Ответственность должностных лиц при осуществлении государственной услуги по выдаче лицензий и разрешений в сфере оборота гражданского оружия
Обеспечение защиты нарушенных прав граждан достигается путем применения к должностным лицам лицензирующих органов мер юридической ответственности.
При осуществлении выдачи лицензий и разрешений должностные лица лицензирующего органа могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной, административной, а также к уголовной ответственности.
Являясь одной из форм принудительного воздействия, материальная ответственность заключается в обязанности государственного органа, а также действующего от его имени должностного лица (сотрудника, работника) возместить ущерб, возникший в результате их неправомерных действий (бездействия). В соответствии со ст. 192 ТК РФ под дисциплинарным проступком понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Основания и порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности установлены в КоАП РФ. В ст. 2.4 КоАП РФ отмечается, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностные лица лицензирующего органа могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", ст. 286 "Превышение должностных полномочий", ст. 290 "Получение взятки", ст. 292 "Служебный подлог", ст. 293 "Халатность" УК РФ.
В настоящее время административными регламентами МВД России установлен внесудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов внутренних дел, либо их должностных лиц, нарушивших права заявителя.
Заявитель может обратиться с жалобой в случае:
нарушения срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
нарушения срока предоставления государственной услуги;
требования представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказа в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
требования внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказа органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Для того, чтобы жалобы была рассмотрена, необходимо соблюсти определенные правила ее составления. Жалоба должна содержать следующие реквизиты:
наименование подразделения органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу, либо его должностных лиц, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа внутренних дел, предоставляющего государственную услугу либо их должностных лиц;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Внимание! Жалоба подлежит оставлению без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Жалоба подается в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность. Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
Официальных сайтов МВД России или территориального органа МВД России на региональном уровне, предоставляющего государственную услугу, в сети Интернет;
Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
При подаче жалобы в электронном виде документ должен быть подписан электронной подписью.
Внимание! Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Поступившая жалоба подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены непосредственно руководителем органа внутренних дел.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме, по желанию заявителя - в электронной форме.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
наименование подразделения органа внутренних дел, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) их должностных лиц, принявших решение по жалобе;
номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
основания для принятия решения по жалобе;
принятое по жалобе решение;
в случае, если жалоба признана обоснованной, - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Порядок подачи жалобы в суд установлен в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".