И «Доказательство и опровержение».
Задание 17. Из приведённого ниже суждения вывести все возможные суждения при помощи обращения, превращения, противопоставления предикату.
Пример: Лица, незаконно хранящие оружие, подлежат уголовной ответственности.
Решение: Обращение: Некоторые из тех, кто подлежит уголовной ответственности, являются лицами, незаконно хранящими оружие.
Превращение: Ни одно лицо, незаконно хранящее оружие, не является не подлежащим уголовной ответственности.
Противопоставление предикату: Ни один не подлежащий уголовной ответственности не является лицом, незаконно хранящим оружие.
Задание 18. Построить схему, определить фигуру и модус приведённого ниже простого категорического силлогизма. Проверить правильность вывода.
Пример: Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности. N. не совершал преступление. Следовательно, N. не подлежит уголовной ответственности.
Решение: М: «лицо, совершившее преступление»;
P: «подлежит уголовной ответственности»;
S: «N.».
М ------ Р Первая фигура простого категорического силлогизма.
Нарушено специальное правило: «Меньшая посылка
S ------ М должна быть утвердительной».
S ------ Р Следовательно, вывод не является правильным.
Модус: А Е Е. Является неправильным. Следовательно, и вывод не является правильным.
Задание 19. Определить фигуру приведённого ниже простого категорического силлогизма. Сделать вывод, если он возможен. Если нет, указать, какие правила нарушены.
Пример: Лицо, совершившее кражу, подлежит уголовной ответственности. N. не подлежит уголовной ответственности.
Решение: М: «подлежит уголовной ответственности»;
P: «лицо, совершившее кражу»;
S: «N.».
Р ------ М Вторая фигура простого категорического силлогизма.
Вывод:
S ------ М N. не является лицом, совершившим кражу.
S ------ Р
Задание 20. Восстановить пропущенные посылки в приведённой ниже энтимеме. Определить фигуру простого категорического силлогизма. Построить схему.
Пример:Некоторые ошибки помогают приобрести жизненный опыт. Следовательно, некоторые ошибки являются полезными.
Решение: Пропущена посылка: «Всё, что помогает приобрести жизненный опыт, является полезным».
М: «помогает приобрести жизненный опыт»;
Р: «полезные»;
S: «ошибки».
М ------ Р Первая фигура простого категорического силлогизма.
S ------ М
S ------ Р
Задание 21. Определить модус предлагаемого условно-категорического силлогизма. Построить схему и сделать вывод, если он возможен.
Пример:Если истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести, то обвиняемый освобождается от ответственности.
Не истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести гражданином N.
Решение:
А: «Истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести»;
В: «Обвиняемый освобождается от ответственности».
А → В
Ø А
Модус является неправильным. Следовательно, вывод не возможен.
Задание 22. Определить модус предлагаемого разделительно-категорического силлогизма. Построить схему и сделать вывод, если он возможен Если нет, то указать, какие правила нарушены.
Пример: Проступки бывают трёх видов: административные, гражданские и дисциплинарные. Проступок N. является административным.
Решение: А: «Проступок N. является административным»;
В: «Проступок N. является гражданским»;
С: «Проступок N. является дисциплинарным».
А º В º С
А
Ø В Ø С
Модус: утверждающе-отрицающий. Правило выполняется (дизъюнкция строгая).
Вывод: Проступок N. не является ни гражданским, ни дисциплинарным.
Задание 23. Какой индуктивный метод выявления причинной связи между явлениями применен в приводимом рассуждении. Построить схему, сделать вывод.
Пример: На почте имели место три случая хищения посылок: 5.12.2007 г., 12.12.2007 г. и 15.12.2007 г. . 5.12.2007 г. к посылкам имели доступ А, В, С и D. 12.12.2007 г. к посылкам имели доступ Е, А, R и S. 15.12.2007 г. к посылкам имели доступ А, Т, F и N.
Решение:
A, B, C, D Þ Хищение
Е, A, R, S Þ Хищение
A, T, F, N Þ Хищение
A Þ Хищение
Применяется метод единственного сходства.
Вывод: Вероятно А совершал хищения посылок в указанные дни.
Задание 24. Найти в предлагаемых доказательствах тезис, аргументы, демонстрацию. Определить вид доказательства. Указать ошибки, если они есть.
