. Это связано, прежде всего, с подрывом экономической базы их существования. Если родители в : условиях «дикого» рынка борются за выживание, а порой и нищен­ствуют, то они не могут быть полноценным источником и провод­ником воспитательных влияний на своих детей. Семьи, живущие ниже черты бедности, не в состоянии обеспечить надлежащий уро­вень образования, организовать полноценный досуг детей, прояв­лять необходимую заботу об их физическом и нравственном здоро­вье. Часть детей вынужденно вовлекается в далеко не общественно-полезный труд, в занятия, связанные с доходами из сомнительных

источников. Возродилась, как крайняя форма социальной дезадап­тации подростков, беспризорность детей.

Нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания проявляется по-разному. Самым гроз­ным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи (особенно подростков) другими в преступную деятельность, пьянст­во, попрошайничество, проституцию и другие антиобщественные занятия. Такие случаи сравнительно редки, но они чрезвычайно опасны.

Более широкое значение имеет «дурной пример» членов семьи, совершающих преступления, иные правонарушения и аморальные поступки. Так, выборочное изучение уголовных дел показало, что треть преступников воспитывалась в семьях с сильным кримино­генным прессом в виде алкоголизма, бытового воровства, драк, раз­вратного поведения родителей.

Нравственно-педагогическая ущербность семьи может вы­ражаться также в том, что в ней культивируются антиобщест­венные нравы и привычки, проявляющиеся не в виде конкретных противоправных или аморальных действий, а в форме соответст­вующих нравственных оценок, высказываний, симпатий и антипа­тий.

Значительно ослабляются воспитательные позиции тех семей, в которых сложилась нездоровая морально-психологическая атмо­сфера, ненормальные взаимоотношения, имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствует сплоченность, забота друг о друге.

Не менее опасны, хотя и менее заметны, косвенные отрицатель­ные влияния семьи как следствие ее неправильной воспитательной позиции. В целом это широко распространенное явление, характер­ное и для вполне благополучных семей. Положение может усугуб­ляться тем, что неправильная воспитательная линия семьи обычно охватывает самые различные стороны процесса формирования лич­ности и действует спонтанно, исподволь.

Конкретными проявлениями педагогически несостоятельной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам, создание для них «тепличных условий», освобождение от каких-либо обязанностей, «оберегание» даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, по­творство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как эгоцентризм, алчность, наплевательское отношение к общест­венно значимым интересам и целям. Как частный случай непра­вильной линии семейного воспитания следует рассматривать педа­гогическую бездеятельность семьи, игнорирование родителями сво­их обязанностей, их невнимание к детям, пренебрежительное отно­шение к их интересам.

Важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы. В целом приме­нительно к системе общего и профессионального образования в ны­нешнем переходном периоде можно говорить о значительном ос­лаблении воспитательного потенциала, а значит и об усилении криминогенных издержек ее функционирования, связанных с серь­езными просчетами и пробелами в нравственном формировании подрастающего поколения. Отказ от принципов и методов «комму­нистического воспитания» не сопровождался утверждением в этой области качественно новых подходов, соответствующих изменив­шимся условиям. Вместо глубоких и всесторонних преобразований системы образования дело порой ограничивалось сменой вывесок, некритическим заимствованием фрагментов зарубежного опыта. Не­которые из скороспело возникших колледжей, лицеев и других ча­стных образовательных заведений Озабочены не столько формиро­ванием гармонически развитой личности, гражданским воспитанием питомцев, сколько удовлетворением своих коммерческих интересов.

В условиях недофинансирования, несвоевременных выплат ми­зерной зарплаты воспитательная работа стала для многих учителей просто обременительной, «лишней». Дело доходило до забастовок педагогических коллективов. Упал престиж профессии педагога, усилилось отчуждение учащихся от своих наставников, в их взаи­моотношениях все чаще стали возникать эмоциональные, смысло­вые и иные социально-психологические барьеры. В «технологии» воспитательной работы там, где она еще как-то проводится, не только сохранились, но и усугубляются такие недостатки, как от­сутствие индивидуального подхода к учащимся, подмена воспита­тельных воздействий голым администрированием, игнорирование особенностей детской психологии, подавление самостоятельности и инициативы обучаемых, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, низкая требовательность, неаде­кватное реагирование на нарушения дисциплины, «показуха», «за­мазывание» отрицательных фактов, нездоровая моральная атмосфе­ра в отдельных педагогических коллективах, отступление некото­рых воспитателей от норм профессиональной этики. Ослабли связи школы с семьей. Если прежде воспитательная работа во внеучебное время отличалась формализмом, казенщиной и скукой, то сейчас она во многих школах практически сошла на нет.

