Летняя оздоровительная работа

Летняя оздоровительная работа

С детьми и подростками

(методические рекомендации)

Летняя оздоровительная работа - student2.ru

г. Бирск - 2016

УДК 371.912

ББК 74

Ф 79

Летняя - оздоровительная работа с детьми и подростками: методические рекомендации по организации практической деятельности отрядного вожатого с временным детским коллективом в оздоровительно-образовательном учреждении дополнительного образования детей

Рецензент Черникова Т.А. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы БФ БашГУ

Автор-составитель: Краснова С.Н. к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы. - Методические рекомендации.- Бирск, 2016.- 69с.

Данный сборник составлен для вожатых, начинающих свою профессиональную деятельность, для вожатых, имеющих опыт работы, а также для методистов и организаторов лагерных смен.

Материалы, представленные в сборнике, носят как теоретический, так и практический характер, и регламентируют различные аспекты деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере.

@ Краснова С.Н. 2016

СОДЕРЖАНИЕ

I.   Правовые основы деятельности вожатого………….... . . .  
II. Нормативные документы, регламентирующие……… . . . . . деятельность детского оздоровительного образовательного лагеря.
2.1 Конвенция о правах ребенка (извлечения)  
2.2 Трудовой Кодекс РФ (извлечения)    
III. Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей (в изложении)……………………  
3.1. Организация питания.  
3.2 Режим дня в детском оздоровительном лагере.    
IV. Локальные нормативные акты (примерное содержание документации) . ……………………………………………….    
V. Коллективная творческая деятельность……………………..  
VI. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого..  
VII. Логика развития лагерной смены …………………………..  
VIII. Особенности самоуправления в условиях лагерной смены..  
IX. Малые формы работы с детским коллективом……………..  
X. Песенник……………………………………………………….
  Х1   Решение педагогических ситуаций…………………………..  
  ХП   Список рекомендуемой литературы…………………………  

Ст. 24. Формы вины

1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Ст. 26. Преступление, совершенное по неосторожности

1. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

(Причинение смерти по легкомыслию по общему правилу представляет большую общественную опасность (и, соответственно, большую ответственность), чем то же деяние, совершенное по небрежности. В первом случае речь идет о сознательном нарушении правил предосторожности, во втором – о непредвидении результата действий.)

Ст. 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству…- наказывается штрафом, …либо обязательными работами, …либо исправительными работами,… либо арестом.

Ст. 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан …наказывается штрафом.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Уточним, что статья 293 применяется в отношении должностных лиц, однако, в случае чрезвычайного происшествия (п.3 ст.26 УК) может быть применена к любому человеку. Исходя из этого, необходимо помнить о том, что все сотрудники лагеря должны проявлять необходимую предусмотрительность и внимательность, и обязаны предвидеть возможные последствия своих действий и действий детей.

Особо отметим недопустимость таких «воспитательных» мер, как принудительная постановка в угол, приседания, отжимания и т.д., основным методом работы должно быть убеждение.

Отдельно рассмотрим вопросы, связанные с сексуальными отношениями. Относительно детей во внимание принимается следующее:

- для возбуждения уголовного дела достаточно заявления ребенка или его родителей;

- отсутствует срок давности;

- подобные дела, как правило, доводятся до суда;

- отягчающим обстоятельством может быть возраст детей, который заведомо не достигает 16 (в некоторых случаях 14) лет.

Если вожатый заметил проявления «легкого» поведения у ребенка, в первую очередь необходимо письменно поставить в известность руководителя, чтобы последствия не могли быть истолкованы против его самого.

Сделаем вывод: какие бы права законодательство ни предоставляло детям, запрет (даже незаконный и немотивированный) всегда предпочтительнее, нежели несчастный случай. Причем данный запрет может вводиться не только в отношении детей, но и в отношении сторонних организаций (например, нетрезвых посетителей ребенка).

Обратим внимание на то, что термин «несчастный случай» на практике устраивает не всех (прежде всего, родителей, отправивших в лагерь здорового ребенка), поэтому при изучении обстоятельств внимание изначально будет направлено на возможность уголовно наказуемого деяния.

Приведем примеры:

1. На поле для футбола не закреплены ворота, создавая угрозу падения на детей.

