Руки мёрзнут в ноябре: холод ветер на дворе.

Осень поздняя несёт первый снег и первый лёд.
Дидактические игры: «Доскажи фразу» — ребенку предлагается закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

«Выложи сам» - выложить снежинку из палочек или спичек на столике. Цель: развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры: «Встречные перебежки».Группа делится пополам. Играющие становят­ся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета — синие, желтые. По сигналу воспитателя «Синие», дети с синими ленточками, бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. «Попади в обруч». Цель:продолжать упражнять в метании в цель. Дети стоят по кругу диаметром 8—10 м, через одно­го у каждого в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их това­рищам справа или слева (по договоренности). Получив мешочки, дети бро­сают их двумя (или одной) руками снизу, стараясь попасть в обруч. Вос­питатель подсчитывает, сколько мешочков попало в обруч у первых номеров. Дети поднимают мешочки и возвращаются на свои места в круг. Снова раздается сигнал, и дети передают мешочки своим соседям — вто­рым номерам и т. д. Воспитатель сравнивает, какие номера бросали точ­нее. Игра возобновляется.Указания. Забрасывать мешочки можно и другими способами: двумя и одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях и т. п.

Индивидуальная работа. «Кто сделает меньше шагов?» На площадке чертят две линии на рас­стоянии 6 — 8 м. Несколько играющих (2—3) становятся за одну линию и начинают переходить или перебегать за другую линию, стараясь, шаги делать как можно длиннее. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов. « По кочкам через болото».Прыжки по нарисованным кружкам. Цель: упражнять в прыжках на 2-х ногах с продвижением вперёд. Трудовая деятельность: ремонт машин, ведерок, совков, подметание дорожек.

Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППА

Прогулка 11 Наблюдения за изменениями в лужах. Цель: напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро испарялись. Осенью вода в них холодная, долго не испаряется, на поверхности плавают желтые листья. Поздней осенью кромка лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает полностью. Обогащение словаря: серая лужа, расхлюпалась, моросило, хрустит, дрожит.

Мне серая лужа простудой грозила
Расхлюпалась грязь и весь день моросило. И не было в мире скучнее двора Чем тот, где пытались гулять мы вчера.

Сегодня на ветках не капли, а льдинки, По грязи идем, не испачкав ботинки, А бывшая лужа с водой ледяной, Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин

Исследовательская деятельность: определить опытным путем и доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении. Дидактические игры: «Закончи предложение» Цель: развитие речи, слуховой памяти.Летом листья зеленые, а осенью? Летом солнце светит много, а осенью?... Летом листья на дереве висят, а осенью?...«Подскажи словечко» Цель: подбор прилагательных, характеризующих осень.
Подвижные игры: «Парный бег». Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площад­ки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующе­му сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара, отпустившая руки, считает­ся проигравшей. «Мяч через сетку» (веревку).
Дети (2—4) становятся по обе стороны сетки (веревки) на расстоянии 1,5 м (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют четверо, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку. В игру можно ввести счет. На какой стороне мяч меньше падал на землю, та сторона выиграла.

Индивидуальная работа. Ходьба по бревну прямо и боком с перешагиванием через различные предметы; спрыгивание в обруч. Прыжки на двух ногах вперед. (перепрыгивание луж). Трудовая деятельность: подметание дорожек.Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллек­тивно.

Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППА

Прогулка 12 Наблюдение за небом

Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках. Обогащение словаря: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный, шатер, стремится.

Загадка: Шатер огромный над землей, так часто цвет меняет свой. Бывает синий, голубой, бывает серый и седой. Бывает черный, звездный, бывает очень грозный. Он посылает дождь и снег, к нему стремится человек. Он радугой порой играет. И нет ему конца и края. Что это такое? Когда меняется цвет неба? Назовите цвет неба в разное время суток. Какое небо сегодня? А можно по цвету неба определить погоду? Дидактические игры:«Назови больше» Цель: подбор прилагательных к существительному «небо».
«Выложи сам» —выкладывание облака из пластмассовых пробок. Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла. Выучить скороговорку: Дед Данил делил дыню: Дольку - Диме, дольку - Дине. Подвижные игры: «Встречные перебежки».Группа делится пополам. Играющие становят­ся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета — синие, желтые. По сигналу воспитателя «Синие», дети с синими ленточками, бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. «Пожарные на учениях»
Дети становятся лицом к гимнастической стенке в 3-4 колонны (по числу пролетов). Первые в колоннах стоят на черте. На каждом пролете гимнастической стенки на одинаковой высоте на рейке подвешивают колокольчики. По сигналу воспитателя "раз, два, три - беги" все дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят в колокольчики. Затем они спускаются и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает того, кто первый позвонил. Игра продолжается. Задание должны выполнить все дети. Выигрывает та колонна, в которой больше играющих, сумевших позвонить первыми.
Указания. Воспитатель следит, чтобы дети слезали, а не спрыгивали с реек, если нужно, помогает. Нарушившему правило, выигрыш не засчитывается.
Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу. Трудовая деятельность: подметание крыльца, ремонт ведерок, машин. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллек­тивно.

Ноябрь СТАРШАЯ ГРУППА

Прогулка 13 Наблюдение «Осмотр участка»

Цель: Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени. Учить применять народные приметы в жизни.Обогащение словаря: Леса опустели, умолкли сады,осиновые, к студеной зиме.

Леса опустели, умолкли сады, И листья от инея стали седы. По тёмным тропинкам ползут на поляны, Из голых оврагов сырые туманы. Но слишком капризны осенние дни: Лишь ветер подул, и пропали они…И.Плакида

Какое время года? Докажите, что осень. Какая осень? Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки). Издавна народ внимательно наблюдает за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне. Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней.

Наши рекомендации