Основные формы, типы и методы организации общества

Типы властного управления.

Существуют следующие типы власти, позволяющие влиять на поведение людей:

1) власть, основанная на страхе(например, боязнь увольнения или разглашения личной тайны);

2) власть, основанная на убеждении(например, успешная презентация нового товара может повлиять на заключение договоров на производство этого товара);

3) власть, основанная на вознаграждениях(повышение заработной платы, распределение премий и вознаграждений по итогам года, присвоение титулов и званий);

4) власть, основанная на владении важной информацией(особенно если эта информация необходима для принятия решений);

Различают 7 основных тактических способов власти:

1) убеждение(использование цифр, фактов, а также тщательно продуманная презентация идей и материалов);

2) дружелюбие(создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);

3) создание коалиции(объединение усилий, получение поддержки со стороны людей);

4) соглашение(использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);

5) требование считаться с установленными правилами(напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);

6) обращение к авторитетам(получение поддержки на более высоком уровне управления, а также обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);

7) применение санкций(использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).

Догосударственное общество. Исторически, первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: "И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком". Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Оно решало все основные вопросы жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким- смертная казнь, изгнание из рода и племени. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет).

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы -обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Протогосударственное общество. Характеристики традиционного общества. Для традиционного общества характерны следующие особенности: 1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне. 2. Большая энергоемкость. 3. Непринятие нововведений. 4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев. 5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности. 6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Экономика традиционного общества. Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения. Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный способ производства, отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий. Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии. Политическое устройство Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа. Социальные отношения В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.

2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.

3. Низкий уровень социальной мобильности.

4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.

6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Понятие и основания власти.

Власть – возможность влиять на других для достижения поставленных перед ними целей. Власть может быть направлена на отдельного человека, на группу.

Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

Воздействие возможно:

ü через силу;

ü через положительные или отрицательные подкрепления (мотивы, стимулы);

ü на основе ипользования власти.

Влияние – псих.воздействие котор.оказывается на подчиненных с целью изменеия их поведения.

Полномочия – право использовать власть.

Основа власти – это то, откуда она происходит, а источник власти – это то, через что данная основа используется.

Основные характеристики власти:

ü Власть является характеристикой взаимоотношений т.е. она характеризует взаимоотношение между руководителем и подчинённым, проявляющееся в уважении, полномочиях к связи, доступа к ресурсам

ü Власть основывается на опоре на ресурсах (в компетенции, доступа к ресурсам)

ü Власть основывается на представлениях чем подчиняется не фактическим полномочиям, кот обладает руководитель, а тем представлением кот они имеют о его полномочиях

ü Власть целенаправлена

ü Власть зависит от ситуации

ü Существует понятие потенциал власти. Руководитель может не воспользоваться данной ему властью в связи с сознательностью своих подчинённых и так же их компетентностью.

ü Наличие определенного механизма

Виды власти:

ü Формальная – вручается с должностью.

ü Реальная – формальная + готовность людей подчиняться носителю этой власти.

ü Организационные основы власти:

ü Административная власть

ü Власть административная в силу закона, полномочий, полученных административных прав.

Наши рекомендации