Как правило, на низком уровне осуществляется работа по пра­вовому воспитанию и просвещению учащихся. В ней часто приме­няются упрощенные формы и методы, допускается примитивизм, в результате чего правовая информация, столь необходимая в на­стоящее время, не усваивается.

Негативное? влияние на нравственное формирование учащихся оказывает распространение в образовательных учреждениях кор­рупционных отношений (незаконных поборов с родителей и др.).

Рассмотренные издержки и просчеты школьного воспитания в сочетании с ослаблением воспитательных функций семьи приводят к тому, что на путь самостоятельной жизни в сложнейших условиях далеко не цивилизованного рынка выходят в лучшем случае инфан­тильные, слабо ориентирующиеся в обстановке, не имеющие твер­дых моральных убеждений позитивной направленности, нравствен­но не закаленные молодые люди, а нередко и те, у кого уже сфор­мировался антиобщественный и даже криминальный заряд, кто го­тов к самоутверждению любыми способами, включая явно противо­правные.

В условиях экономического кризиса в плачевном состоянии оказалась производственно-трудовая сфера. Дезорганизация произ­водства вплоть до остановок предприятий, вынужденные долго­срочные отпуска с мизерной оплатой или совсем без нее, хищниче­ская, нередко откровенно криминальная приватизация, показушное акционирование, резкое ослабление трудовой, технологической, финансовой дисциплины, хронические невыплаты зарплаты рабо­чим и служащим при огромных доходах директорского корпуса, свертывание работы общественных организаций - эти и многие дру­гие негативные явления в рассматриваемой сфере способствовали рваческим устремлениям, утверждению морали, выраженной в из­вестной формуле: «человек человеку волк», безжалостной борьбе за «место под солнцем» - с одной стороны; фрустрации, апатии, на­строениям безысходности и обреченности - с другой. Возникли та­кие крайние проявления конфликтности в производственно-трудовой сфере, как забастовки, массовые акции протеста в виде блокирования транспортных магистралей, захваты рабочими в каче­стве заложников директоров предприятий, которые «прокручивают» в коммерческих банках деньги, предназначенные для выдачи зар­платы и социальных нужд. Многие трудовые коллективы по суще­ству перестали быть таковыми, они представляют собой скорее конгломерат людей, стремящихся фактически врозь «делать день­ги». Воспитательный потенциал этих квазиколлективов практически сведен к нулю. Более того, они, дискредитируя труд, как одну из высших ценностей, оказывают сильное отрицательное влияние на жизненные позиции, ориентации, взгляды состоящих в них людей.

Разлагающе действовали на людей ставшие в одно время едва ли не нормой факты некоторых широко распространенных правона­рушений в сфере производства (растаскивание имущества бывших государственных предприятий и колхозов, массовое уклонение от уплаты налогов, подкуп коррумпированных чиновников, невыпол­нение обязательств перед партнерами, создание «крыш» крими­нальных структур на производственных объектах).

Сильно сдала свои воспитательные позиции воинская мик­росреда, которая традиционно была неплохой школой морально-волевой закалки для большинства мужского населения страны.

Развал уставных взаимоотношений между военнослужащими, пресловутая «дедовщина», обвальное падение воинской дисципли­ны, разворовывание воинского имущества и бюджетных средств, предназначенных для финансирования армии, многочисленные ко­рыстные злоупотребления и махинации начальствующего состава, несвоевременная выплата денежного довольствия - эти и многие другие новые «приметы» воинской службы и воинского быта спо­собствовали нравственной деформации (либо усугубляли ее) мно­жества молодых людей, ежегодно входивших в воинскую среду негативное значение не только непосредственно для участников соответствующих событий, но и нравственной атмосферы общества в целом имело участие сотен тысяч молодых людей в войне, кото­рую трудно назвать справедливой (Афганистан), а также в ожесто­ченном внутреннем вооруженном конфликте (Чечня).

Негативные явления, способствующие неблагоприятному нрав­ственному формированию личности, дают о себе знать и в таком виде социальной среды, как общественно-политическая. Это, преж­де всего, разнообразные проявления в условиях во многом уродли­вой многопартийности политического экстремизма: оголтелого на­ционализма, сепаратизма, попыток утверждения идеологии анар­хизма и даже фашизма.

Издержки, проявляющиеся через механизм неблагоприятного нравственного формирования личности и соответственно играющие определенную криминогенную роль, имеются также в религиозной среде. В целом религия, которая как таковая перестала быть «опиу­мом для народа», вносит свой вклад в формирование нравственно-воспитанных, законопослушных людей. Заметно активизировалась деятельность традиционных для России религиозных конфессий по профилактике правонарушений. Но беспредельная свобода и в дан­ной сфере социальной жизни породила свои проблемы. Они связа­ны, в первую очередь, с функционированием религиозных сект, раз­ного рода «братств» и «общин», активно отрицающих многие госу­дарственные и общественные институты, проповедующих иррацио­нализм, мистицизм, уход людей в мир болезненных химер, оправ­дывающих изуверские, человеконенавистнические акции вплоть до коллективных самоубийств.

Ранее внимание криминологов привлекал и такой тип со­циальной среды, как спортивная. Приобщение к спорту, занятия физической культурой, как известно, - важный элемент формирова­ния гармонично развитой личности, и в этом своем качестве они несли довольно значительную антикриминогенную нагрузку. Дос­таточно указать, что тысячи и тысячи так называемых трудных под­ростков, состоявших на профилактическом учете милиции, направ­лялись в специализированные спортивные, военно-спортивные ла­геря, где с большой пользой для себя (а значит, в конечном счете, и Для общества) проводили каникулярное время. Сейчас многие стадионы и дворцы спорта превратились в торговые центры, спорт стал в основном уделом небольшого круга профессионалов, тренирующихся за рубежом, а массовое физкультурное движение практиче­ски свернуто, разветвленная спортивная среда, с ее немалым вос­питательно-профилактическим потенциалом, по существу сошла на нет и воссоздается медленно. Там, где она сохранилась, для нее xaрактерны сильная коммерциализация, упор на накачку мышц, правило, при игнорировании каких-либо воспитательных задач.

Специфическим видом социальной микросреды является воспитательно-принудительная, которая складывается в местах исполнения наказания. Если тюрьмы, по известному выражению, «портили» всегда и везде, то теперь исправительные учреждения в России переживают затянувшийся кризис, который порой не только сводит к нулевой отметке их воспитательно-предупредительный потенциал, но превращает их в своеобразные рассадники преступ­ности. Из всех своих функций эти учреждения справляются, и то с переменным успехом, лишь с одной - с изоляцией преступников.

Рассмотренные типы социальной микросреды, во взаимо-| действии с которыми осуществляется длительный процесс форми­рования и развития личности, при всех их различиях, обладают не­которыми общими признаками.

Во-первых, в них в данном контексте заложено, как говорится, позитивное начало. С точки зрения задач нормотипического, соот­ветствующего интересам общества формирования личности они по своим функциям, направленности, социальному предназначению и статусу являются (точнее, должны являться) величинами со знаком «плюс». Негативные явления, упущения, недостатки, рассмотрен­ные выше, представляют собой издержки, побочные результаты, связанные как с социальным наследованием, так и в особенности со сложностями и трудностями переходного периода.

Во-вторых, большинство людей проходят или должны про­ходить через микросреду почти всех указанных типов (будучи школьниками, членами семьи, трудовых коллективов, верующими или атеистами и т.д.).

В-третьих, рассмотренные типы микросреды принадлежат к официальному обществу, они в той или иной мере формализованы и социально структурированы.

