Нормативные правовые акты в сфере организации корпоративной социальной политики
В систему этих нормативных правовых актов входят, прежде всего, локальные корпоративные акты.
Так, в Кодексе корпоративной социальной ответственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отмечается, что «обязательства, которые возникают у ОАО „РЖД“ в результате принятия кодекса:
— не нарушают требований законодательства Российской Федерации;
— не отменяют и не подменяют собой коллективный договор ОАО „РЖД“ и иные нормативные документы компании;
— являются преимущественно более высокими ориентирами, чем требования законодательства Российской Федерации;
— рассчитаны на партнерское взаимодействие с государством, обществом и бизнесом;
— базируются на экономически обоснованных данных, которые определяются на основании руководящих документов компании;
— подтверждают особенную важность социально ответственного поведения компании в период реформирования железнодорожной отрасли»[84].
Кроме того, «ОАО „РЖД“ будет стремиться прилагать все усилия для взаимовыгодного сотрудничества с заинтересованными сторонами и выполнения своих обязательств перед ними»[85].
Отметим и кодексы корпоративной этики.
Так, в Кодексе корпоративной этики Камского детского медицинского центра указывается, что он является сводом наиболее важных правил делового поведения его работников, этических норм внутрикорпоративных взаимоотношений, социальной ответственности учреждения[86].
Важно то, что кодекс является внутренним (локальным) документом, обязательным для соблюдения всеми руководителями, должностными лицами и работниками предприятия.
Подчеркнем, что целью Кодекса корпоративной этики Камского детского медицинского центра является закрепление норм, правил поведения и корпоративных ценностей работников учреждения, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности учреждения и удовлетворение этических потребностей сотрудников.
Задачи Кодекса корпоративной этики Камского детского медицинского центра состоят в следующем:
— определение на основе единых ценностей критериев добросовестного поведения работников внутри учреждения и в отношениях с заинтересованными сторонами;
— развитие единой корпоративной культуры, основанной на высоких этических стандартах, поддержание в коллективе атмосферы доверия, взаимного уважения и порядочности;
— выявление и предотвращение потенциальных рисков, разрешение проблем, имеющих этические аспекты;
— повышение и сохранение доверия к учреждению со стороны населения г. Набережные Челны, Северо-Восточного региона Республики Татарстан, делового сообщества[87].
Кодекс разработан на основе общепринятых норм деловой этики, а также принятых российских документов, определяющих лучшую практику корпоративного управления, внутренних (локальных) нормативных актов учреждения.
В свою очередь, в таком акте, как «Политика управления человеческими ресурсами ОАО „Газпром“, его дочерних обществ и организаций», отмечается, что социальная политика, являясь неотъемлемой частью системы управления человеческими ресурсами, направлена на повышение престижности работы в компании и обеспечивает:
— комфортные и безопасные условия труда;
— медицинское обслуживание;
— различные виды страхования;
— предоставление гарантий защищенности от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— поддержку и развитие физической культуры и спорта;
— развитие самодеятельного творчества работников;
— решение жилищных вопросов с использованием системы ипотечного кредитования;
— поддержку молодых специалистов, способствование их скорейшей адаптации в обществе, стремлению к самореализации;
— развитие негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственный пенсионный фонд «Газфонд»;
— поддержку работникам, уволившимся на пенсию, оказание им материальной помощи и привлечение к участию в корпоративных мероприятиях[88].
Особый интерес представляет и такой локальный акт, как «Политика оплаты труда работников публичного акционерного общества „Сбербанк России“»[89], в котором отмечается, что корпоративная политика оплаты труда направлена на обеспечение эффективного управления системой денежного вознаграждения работников банка, целью которой является привлечь, удержать, мотивировать, способствовать карьерному росту и развитию работников, чья квалификация и результативность способствуют достижению бизнес- и стратегических целей банка. Банк стремится реализовать справедливую и прозрачную систему оплаты труда, которая:
— вознаграждает и поощряет работников за их труд в соответствии с их навыками, усилиями и затраченным временем;
— предлагает работникам конкурентоспособное вознаграждение на уровне, сопоставимом с вознаграждением в ведущих компаниях финансового сектора;
— мотивирует каждого работника к достижению высоких результатов деятельности и улучшению продуктивности своего труда;
— является понятной работникам банка;
— соответствует лучшим международным практикам и подходам, требованиям российского законодательства;
— обеспечивает соответствие размера вознаграждения работников банка характеру и масштабу совершаемых операций, результатам его деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков.