Формы организации труда детей дошкольного возраста

Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru

Содержание труда реализуется в различных формах организации. Наукой разработаны и внедрены в практику следующие формы организации:

ü Поручения

ü Дежурства

ü Коллективный труд.

ü

3. Содержание и своеобразие использования поручений в разных возрастных группах.

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие (Шатова А.Д.)

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.

Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

По характеру выполнениятрудовые поручения могут быть:

1. индивидуальные,

2. совместные

- подгрупповыми

- общими

Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru По продолжительности: эпизодические

Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru

КратковременныеДлительные

Выполнение одного способа несколько действий:

Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru действий: принеси, подай, сложи. спланировать, выполнить.

           
    Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru
  Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru   Формы организации труда детей дошкольного возраста - student2.ru
 
 

ПостояннымиПолить комнат. С отсроченным

Одноразовыми растения результатом.

(вырастить)

По трудности:

- простые,

- сложные).

По содержанию – соответствует видам труда.

Эта форма организации труда доступна уже детям 2-3 лет и имеет для них особое воспитательное значение, т.к. они еще не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Взрослый привлекает их к труду через простейшие трудовые поручения.

Значение поручений:

- в них заключается четкая направленность на получение результата (т.к. исходят от взрослого);

- дают широкие возможности для индивидуальной работы с детьми (скромный ребенок – дело общественной направленности, активный, неусидчивый – поручения более длительные, требующие внимания);

- удобны для осуществления контроля:

за сформированностью умений и навыков,

за умением доводить начатое дело до конца,

за отношением к труду и т.д.

- формирование интереса к труду;

- удовлетворение потребности в общении со взрослыми;

- подготовка к другим формам организации труда.

При организации поручений важно:

- включать в деятельность всех детей (вести учет, кому и какие поручения давала, как реагировали);

- использовать доступные и понятные по содержанию поручения;

- учитывать индивидуальные способности и интересы детей.

Особенности:

они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников;

особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд;

в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;

помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Содержание:

поручения детям младших групп косят преимущественно индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;

в средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.;

в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)

4. Содержание и своеобразие дежурств в работе с детьми разных возрастных групп.

ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы ДОУ используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

- дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

- дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

- дежурства по уголку природы (старшая группа).

Содержание труда дежурных при переходе от одной группы к другой усложняется. Это отражается в программах воспитания в детском саду.

5. Содержание и своеобразие коллективного труда в разных возрастных группах.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ-ление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

1. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

3 содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

- труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

- общий труд- один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников. Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

- совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность; представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Наши рекомендации