Даже сертификат на данные спортивные снаряды не освободит вожатого от ответственности в случае травмирования ребенка. Контраргумент – «Могли предвидеть, а значит, отнеслись легкомысленно».

2. В ДОЛ неоднократно проводилась одна и та же экскурсия (поход), причем часть маршрута проходила по обрывистому берегу реки. При очередном проведении ребенок, шедший в середине отряда, оступился и упал вниз.

В данном случае ставится вопрос, почему маршрут оказался опасным и почему ребенок остался без присмотра. Рассматривается ответственность организатора экскурсии (похода), начальника лагеря (документальное оформление экскурсии) и вожатого, не обеспечившего должный контроль за безопасностью детей.

Подчеркнем два обстоятельства: ни один из вожатых, участвовавших в экскурсии (походе) ранее, не обратил внимания на опасность и не предупредил об этом организатора и начальника лагеря; вопрос о несоблюдении ребенком правил поведения в походе не ставился.

Для вожатого соблюдение дисциплины и должностных инструкций в ДОЛ должно быть неукоснительным правилом – только тогда можно говорить о какой-либо небрежности со стороны детей и руководства.

Экономические права ребенка

Экономические права граждан перечислены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), и могут более подробно расшифровываться в специальных законах. Экономические права несовершеннолетних и малолетних, которые они могут реализовать в ДОЛ, сводятся к праву совершать мелкие бытовые сделки, то есть совершать покупки в магазине (кроме приобретения товаров, запрещенных к продаже до 18-ти лет, - табака и алкоголя). Сделки, ведущие к отчуждению имущества ребенка (то есть, продажа или лишение прав на владение имуществом) не относятся к категории «мелких бытовых».

ГК РФ ст. 21. Дееспособность гражданина.

ГК РФ ст. 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

ГК РФ ст. 28. Дееспособность малолетних.

Ст.68. Оформление приема на работу.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) доводится до сведения работника, и должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.

Ст. 111. Выходные дни.

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю. При шестидневной рабочей неделе – один день.

Ст. 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок организации.

Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Ст. 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание;

2. выговор;

3. увольнение по соответствующим основаниям.

Ст. 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции охраны труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Ст. 211. Государственные нормативные требования охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Организация питания.

1. Категорически запрещается использовать остатки пищи от предыдущего приема, а также пищу, приготовленную накануне. Запрещается изготовление кисломолочных продуктов, блинчиков с мясом, макарон по-флотски, кондитерских изделий с кремом, кремов, лимонадов, морсов, кваса, студней, заливных блюд (мясных и рыбных), изделий во фритюре, паштетов. Категорически запрещается употребление в пищу грибов, сметаны и зеленого горошка без термической обработки, ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающей птицы, консервированных продуктов домашнего приготовления.

2. Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы медицинским работником.

3. За организацию и качество питания в оздоровительном учреждении несут ответственность руководитель учреждения, врач, диетсестра.

Особенности содержания

На основе этих идей можно выстроить следующую структуру методики:

1. Цель (она конкретна – общая коллективная забота об окружающих людях и окружающей деятельности)

2. Конкретные дела (КТД)

3. Результаты:

а) личностный (изменения, происшедшие в самом себе, коллективе) - ощущение радости, удовлетворения от сделанного;

б) количественный/качественный – изменение, усовершенствование окружающей среды.

4. Оценка и общественное мнение.

КТД – это социальное творчество, направление на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности.

Его содержание – забота о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких в конкретных практических социальных ситуациях.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из этапов:

· поиск;

· целеполагание;

· прогнозирование и планирование;

· реализация;

· аналитико-рефлексивная деятельность.

Схема алгоритма организации и проведения КТД

Стадия Педагогическое целеполагание Методы. Формы деятельности коллектива
1. Предварительная работа - для чего, с кем? - с какой целью? - кто может помочь? - как подключить детей, родителей? - кому быть организатором? «Нацеливающие» воспитательные мероприятия: - «стартовая задача» - товарищеская беседа - рассказ-размышление - убеждение на собственном опыте
2. Коллективное планирование - какие дела проведем? - на радость и пользу кому? - где лучше провести? - с кем вместе провести? Сбор-старт: - обоснование предложений - анализ задач на размышление - творческий поиск - открытая дискуссия - выбор Совета Дела

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: помочь в выполнении конкретных поручений.