Пример: Алиби N. подтверждается родственниками или друзьями. Если алиби N. подтверждается родственниками, то он принял меры к обеспечению алиби. Если алиби N. подтверждается друзьями, то он принял меры к обеспечению алиби. Следовательно, N. принял меры к обеспечению алиби.
Решение: Тезис: «N. принял меры к обеспечению алиби».
Аргументы: «Алиби N. подтверждается родственниками или друзьями», «Если алиби N. подтверждается родственниками, то он принял меры к обеспечению алиби», «Если алиби N. подтверждается друзьями, то он принял меры к обеспечению алиби».
Демонстрация: условно-разделительный силлогизм (простая конструктивная дилемма).
Вид доказательства: прямое.
Задание 25. Построить прямое опровержение следующего тезиса. Указать вид демонстрации.
Пример: Ни один курсант нашего взвода не является отличником.
Решение: N. – отличник. N. – курсант нашего взвода. Следовательно, некоторые курсанты нашего взвода являются отличниками. Следовательно, ложно, что ни один курсант нашего взвода не является отличником.
Демонстрация: Третья фигура простого категорического силлогизма; умозаключение по логическому квадрату.
Заключение
Авторы практикума подчеркивают, что при изучении всего курса классической (аристотелевской) логики следует всегда помнить: знания одной лишь логики недостаточно для глубокого и всестороннего понимания внутренней природы человеческого мышления. Глубокое понимание природы мышления последует лишь после изучения философии и всего комплекса изучаемых дисциплин в Санкт-Петербургском университете МВД России.
Но вместе с тем нельзя упускать из виду и то, что требования, сформулированные классической (аристотелевской) логикой к человеческому мышлению, представляют необходимый минимум, без которого правильное и грамотное построение мыслей крайне важное для юриста – правоведа невозможно. Это, во-первых. Во-вторых, следует также помнить, что польза от изучения логики невелика, если отсутствует умение применять ее на практике, в повседневной деятельности ОВД по выявлению причин и следствий того или иного криминального события.
Значимость отмеченного особенно видна на примере требований, вытекающих из основных формально-логических законов. Как известно, данные требования обеспечивают мыслящему субъекту выработку таких необходимых качеств правильного мышления, таких как: 1) ясность, определенность, четкость; 2)последовательность, непротиворечивость; 3) доказательность, обоснованность. Неоспоримо, что отмеченными выше качествами всякого правильного мышления должно отвечать мышление выпускников Санкт-Петербургского университета МВД России – будущих профессионалов органов внутренних дел.
Представляется, что именно такой путь органического совмещения логического материала с конкретным юридическим знанием, должен стать неотъемлемым элементом юридического образования в системе высших образовательных учреждений МВД России.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Логика: Учебник для юридических вузов/ Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.
2. Светлов В.А. Современная логика. Учебное пособие. - Спб.; Питер, 2006.
3. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для студентов высших учебных заведений/ 8-е изд. – М.: Омега-Л, 2006.
4. Бесхлебный Е.И. Логика: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008.
5. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие. – 2-е изд. стер. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006.
Дополнительная:
1. Федеральный закон N3-ФЗ «О полиции».М., 2011.
2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф.Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.
3. Логика: учебное пособие / Р.Ю. Рахматуллин, А.А. Исаев, А.Е. Линкевич. – Уфа: УЮИ МВД, 2010.
4. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.
5. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.
6. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.
7. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.
8. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.
9. Михалкин Н.В.Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.
10. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.
11. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.
12. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………....................................……………………….… 4
РАЗДЕЛ I. Контрольные задания.
Контрольные задания по теме «Понятие»..…...……..………....……………6
Контрольные задания по теме по теме» Суждение»………..……………...17
Контрольные задания по темам «Умозаключение» и
«Доказательство и опровержение»………………....…….........….........……27
РАЗДЕЛ II. Методические указания к решению заданий
Контрольные задания по теме «Понятие»..…...……..………....……………54
Контрольные задания по теме по теме» Суждение»………..…...………….56
Контрольные задания по темам «Умозаключение» и
«Доказательство и опровержение»………………....…….........….........……58
Заключение....................................................................................................... 64
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).......................... 65
ЛОГИКА
Практикум для курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России
по специальностям: 030301 – психология; 030901 – правовое обеспечение национальной безопасности; 031003 – судебная экспертиза;
031001 – правоохранительная деятельность
Разработали:
Болдырев Андрей Степанович,
кандидат философских наук, доцент