Корпоративная (деловая) этика.

Кодекс деловой и корпоративной этики НК «Роснефть»[53] устанавливает, что в повседневной деятельности компания руководствуется российским и зарубежным законодательством по борьбе с коррупцией, принципами настоящего кодекса, положениями политики компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность, а также подтверждает свою приверженность мировым стандартам в области противодействия коррупции.

Также устанавливается, что в компании ведется профилактика всех видов корпоративного мошенничества, искажения финансовой отчетности, коррупционных действий, хищений, умышленной порчи и иных злоупотреблений в отношении активов компании.

Отметим и закрепление того, что коррупционные действия — это предложение, дача, обещание, вымогательство или получение взяток, осуществление посредничества во взяточничестве, совершение платежей для упрощения административных, бюрократических и иных формальностей в любой форме, в том числе в виде денежных средств, иных ценностей, услуг или предоставления/получения необоснованной материальной или нематериальной выгоды от любых лиц/организаций или любым лицам/организациям, включая представителей государства, общественных органов, частных компаний и политических деятелей.

Кодекс деловой этики ОАО «Российские железные дороги» устанавливает, что «основными этическими принципами в ОАО „РЖД“ являются:

ставить на первое место человека: люди — главный актив компании, за цифрами статистики мы всегда видим конкретного человека — работника, пассажира, клиента. Все, что делает ОАО „РЖД“, делается для удобства и блага человека;

работать на совесть — это значит точно и старательно выполнять свои служебные обязанности, соблюдать принятые на себя деловые обязательства, выполнять принятые планы, нетерпимо относиться к коррупции во всех ее формах, оправдывать высокую честь быть работником ОАО „РЖД“;

гордиться званием работника ОАО „РЖД“: каждый работник ОАО „РЖД“ гордится, что ему выпала честь работать в компании с уникальной историей, богатыми традициями и масштабными планами. Наш долг — уважать традиции и почитать ветеранов отрасли, поддерживать и преумножать репутацию ОАО „РЖД“ как динамично развивающейся общенациональной транспортной компании;

воспринимать себя частью целого: быть частью коллектива — значит внимательно и честно относиться к коллегам, руководителям, подчиненным и ставить интересы коллектива и ОАО „РЖД“ выше частных интересов. Наша сила — в доверии друг к другу, в слаженной совместной работе;

опираться на мастерство — перенимать накопленный поколениями опыт, творчески использовать его в работе для достижения результата, развивать профессионализм, мастерство, передавать опыт молодым работникам;

ориентироваться на результат: следуя этому принципу, мы помним, что результаты нашей работы всегда конкретны и проявляются в увеличении прибыли ОАО „РЖД“, в реализации новых проектов, удовлетворенности клиентов, доверии людей;

принимать взвешенные решения: понимая, что наши решения могут коснуться интересов многих граждан и организаций, мы принимаем только взвешенные решения. Все решения мы принимаем, руководствуясь принципами приоритета безопасности и минимизации рисков, а также экономической целесообразности и соблюдения коммерческих интересов ОАО „РЖД“;

соблюдать коммерческие интересы ОАО „РЖД“: мы развиваем культуру непрерывных улучшений, зарабатываем и экономим деньги там, где это не противоречит законам и этике, не наносит ущерба качеству и безопасности;

быть лидером: ОАО „РЖД“ является лидером российского бизнеса, и, поддерживая его репутацию, работники должны поступать по-лидерски: мы ведем за собой, не боимся перемен, служим примером коллегам и тем, кто не является работником ОАО „РЖД“;

стремиться к новому: мы всегда стремимся к совершенству, находим возможности для достижения более эффективного результата, внедрения инноваций, получения новых знаний, профессионального и личностного саморазвития. Внедрение нового — залог роста и процветания ОАО „РЖД“, залог развития личности работника»[54].

В свою очередь, Кодекс корпоративной этики группы «Сбербанк» устанавливает, что «в большинстве случаев совместная работа родственников в банке не запрещена. Однако в целях минимизации риска возникновения конфликта интересов банк придерживается принципа ограничения случаев совместной работы близких родственников, а также запрещает протекционизм на основе семейственности. Совместная работа близких родственников в банке, находящихся в прямом или функциональном подчинении, запрещена, а в иных случаях потенциального конфликта интересов допускается только по решению комитета по комплаенс»[55].

Кроме того, «банк приветствует развитие партнерских отношений с клиентами и контрагентами и допускает обмен корпоративными подарками, соответствующими деловой практике. Мы осознаем, что обмен деловыми подарками и приглашениями на представительские мероприятия является социально признанным компонентом деловых отношений, однако необходимо помнить, что такие случаи ни при каких обстоятельствах не должны наносить ущерб деловой репутации банка. Подарки должны иметь непосредственную связь с законной целью дарения и не создавать впечатления осуществления неправомерных действий. Необходимо помнить, что внутренние политики клиентов и партнеров могут не предполагать принятие подарков и даже полностью запрещать их принятие и дарение»[56].

Наши рекомендации