На этом этапе позиция педагога требует тонкой педагогической инструментовки.

3. Коллективная подготовка дела - как развивать положительные качества ребят? - как преодолеть отрицательные? - как включить всех в активный творческий поиск? - как научить детей преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам? - увлечение добрыми сюрпризами - помощь товарищеским советом - товарищеский контроль - поощрение, доверие - увеличение делом, поиском, романтиком, игрой - уточнение проекта коллективного творческого дела

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: главной заботой является накопление каждым участником опыта организаторской и исполнительской работы.

Каждому ребенку необходимо научиться командовать и подчиняться товарищу.

на этом этапе формируются отношения содружества, ответственной зависимости.

4. Проведение КТД - как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - как увлечь личным примером? - как добиться родственной перспективы близкого успеха? - как научить ребят выходить из затруднительного положения? Любые виды КТД Формы КТД: - операции - эстафеты - конкурсы - смотры - соревнования - диспуты и т.д.  

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: сосредоточить педагогическое внимание на том, как отношения содружества сказываются на успехе проводимого дела, а затем подготовиться к анализу и подведению итогов.

5. Коллективное подведение итогов - как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей окружающей жизни? - как научить анализировать и оценивать свою работу? - как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией? - товарищеский разговор - сборы огоньки - поддержка, побуждение - товарищеское поручение - награда - контроль, требование - обсуждение, награда - наказание

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела.

подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношения содружества между взрослыми и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка являются для детей личностно значимой и способна оказать воздействие на формирование их оценки и самооценки.

6. Важнейшее последействие - как научить реализовывать выводы и предложения? - как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни коллектива? - как научить учащихся осуществлять собственные решения? - расстановка сил, доверие - радостная перспектива - выполнение чередующихся поручений - преемственность в делах - взаимопомощь  

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА: организовать использование учениками и в учебной работе, во внеурочной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Вопросы для обсуждения прошедшего дела

(по работам И.П.Иванова)

1. Какими мы были?

2. Что было хорошо? Что получилось?

3. Что было плохо? Что не получилось? Почему?

4. Что надо сделать, чтобы было лучше?

5. как нам жить дальше?

Этапы проведения КТД

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВЗРОСЛЫХ.

На этом этапе определяется роль КТД в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты дела. Придумываются форма, содержание, определяются цели и задачи КТД.

2 этап – ПЛАНИРОВАНИЕ КТД.

Планирование КТД осуществляется в форме сбора-старта. Сначала в микрогруппах, а затем сообща решают следующие вопросы:

- Для кого проводим?

- На радость и пользу кому?

- Как лучше его провести?

- Кому участвовать – всему коллективу или отдельной микрогруппе?

- С кем вместе?

- Кто будет руководить?

- Где лучше провести это дело?

- Когда?

Ведущие общего сбора-старта ставят вспомогательные вопросы, сопоставляют разные мнения, просят их обосновать, развивают выборы Совета Дела (если есть такая необходимость).

3 этап – Руководящий орган данного КТД уточняет предложения, конкретизирует решение сбора-старта. Разрабатывает ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДЕЛА.

Поощряют инициативу каждого, обращение за помощью, координируют работу, при необходимости контроль.

Подготовка КТД осуществляется по плану:

1. Оформительская работа:

- изготовление реквизита

- объявление

- реклама (радиореклама)

- пригласительные билеты

- оформление сцены, зала и т.д.

2. Технические вопросы:

- запись фонограмм

- аппаратура

- состояние помещения

- регистрация

3. Организационная работа:

- приглашение гостей

- организация выставок

4. Проведение дела.

5.Анализ КТД – коллективное подведение итогов.

На этом этапе здесь важную роль играет общий сбор участников проведенного дела: это может быть сбор, «Огонек» и т.д.

Сначала микрогруппами, а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД.

Т.е. необходимо ответить на вопросы:

- Что понравилось и почему?

- Что удалось и почему?

- Что возьмем на будущее?

- Чему я научился?

- Кому скажем спасибо?

6. Выполняются решения последнего сбора, исправляются ошибки, учитывается положительный опыт и задумывается НОВОЕ КТД.

Как видно из алгоритма КТД – вся коллективно организаторская деятельность включает в себя четыре «сами»:

- Сами определяем цель предстоящей деятельности

- Сами планируем

- Сами организуем

- Сами подводим итоги и оцениваем ее

За основу планирования необходимо взять следующие принципы:

1. Лучше меньше, да лучше

2. Каждое дело с пользой – иначе зачем?

3. Каждое дело людям – иначе зачем?

4. Каждое дело творчески – иначе зачем?

5. Наша цель – счастье людям

Требования к ключевым КТД

1. Связь КТД с задачами и проблемами данного коллектива.

2. КТД должно выходить на все уровни коллектива (одинаково полезно и интересно младшим и старшим товарищам)

3. КТД должно предполагать творчество

4. КТД учитывает как учебную, так и воспитательную работу

5. КТД предусматривает все стадии – от подготовки до подведения итогов

6. КТД должно иметь общественную направленность

7. Ключевое дело должно предусматривать серию более мелких КТД, облегчая тем самым этап планирования тематического периода.

8. В процессе проведения КТД должно соединять развитие всех трех сторон личности учащегося: познавательно-мировоззренческая, эмоционально-волевая и действительная.

9. КТД должно способствовать созданию нового общественно-ценного опыта, обмен опытом, творческого применения ранее усвоенного опыта, объединение приобретенного и приобретаемого положительного опыта.

В последнее десятилетие возникла необходимость развития двух типов КТД(как результат двух типов активности школьников): классическое КТД и личностно-ориентированное КТД.

В личностно-ориентированном КТД результат все тот же – позитивная активность, но акцент другой – «моя активность», «мой вклад», «дело для меня». Технологические различия есть на всех этапах подготовки и проведения КТД.

В коллективном целеполагании в традиционном КТД – социальные критерии выборы дела (польза, радость людям, сплочение коллектива и т.п.), в личностно-ориентированном есть еще один слой – выбор дел, значимых для личностного развития каждого. Например, поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить развить, усовершенствовать?

Возможно использование приемов: предварительная анкета, игровые приемы, «живая анкета», графический образ развития, личностного роста… (О.С. Газман называл это открытой педагогикой»).

В коллективном планированиипри личностной ориентации КТД наряду с сохранением общей идеи «от предложенной каждого к общему плану дела» добавляются новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений, планирование советом дела на основе не только проектов микрогрупп, но и индивидуальных проектов (и, следовательно, на этапе планирования надо обеспечить ребятам возможность выбора – работают ли они в группе или индивидуально), подчеркнутое признание ценности как принятых, так и не принятых к реализации идей (например, в форме создания «банка авторских запасных идей»), признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполнявших другие роли: критиков – организаторов групповой работы, технических работников; возможность разработки (а может быть, и параллельного запуска) альтернативных проектов, работающих на общую, принятую на этапе целеполагания идею.

В коллективной подготовке личностно-ориентированного КТДте же акценты, что в планировании, плюс акцент на добровольности принятия на себя поручений по подготовке, вплоть до возможного исключения какого-либо фрагмента дела, либо взятие его педагогом на себя в случае отсутствия «добровольцев» (это не исключает коллективного осмысления данной ситуации при совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные (но от имени коллектива, через совет дела); максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных (вроде бы необязательных для дела) ролей для конкретных школьников.

При проведении дела те же акценты, что при планировании и подготовке плюс сочетание групповых и индивидуальных заданий, поручений, конкурсов (здесь может быть использован прием подчеркнутого равенства команды, дружеской пары и личного действия, описанный во «Встрече нового века»); публичного признание достижений и позитивного вклада всех участников дела через систему разнообразных символов (награды «Самому… самому» и т.п.); направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Рассказ о нашем товарище»); добровольность участия в коллективном деле (что не исключает тонкой педагогической политики стимулирования этой добровольности).

В коллективном анализе наряду с традиционным анализом организации общего дела имеет место постановка вопросов, обращенных к анализу отношений, чувств, мыслей. Личностная ориентация такого анализа создается: через постановку соответствующих «рефлексивных» вопросов («Что тебе дало участие в общем деле?» «Какие вызвало чувства?» «Какие мысли?» и т.п.), через право выбора, на какие вопросы отвечать, о чем размышлять, через подчеркивание ценности для всех не только единство мнений, но и их разности, несовпадения позиций.

