Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов
Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.
Действительно, между ними много общего:
оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
они напрямую регулируют общественные отношения;
имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений,укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.
Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.
Занятие № 23
Тема «Механизм правового регулирования. Правосознание и правовая культура»
1. Понятие, значение и основные элементы механизма правового регулирования. Виды механизмов правового регулирования. Способы правового регулирования: авторитарный и автономный. МПР и конструкция диспозиции правовой нормы. МПР и реализация (действие) права.
Правовое регулирование и правовое воздействие. Правовые стимулы и правовые ограничения.
Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.
В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это - субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.
Стимулы в праве
Правовой стимул- это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки правовых стимулов:
связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности (выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей, например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
сообщают о расширении объема возможностей, свободы (формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения);
обозначают собой положительную правовую мотивацию;
предполагают повышение позитивной активности;
направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Виды правовых стимулов (в зависимости от):
1) элемента структуры нормы права:
юридический факт-стимул (гипотеза),
субъективное право,
законный интерес,
льготу (диспозиция),
поощрение (санкция);
2) предмета правового регулирования:
конституционные,
гражданские,
экологические и т.п.;
3) объема:
основные (субъективное право),
частичные (законный интерес);
дополнительные (льгота);
4) времени действия:
постоянные (право на собственность);
временные (разовая премия);
5) содержания:
материально-правовые (зарплата);
морально-правовые (благодарность).
Ограничения в праве
Правовое ограничение- это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.
Общие признаки правовых ограничений:
связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта (направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите);
сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
предполагают снижение негативной активности;
направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений (в зависимости от):
1) элемента структуры нормы права:
юридический факт-ограничение (гипотеза),
юридическую обязанность,
запрет,
приостановление и пр. (диспозиция),
наказание (санкция);
2) предмета правового регулирования:
конституционные,
гражданские,
экологические и т.п.;
3) объема:
полные (ограничение дееспособности детей);
частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
4) времени действия:
постоянные (установленные законом избирательные ограничения);
временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
5) содержания:
материально-правовые (лишение премии);
морально-правовые (выговор).
Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.
Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения - сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.
2. Систематизация законодательства: понятие, теоретическое и практическое значение, основные виды. Мониторинг, учёт, регистрация и архивирование правового материала. Особенности кодификации права. Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Справочные информационно-правовые системы (официальные и коммерческие): их юридическое и социально-информационное значение.
Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. [4] Для того чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четко структурированный характер.
Систематизация законодательства– это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом, совершенствования системы законодательства в целом.
Систематизация законодательства необходима для:
– дальнейшего развития и совершенствования законодательства;
– правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов;
– облегчения поиска необходимого нормативного материала;
– устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве;
– формирования правового сознания и правовой культуры лиц вовлеченных в правоотношения, регламентированные посредством законодательства.
Значение систематизации законодательства состоит вповышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.