В отличие от этого микросреда, обозначаемая понятием крими­нальной субкультуры, изначально имеет социально негативную направленностъ, включение в нее конкретных индивидов избирательно а сама она не обладает каким-либо официальным статусом. И тем не менее за последние годы она в российском обществе прояв­ляет себя все сильнее, ее влияние на неблагоприятное нравственное формирование людей делается более ощутимым. Признаки крими­нальной субкультуры находят наиболее яркое выражение в крими­нологических характеристиках организованной и профессиональной преступности, которые будут рассмотрены в дальнейшем. А здесь необходимо отметить, что именно представители этих наиболее опасных форм преступности являются носителями идеологии пре­ступного образа жизни и криминальной морали вседозволенности, в которой общепринятые ценности и нормы вывернуты наизнанку, предельно деформированы, искажены до противоположных значе­ний. Активно действующие преступники не ограничиваются тем, что они сами живут и действуют по своим обычаям и нравам, они стараются распространить их среди других людей, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Особую роль играют в этом так называемая уголовная романтика, а также «блатной» фольклор и жаргон. К сожалению, насаждению в обществе криминальной идео­логии и морали в определенной мере способствуют некоторые сред­ства массовой информации, пропагандирующие худшие образцы «массовой» культуры с ее бездуховностью, нравственной не­разборчивостью и цинизмом. Примыкают к криминальной субкуль­туре многочисленные неформальные малые группы антиобщест­венной направленности, которые условно можно назвать предпреступными. Общение лиц, входящих в такие группы, имеет свою со­циально-психологическую, а порой и мировоззренческую «плат­форму», осуществляется на основе общности потребностей, интере­сов, жизненных целей, доминирующих мотивов, взглядов, прошлого опыта и поведения - с преобладанием во всем этом, как правило, отрицательных значений. Участников антиобщественных группиро­вок объединяет также стремление стать недосягаемыми для тради­ционных форм социального контроля со стороны семьи, школы и ТД. Нередко такие неформальные общности, сложившиеся на ос­нове совместного проведения досуга, по территориальному, нацио­нально-этническому и другим признакам (либо их комбинациям), представляют собой так называемую референтную группу, которая служит для индивида образцом, системой отсчета для оценки само­го себя и других, одной из основ формирования норм поведения и ценностных ориентации. Характер времяпрепровождения, занятий участников рассматриваемых группировок, направленность их по­ведения таковы, что от них недалеко до совершения преступлений, в том числе и весьма опасных, особенно с учетом групповой детона­ции. Обычно это совместное пьянство, употребление наркотиков, токсикомания, неупорядоченные сексуальные отношения, стычки с теми, кто входит в другие группировки и т.п.

Отрицательное влияние антиобщественных группировок на личность, как «выбранное» самим индивидом, сравнительно охотно воспринимается и легко усваивается и, как правило, является до­вольно существенным, значительным как по широте, так и по глу­бине.

Таковы основные виды (типы) социальной микросреды, отрица­тельное влияние которой обусловливает неблагоприятное нравст­венное формирование личности, ее антиобщественную ориентацию. Кроме криминальной субкультуры и антиобщественных группиро­вок ни один из рассмотренных видов (типов) микросреды не может оцениваться при криминологическом анализе однозначно - только положительно или только отрицательно. Обычно личность взаимо­действует одновременно с различными типами социальной микро­среды, а они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие имеет сложную структуру, характеризуется разными связями и от­ношениями: положительное влияние одного типа может нейтрали­зоваться или сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа; отрицательное влияние одного типа - усугубляться таким же влиянием другого; отрицательное влияние одного типа - компенси­роваться положительным воздействием другого типа и т.д. В целом, когда речь идет о формировании личности преступника, как опреде­ленную закономерность следует отметить своеобразную «цепную реакцию», взаимное дополнение различных негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.

Негативные личностные свойства, сложившиеся под воз­действием неблагоприятных условий нравственного формирования личности, приводят к совершению преступлений при наличии опре­деленных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления (криминогенную ситуацию). На этом уровне взаимодействия личности со средой обусловленная неблагоприятными нравственными условиями фор­мирования способность и готовность совершить преступление под воздействием ситуации реализуются в действительность. Механизм взаимодействия личности с конкретной жизненной ситуацией мо­жет быть разным: в одних случаях человек попадает в нее, в других - ищет и находит, в третьих - создает сам.

Так же, как и на уровне условий неблагоприятного нравст­венного формирования личности внешняя среда, образующая си­туацию совершения преступления, имеет множество проявлений и признаков. Ситуация может быть распространена территориально (например, стихийное бедствие, охватившее целую область) либо локализована ограниченным пространством (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (затянувшиеся семейные неурядицы) или быть кратковременной (ссора пассажиров в обще­ственном транспорте). Источниками криминогенных ситуаций мо­гут быть люди (например, провоцирующее поведение потерпевшего) либо силы природы, физические явления (неблагоприятные погод­ные условия). По содержанию различаются ситуации проблемные, в которых наличествуют определенные трудности в достижении цели (например, нехватка средств для приобретения какой-либо вещи) и конфликтные, характеризующиеся острым противоречием, откры­тым столкновением интересов и позиций (например, ситуация мас­совых беспорядков).

