Лица, участвующие в делах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России
КАС РФ определил круг лиц, участвующих в административных делах об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица госоргана или государственного служащего.
Так, к участию в административном деле в обязательном порядке привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности указанные лица (часть 2 статьи 221 КАС РФ).
В нашем случае — это территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.
Аналогичная позиция высказана Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления.
Дополнительно Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что при удовлетворении требования заявителя об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей судебные расходы могут быть возмещены за счет указанного территориального органа ФССП России.
В настоящее время участились случаи взыскания судами судебных расходов, связанных с оспариванием постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, со структурных подразделений территориальных органов ФССП России или ФССП России.
Вместе с тем, структурные подразделения территориальных органов ФССП России не являются юридическими лицами и не могут самостоятельно отвечать по требованиям о взыскании с них судебных расходов.
На наш взгляд, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения названных споров в отсутствие данных о надлежащем извещении территориальных органов ФССП России, обязательность привлечения которых императивно установлена положениями статьи 221 КАС РФ, подлежат отмене, поскольку в этих случаях судами принимаются решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Меры предварительной защиты по административному иску
Главой 7 КАС РФ введен новый процессуальный институт мер предварительной защиты по административному иску.
Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе.
Согласно статье 85 КАС РФ основаниями для принятия судами мер предварительной защиты являются:
- существование явной опасности нарушения прав и законных интересов административного истца до принятия решения по административному делу;
- невозможность (затруднительность) защиты прав и законных интересов административного истца без принятия таких мер.
В качестве мер предварительной судебной защиты суд вправе:
- приостановить действие оспариваемого постановления в части, относящейся к административному истцу;
- приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (статья 223 КАС РФ).
Порядок приведения в исполнение определения суда об отмене мер предварительной защиты КАС РФ не определен.
Пункт 13 Постановления касается вопросов приостановления действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты, однако не разъясняет порядок возобновления указанного постановления в случае, когда меры предварительной защиты отменяются судом.
В этой связи возникают вопросы о том, когда могут быть возобновлены ранее приостановленные постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены судом мер предварительной защиты.
Из положений статьи 89 КАС РФ следует, что судьба мер предварительной защиты напрямую зависит от результатов рассмотрения судом самого административного иска.
Так, в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
При отказе судом в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда (часть 3 статьи 89 КАС РФ).
Таким образом, возобновление ранее приостановленных судом постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены мер предварительной защиты возможно, по нашему мнению, только после вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении административного иска.
Аналогичные правила изложены в статье 96 АПК РФ.