Перечень конкретных КТД:

ТРУДОВЫЕ КТД

Все чаще к эпитету «каникулярное» лето, так образно определяющему многообразию ребячьих дел, добавляется еще одно слово – «трудовой». Мы хорошо понимаем, что главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые, производя материальные ценности, не могут обойтись без их помощи. Главное в том, что, трудясь на благо людей, школьник растет гражданином своей страны.

Лето – благодатная пора, когда без оглядки на учебную нагрузку можно поручить детям настоящие, серьезные дела – такие, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности.

Работа на колхозном или совхозном поле, на ферме, в саду, в лесничестве – это полнокровная жизнь юного человека в большом привлекательном мире дел взрослых. Важно только позаботиться о том, чтобы этот большой мир оказался добрым к юным.

Трудовое и экономическое воспитание школьников – это не новая отрасль педагогики. Не новый раздел школьной программы. Не обязательный пункт летних лагерных планов. Но это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания детей. Создавая и воплощая замысел трудовых дел (акций, операций, десантов, субботников, воскресников), дети под руководством взрослых применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт. Они все время ищут ответы на вопросы-задачи: «Кому мы покажем?», «Для чего мы будем делать это дело?», «Ради чего идем на поле?» и т.п.

Словарь: ателье мелкого ремонта, аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставки трудовых достижений, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, грибная «охота» (ягодная, ореховая), дежурство, день трудовых подарков лагерю, дело «по секрету», день самостоятельности, зеленый патруль, защита профессии, клуб умельцев-волшебников (юных техников, изобретателей), конкурс детского мастерства, лагерное конструкторское бюро, летопись трудовой славы, мастерская по ремонту лагерного инвентаря (игрушек, кукол), операции («Зеленая аптека», «живи книга», «Родник»), профессиональные праздники календаря, трудовой рейд, сбор вторсырья (семян, даров леса), трудовой час, трудовая вахта, штаб заботы о лагере, «фабрика» игрушек, экскурсия в совхоз (лесничество, на ферму, производство), эстафета трудовых дел.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КТД

Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гимнастику ума.

Словарь: академия «веселых наук», аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, день оружейника (колеса), декада науки и техники, защита фантпроектов (гипотез, «безумных» идей, имен и т.п.), интеллектуальный футбол, клуб кинопутешествий (книголюбов), конкурс переводчиков, конференция зрителей (читателей), книжный бал, краеведческий поход (экспедиция), конкурсы смекалки (эрудитов), КВН, «лестница слов», «модель будущего», обзор книжных новинок, олимпиада (познавательная), «Поле чудес», пресс-бой, разнобой, рассказ-эстафета, «съезд мечтателей», турнир всезнаек (оракулов, дикторов, «Цицеронов»), «Что? Где? Когда?», час почемучек, экскурсии познавательные, языковая «тревога».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КТД

Природа – лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы – задача задач лета. Операции «Родник», «Муравейник», «Малая речка», «Болото», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края – вот программы этой работы.

Словарь: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, встреча с лесничими (егерями, охотниками, рыболовами, бывалыми людьми), выставка лесных даров (лесных диковинок, изделий из лесного материала, лесных букетов), встреча солнца (луны, зари), день леса (реки, луга, озера, рощи и т.п.), день рыбака, день птиц, день рождения Луны (Земли, Солнца), «живая картина», лагерное лесничество, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, праздник первого снопа, сюита экологических игр, экологическая карта лагеря, экологическая тропа, экологическая зона работы, экологический вестник, экологический фестиваль.

СПОРТИВНЫЕ КТД

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность – главная деятельность в лагере. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