Криминогенные ситуации различных видов могут ставить ин­дивида в экстремальные условия, давать ему психологическую раз­рядку, соблазнять или провоцировать на противоправные действия. При этом в механизме индивидуального преступного поведения они играют роль не причины, а повода к совершению преступления, от которого зависит выбор цели, предмета и характера действий. В си­туациях совершения преступления различаются их объективное со­держание и субъективное восприятие. Они могут совпадать, но не-редко расходятся, причем весьма существенно (ситуации мнимой опасности, «бреда», ревности, беспричинной обиды и т.п.). Искаже­ние объективного содержания ситуации происходит либо вследст­вие сформировавшейся антиобщественной ориентации лица, негативных нравственных свойств личности (например, нечестный че­ловек убежден, что «все жулики»), либо вследствие фактических условий и психофизиологических дефектов восприятия (водитель с ослабленным зрением и плохой реакцией неправильно оценивает дорожную обстановку).

Криминогенный потенциал ситуации совершения преступлений имеет степени своего развития: в особо неблагоприятных случаях он, как принято говорить, прямо толкает на преступление, в других — лишь способствует, облегчает его совершение, сокрытие следов. За последнее время характер ситуаций совершения многих преступлений, прежде всего под влиянием макроусловий жизни общества, претерпел существенные изменения, более того, среди них (ситуаций) появились ранее неизвестные, качественно новые. Достаточно, например, указать на ситуации совершения так называемых заказных убийств, преступных посягательств, связанных с приватизацией, с деятельностью коммерческих банков, финансовых «пирамид», частных охранных структур, «челноков», с «разборками» между участниками преступных сообществ; на конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказываются представители люмпенизированных слоев населения, безработные, беженцы, беспризорные подростки.

Рассмотрение механизма индивидуального преступного пове­дения как результата рассогласованности взаимодействия личности со средой позволяет сделать ряд принципиально важных для орга­низации и тактики предупреждения преступлений выводов. Как видно из изложенного, обстоятельства детерминирующие преступ­ное поведение, даже взятые применительно к одному конкретному лицу, представляют собой сложнейший причинный комплекс, вклю­чающий множество разнообразных по содержанию, характеру, вре­мени и месту действия, другим параметрам факторов, проявляю­щихся в различных сферах социальной жизни. Соответственно, за­коном для работы по предупреждению преступлений должно быть комплексное противодействие этим факторам. В частности, меры по коррекции личности, ее поведения должны по необходимости сочетаться с тщательным социальным контролем, устранением или хотя бы блокированием негативных влияний на данное лицо извне (со стороны микросреды, окружения), а также оказанием при необходимости социальной помощи в решении различных жизненных вопросов.

Отдельные элементы механизма индивидуального преступного поведения, особенно из числа относящихся к конкретным кримино­генным ситуациям, действуют скоротечно, моментально. И здесь решающее значение имеет своевременность их выявления, обеспе­чение оперативности профилактического реагирования. Действие же всего комплекса обстоятельств, детерминирующих преступное поведение, как правило, развернуто во времени. Это значит, что усилия, направленные на предупреждение преступлений, должны быть длящимися, причем сориентированными не только на то, что «есть», но и на то, что «было», а также «будет». И правильнее всего в этих случаях действовать по принципу: «чем раньше - тем луч­ше».

Наконец, необходимо отметить, что правоохранительные ор­ганы сами могут оказывать непосредственное предупредительное воздействие далеко не на все обстоятельства, входящие в сложный комплекс детерминации индивидуального преступного поведения. Действуя там, где это возможно, в роли непосредственных исполни­телей предупредительных мероприятий, они должны быть в то же время квалифицированными организаторами целенаправленной деятельности по предупреждению преступлений с использованием антикриминогенного потенциала семьи, школы, объединений граж­дан и других социальных институтов.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте криминогенный потенциал основных типов
(видов) социальной микросреды.

2. Дайте классификацию ситуаций совершения преступлений
(криминогенных ситуаций).

3.Какие новые ситуации совершения преступлений появились в
1990-е годы?


Наши рекомендации