Словарь: аукцион, спортивный джоггинг (бег до подъема), веселые старты, веселая спартакиада, встреча с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами), декада спортивных фильмов и диафильмов, день здоровья, день бегуна (прыгуна, метателя), запуск моделей (планеров, бумажных змеек), зарядка (оздоровительная, сюжетная, тематическая, театрализованная), защита видов спорта, звездный марш-поход, игры на воде, игры спортивные (подвижные, туристические), игрища народные, игры на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид (спортивных рисунков, плакатов, эмблем и т.п.), кросс, лагерь робинзонов, малые олимпийские игры, купание, олимпиада народных игр, ориентирование на местности, первенство коллектива по видам спорта, праздник Мойдодыра, праздники спортивные, показательные выступления спортсменов, полоса препятствий, походы (однодневные, многодневные, ночные, звездные), рыбалка (состязание), санитарный пост, санитарная викторина, санитарный патруль, спортивная информация, спортивный калейдоскоп, спортбой, спортивная газета, спортчас, спортивный КВН, «спортландия», слет туристов, состязания «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас», спортивные «Огонек», троеборье, «трибуна болельщиков», «турград», туристическая эстафета, турнир спортивных комментаторов, турнир сигнальщиков, туристические игра, туристический поход, товарищеские спортивные встречи, физкультминутка, шахматно-шашечный турнир, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая, шведская).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КТД

Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка, «сочинительские», актерские, режиссерские помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора.

Словарь: авторский вечер, ателье карнавальных мод (звукозаписи), ансамбль вечер поэзии (музыки, живописи, архитектуры) вечер сказок «Жили-были», выставка картин (рисунков, репродукций, плакатов букетов), выпуск рукописных сборников (альманахов), галерея картинная, декада искусств, день эстетики, драматизация песен (сказок, загадок, басен т.д.), кружки эстетического профиля, карнавал литературный), КВН (музыкальный), кинофестиваль, кольцовка песен (загадок, пословиц, считалок), конкурс поэтических жанров, конкурс юмора и сатиры, конкурс поэтов – масок (буриме, рассказа с продолжением, песни, рисунка мелового), концерт («Загадка», «Ромашка», «Молния», «Подарок», «Сюрприз»), кукольный театр, олимпиада изобразительного искусства, просмотр фильмов (телепередач, спектаклей и т.д.), рисованный фильм, спевка, студия звуковых диафильмов (фотофильмов), театр пантомимы (теней, «живых» картин, мод, литературных импровизаций), театрализованный спор, фестиваль искусств, час «оперы».

ДОСУГОВЫЕ КТД

Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действительная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Словарь: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов и др.), бал Терпсихоры, базар головоломок, баталия бумажных корабликов, бюро предложений по делам развлечений, вечер легенд, вечер веселых вопросов (сюрпризов, мистификаций, затейников и др.), вечер-путешествие, веселая дуэль, вечеринка, веселое пятиборье, взятие песочного городка, «выпускной» бал, «голубая лампа» (семейного чтения), день «рекордов Гиннесса», день веселого двора, дискотека, день веселых испытаний, день фантазера, «Ералаш», загородная массовка, «завалинки», затейник «устный, настенный), игродискотека, игры (спортивные, народные, подвижные, развивающие), задушевный разговор, игры строительные, конструкторские, познавательные, музыкальные, хороводные, шуточные, драматизированные, режиссерские, сюжетно-ролевые и др., игровая сюита, «капустник», карнавал, клуб выходного дня, клуб коллекционеров (меломанов, любителей искусств и т.п.), конкурсы (бального танца, «Алло, мы ищем таланты», песочных архитекторов, «Шерлок Холмсов», «Робин Гудов», «Мюнхгаузенов», «Дон Кихотов», карикатуристов, веселой пантомимы, фантазеров, смекалки, малых хоров, «Несмеяна» и др.), конкурс юмора и сатиры, коллективный выход в театр (кино, филармонию, выставки), «корзина со сказками», комический цирк, коллективный рассказ в картинках, конкурс «Мисс-лето», лотерея, музыкальный киоск, «магазин Плюшкина», массовка, музей «Заходи, глазей», «Ночь ужасов», «Огонек», парад войск будущего, пир-бал именинников, посиделки, панорама творческих дел, праздники (бумажного змея, русской березы, цветов, игры-игрушки, Нептуна и др.), «песочный город», пресс-бой, ребусы, состязание юмористов, творческие объединения («Райкины», «чудаки»), турнир «Яблочко», рыбалка, турнир (гидов, затейников, знатоков), ринг, рыцарский турнир, турнир бумажных голубей, хит-парад, хоровод друзей, цирк из газетной бумаги, цирк на воде, чаепитие, час импровизаций, час инсценировки, чемпионат веселого мяча, шуточная картинная галерея, школьное кафе, ш

Наши рекомендации